Теоретический анализ подходов к пониманию девиантологической сущности кибербулинга
Исследование агрессии в настоящее время проводится в рамках различных гуманитарных наук: психологии, социологии, философии, культурологии и лингвистики. Агрессия считается явлением, прежде всего психологическим, поэтому ее сущность глубже исследована в психологии. Данная проблема изучалась А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Л.М Семенюк, Е.В Саенко, З. Фрейд, Э.Фромм, Э.Веганс, В.С Мухина, Т.В Драгунова, Л.С Выготский, И.А.Фумнов и др.[].
В настоящее время одной из наиболее популярных подходов является теория социального научения, предложенная А.БандураП. Во-первых, она является достаточно эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития. Во-вторых, располагает некоторыми методическими средствами коррекции агрессивного поведения детей. В отличие от других, эта теория гласит, что «агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление» [3 с. 456]. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Если человек часто совершает агрессивные действия, тем в большой степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения.
На агресивное поведение подростков влияют различные социальные факторы, наиболее распространенные это[]:
- микрофакторы к ним относиться семья. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать их подкрепление. Также в подростковом возрасте ребенок оценивает материальное положение семьи, осознает невозможность удовлетворения потребностей из-за этого рождается агрессия, чувство отсталости, обособленности от других сверстников.
- мазофакторы к ним относиться подростковый социум. Различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками. Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям. Шумные игры, в которые играют дети (пущенные в ход кулаки или оскорбления), - самый безобидный способ научения агрессивным реакциям.
- личностные особенности. Среди личностных особенностей, присущих подростку, отмечается формирующее чувство зрелости (реакцию эмансипации). Реакция эмансипации обычно приводит к непереносимости критики со стороны, плохой адаптации к существующим порядкам, а иногда и гипертрофированному формированию личности. Чувство взрослости вызывает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. В его основе лежит способность человека отличать самого себя от своей жизнедеятельности, осознанно относиться к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслях. У подростков субъективный образ «Я» складывается, в основном, из мнения окружающих. Обязательным компонентом самопознания является самооценка. Часто она неадекватна: либо завышена, либо занижена. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и у девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической агрессии, а у девочек к прямой вербальной и к косвенной вербальной агрессии.
С быстрым темпом технического развития человечества и с появлением различных средств виртуальной коммуникации , происходит трансформация агрессии и перенос ее в сетевое Интернет пространство. Термин «киберагрессия» (введен в употребление в 2007 г. доктором философии Д. Шабро) означает форму девиантного поведения в интернет среде []. К нему относятся оскорбления, унижения, издевательства, разоблачения, агрессивные нападки, преследования посредством коммуникативных технологий,
манипулирование [].
Как социально-психологический феномен, кибер-агрессия рассматривается как девиация и имеет множество форм, основными из которых выступают троллинг, кибербуллинг и астротурфинг []. Троллинг и кибермоббинг зачастую очень сходны по своему содержанию. Оба феномена имеют цель - получение удовольствия от негативной реакции жертвы. Кибербулинг как форма агрессивного поведения может проявляться
исключительно в виртуальном пространстве, что подразумевает
невозможность потенциальной жертвы конфликта вступить в физический или визуальный контакт с инициатором самой конфликтной ситуации (агрессором). Опасность кибербуллинга обусловлена особенностями
интернет среды: анонимностью, наличием огромной аудитории, возможностью фальсификации данных, возможностью действовать удаленно и в любое время[].
Термин «кибербуллинг» был впервые введен в научный оборот канадским педагогом Биллом Белсеем, определяющим его как «преднамеренное, повторяющиеся враждебное поведение отдельных лиц или групп, намеревающихся нанести вред другим, используя информационные и коммуникационные технологии» [12 с. 453]. Для этого могут создаваться сайты, на которых размещаются материалы, компрометирующие ребёнка (фото, видеосъёмки и т. п.). C целью кибербулинга используются сервисы мгновенных сообщений, электронная почта, социальные сети, игровые и развлекательные сайты, социальные сети, форумы и чаты.
Таблица 1 Разновидности кибербуллинга[]
|
Киберсталкинг |
Чрезвычайно опасная форма кибербуллинга. Она может привести к тому, что виртуальный агрессор может стать «реальным». Жертву могут выслеживать для нападения, избиения, насилия и проч. |
Кетфишинг |
Киберагрессоры копируют профиль жертвы, пытаются каким-либо образом ее скомпрометировать. |
Хеппислепинг |
Форма кибербуллинга, характеризующаяся снятием видеороликов, на которых агрессоры избивают жертву или издеваются над ней, а затем «заливают» ролики в Интернет, разумеется, без согласия пострадавшего человека. |
Агрессия в сети имеет ряд значимых особенностей []:
-общение протекает в основном в письменном виде;
- иные правила построения связных высказываний, и новые сценарии коммуникации;
-отсутствует непосредственный контакт между коммуникантами и достоверная информация об участниках общения;
-анонимность пользователей;
-физическая не представленность коммуникантов;
Благодаря некоторой степени анонимности, которую себе выбрал сам индивид, у него появляется возможность выражать свои слова и мысли в желаемой форме, в том числе обходя нормы морали, соблюдаемые в реальной жизни. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в реальном мире индивид значительно ограничен в высказываниях фильтрами морали, нравственности и культуры, а враждебное, агрессивное поведение может помешать успешной социальной адаптации. Виртуальное общение, тем более, если оно строиться на анонимной основе, стирает допустимые границы этики взаимодействия и тогда хамство, ожесточенность, оскорбления становятся для некоторых нормой. Вышеперечисленные виды кибер-агрессии не исчерпывают всех видов девиантного поведения в интернет-среде, однако, их опасность для социальных сетей очевидна. Широкое распространение Интернета, глобальное вовлечение все большего количества людей, и в частности подростков, в сетевое взаимодействие, их участие в различных группах и обсуждениях создает благоприятную почву для повсеместного распространения троллинга, кибермоббинга и астротурфинга.
Учитывая, что зачастую регистрация пользователей и их персонификация носит лишь формальный характер, анонимность и ощущение безнаказанности служат своеобразными триггерами запускающими механизм антисоциального поведения пользователя в социальной сети. Как уже отмечалось, чаще всего от нападок киберагрессоров страдают дети и подростки, они доверчивы, ведомы, легко поддаются манипулятивным уловкам и наименее защищены в интернетсреде []. Зачастую, такая неспособность противостоять троллингу и кибермоббингу может привести к таким негативным последствиям, как, например, снижение социальной активности в реальной жизни и депрессии. Отдельно стоит упомянуть, что присущая подросткам и детям доверчивость, наивность, желание выделиться, выгодны кибер-агрессорам, пропагандирующим путем астротурфинга радикальные и общественно опасные идеи. Жертвы кибербулинга сталкиваются с нарушениями которые затрагивают все уровни функционирования подростка. В социальной жизни сигналом последствия кибербулинга может быть: дезадаптация, не желание идти на контакт с близкими, избегание школы, нарушение коммуникативных навыков [32].
В педагогическом плане в качестве последствий кибербулинга можно выделить: снижение успеваемости; нежелание посещать образовательные учреждение; пропуски занятий без уважительной причины дестабильные оценки; низкая учебная активность[40]. Социальная и педагогическая подавленность подростка ведет к - психологической к ней следует отнести: снижение самооценки подростка; неуверенность в себе ; нарушение психического развития; психические расстройства ;психоэмоциональная нестабильность ;постоянное чувство тревоги, страха, развитие паранойи ;мысли о суициде [6]. Медицинские последствия кибербулинга влияют на работу организма в целом , частые явления депрессии, стрессы, снижение иммунитета, быстрая утомляемость, иногда бессонница, ухудшения памяти и внимания, дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, плохой аппетит. В особо тяжёлых случаях стресс, пережитый из-за кибербуллинга, может привести к задержке или даже остановке психического развития.
Отсюда следует что, влияние кибербуллинга негативно сказывается на всех аспектах жизни подростка. Начиная с нарушением социальных навыков, завершая реальными угрозами физическому здоровью.
Участники процесса кибербулинга делаться на 3 подгруппы.
Первая подгруппа непосредственно сами агрессоры или кибер буллеры. Это те кто оказывает травлю в сети Интернет. Рассмотрим подробнее его личность. Потребность самоутверждения за счет унижения других говорит о нарушении в системе самооценки, нарушение развития эмоциональности, низкий уровень эмпатии, также нарушение коммуникативной компетентностью.
В 2018 году нами было проведенно исследование с целью изучить состояние агрессии (Опросник агрессивность Басса-Дарки. Далее определить уровень коммуникативной компетентности по методике выявления коммуникативных и организаторских склонностей. В результате проведенного исследования было выявлено, что у подростков проявляющих агрессию в сети низкий уровень коммуникативной компетентности. (Приложение А)
Следующий тип роли участников процесса кибербуллинга являются свидетили. Данный тип не выступает в роли наблюдателя, и занимают большинство участников кибербуллинга, зачастую они испытывают чувство беспомощности страха, стыда , но в тоже время и поддерживают агрессора. К жертве они испытывают чувство жалости, но лишь меньшая часть пытается помочь. Роль свидетелей очень важна для преследователя так как небольшое одобрение травли является положительным стимулом для агрессора.
Роль жертвы кибербуллинга. На данную тему существует множество научных трудов [7, 6, 9]. Роль жертвы связывают с такими особенностями как низкая самооценка, повышенная тревожность, чувствительность. В группу риска зачастую попадают дети с трудностями в обучении, повышенной виктимностью, не умеющие адекватно реагировать на критику. Также исследования на тему влияния кибербуллинга на самооценку говорят о том, что существует тенденция к трансформации самооценки подростков под влиянием кибербуллинга [8] .
Подведя итоги можно сказать что кибербуллинг это форма агрессивного поведения протекающая в сети интернет, не и меня непосредственного взаимодействия. Существую различные разновидности кибер агресссии к ним относят: анонимные угрозы, преследования, флейминг, аутинг, фрейпинг, киберсталинг, кетфишинг, хеппислепинг.
Так же были выделенны социальные факторы влияющие на агрессивное поведение к ним относят семью, подростковый социум, личностные особенности, средства массовой информации. Были выделены 3 роли участников кибербуллинга. Свидетели, жертвы, и преследователи, все они имеют свои отличительные личностные особенности.