Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды

1.1. Общая характеристика понятия «психология безопасности городской среды»

В начале прошлого столетия начали стираться грани между городами и поселениями. Урбанизированные территории стали появляться сначала в Европе, затем, по мере увеличения городского населения, стали формироваться городские агломерации во всех регионах, странах. Увеличение числа городов, возросшая в них плотность населения, вызвали повсеместное изменение в демографическом, профессиональном и социальном плане.

Процесс урбанизации в развитых странах плавно переходит в развитие пригородных зон крупных городов, что приводит к сокращению численности последних и их размыванию (люди стараются уехать в пригород, жить ближе к природе) [7; 15; 77].



РЕКЛАМА

Вам нужен доход от траффика вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB


Современная наука рассматривает большие города (мегаполисы) как:

  • по теории Дж. Фридмана – это мировые центры финансовых услуг;
  • по теории М. Кастельса – это центры информационных и финансовых потоков;
  • по теории С. Сассена – это центры бизнес-услуг;
  • по теории П. Тейлора – это центры корпоративных услуг [46].

В. А. Сакович писал: «Глобализация (следовательно, и урбанизация), которая изначально касалась, главным образом, экономической области и политической области, в настоящее время распространилась и на культуру, приводя к исчезновению культурного наследия народов и формированию общей, ориентированной на Запад, мировой культуры» [45, с. 158]. На фоне негативных моментов глобализации Сакович отмечает, что данные процессы очень сильно затрагивают все области культуры и встает вопрос о сохранении культурных ценностей.

Н. А. Слука отмечает, что результатом формирования мегаполисов и агломераций стало образование социальной системы, это произошло под влиянием трех причин:

  • Произошла замена тесных родственных и межличностных связей, которые были раньше при деревенском укладе жизни, на более отчужденные и анонимные отношения. Человек вынужден адаптироваться и менять свое привычное взаимодействие с окружающими людьми.
  • Появляется совсем другая система разделения труда, так как образуется более плотная концентрация населения, и состав населения становится более многослойным.
  • Города становятся культурными, информационными, образовательными центрами.

Н. А. Слука говорит, что «…развитие городов приводит к постепенному изменению социально-психологического состояния людей, происходит переход от небольшого количества постоянных социальных контактов к более многочисленным социальным контактам» [46, с. 184–203].

1.2. Психологическая безопасность городской среды в западных психологических теориях

Психологическая безопасность городской среды, как направление психологии, развивается очень стремительно. Многие ученые работают в этом области, так как она имеет очень важное практическое значение. Рассмотрим некоторые западные теории о психологической безопасности городской среды.

Представления о безопасности городской среды молодежью – очень актуальная тема исследования. Данный вопрос волнует ученых всего мира, так как развитие молодых людей в комфортной и безопасной городской среде – это гарантия стабильного и психологически здорового общества в будущем. На представление молодежи о безопасности городской среды влияет множество факторов, в том числе и такие, как пространственный, информационный, личностный и социальный.

В Таблице 1 представлены ответы, характеризующие «внутреннее благополучие».

Таблица 1 – Ответы, характеризующие «внутреннее благополучие»

Категории ответов

Количество высказываний

%

Оптимизм

75

64,10

Надежность

60

51,28

Счастье

54

46,15

Компетентность

53

45,30

Успешность (успех)

53

45,30

Везение

47

40,17

Итого

342

-

Примечание: сумма ответов превышает 100 % (n = 117), так как можно было написать несколько ответов.

Проанализируем корреляционные связи между параметрами методики СЭЛБ и параметрами методики ШПБ (анализировались только шесть параметров, которые были выделены самой К. Рифф) (Таблица 2).

Таблица 2 – Взаимосвязи параметров методики СЭЛБ с показателями методики ШПБ (n = 55)

Параметры

Позитивные отношения с окружающими

Автономия

Управление средой

Счастливый

0,357**

0,268*

0,344*

Везучий

0,545***

0,416**

0,514***

Оптимист

0,605***

0,513***

0,580***

Успешный

0,379**

0,413**

0,547***

Компетентный

0,496***

0,203

0,443***

Надёжный

0,320*

0,131

0,394**

Примечание: *** r = 0,43, р ≤ 0,001; ** r = 0,35, p ≤ 0,01; * r = 0,27, p ≤ 0,05.

На нашей планете все больше появляется больших городов, для горожан живут в постоянном стрессе, в постоянном психическом напряжении, появляются негативные составляющие во взаимоотношениях, все чаще нарушаются и стираются личностные границы – все это пагубно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Появляется дилемма между достижением целей, которые актуальны для горожан (материальные), и здоровьем, как физическим, так и психологическим. Противоречие рождает недовольство и напряжение в общении, что приводит в целом к депрессиям и дополнительным стрессовым ситуациям.

Молодой человек взаимодействует с социальным окружением через мировоззрение.

Молодым людям свойственно критическое отношение к окружающему миру, они самоутверждаются, создают свои теории, которые базируются на новом, критичном представлении окружающей среды. В возрасте от 18–22 лет молодым людям присущ максимализм в суждениях и поступках, эгоцентризм в мышлении. Молодые люди часто воспринимают мир так, как они его представляют, и не всегда видят действительную картину и происходящего с ними.

В результате было выделено 2 фактора, на них пришлось 71,62 % дисперсии. Между факторами дисперсия распределилась следующим образом: 1-й фактор 57,86 %, 2-й фактор 13,73 % (Таблица 3).

Таблица 3 – Результаты факторного анализа индикаторов, суммарных показателей и индекса методики СЭЛБ и показателей методики ШПБ (n = 55)

Параметры

Факторы

1

2

Индекс СЭЛБ (А + В - С)

0,939

Суммарный показатель (А + В)

0,918

Управление средой (ШПБ)

0,865

Самопринятие (ШПБ)

0,826

Окончание таблицы 3

Цели в жизни (ШПБ)

0,819

Личностный рост (ШПБ)

0,750

Позитивное отношение с окружающими (ШПБ)

0,744

Индикатор личностного благополучия (В)

0,694

-0,692

Автономия (ШПБ)

0,689

Негативный индикатор (С)

-0,522

Показатель разности (А - В)

0,939

Доля объясненной дисперсии

57,864 %

71,624 %

В модели на Рисунке 1 визуализированы три уровня, связанные с представлениями личности о собственном эмоционально-личностном благополучии.

Рисунок 1 – Трехуровневая модель самооценки эмоционально-личностного благополучия

Для разработки новых методов исследования представлений молодежи о безопасности городской среды необходимо хорошо разбираться в социально-психологических особенностях развития молодых людей (Приложение А, таблица А.1). Каждый возраст человека характеризуется своими психологическими особенностями (Приложение Б, рисунок Б.2). Для молодых людей безопасность часто ассоциируется с возможностью самореализоваться, удовлетворить свои потребности в самоопределении, самостоятельности и самооценке; в городской среде все это становится возможным. Для молодых людей также очень важен социальный комфорт, это тоже позволяет ощущать себя в безопасности в городской среде