Теоретико-методологические подходы к изучению представлений о безопасности городской среды
1.1. Общая характеристика понятия «психология безопасности городской среды»
В начале прошлого столетия начали стираться грани между городами и поселениями. Урбанизированные территории стали появляться сначала в Европе, затем, по мере увеличения городского населения, стали формироваться городские агломерации во всех регионах, странах. Увеличение числа городов, возросшая в них плотность населения, вызвали повсеместное изменение в демографическом, профессиональном и социальном плане.
Процесс урбанизации в развитых странах плавно переходит в развитие пригородных зон крупных городов, что приводит к сокращению численности последних и их размыванию (люди стараются уехать в пригород, жить ближе к природе) [7; 15; 77].
РЕКЛАМА
Вам нужен доход от траффика вашего интернета? Зарегистрировался и забыл, а через 3 месяца посмотрел и к выводу у тебя от 30 баксов.При регистрации по ссылке вам подарят 5 долл. https://r.honeygain.me/PHILCDD0FB
Современная наука рассматривает большие города (мегаполисы) как:
- по теории Дж. Фридмана – это мировые центры финансовых услуг;
- по теории М. Кастельса – это центры информационных и финансовых потоков;
- по теории С. Сассена – это центры бизнес-услуг;
- по теории П. Тейлора – это центры корпоративных услуг [46].
В. А. Сакович писал: «Глобализация (следовательно, и урбанизация), которая изначально касалась, главным образом, экономической области и политической области, в настоящее время распространилась и на культуру, приводя к исчезновению культурного наследия народов и формированию общей, ориентированной на Запад, мировой культуры» [45, с. 158]. На фоне негативных моментов глобализации Сакович отмечает, что данные процессы очень сильно затрагивают все области культуры и встает вопрос о сохранении культурных ценностей.
Н. А. Слука отмечает, что результатом формирования мегаполисов и агломераций стало образование социальной системы, это произошло под влиянием трех причин:
- Произошла замена тесных родственных и межличностных связей, которые были раньше при деревенском укладе жизни, на более отчужденные и анонимные отношения. Человек вынужден адаптироваться и менять свое привычное взаимодействие с окружающими людьми.
- Появляется совсем другая система разделения труда, так как образуется более плотная концентрация населения, и состав населения становится более многослойным.
- Города становятся культурными, информационными, образовательными центрами.
Н. А. Слука говорит, что «…развитие городов приводит к постепенному изменению социально-психологического состояния людей, происходит переход от небольшого количества постоянных социальных контактов к более многочисленным социальным контактам» [46, с. 184–203].
1.2. Психологическая безопасность городской среды в западных психологических теориях
Психологическая безопасность городской среды, как направление психологии, развивается очень стремительно. Многие ученые работают в этом области, так как она имеет очень важное практическое значение. Рассмотрим некоторые западные теории о психологической безопасности городской среды.
Представления о безопасности городской среды молодежью – очень актуальная тема исследования. Данный вопрос волнует ученых всего мира, так как развитие молодых людей в комфортной и безопасной городской среде – это гарантия стабильного и психологически здорового общества в будущем. На представление молодежи о безопасности городской среды влияет множество факторов, в том числе и такие, как пространственный, информационный, личностный и социальный.
В Таблице 1 представлены ответы, характеризующие «внутреннее благополучие».
Таблица 1 – Ответы, характеризующие «внутреннее благополучие»
Категории ответов |
Количество высказываний |
% |
Оптимизм |
75 |
64,10 |
Надежность |
60 |
51,28 |
Счастье |
54 |
46,15 |
Компетентность |
53 |
45,30 |
Успешность (успех) |
53 |
45,30 |
Везение |
47 |
40,17 |
Итого |
342 |
- |
Примечание: сумма ответов превышает 100 % (n = 117), так как можно было написать несколько ответов.
Проанализируем корреляционные связи между параметрами методики СЭЛБ и параметрами методики ШПБ (анализировались только шесть параметров, которые были выделены самой К. Рифф) (Таблица 2).
Таблица 2 – Взаимосвязи параметров методики СЭЛБ с показателями методики ШПБ (n = 55)
Параметры |
Позитивные отношения с окружающими |
Автономия |
Управление средой |
Счастливый |
0,357** |
0,268* |
0,344* |
Везучий |
0,545*** |
0,416** |
0,514*** |
Оптимист |
0,605*** |
0,513*** |
0,580*** |
Успешный |
0,379** |
0,413** |
0,547*** |
Компетентный |
0,496*** |
0,203 |
0,443*** |
Надёжный |
0,320* |
0,131 |
0,394** |
Примечание: *** r = 0,43, р ≤ 0,001; ** r = 0,35, p ≤ 0,01; * r = 0,27, p ≤ 0,05.
На нашей планете все больше появляется больших городов, для горожан живут в постоянном стрессе, в постоянном психическом напряжении, появляются негативные составляющие во взаимоотношениях, все чаще нарушаются и стираются личностные границы – все это пагубно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Появляется дилемма между достижением целей, которые актуальны для горожан (материальные), и здоровьем, как физическим, так и психологическим. Противоречие рождает недовольство и напряжение в общении, что приводит в целом к депрессиям и дополнительным стрессовым ситуациям.
Молодой человек взаимодействует с социальным окружением через мировоззрение.
Молодым людям свойственно критическое отношение к окружающему миру, они самоутверждаются, создают свои теории, которые базируются на новом, критичном представлении окружающей среды. В возрасте от 18–22 лет молодым людям присущ максимализм в суждениях и поступках, эгоцентризм в мышлении. Молодые люди часто воспринимают мир так, как они его представляют, и не всегда видят действительную картину и происходящего с ними.
В результате было выделено 2 фактора, на них пришлось 71,62 % дисперсии. Между факторами дисперсия распределилась следующим образом: 1-й фактор 57,86 %, 2-й фактор 13,73 % (Таблица 3).
Таблица 3 – Результаты факторного анализа индикаторов, суммарных показателей и индекса методики СЭЛБ и показателей методики ШПБ (n = 55)
Параметры |
Факторы |
|
1 |
2 |
|
Индекс СЭЛБ (А + В - С) |
0,939 |
|
Суммарный показатель (А + В) |
0,918 |
|
Управление средой (ШПБ) |
0,865 |
|
Самопринятие (ШПБ) |
0,826 |
Окончание таблицы 3
Цели в жизни (ШПБ) |
0,819 |
|
Личностный рост (ШПБ) |
0,750 |
|
Позитивное отношение с окружающими (ШПБ) |
0,744 |
|
Индикатор личностного благополучия (В) |
0,694 |
-0,692 |
Автономия (ШПБ) |
0,689 |
|
Негативный индикатор (С) |
-0,522 |
|
Показатель разности (А - В) |
0,939 |
|
Доля объясненной дисперсии |
57,864 % |
71,624 % |
В модели на Рисунке 1 визуализированы три уровня, связанные с представлениями личности о собственном эмоционально-личностном благополучии.
Рисунок 1 – Трехуровневая модель самооценки эмоционально-личностного благополучия
Для разработки новых методов исследования представлений молодежи о безопасности городской среды необходимо хорошо разбираться в социально-психологических особенностях развития молодых людей (Приложение А, таблица А.1). Каждый возраст человека характеризуется своими психологическими особенностями (Приложение Б, рисунок Б.2). Для молодых людей безопасность часто ассоциируется с возможностью самореализоваться, удовлетворить свои потребности в самоопределении, самостоятельности и самооценке; в городской среде все это становится возможным. Для молодых людей также очень важен социальный комфорт, это тоже позволяет ощущать себя в безопасности в городской среде