Теория массовой коммуникации

Современные условия жизни обусловили резкий рост внимания к такому социальному феномену, как массовые коммуникации. Сейчас массовые коммуникации являются ключевым объектом исследования на разных уровнях и в разных концепциях: социологических, кибернетических, политологических, философских и других.

Данное положение является закономерным и вполне объяснимым. В современном мире происходит переход от индустриального общества к информационно-коммуникативному. Данный переход сопровождается не только вхождением массовой коммуникации во все сферы жизни общества, но и возникновением и развитием совершенно нового типа коммуникативных структур и процессов, глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, а также современных изменений и социально коммуникативной сферы, места и роли коммуникации в развитии общества.

Сегодня совершенно новый смысл приобрели представления Н. Лумана о коммуникации, как о значительной характеристике самого общества, его утверждение о том, что все человеческие отношения и вся социальная жизнь не может быть осуществлена без коммуникаций, что только коммуникация может осуществлять коммуникацию.

Кроме того актуальными являются позиции теоретиков коммуникативного действия Ю. Хабермаса и коммуникативного общества Карла Отто Апеля, поскольку именно в данных в суждениях полноценно раскрывается суть коммуникативности, коммуникативной общности и коммуникативного пространства.

Если говорить о науке массовой коммуникации, необходимо понимать то, что, несмотря на значительное развитие и глобализацию коммуникационных процессов, постоянный рост количества публикаций по данной тематике, науки о коммуникации как определенной области знания все еще не существует. Это обуславливает значительное отставание теоретического осмысления данного феномена от реальных масштабов происходящего действия.

Кроме того коммуникативное направление в процессе изучения социальной реальности имеет не только глубокие корни, но и значительные теоретические и практические достижения, которые были получены в процессе действующих в настоящий момент концептуальных подходах, исследовательских парадигмах и научных сообществах. Общеизвестно, что в американских и европейских университетах в конце 30-х годов начали читаться курсы по коммуникациям, а также получили распространения специальности, связанные с коммуникациями. Так же издается свыше двадцати разных научных изданий по данной тематике.

Кроме того были созданы профессиональные ассоциации: Международная коммуникативная ассоциация, Национальная коммуникативная ассоциация в США, Европейский коммуникативный конгресс. В декабре 2000 года в Российской федерации была образована Российская коммуникативная ассоциация, которая играет значительную роль в деле концептуализации коммуникаций как области знаний, а также формировании и развитии коммуникативного образования в Российской Федерации.

Стоит отметить, что вместе с научными исследованиями активно проводится подготовка соответствующих специалистов. Учитывая то, что в Российской системе высшего образования специальности по массовой коммуникации не существует, но при этом в ряде европейских государств и США уже сформировались определенные традиции в подготовке кадров данного профиля. Первая коммуникационная кафедра была открыта в США более 50 лет назад. В настоящий момент кафедра коммуникативного направления существует практически во всех ведущих американских и европейских университетах.

Последние годы Российской Федерации характеризуется успешным развитием прикладных коммуникаций и специальностей, таких как связи с общественность, реклама, лингвистика и межкультурная коммуникация, а также специальности в сфере масс-медиа и прочее. В большинстве российских высших учебных заведениях сформированы кафедры коммуникативного профиля.

Учитывая мировой и отечественный опыт необходимо сказать, что в настоящий момент сформировался основной континуум науки о коммуникации, который, по мнению профессора Д.П. Гавры, включает в себя следующие дисциплины: общую теорию коммуникации, межличностную деловую коммуникацию, теорию массовой коммуникации и так далее.

В связи с этим, И. П. Яковлев отмечает, что весьма странно выглядит отсутствие интеграции знаний о коммуникационных процессах в виде особой науки, поскольку объект, предмет, теория и отрасль уже существуют, а самой науки еще нет.

По мнению исследователя в качестве такой науки может выступать коммуникология, которая должна стать наукой о месте и роли коммуникации в обществе, а также рассказывать о процессе ее развития, структуре, коммуникационных процессах и средствах.

Многие отечественные и зарубежные исследователи выступают за то, чтобы сформировалась наука о коммуникации, при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно разное содержания. Например, Г.Е. Третьяк в качестве предмета изучения науки о коммуникации выделяет ее структуру, функции, типологию, средства и способы коммуникации.

Сторонники науки о коммуникации выделяются среди американских, французских и канадских теоретиков. Однако представители французской школы говорят только об информационно-коммуникативной науке. Наиболее характерно такое мнение для Б. Мьеж, Д. Бунью, Д. Вольтон, П. Бурдье и др.

Таким образом, необходимо сказать, что сторонники формирования и развития науки о массовых коммуникациях, в качестве самостоятельной науки, широко представлены среди отечественных и зарубежных исследователей. Однако это только одно направление в исследовании массовой коммуникации.

Второе направление, которое в настоящий момент представляет большинство исследователей, должно развиваться в рамках таких наук, как теория коммуникации или метатеория. Стоит отметить, что единой методологической базой для данного направления является стремление изучать теорию коммуникации и метатеорию в качестве одной науки с одной стороны. Но в качестве основы для формирования такой совокупности теорий могут выступать либо обобщение разных наук, где коммуникативное воздействие играет определяющую роль, либо обобщения частных коммуникативных теорий с другой стороны.

Например, А. В. Соколов писал, что нельзя сформировать ни одну теорию коммуникации с помощью складывания знаний, которые были накоплены в разных науках. Теория коммуникации не может состоять из разделов, которые были заимствованы из искусствознания, педагогики, психологии и других наук. Для того чтобы познать суть и структуру данного феномена в целом необходимо не суммирование, а обобщение знаний. При этом обобщение, то есть получение совершенно нового знания с помощью критического анализа и сопоставления наиболее свойственны не для теории, а для метатеории или обобщающей теории. В таком случае метатеория социальной коммуникации является межнаучной обобщающей теорией, которая основывается на базе различных наук, изучающих разные аспекты социальных коммуникаций. При этом данные науки можно назвать частными коммуникативными теориями.

Преобладающее количество разных теорий массовой коммуникации, которые опираются на разные концептуальные подходы, а так же отсутствие общей парадигмы, направленной на объедение исследователей данного социального феномена, обусловило ситуацию, где область коммуникации разделена на несколько разных частей.

Это можно объяснить тем, что некоторые коммуникативные теории проявились в самых различных дисциплинах. Все это обусловило необходимость поиска совершенно новых исследовательских инструментов для изучения данного вопроса. Таким образом, каждый теоретических подход к вопросу массовых коммуникаций вносит совершенно новый вклад в понимание сути данного феномена.