Ценности, транслируемые советскими плакатами
Советские плакаты продвигали в общество следующие идеалы: патриотизм, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность, трудолюбие, готовность защищать слабых и помогать старшим, нетерпимость ко злу, честность, трезвость, самодисциплина, уважение к старшим, прилежание в учебе. Соответственно, осуждались такие пороки, как: аборты и отказ от ребенка, ложь, несознательность родителей, неграмотность, агрессивность, неуважение к старшим, неряшливость.
1. Патриотизм.
Плакат В. Сурьянинова (1950) призывал детей быть достойными сынами Родины. На плакате изображена мать и сын в пионерском галстуке. На столе перед ними лежит школьная тетрадь, а в руках у матери – роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Отметим, что в этом романе, среди прочего, отражены дискуссии о призыве в партию и комсомол, о восстановлении народного хозяйства и социалистического строительства в первые годы советской власти.
2. Коллективизм, дружба, взаимопомощь.
Плакат Б. Решетникова (1950) гласит: «Пионер без лишних слов малышу помочь готов». Девочка-пионерка помогает делать уроки мальчику-октябренку.
3. Самостоятельность.
Ряд советских плакатов призывает детей к самостоятельности. Об этом свидетельствует, в частности, плакат «Учись все делать сам» (1950), на котором изображен мальчик, зашивающий свою рубашку.
4. Трудолюбие, мастерство.
Плакат С. Низовой (1954) «Люби труд» констатирует, что хорошо иметь умелые руки, и призывает детей любить труд. Мальчики-пионеры выпиливают по дереву, а маленький мальчик наблюдает за их работой.
5. Готовность защищать слабых.
На плакате С. Низовой (1955) «Не обижай малыша» изображен пионер, закрывающий своей рукой плачущего ребенка с мячом. Плакат сопровождается цитатой из стихотворения В. Маяковского:
Этот вот кричит: «Не трожь
Тех, кто меньше ростом!»
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!
6. Неравнодушие, нетерпимость ко злу.
Очень лаконичный в вербальном отношении плакат С. Низовой (1955) «Не смей» показывает двух мальчиков, один из которых пытается кинуть камень, а другой, пионер, перехватывает его руку с камнем.
7. Готовность помогать старшим.
На плакате С. Низовой (1955) «Помогай старшим» изображены, по всей видимости, два брата, старший из которых – пионер, в фартуке чистящий картошку. Плакат имеет слоган «Мы должны с тобой сами помогать в хозяйстве маме!»
8. Честность.
Плакат Г. Шубиной (1965) «Не лги никогда» демонстрирует нам мать и провинившегося ребенка. Мать, скорее, огорчена, чем сердита. Лица ребенка мы не видим, но его покрасневшие уши свидетельствуют о его раскаянии и огорчении.
Однако некоторые советские плакаты со схожей тематикой в настоящее время могут восприниматься не в том ключе, в котором они изначально задумывались. Так, на плакате «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда» (1959) один из пионеров указывает пальцем на другого. Мы можем только догадываться о том, в чем провинился последний, но на стене класса висит фотография пионера Павлика Морозова – советского школьника, прославившегося как героя, противостоявшего кулачеству в лице своего отца и поплатившегося за это своей жизнью.
9. Трезвость.
На плакате «Ни капли» (1959) изображен мальчик, протягивающий рюмку к бутылке портвейна. Его руку останавливает большая рука взрослого.
10. Самодисциплина.
На плакате Е. Соловьева (1964) «Распорядок дня» на фоне часов изображен пионер с ранцем за спиной. На циферблате вместо чисел – условные картинки распорядка дня. Плакат сопровождается четверостишием:
Школьник, дорожи минутой,
Верный счет веди часам.
Распорядок дня не путай,
Он во всем поможет нам.
11. Уважение к старшим.
На плакате К. Иванова, В. Брискина (1957) «Не будь таким» изображен школьник в автобусе, рядом с которым стоит старушка с тяжелой сумкой с продуктами. Школьник вальяжно развалился на сиденье автобуса, положив рядом с собой ранец с учебниками.
12. Прилежание в учебе.
Плакат Р. Сурьянинова (1957) призывает школьников учиться на пять. Пионер на плакате протягивает вперед руку с пятью пальцами.
Далее выделим недостатки и отрицательные качества, которые советское общество не принимало в детях и их родителях:
1. Отказ от ребенка/аборты
Плакаты призывали матерей не отказываться от своих детей, а обращаться в соответствующие органы государственной защиты.
2. Ложь
В отличие от современной социальной рекламы, советские плакаты затрагивали такую важную нравственную черту ребенка, как способность и желание говорить родителям правду. Правдолюбие – одна из важных черт пионера, свидетельство того, что он дорожит честью.
3. Несознательность родителей
Плакаты призывали матерей вести себя более осознанно по отношению к детям, заботиться об их здоровье.
4. Неграмотность
Примечательно, что советское общество осуждало, в первую очередь, не школьников, не желающих учиться, а их родителей, не осознающих важность образования и препятствующих его получению детьми.
5. Агрессивность
Советское общество транслировало в массы: старшие не только не должны обижать младших, но и заступаться за них. Родители же, со своей стороны, должны подавать детям соответствующий пример, не ругать их, не бить, а заниматься их образованием.
6. Неуважение к старшим
Неуважение к старшим предполагает: не помогать родителям по хозяйству, не уступать место в транспорте пожилым людям, лгать старшим и друзьям.
7. Неряшливость
Пионер должен убирать за собой мусор, заботиться о чистоте своего внешнего вида.
Таким образом, мы можем составить идеальный образ советского школьника: это пионер, патриот, дружелюбный, помогает взрослым и друзьям, самостоятельный, трудолюбивый, защищает слабых, уважает старших, прилежен в учебе, аккуратный, дисциплинированный.
Идеальная семья, согласно советским плакатам, должна состоять, как минимум, из родителей и двоих детей, заботиться об их образовании и здоровье.
В качестве художественных приемов в плакате часто используются художественная метафора, изображение разномасштабных фигур, контурное обозначение предметов, одновременное сочетание фотографий с рисунком и живописью и др. Кроме того, художники нередко изображают события, происходящие в разное время и в разных местах. Особую роль играют шрифт, его цвет и расположение.
Примерно 70% проанализированных советских плакатов имеют положительную коннотацию, остальные – негативную. Это можно объяснить тем, что плакаты, в первую очередь, преследовали цель воспитания духовно и физически развитой личности ребенка, они должны были показывать положительные примеры. Плакаты с негативной коннотацией демонстрировали, какими «не надо быть», но редко нагнетали тяжелые ассоциации.
Если говорить о языковых особенностях советских плакатов, то можно отметить следующее. В большинстве случаев употребляются восклицательные предложения, например:
Научусь!
Пионер без лишних слов малышу помочь готов!
Слава матери героине!
За радостное цветущее детство!
За счастливую, крепкую семью!
Честь и слава советскому учителю!
Слава нашей любимой родине!
В ряде плакатов восклицательный знак употребляется в побудительных предложениях:
Не обижай малыша!
Не лги никогда!
Учись все делать сам!
Учись на пять!
Не будь таким!
Будь достойным сыном Родины!
Ни капли!
Помогай старшим!
Окружи сирот материнской лаской и любовью!
Будь счастлив, родной!
Не растить барчуков!
Нам встретился только один случай употребления многоточия в конце предложения, вопросительные предложения не были обнаружены:
А я хотела сделать аборт…
То, что не высказано словами, советские граждане понимали из визуального ряда плаката, на котором изображена счастливая мать и голый улыбающийся младенец.
В остальных случаях употребляются повествовательные предложения:
Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.
Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить.
Любите книгу – источник знания.
Не бей ребенка – это задерживает его развитие и портит характер.
Здоровые родители – здоровое потомство.
В некоторых плакатах используется прямое обращение:
Матери, не подкидывайте детей! Идите в советы социальной помощи. Там вам помогут.
Посыл данного плаката усиливается за счет иллюстрации: мать оставляет ребенка на пороге чужого дома, в дровах, зимней ночью. Примечательно, что мать одета очень тепло, а ребенка она оставляет полураздетого. И это неслучайно: жалость к брошенному ребенку, которая возникнет у матерей, поможет им избежать подобных ошибок в будущем.
Школьники! Домашнее задание выполняйте самостоятельно!
Пионер! Учись сражаться за дело рабочего класса!
Случаи языковой игры в советских плакатах единичны:
С буквой о – сила
С буквой и – могила
На плакате написано слово «СПИРТ», в котором зачеркнута буква «и», а сверху подписана буква «о».
Зачастую слоган плаката строится на противопоставлении:
Полно в консультациях – пусто на детских кладбищах. Чем сознательнее мать, тем меньше болеют дети. Дети не должны умирать!
В этом плакате антитеза усиливается словосочетанием «детские кладбища», которое призвано напугать матерей и привлечь их внимание к здоровью детей.
Один ребенок – хорошо, два – лучше!
На антитезе построен не только лозунг плаката, но и его визуальное наполнение: в верхней части плаката родители целуют в щеки ребенка, причем лицо у него то ли плачущее, то ли испуганное. В нижней части уже двое веселых и радостных детей целуют родители.
Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре.
Часть плакатных слоганов представляет собой рифмованные двустишия или четверостишия:
Ты труд другого уважай –
Сам насорил, сам убирай!
Работают матери, спорится труд –
Колхозные ясли детей берегут.
Уроки рисования, музыки и пения
Культуру школьника повысят без сомнения.
Всем должно быть ясно –
Играть на мостовой опасно.
Не жди, чтоб добрый дядя
Все сделал за тебя.
Умей с работой ладить,
Различный труд любя!
Всюду светлые, красивые
Мы сады откроем детские.
Чтоб веселая, счастливая
Детвора росла советская!
Иногда советские плакатисты используют прием интертекстуальности, то есть обращаются к цитатам из известных авторов:
Неграмотный ребенок – позор для матери. Советская школа выкует лучших строителей жизни – городов, полей… Нам не надо митрофанушек и недоучек… Родители, не отрывайте от учебы детей! (А. Жаров)
Счастливые родятся под советской звездой
В данном случае трансформируется фразеологизм «родиться под счастливой звездой», т.е. быть счастливым, удачливым во всех делах, начинаниях. Плакат уточняет: счастливыми являются граждане Советского Союза. На плакате изображен улыбающийся и довольный младенец с погремушками в руках, а в верхней части – красная звезда.
Лозунги советских слоганов могут быть оформлены от первого лица:
Я сама!
Это не мое дело!
Любим потрудиться – есть чем гордиться!
Весь мир будет наш!
Таким образом, реализация целей советского плаката достигается как за счет верного выбора языковых средств, так и за счет подбора соответствующего визуального ряда.