Ценности, транслируемые советскими плакатами

Советские плакаты продвигали в общество следующие идеалы: патриотизм, коллективизм, взаимопомощь, самостоятельность, трудолюбие, готовность защищать слабых и помогать старшим, нетерпимость ко злу, честность, трезвость, самодисциплина, уважение к старшим, прилежание в учебе. Соответственно, осуждались такие пороки, как: аборты и отказ от ребенка, ложь, несознательность родителей, неграмотность, агрессивность, неуважение к старшим, неряшливость.

1. Патриотизм.

Плакат В. Сурьянинова (1950) призывал детей быть достойными сынами Родины. На плакате изображена мать и сын в пионерском галстуке. На столе перед ними лежит школьная тетрадь, а в руках у матери – роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь». Отметим, что в этом романе, среди прочего, отражены дискуссии о призыве в партию и комсомол, о восстановлении народного хозяйства и социалистического строительства в первые годы советской власти.

2. Коллективизм, дружба, взаимопомощь.

Плакат Б. Решетникова (1950) гласит: «Пионер без лишних слов малышу помочь готов». Девочка-пионерка помогает делать уроки мальчику-октябренку.

3. Самостоятельность.

Ряд советских плакатов призывает детей к самостоятельности. Об этом свидетельствует, в частности, плакат «Учись все делать сам» (1950), на котором изображен мальчик, зашивающий свою рубашку.

4. Трудолюбие, мастерство.

Плакат С. Низовой (1954) «Люби труд» констатирует, что хорошо иметь умелые руки, и призывает детей любить труд. Мальчики-пионеры выпиливают по дереву, а маленький мальчик наблюдает за их работой.

5. Готовность защищать слабых.

На плакате С. Низовой (1955) «Не обижай малыша» изображен пионер, закрывающий своей рукой плачущего ребенка с мячом. Плакат сопровождается цитатой из стихотворения В. Маяковского:

Этот вот кричит: «Не трожь

Тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош,

Загляденье просто!

6. Неравнодушие, нетерпимость ко злу.

Очень лаконичный в вербальном отношении плакат С. Низовой (1955) «Не смей» показывает двух мальчиков, один из которых пытается кинуть камень, а другой, пионер, перехватывает его руку с камнем.

7. Готовность помогать старшим.

На плакате С. Низовой (1955) «Помогай старшим» изображены, по всей видимости, два брата, старший из которых – пионер, в фартуке чистящий картошку. Плакат имеет слоган «Мы должны с тобой сами помогать в хозяйстве маме!»

8. Честность.

Плакат Г. Шубиной (1965) «Не лги никогда» демонстрирует нам мать и провинившегося ребенка. Мать, скорее, огорчена, чем сердита. Лица ребенка мы не видим, но его покрасневшие уши свидетельствуют о его раскаянии и огорчении.

Однако некоторые советские плакаты со схожей тематикой в настоящее время могут восприниматься не в том ключе, в котором они изначально задумывались. Так, на плакате «Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда» (1959) один из пионеров указывает пальцем на другого. Мы можем только догадываться о том, в чем провинился последний, но на стене класса висит фотография пионера Павлика Морозова – советского школьника, прославившегося как героя, противостоявшего кулачеству в лице своего отца и поплатившегося за это своей жизнью.

9. Трезвость.

На плакате «Ни капли» (1959) изображен мальчик, протягивающий рюмку к бутылке портвейна. Его руку останавливает большая рука взрослого.

10. Самодисциплина.

На плакате Е. Соловьева (1964) «Распорядок дня» на фоне часов изображен пионер с ранцем за спиной. На циферблате вместо чисел – условные картинки распорядка дня. Плакат сопровождается четверостишием:

Школьник, дорожи минутой,

Верный счет веди часам.

Распорядок дня не путай,

Он во всем поможет нам.

11. Уважение к старшим.

На плакате К. Иванова, В. Брискина (1957) «Не будь таким» изображен школьник в автобусе, рядом с которым стоит старушка с тяжелой сумкой с продуктами. Школьник вальяжно развалился на сиденье автобуса, положив рядом с собой ранец с учебниками.

12. Прилежание в учебе.

Плакат Р. Сурьянинова (1957) призывает школьников учиться на пять. Пионер на плакате протягивает вперед руку с пятью пальцами.

Далее выделим недостатки и отрицательные качества, которые советское общество не принимало в детях и их родителях:

1. Отказ от ребенка/аборты

Плакаты призывали матерей не отказываться от своих детей, а обращаться в соответствующие органы государственной защиты.

2. Ложь

В отличие от современной социальной рекламы, советские плакаты затрагивали такую важную нравственную черту ребенка, как способность и желание говорить родителям правду. Правдолюбие – одна из важных черт пионера, свидетельство того, что он дорожит честью.

3. Несознательность родителей

Плакаты призывали матерей вести себя более осознанно по отношению к детям, заботиться об их здоровье.

4. Неграмотность

Примечательно, что советское общество осуждало, в первую очередь, не школьников, не желающих учиться, а их родителей, не осознающих важность образования и препятствующих его получению детьми.

5. Агрессивность

Советское общество транслировало в массы: старшие не только не должны обижать младших, но и заступаться за них. Родители же, со своей стороны, должны подавать детям соответствующий пример, не ругать их, не бить, а заниматься их образованием.

6. Неуважение к старшим

Неуважение к старшим предполагает: не помогать родителям по хозяйству, не уступать место в транспорте пожилым людям, лгать старшим и друзьям.

7. Неряшливость

Пионер должен убирать за собой мусор, заботиться о чистоте своего внешнего вида.

Таким образом, мы можем составить идеальный образ советского школьника: это пионер, патриот, дружелюбный, помогает взрослым и друзьям, самостоятельный, трудолюбивый, защищает слабых, уважает старших, прилежен в учебе, аккуратный, дисциплинированный.

Идеальная семья, согласно советским плакатам, должна состоять, как минимум, из родителей и двоих детей, заботиться об их образовании и здоровье.

В качестве художественных приемов в плакате часто используются художественная метафора, изображение разномасштабных фигур, контурное обозначение предметов, одновременное сочетание фотографий с рисунком и живописью и др. Кроме того, художники нередко изображают события, происходящие в разное время и в разных местах. Особую роль играют шрифт, его цвет и расположение.

Примерно 70% проанализированных советских плакатов имеют положительную коннотацию, остальные – негативную. Это можно объяснить тем, что плакаты, в первую очередь, преследовали цель воспитания духовно и физически развитой личности ребенка, они должны были показывать положительные примеры. Плакаты с негативной коннотацией демонстрировали, какими «не надо быть», но редко нагнетали тяжелые ассоциации.

Если говорить о языковых особенностях советских плакатов, то можно отметить следующее. В большинстве случаев употребляются восклицательные предложения, например:

Научусь!

Пионер без лишних слов малышу помочь готов!

Слава матери героине!

За радостное цветущее детство!

За счастливую, крепкую семью!

Честь и слава советскому учителю!

Слава нашей любимой родине!

В ряде плакатов восклицательный знак употребляется в побудительных предложениях:

Не обижай малыша!

Не лги никогда!

Учись все делать сам!

Учись на пять!

Не будь таким!

Будь достойным сыном Родины!

Ни капли!

Помогай старшим!

Окружи сирот материнской лаской и любовью!

Будь счастлив, родной!

Не растить барчуков!

Нам встретился только один случай употребления многоточия в конце предложения, вопросительные предложения не были обнаружены:

А я хотела сделать аборт…

То, что не высказано словами, советские граждане понимали из визуального ряда плаката, на котором изображена счастливая мать и голый улыбающийся младенец.

В остальных случаях употребляются повествовательные предложения:

Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.

Чем ребят бранить и бить, лучше книжку им купить.

Любите книгу – источник знания.

Не бей ребенка – это задерживает его развитие и портит характер.

Здоровые родители – здоровое потомство.

В некоторых плакатах используется прямое обращение:

Матери, не подкидывайте детей! Идите в советы социальной помощи. Там вам помогут.

Посыл данного плаката усиливается за счет иллюстрации: мать оставляет ребенка на пороге чужого дома, в дровах, зимней ночью. Примечательно, что мать одета очень тепло, а ребенка она оставляет полураздетого. И это неслучайно: жалость к брошенному ребенку, которая возникнет у матерей, поможет им избежать подобных ошибок в будущем.

Школьники! Домашнее задание выполняйте самостоятельно!

Пионер! Учись сражаться за дело рабочего класса!

Случаи языковой игры в советских плакатах единичны:

С буквой о – сила

С буквой и – могила

На плакате написано слово «СПИРТ», в котором зачеркнута буква «и», а сверху подписана буква «о».

Зачастую слоган плаката строится на противопоставлении:

Полно в консультациях – пусто на детских кладбищах. Чем сознательнее мать, тем меньше болеют дети. Дети не должны умирать!

В этом плакате антитеза усиливается словосочетанием «детские кладбища», которое призвано напугать матерей и привлечь их внимание к здоровью детей.

Один ребенок – хорошо, два – лучше!

На антитезе построен не только лозунг плаката, но и его визуальное наполнение: в верхней части плаката родители целуют в щеки ребенка, причем лицо у него то ли плачущее, то ли испуганное. В нижней части уже двое веселых и радостных детей целуют родители.

Грудному ребенку место в яслях, а не в тундре.

Часть плакатных слоганов представляет собой рифмованные двустишия или четверостишия:

Ты труд другого уважай –

Сам насорил, сам убирай!

Работают матери, спорится труд –

Колхозные ясли детей берегут.

Уроки рисования, музыки и пения

Культуру школьника повысят без сомнения.

Всем должно быть ясно –

Играть на мостовой опасно.

Не жди, чтоб добрый дядя

Все сделал за тебя.

Умей с работой ладить,

Различный труд любя!

Всюду светлые, красивые

Мы сады откроем детские.

Чтоб веселая, счастливая

Детвора росла советская!

Иногда советские плакатисты используют прием интертекстуальности, то есть обращаются к цитатам из известных авторов:

Неграмотный ребенок – позор для матери. Советская школа выкует лучших строителей жизни – городов, полей… Нам не надо митрофанушек и недоучек… Родители, не отрывайте от учебы детей! (А. Жаров)

Счастливые родятся под советской звездой

В данном случае трансформируется фразеологизм «родиться под счастливой звездой», т.е. быть счастливым, удачливым во всех делах, начинаниях. Плакат уточняет: счастливыми являются граждане Советского Союза. На плакате изображен улыбающийся и довольный младенец с погремушками в руках, а в верхней части – красная звезда.

Лозунги советских слоганов могут быть оформлены от первого лица:

Я сама!

Это не мое дело!

Любим потрудиться – есть чем гордиться!

Весь мир будет наш!

Таким образом, реализация целей советского плаката достигается как за счет верного выбора языковых средств, так и за счет подбора соответствующего визуального ряда.