Учреждение как юридическое лицо
1.1 Понятие и классификация юридических лиц. Понятие учреждения и его правоспособность
Наиболее крупной группой субъектов гражданского права являются юридические лица, которые в зависимости от цели своей деятельности делятся на коммерческие и некоммерческие организации. В Гражданском кодексе Российской Федерации (далее ГК РФ) понятию юридического лица отводится целая глава. Это глава 4 части первой ГК РФ. Определение дано в п.1 ст.48 ГК РФ. Проанализируем.
Во-первых, это организация. Само слово организация произошло от греческого слова ὄργανον - инструмент. Обозначает группу людей, деятельность которых координируется в соответствии с поставленными перед ней целями. Юридическое лицо имеет внутреннюю структуру, органы управления, цель функционирования, что отражается в учредительном документе, являющимся для юридического лица основным документом. Во-вторых, организация обладает своим обособленным от имущества его учредителей, других юридических лиц имуществом на основании права собственности, права хозяйственного ведения, права оперативного управления. Есть уставной капитал, или складочный капитал, либо уставный фонд. Организация имеет расчетный счет, самостоятельный баланс и смету.
В-третьих, юридическое лицо приобретает, осуществляет гражданские права, и гражданские обязанности от своего имени. Выступает истцом либо ответчиком в суде. Реализует свои имущественные и личные неимущественные права посредством своих органов, действующих на основании закона и учредительных документов. В-четвертых, неся ответственность по своим обязательствам, юридическое лицо отвечает своим имуществом и не несет ответственности по долгам своих учредителей, за исключением случаев, предусмотренных законом либо учредительными документами. Обязательным признаком юридического лица является его регистрация в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в одной из возможных организационно-правовых форм. Помимо явно указанных в рассматриваемой статье признаков, существуют вытекающие из них специальные признаки юридических лиц, такие как наименование, его юридический и фактический адрес, товарный знак, логотип и конечно учредительная документация.
Понятие юридического лица, несмотря на данное четкое понятие в законодательстве, довольно абстрактно, т.к. под ним может скрываться как огромная корпорация, приносящая много миллиардные прибыли, так и пустышка, существующая только на бумаге. Перед законодателями стоят непростые задачи при разработке нормативных актов. А перед учеными теоретиками возникают вопросы понимания сущности юридического лица. «Гражданско-правовые соединения лиц для совместной деятельности могут иметь различные цели и различный характер, вследствие чего для гражданского права возникает нелегкая задача найти для всего этого разнообразия подходящие формы» .
Профессор Красавчиков О.А. предложил деление признаков юридического лица на материальные и правовые признаки. К материальным признакам относятся:
• организационное единство, выражающееся в системе взаимосвязей всех структурных единиц и подчинении их руководящему органу;
• внешняя автономия, как мера самостоятельности во взаимоотношениях с другими субъектами;
• обладание обособленным имуществом: все имущество юридического лица находится на балансе или смете и принадлежит именно самому юридическому лицу, а не его учредителям или структурным подразделениям;
• руководящее единство, выражающееся в том, что деятельность юридического лица может осуществляться системой различных органов, но во главе всегда один руководящий орган; • функциональное единство. Состоит в том, что каждая структурная единица юридического лица, выполняя свои определенные обязанности, работает на исполнение той задачи, ради которой и было создано юридическое лицо.
К правовым признакам относятся:
• законность образования юридического лица. Данный признак подразумевает, что оно должно создаваться для целей, не противоречащих закону, с соблюдением порядка и условий образования юридических лиц в соответствии с нормами ГК РФ и Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и др. федеральных законов;
• выступление в гражданском обороте от своего имени;
• самостоятельная имущественная ответственность. При этом отвечать можно только имущественным активом (вещами и правами, но не долгами и обязательствами);
• способность быть истцом либо ответчиком в суде;
• наличие учредительных документов.
В п.2 ст.48 ГК РФ говорится об обязательной регистрации юридических лиц в ЕГРЮЛ в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных кодексом. Рассмотрим предлагаемые законодательством варианты. Для этого проанализируем ст.50 ГК РФ «Коммерческие и некоммерческие организации».
Все юридические лица классифицируются по характеру преследуемой организацией основной цели своей деятельности. Нацелена ли организация получать прибыль от своей деятельности и распределять её между участниками, или она создается для каких-то других целей. Если да, мы имеем дело с коммерческой организацией и тогда возможными организационно-правовыми формами для неё являются хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Если нет, то в п.3 указанной статьи перечислен список возможных организационно-правовых форм для юридических лиц - некоммерческих организаций. Целью деятельности таких юридических лиц могут быть социально-бытовые потребности, социально-культурные, духовные, организационно-управленческие, образовательные. Деятельность подобных организаций обычно финансируется за счет бюджета государства, его субъектов, муниципалитета либо бюджета общественных организаций, взносов, пожертвований. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных организаций, общественных движений, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов РФ, благотворительных и иных фондов, учреждений, автономных некоммерческих организаций, религиозных организаций, публично-правовых компаний, адвокатских палат, адвокатских образований (юридических лиц), государственных корпораций, нотариальных палат. В отношении определения особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм действует Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее ФЗ №7). Статус некоммерческой организации не означает, что она не имеет права заниматься какой-либо коммерческой деятельностью, но эта деятельность может иметь место только ради достижения основной цели организации. В этом случае на нее распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (п.1ст.2., п.1 ст.6 ГК РФ) . Юридические лица классифицируются также по характеру прав участников в отношении имущества. Это разделение описано в п.3 ст.48 ГК РФ. К первой группе лиц относятся юридические лица, в отношении которых учредители имеют вещные права. Здесь речь идет о государственных и муниципальных унитарных предприятиях и учреждениях. Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых участники имеют корпоративные права, к ним относятся корпоративные юридические лица. Определение таким дается в ст.65.1 ГК РФ. Корпоративное юридическое лицо характеризуется тем, что его учредители (участники) обладают правом членства и формируют его высший орган. Они обладают корпоративными правами и обязанностями в отношении созданного ими юридического лица. Перечень таких лиц дан в п.1 ст.65.1 ГК РФ. Хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, движения, ассоциации (союзы), нотариальные палаты, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации. Исключение составляют вкладчики товарищества на вере. Они в соответствии с п.2 ст.84 не имеют права участвовать в управлении и ведении дел, выступать от его имени без доверенности и оспаривать действия полных товарищей в отношении управления и ведения дел в товариществе.
Если учредители юридических лиц не становятся их участниками и не приобретают в них права членства, то они относятся к унитарным юридическим лицам: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, государственные корпорации, публично-правовые компании.
Таким образом, мы видим ещё одну классификацию юридических лиц по наличию участников и прав участия, корпоративных прав и обязанностей у учредителей: корпоративные и унитарные юридические лица.
Классификация юридического лица по организационно-правовой форме определяет структуру и деятельность организации по имущественной и организационной обособленности, способам наращивания имущественной базы, особенностей ответственности и взаимодействия учредителей. Необходимо отметить, что законодательством на данный момент четко определен конечный список возможных организационно-правовых форм как для коммерческих, так и для некоммерческих юридических лиц.
Закрепленные в рассматриваемой главе ГК РФ законодательно четыре вида классификации оказывают различное влияние. Например, на порядок принятия решения об учреждении юридического лица, распределение ответственности между юридическим лицом и его учредителем, имущественный вопрос при ликвидации организации, влияет классификация по характеру прав участников в отношении юридических лиц. По характеру основной цели деятельности влияет на содержание устава, наименования, объема правосубъектности, вопросов касательно имущества после удовлетворения кредиторских требований (п.8 ст.63 ГК РФ). Классификация по наличию участников и прав участия, корпоративных прав и обязанностей у учредителей, влияет на структуру, порядок формирования и распределения компетенции между структурными единицами юридического лица, способ формирования имущественной базы юридического лица (объединение вкладов участников или выделение части имущества собственником), содержание решения об учреждении юридического лица, права утверждать внутреннюю документацию. Классификация по организационно-правовым формам юридического лица оказывает влияние на организацию учредительных документов, форму и объем ответственности, тексты уставов и возможности признания несостоятельным. Помимо этого некоторые организационно-правовые формы юридических лиц регламентируются наряду с общими положениями еще и отдельными законами, например Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяет правовое положение ООО, права и обязанности участников, особенности порядка создания, реорганизации и ликвидации общества. Итак, юридическое лицо является особым субъектом гражданского права, соответственно обладает правосубъектностью со своими отличительными чертами. Правосубъектность складывается из правоспособности (возможности иметь гражданские права обязанности) и дееспособности (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности). Понятие правосубъектности по отношению к юридическим лицам не используется в законодательстве, в отличие от юридической науки в частности в общей теории права. Связано это с тем, что правоспособность и дееспособность юридических лиц неразрывно связаны друг с другом, ибо возможность обладать правами у юридического лица совпадает с возможностью их реализовывать. Нельзя лишить или ограничить юридическое лицо только в его дееспособности. Можно ограничить его правоспособность в соответствии с законодательством, снять ограничения юридическое лицо может в судебном порядке. Соответственно нецелесообразно разделять правоспособность и дееспособность в случае с юридическими лицами. Законодательно положения о правоспособности юридических лиц закреплены в ст.49 ГК РФ. Правоспособность юридического лица делится на общую и специальную. В соответствии с общей правоспособностью, юридическое лицо может иметь гражданские права и обязанности для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, и обладают ею коммерческие организации. Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Специальная же правоспособность наделяет юридическое лицо гражданскими правами и обязанностями соответствующими целям деятельности, указанным в учредительных документах. Такой правоспособностью обладают некоммерческие организации и коммерческие государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Для осуществления отдельных видов деятельности юридических лиц им необходимо получить разрешение на такой вид деятельности (лицензию) или получения членства в саморегулируемой организации , либо разрешения, выданного такой организацией. Примером такой деятельности является, например пользование недрами, производство лекарственных средств, образовательная деятельность. Права и обязанности юридических лиц, касающиеся отношений в гражданском обороте, их гражданско-правовое положение, регламентируются положениями ГК РФ, а специальная правоспособность отдельных организационно-правовых форм юридических лиц регламентируется как нормами ГК РФ, так и отдельными законами и иными правовыми актами. Одной их форм некоммерческих организаций согласно пп.8 п.3 ст.50 ГК РФ является учреждение. Оно по юридической природе является гражданско-правовым образованием – некоммерческим юридическим лицом. Общие положения об учреждении содержаться в Гражданском кодексе РФ, а специальные (особенности правового положения различных видов учреждений) регулируются федеральными законами и другими правовыми актами (приказами министерств, постановлениями правительства, указами Президента, внутренними нормативными правовыми актами). В той же статье дается классификация учреждений по такому признаку как форма собственности: • государственные учреждения (в том числе государственные академии наук);
• муниципальные учреждения;
• частные (в том числе общественные) учреждения.
Раздел 2 §7 главы 4 ГК РФ, введённый Федеральным законом от 05.05.2014 №99-ФЗ, посвящен именно учреждениям. Состоит из 3-х статей (123.21, 123.22, 123.23), где дается общая характеристика и определение понятия учреждения, порядок создания и деятельности.
Согласно п.1 ст.123.21 ГК РФ учреждение это унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Устаревшее понятие учреждения, которое давалось в ст.120 ГК РФ определяет учреждение как организацию, созданную собственником для осуществления управленческих, социально- культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Исходя из определения унитарного юридического лица, учредитель учреждения не является его участником и не имеет права членства в нем. ГК РФ прямо указывается на то, что создать учреждение может гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, её субъекты, муниципальные образования. Однако в ст.9 и ст.9.1 ФЗ №7 чётко прописано, что учредителями частных учреждений могут быть только граждане или юридические лица, а государственных и муниципальных учреждений - только Российская Федерация, её субъекты либо муниципальные образования. При этом количество учредителей сводится до одного, соучредительство нескольких лиц не допускается. Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ подобного ограничения не было. Однако «Учреждение, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона несколькими учредителями, не подлежит ликвидации по указанному основанию. Такое учреждение (за исключением государственного или муниципального учреждения) по решению своих учредителей может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию или фонд» . Это положение, как понятно из текста, касается только частных учреждений.
Государственные и муниципальные учреждения делятся на казенные, бюджетные и автономные. Определение казенному учреждению дается в Бюджетном кодексе Российской Федерации (далее БК РФ). «...государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы». «Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах». Определение автономному государственному (муниципальному) учреждению дается в Федеральном законе «Об автономных учреждениях». «Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах)». Частное учреждение согласно ст.9 ФЗ №7 – это некоммерческая организация, созданная гражданином или юридическим лицом для осуществления управленческой, социально-культурной функций и иных некоммерческого характера.
Правосубъектность в теории права определяется как одновременное сочетание правоспособности и дееспособности. «Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем. Подчеркнем - не фактическое правообладание, а только постулируемая заранее возможность или способность к этому». «Правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность, вместе взятые, т.е. праводееспособность. Это собирательное понятие отражает те ситуации, когда правоспособность и дееспособность неразделимы во времени, органически сливаются воедино, например, у организаций или взрослых лиц, когда они одновременно и правоспособны, и дееспособны. Не существует правоспособных, но недееспособных коллективных субъектов. На них разграничение указанных свойств не распространяется». Правоспособность учреждения наступает с момента регистрации его в ЕГРЮЛ и продолжается до тех пор, пока учреждение функционирует. Прекращается с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности. Ограничения срока деятельности учреждения не установлено законом, однако может быть прописано в уставе. «Для опосредования возникновения учреждения необходим фактический состав». Имеется в виду, что при организации учреждения, важным фактором, во многом определяющим правосубъектность учреждения является статус учредителя. Правоспособность учреждения отличается узкой специализированной направленностью. Оно имеет право вести только ту деятельность, которая не противоречит целям его создания. Кроме того, сфера деятельности государственного (муниципального) учреждения напрямую зависит от полномочий органа исполнительной власти, являющегося учредителем. А сфера деятельности частного учреждения ограничена законодательно. Учреждение, являясь некоммерческой организацией, имеет право вести деятельность приносящую доход только в рамках разрешенной их уставом деятельности, направленной для достижения целей, ради которых учреждение создано и если такая деятельность этим целям соответствует. Для возможности такую деятельность проводить, учреждение, за исключением казенного и частного учреждений должно обладать достаточным имуществом с рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью. Учреждения обладают имуществом на праве оперативного управления и могут обладать имуществом на праве собственности, если оно было приобретено на средства от приносящей доходы деятельности (кроме казенных учреждений). Собственником имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления, является учредитель. Эти правоотношения регулируются Гражданским кодексом РФ ст.296.
Учреждение возглавляет руководящий орган, назначаемый учредителем, либо избираемый коллегиальным органом и утверждаемый учредителем. Этот руководитель имеет право вести деятельность без доверенности и представлять интересы учреждения в суде.
Главным документом, на основании которого учреждение проводит свою деятельность, является устав, другие учредительные документы, положения. Требования, содержащиеся в уставных документах обязательны для исполнения самим учреждением. Изменения в уставные документы могут вноситься учредителем, в порядке, установленном для каждого вида (типа) учреждения.
Для возможности вести отдельные виды деятельности, учреждения должны получить разрешительные документы (лицензию) либо допуски к отдельным видам работ. По своим обязательствам учреждение отвечает своими денежными средствами и иным имуществом. Если их недостаточно, то собственник этого учреждения несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях предусмотренных п.4-6 ст.123.22 и п.1 ст.123.23. Порядок применения субсидиарной ответственности прописан ст.399 ГК РФ. 1.2 Место учреждения в системе юридических лиц
Государственные (муниципальные) учреждения составляют довольно большой пласт некоммерческих организаций и играют важную роль в таком социально ориентированном государстве как Российская Федерация. Связанно это с характером целей их создания. Они проводят свою деятельность практически во всех областях жизни граждан, и от её эффективности зависит напрямую качество жизни каждого в стране. Это юридические лица, представляющие органы власти различных уровней: суды, прокуратуры, медицинские учреждения (больницы и поликлиники), библиотеки, музеи, театры, образовательные учреждения, частные и общественные учреждения. Органы власти, учреждая государственные (муниципальные) учреждения осуществляют с их помощью свои полномочия в сфере административно-публичных отношений. Исходя из анализа взаимоотношений между органами исполнительной власти и учреждениями, можно разделить государственные (муниципальные) учреждения на те, которые находятся в системе органов исполнительной власти (например образовательные учреждения, учреждения исполнения наказаний), и те, которые функционируют отдельно от системы органов исполнительной власти (учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации, учреждения фонда обязательного медицинского страхования).
В сфере экономики и финансов можно выделить учреждения занимающиеся управлением государственного имущества, транспортом и дорожным хозяйством, почтовой, теле и радиосвязью, природоохранной деятельностью, стандартизацией, материально-техническими резервами.
В социально-культурной сфере учреждения здравоохранения, социального обслуживания, социальной защиты, социального страхования, образования различных уровней подготовки, науки, культуры, физической подготовки и спорта.
Учреждения в сфере обороны и государственной безопасности, учреждения правоохранительной сферы.
Необходимость создания юридических лиц с подобной организационно-правовой формой объясняется возможностями и спецификой функционирования органов исполнительной власти. Могла бы власть передать частным организациям функции по исполнению возложенных на неё полномочий (обязанностей)? Невозможно. Частник хочет получать прибыль от своей деятельности. Цель деятельности исполнительного органа власти не в извлечении прибыли от поставленной перед ним задачи. Частник всегда устанавливает свои правила функционирования организации. Органы власти функционируют четко в рамках предписанного законодательства, без возможности отступления от них. Большие объемы финансирования даже в масштабах маленьких муниципалитетов и жесткая форма отчётности за каждую копейку государственных денег налагает огромную ответственность на организацию. Соответственно у частника должна быть и способность ответить по своим обязательствам. Получается, что государству проще решать подобные вопросы своими силами и на своем уровне, не переносить это в частные руки. Особенности организационно-правовой формы частного учреждения делают такую форму юридического лица очень привлекательной. Частное учреждение преследует цель ведения некоммерческой деятельности, однако обладает правом заниматься приносящей доход деятельностью, лишь бы она служила для достижения цели создания учреждения и была предусмотрена в уставе учреждения. Имущество, приобретаемое на средства от этой деятельности, поступает в распоряжение самого учреждения, учредитель не становится собственником этого имущества. Таким образом, увеличивается платежеспособность учреждения по обязательствам учреждения. Никто не отслеживает масштабов коммерческой деятельности, проводимой некоммерческим учреждением. Особенности налогообложения частных учреждений, например, если это образовательное частное учреждение, освобождает его от уплаты налога (п.2 ст.149 НК РФ). Основными учредителями частных учреждений являются другие коммерческие юридические лица, создающие их для ведения непрофильной для них деятельности. А данная форма юридического лица позволяет им делать это с минимальной налоговой нагрузкой на организацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что особенности организационно-правовой формы государственных (муниципальных) учреждений, делают их незаменимыми для реализации функций государства, что выделяет их среди всех форм юридических лиц. А частные учреждения являются лазейкой для лиц, желающих проводить приносящую доход деятельность с налоговыми выгодами, прикрываясь некоммерческими целями организации учреждения.
1.4 Признаки учреждения как юридического лица
Для того, чтобы инициализировать субъект права, нужно выделить его из общей массы по присущим только этому субъекту признакам. Рассмотрим признаки учреждения характерные как для всех юридических лиц, так и специфичных, характерных только для учреждений.
• Признаки организационного единства. Учреждение является организацией, создаваемой Российской Федерацией, субъектом Российской федерации или муниципальным образованием, а также гражданином, либо другим юридическим лицом для достижения целей некоммерческого характера. Учреждение имеет свою структуру и органы. Учреждение при образовании регистрируется в ЕГРЮЛ и прекращает свою деятельность после внесения соответствующей записи о прекращении деятельности там же, действует на основании положений, изложенных в уставных документах, зарегистрированных в ЕГРЮЛ.
Общим признаком здесь является то, что это организация, созданная ради определенной цели. То, что цель носит некоммерческий характер относит учреждения к разряду некоммерческих организаций. Специальным признаком здесь выступает правовой статус организатора. Если организатором является Российская Федерация, её субъект, либо муниципальное образование, учреждение относится к разряду государственных, либо муниципальных учреждений. Если же организатор гражданин, либо юридическое лицо – это частное учреждение. От лица Российской Федерации, её субъектов и муниципальных органов выступают исполнительные органы власти. У любого юридического лица есть органы, реализующие права и обязанности юридического лица. У каждой организационно-правовой формы юридического лица эти органы формируются по присущим именно этой форме правилам. Это касается и учреждений, органом которого является руководитель, назначаемый учредителем, а в некоторых случаях, установленных законом, учредитель утверждает на этой должности руководителя, избранного коллегиальным органом (например, в случае с образовательным учреждением). Руководитель имеет право без доверенности представлять и реализовывать права учреждения. О создании любого юридического лица можно говорить только после регистрации его в ЕГРЮЛ, одного только волеизъявления учредителей недостаточно. В уставных документах юридического лица содержится вся информация, касающаяся основных положений юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, юридический адрес, сведения об учредителе, сведения о цели создания, а также другие данные, характерные для организационно-правовой формы юридического лица, указанные в соответствующем законе. Это основной документ юридического лица. • Обособленное имущество. Учреждение обладает обособленным от других субъектов права имуществом на праве оперативного управления.
Любое юридическое лицо обладает имуществом, однако только учреждения владеют имуществом на правах оперативного управления. Это имущество передается учреждению его учредителем. Отражением обособленности имущества является наличие самостоятельного баланса или сметы. • Самостоятельная имущественная ответственность. Учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом.
Правила ответственности учреждений по своим обязательствам содержатся в абзаце 2 ст.56 ГК РФ. Для каждого вида учреждения установлены свои правила ответственности.
• Выступление в гражданском обороте от своего лица. Учреждение приобретает и реализует свои права и обязанности через свои органы, в том числе выступает в суде в качестве истца или ответчика. У любого юридического лица есть органы, реализующие права и обязанности юридического лица. У каждой организационно-правовой формы юридического лица эти органы формируются по присущим именно этой форме правилам. Это касается и учреждений, органом которого является руководитель, назначаемый учредителем, а в некоторых случаях, установленных законом, учредитель утверждает на этой должности руководителя, избранного коллегиальным органом (например, в случае с образовательным учреждением). Руководитель имеет право без доверенности представлять и реализовывать права учреждения. Учреждение может выступать в суде в качестве истца или ответчика через свои юридические службы.