Уровни эффективности совместной деятельности трудового коллектива
Уровнем эффективности совместной деятельности можно назвать степень близости трудового коллектива к достижению поставленных перед ним целей; при оценке данного уровня ряд руководителей предприятий сталкивается с определёнными затруднениями, поскольку методы такой оценки предусматривают использование характеристик, не подлежащих количественному исчислению. [37]
Все происходящие в пределах малой группы персонала динамические процессы в известной степени обуславливают эффективность работы всего персонала в целом. Производительность труда при этом является лишь одним из показателей эффективности деятельности; ему сопутствует такой показатель, как уровень удовлетворенности участников группы. [1, 14]
Эффективность деятельности предприятия может быть выражена через отношение её реальных результатов к плановым итогам или же к максимальному результату, который может быть достигнут в данном случае. Существует 2 критерия оценки эффективности: во-первых, производительность деятельности и, во-вторых, степень удовлетворенности членов рабочей группы как проведённой работой, так и самим тем фактом, что они в ней участвуют. [5, 31] Можно назвать и многие другие критерии, дающие возможность принять во внимание социо-психологические факторы, оказывающие влияние на эффективность коллективной деятельности, такие, как управляемость группы, уровень личностного развития её участников и т.д.; однако, с применением данных критериев связаны определённые затруднения, обусловленные, во-первых, отсутствием разработанных адекватных процедур их исчисления и, во-вторых, отсутствием универсальных измерительных единиц. [45].
Большая часть исследований такой проблемы, как эффективность групповой деятельности, носят опытный, концептуальный и прикладной характер; такие исследования, в разрезе основных акцентов изучения, могут быть разделены на 2 группы: исследования критериев и моделей развития эффективности коллективной деятельности и исследования воздействующих на неё конкретных факторов. [15, 24]
Следует более подробно остановиться на научных взглядах, отражающих разнообразие и различную направленность подходов к эффективности групповой деятельности и установлению критериев для её определения. Например, Д. Креч с группой соавторов таким образом определяют иерархию состава переменных измеряемой характеристики:
- переменные независимого характера, т.е. структурные и количественные характеристики рабочего коллектива, специфика поставленных перед ним целей и задач, а также воздействие внешних факторов;
- переменные промежуточного характера, т.е. мотивированность членов группы, распределение ролей в группе (в т.ч. лидерские позиции), личные отношения, сложившиеся между членами группы;
- переменные зависимого характера, т.е. производительность групповой деятельности, степень сплочённости коллектива, означающая удовлетворенность участников группы своей групповой принадлежностью.
Переменные промежуточного и независимого характера, фактически, представляют собой в данной модели факторы, которые способствуют повышению уровня эффективности деятельности; в свою очередь, зависимые переменные могут быть обозначены как критерии оценки эффективности.
Потенциальный уровень эффективности групповой деятельности соответствует суммарным способностям, присущим всем участникам группы по отдельности; при этом возможна и такая ситуация, в которой суммарный результат коллективной деятельности превосходит общий потенциал участников коллектива, что обуславливается оптимальным распределением между участниками различных видов деятельности. [52]
Феномен сплоченности рабочей группы, если оценивать его с позиции развития данной группы, связан, таким образом, со снижением численности покидающих группу участников, т.е. с сохранением групповой принадлежности; с обусловленным данной принадлежностью ощущением личной безопасности; с личной адаптивностью к коллективу участников группы; с усилением влияния группы и расширением участия в её жизни отдельных её членов.
Для того, чтобы получить от групповой деятельности оптимальные результаты, следует правильно организовать группу, а также провести обучение всех её участников навыкам работы в коллективе, то есть совместного решения общих проблем.
В конкретном рабочем коллективе проблема удовлетворенности своим трудом может также рассматриваться в качестве проблемы командной сплоченности; иными словами, данная проблема имеет прямое отношение к коллективной деятельности.
Сплочённость коллектива, миновав определенные стадии развития, способна существенно влиять на групповые перспективы. Можно выделить следующие последствия сплоченности группы:
- участники группы больше времени проводят, взаимодействуя друг с другом, вследствие чего происходит количественный и качественный рост коллективного взаимодействия и в пределах группы складывается психологически благоприятная атмосфера;
- достаточно сплоченный коллектив существенно влияет на отдельных своих участников, что может быть выражено не только в устойчивости групповой структуры, но также в оказании на инакомыслящих определённого нормативного давления;
- члены сплоченного коллектива испытывают от своего труда большее удовлетворение – это обусловлено тем, что в таком коллективе надлежащим образом удовлетворяется человеческая потребность в личной эмоциональной коммуникации с другими людьми;
- сплоченность коллектива непосредственным образом связана с продуктивностью деятельности; однако, здесь необходимо учитывать, что нормы, принятые в пределах группы могут влиять на производительность не только положительно, но также отрицательно.
Интенсивность групповой сплоченности определяется рядом факторов:
- взаимозависимость и взаимодействие членов группы, представляющие собой отправную точку развития группы или групповой динамики.
- установление и последовательное достижение общих целей.; главной целью каждого участника трудового коллектива, вне сомнения, является извлечение прибыли из своей деятельности; общей же их целью, таким образом, выступает консолидированная цель, состоящая в выполнении определённой работы. Сплочённость коллектива повысится, если личный результат каждого участника будет определяться качеством работы остальных участников.
- групповые нормы, возникновение которых обусловлено рядом аспектов жизни коллектива:
Сплочённость группы повышается также по мере вовлечения в неё конкретного индивида.
- стремление к общим целям, способствующее развитию определённых факторов принуждения, которые усиливаются по мере усиления потребности в единообразии поведения членов группы как инструмента достижения цели;
- стремление к сохранению устойчивости группы, повышающее потребность в соблюдении норм;
- общие представления, возникающие у индивида как следствие жизни в группе и взаимодействия с ней.
Степень сплоченности коллектива оказывает серьёзное влияние на его участников, воздействуя на механизмы их коммуникаций друг с другом, с окружающими, а также на уровень их восприятия действительности и степень продуктивности труда.
В сплоченных группах ощутимо сильнее взаимодействие и сотрудничество между их участниками. Общие цели, задачи и интересы способствуют консолидации членов группы, тем самым обеспечивая высокую степень близости и продуктивности их взаимодействия.
Если лидер определённой группы пользуется уважением всех её участников, он может прибегать к достаточно авторитарным приёмам руководства, в особенности в том случае, если он способен эффективно организовать трудовой процесс и противостоять внешним угрозам. Авторитарное лидерство может быть допустимым, если перед группой стоит важную задача.
Для некоторых индивидов может составлять проблему высокий уровень чувствительности к подчинению. Если участники группы не способны к выражению собственной точки зрения или же если они испытывают боязнь неполучения одобрения от прочих членов группы, результатом может стать утрата индивидуальности и чувства собственного достоинства. Такая группа рискует утратить связанные с возникновением в коллективе новых идей преимущества, а также открытость в общении и взаимное доверие.
Чрезмерное влияние в ряде случаев может принести существенную пользу; бывает, что слишком «демократичное» поведение представляет собой серьёзную угрозу для всех участников группы. Для личного взаимодействия и выражения собственной позиции наиболее удачным временем являются те периоды, когда происходит планирование деятельности на перспективу, а также подведение итогов работы.
Возможная переоценка своего потенциала обусловлена тем, что сплочённый коллектив в тот или иной момент стремится к преувеличению своего вклада в общие результаты, обесценивая при этом вклад остальных рабочих групп; именно сплочённость способна спровоцировать завышенную самооценку, иллюзию того, что данная группа лучшая (в то время как другая может показывать в то же самое время более эффективные результаты); и, с другой стороны, самооценка повышает ощущение сплочённости, подпитываемое сознанием собственной значимости.
Есть несколько причин обесценивания деятельности прочих групп: во-первых, это способ повысить собственную самооценку; во-вторых, метод «обороны» своих позиций через отрицание собственных недостатков и слабостей, что повышает «командный дух» и также способствует усилению сплочённости; в-третьих, это является способом убедить себя в правильности собственного поведения, что вызывает у членов группы ощущение спокойствия и безопасности.
В сравнении с менее сплочёнными коллективами, члены рабочей группы с высокой степенью сплоченности выказывают больше удовлетворения от собственного труда; это обуславливается не только собственно трудовыми результатами, но также благоприятной психологической атмосферой внутри группы, дружеской поддержкой товарищей по работе, ощущением защищённости от внешних угроз и возможностью разделить успех с другими членами коллектива.
Взаимообусловленность уровня групповой сплочённости и продуктивности трудового процесса сложнее прочих связанных со сплоченностью факторов, что в настоящем исследовании будет рассматриваться ниже. Вместе с тем, необходимо указать на то обстоятельство, что в достаточно сплоченных группах наблюдается тенденция к более высокому уровню средней производительности, нежели в менее сплочённых группах.