Уровень сформированности представлений о коммуникативных нормах родного языка детей 5-6 лет
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения уровня сформированности представлений о коммуникативных нормах родного языка детей 5-6 лет с задержкой психического развития. В "ней представлены методики диагностики, приведен анализ результатов констатирующего этапа эксперимента. В результате обработки полученных данных делается вывод о необходимости внедрения системы коррекционно-развивающей работы.
Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, задержка психического развития, коммуникативные нормы родного языка, культура поведения.
В настоящее время в России все больше и больше увеличивается процент детей с теми или иными нарушениями. Одним из таких нарушений является нарушение эмоционально-волевой сферы, поведения, комплексные нарушения. Стоит помнить, что дети с подобными видами нарушений имеют полиморфный характер, проявляющийся в наличии нескольких клинических симптомов и психолого-педагогических особенностях. К числу синдромов с подобной характеристикой относят задержку психического развития (далее – ЗПР).
Анализ данных исследований Е.Г. Мельниковой, Е.А. Чернышевой показал, что «у дошкольников с ЗПР наблюдались выраженные трудности коммуникативного характера на момент поступления в школу (такие как отсутствие чувства дистанции с учителями, агрессивные и негативистические реакции по отношению к одноклассникам, импульсивность, эмоциональная лабильность)» [1, С.37].
Проблема "преодоления отставания детей с ЗПР в развитии коммуникативной деятельности и выведения их на уровень оптимально реализованных возрастных возможностей очень актуальна (М.С. Певзнер). Особенности дошкольного возраста как наиболее ценного и благоприятного в становлении коммуникативной функции, освоение нравственных и эстетических ценностей способствуют решению этой" проблемы.
Л.В. Павлюк указывает, что коммуникативная "компетенция предполагает наличие в сознании каждого из участников коммуникативного процесса некой коммуникативной нормы, которая позволяет собеседникам совместно строить коммуникативное пространство в процессе" диалога [2, С.68].
Основываясь на данных теоретических положениях, мы провели исследование, целью которого было выявление особенностей уровня сформированности представлений о коммуникативных нормах родного языка детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
В исследовании участвовали дети 5-6 лет с задержкой психического развития в количестве 14 человек (экспериментальная и контрольная группы включали по 7 детей), посещающих МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Росток» г. Йошкар-Олы».
При помощи модификации методики «Наблюдение за культурой поведения детей» А.М. Щетининой исследовалась "культура поведения детей по параметрам, соответствующим ряду коммуникативных умений (обращаться за помощью и оказывать ее, поддерживать диалог" и др.).
Как показали полученные результаты, высокий уровень сформированности культуры поведения и коммуникативных умений дошкольников зафиксирован у 14% (1 чел.) и 14% (1 чел.) детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной группы и контрольной группы. Данный уровень характеризуется тем, что ребенок обращается ко всем, здоровается со всеми, прощается громко и со всеми, "часто обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами. Говорит четко, внятно, громко. Тон обращений: спокойный, добродушный, доверчивый. Благодарит всегда и всех, глядя в глаза и с готовностью (сам). Не перебивает разговора старших и детей, разговаривает спокойно. Умеет слушать другого. Если не может убедить собеседника в" чем-либо, то спокойно отходит в сторону. Предлагает помощь часто, доброжелательно и с готовностью. С благодарностью принимает помощь от взрослых и детей.
Средний уровень сформированности культуры поведения и коммуникативных умений дошкольников имеют 29% (2 чел.) и 43% (3 чел.) дошкольников с ЗПР экспериментальной и контрольной групп соответственно: обращение ребенка ситуативное, здоровается ни с кем конкретно, прощается тихо при этом обращается только к воспитателю, редко "обращается к воспитателю и детям с просьбами, предложениями, рассказами. Говорит" внятно, громко. Тон обращений: приказно-повелительный. "Благодарит лишь иногда, но сам или благодарит только воспитателя (сам). Перебивает разговор старших и" детей, разговаривает эмоционально, возбужденно. Не "умеет слушать другого, любит говорить только сам либо легко соглашается с говорящим, не проявляет инициативу. Если не может убедить собеседника в" чем-либо, то рассерженный, возмущенный (но молча) отходит в сторону. Помогает, но по просьбе взрослого с желанием. От помощи детей отказывается спокойно (уходит).
Низкий уровень сформированности культуры поведения и коммуникативных умений дошкольников обнаружился у 57% (4 чел.) и 43% (3 чел.) детей старшего дошкольного возраста с ЗПР экспериментальной и контрольной групп соответственно, который характеризуется, тем, что ребенок обращается только к воспитателю, не здоровается, не прощается, не обращается к взрослым и "детям с просьбами, предложениями, рассказами. Говорит тихо, неуверенно, сбивчиво. Тон обращений: плаксивый, капризный, вопросительно-неуверенный. Благодарит только взрослых и после напоминания, либо выражает благодарность пантомимой" или совсем не благодарит. "Перебивает разговор старших и" детей, разговаривает эмоционально, возбужденно. "Сам не умеет о чем-либо рассказывать другому и не умеет слушать другого. Если не может убедить собеседника" в чем-либо, то кричит, ругается, дерется или с обидой отходит в сторону. Помогает, но по просьбе взрослого без желания либо совсем не помогает. От помощи детей отказывается грубо (рис. 1).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ обследования детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по методике «Наблюдение за культурой поведения детей» (А.М. Щетинина)
Проанализировав результаты методики мы выяснили, что сформированность культуры поведения и коммуникативных умений дошкольников обследуемых детей старшего дошкольного возраста с ЗПР находится на недостаточном уровне. У детей старшего дошкольного возраста с ЗПР отмечаются недостатки коммуникативных умений в ситуациях взаимодействия с детьми и взрослыми: дошкольники не здороваются, не прощаются, затрудняются обращаться к взрослым и детям с просьбами, предложениями, рассказами.
Полученные данные свидетельствуют о недостаточных представлениях о коммуникативных нормах родного языка детей 5-6 лет с задержкой психического развития, что является основанием для проведения формирующего воздействия. Ведущим мотивом к разработке программы занятий по формированию представлений о коммуникативных нормах родного языка детей 5-6 лет с задержкой психического развития явился тот факт, что в настоящее время отсутствуют качественные, современные, эффективные методические разработки, комплекты, пособия по формированию представлений о коммуникативных нормах родного языка и социально-коммуникативных умений, рекомендованные к использованию при работе с детьми с задержкой психического развития, с учётом когнитивных возможностей и личностных особенностей данной категории воспитанников. Необходимо проводить работу по формированию представлений о коммуникативных нормах родного языка: развитие социальных умений, коммуникативной гибкости, создание чувства принадлежности к социуму.
Литература
- Мельникова Е.Г. Формирование коммуникативной компетентности детей с задержкой психического развития в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Е.Г. Мельникова, Е.А. Чернышева, М.А. Усынина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kompetentnosti-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo
- Павлюк Л.В. Коммуникативная норма как комплексное и многоуровневое понятие / Л.В. Павлюк [Электронный ресурс] – режим доступа: https://bstudy.net/651954/pedagogika/kommunikativnaya_norma_kompleksnoe_mnogourovnevoe_ponyatie_lingvodidakticheskiy_aspekt
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. - 2017. - № 3. - С. 16-20.