Ведущие подходы к пониманию сущности информационной безопасности детей и подростков
Информационная эпоха создает новые возможности для человека. Данное явление может повести за собой и экзистенциальные риски, поскольку сейчас современный человек удовлетворяет множество своих потребностей в виртуальной информационной среде, данный перенос ценностей делает нас зависимости от виртуальной реальности и понижает реальные социальные связи .
Прежде всего это выражается в следующих особенностях воздействия информационных ресурсов []:
-легкость контакта с несовершеннолетней аудиторией в обход мер, принимаемых в рамках процесса воспитания детей;
- возможная анонимность пользователей;
- информация выложенная пользователем в сеть может быть использована против него, например в качестве слежки;
- Интернет может быть причиной сублимации девиантного поведения как эстетически нормального явления;
- неконтралируемое общение со взрослыми, которые могут негативно воздействовать на личность, внушая свои установки.
Все данные угрозы могут негативно влиять на детскую еще не сформированную личность.
В связи с этим, в настоящее время информационная безопасность на ряду с различными видами безопасности (государственной, экологической, экономической, физической и другими) становиться неотделимой частью общей системы безопасности [].
По определению Петрова С. В [] «Информационная безопасность - это такое состояние социума, при котором обеспечена надежная и всесторонняя защита личности, общества и государства от воздействия на них особого вида угроз, выступающих в форме организованных информационных потоков и направленных на деформацию общественного и индивидуального сознания».
Так же понятие «информационная безопасность» объясняется в широком, и в узком смысле. В широком смысле - это информационная безопасность человека, общества и государства []. В узком смысле - это безопасность самой информации и каналов ее приема (передачи). [3].
В нашем же случае, мы больше будем ориентированы на рассмотрение вопросов связанных с обеспечением информационной безопасности личности, и в связи с этим стоит дать определение понятию «личность».
«Личность - это конкретный человек, который, является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром других личностей » [].
Так как личность является основным компонентом общества и бывает подвержена различным социальным угрозам и в аспекте соотношение личности, общества и государство необходимо рассматривать информационно-психологическую безопасность. Под информационно психологической информацией понимают состояние защиты всех социальных субьектов от негативного воздействия информационных ресурсов.
Информационная безопасность достаточно часто используется в социальной практике. А.Г. Асмолов определяет безопасность «одним из главных идеалов информационного сообщества наряду с социальным равенством и благосостоянием» [22 с. 61]. В связи этим информационная безопасность составляет важнейший аспект психологической безопасности ребенка. Кабаченко Т.С. называет психологической безопасностью «такое состояние среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое обеспечивает адаптивность, целостность функционирование и развитие социальных субъектов, как отдельного человека, так и групп и общества в целом» [35, с. 98]
В российском законодательстве информационная безопастность детей трактуется как «состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети «Интернет», вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию». [24 с.798]
Формирование у подростков навыков работать с информацией и, следовательно, навыков обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. Для организации информационной безопасности необходимым будет развивать навыки информационной компетентности. Под информационной компетентностью понимают знание, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации, и ее критическим осмыслением[].
Под навыками Рубинштейн С.Л [32 с.553-554] понимает «способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. То что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью».
Из проведенного анализа научных исследований выделим следующие навыки необходимые для формирования компетентности информационной безопасности [] :
-навык фильтрации информации (умение выделить необходимую информацию и способность к дальнейшей её обработке);
-навык анализа и оценки своей деятельности в сети и ее результатов;
-навык проверки информации в сети;
-навык критического анализа информации;
-навык коммуникации в сети;
-навык различать эмоциональную и аргументированную реакцию;
-навык принятие решений и умение обосновать свой выбор;
-навык соблюдения правил и этики общения в сети;
-навык адекватно реагировать на критику в сети Интернет;
-навык защиты от манипулятивных воздействий в сети интернет;
-навык способности осознавать потребность в информации;
«Информационная некомпетентность» понимается, как отсутствие у субъекта способности находить субъективную ценностно значимую информацию [].
Интернет в подростковом возрасте выполняет основную роль в приобретении актуально важной информации, связанной с коммуникацией в сети. Склонность подростков к информационному стрессу через сеть
Интернет вызвана тем, что развитие их личной идентичности происходит под действием тех социальных групп, которыми они себя определяют. «Потребность саморазвития побуждает их искать поиск значимого другого, способного оказать личностное влияние» [1].
Подросток под воздействием кризиса идентичности, требует эмоциональной близости, которая дает ему удовлетворение потребности в поддержке и защите. Общение в Интернете и является тем значимым которое способно воздействовать и изменять при этом поведение ,ценности, мотивы.
Недостаточно сформированное сознание подростка увеличивает риски деформацию ценностной сферы личности через социальные сети []. Его сознание разграничивает приоритеты в восприятии на «своё» и «чужое» (отрицаемое) . Например, влияние виртуальных друзей на подростка будет осуществляться в соответствии с простым правилам: «я люблю то, что любят мои подписчики», «я не люблю то, что нравится не моим подписчикам» и пр.
Авторы [], отмечают что «информационная неграмотность проявляется через особенности личности и имеет связь с не пониманиманием подростка своих потребностей»[43 с. 67] . Социальная сеть создаёт площадку для конструирования своей идентичности представляя набор готовых шаблонов которая предполагает автоматическое реагирование. Вследствие этого возникает новые феномены, одним из таких является клиповое мышление. Филосов Ф.И Гиренок [] ид из первых в отечественной науки стал употреблять феномен «клиповое мышление» , считая , что на смену понятийного мышления пришло клиповое. Формирование этого вида мышления тесно связано с электронным способом получения информации, особенно тех кто большую часть времени проводит в сети. При клиповом мышлении жизнь человека похожа на видеоклип: мир воспринимается не целостно, а как хронология зачастую не связанных между собой событий. В результате чего подросток не может осмыслить одну тему, но сразу переходит к потреблению другой. Данную идею описывают и такие ученные как Д.А Кураев, Е.И Коган, А.Д Еляков [27 с. 76] говоря о том что « клиповое мышление мешает человеку быть целостным, мышление становиться бессистемным и углубление людей в среду интернет пространства может привести к деградации мышления».
В ситуации информационной пантофаги мыслительная деятельность более теоретическая, чем практическая, где субъект осознает себя в идеализированной (искусственный) среде. объяснительным механизмам данного нарушения является то что, занимаясь схематизацированием, субъект не приобретает феноменологического опыта самовосприятия и утрачивает способность к саморегуляции, уходя от реальности своей жизни и акцентирует внимание на теоретическом прогнозировании(вымысливани)[].