Внеклассная работа

В современных условиях в соответствии с принятием последнего Федерального Государственного образовательного стандарта начальной школы возрастает роль внеклассной работы в воспитании облика личности младшего школьника. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, как инициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию.

Внеклассная работа - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть системы образования. Внеклассная работа ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося [54].

Под внеклассной работой понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время [19, с.69].Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время под руководством учителя [19, с.69]. Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературе существует много определений внеклассной работы [40, с.63].

Внеклассная работа - система совместной деятельности, содержание которой лежит за рамками образовательной учебной программы начального образования. Внеклассная работа - одно из звеньев процесса воспитания [53, с.27].

Большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана коллективом учителей и учеников на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса (О.В. Джежелей, В.П. Конавалова, Н.Н. Светловская и др.).

Внеклассная работа - организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка [24, с.67].

Л.М. Панчешникова [31, с.112] считает, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль для современной начальной школы.

Как и в обучении, любому школьному предмету, во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа.

В основе организации внеклассной работы лежит ряд педагогических принципов (иначе их называют принципами воспитания). Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.

В.И. Андреев пишет, что «педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [3, с.314-315].

П.И. Пидкасистый обозначает принцип как «общее руководящее положение, требующее последовательности действий, не в значении «поочередности», а в значении «постоянства» при различных условиях и обстоятельствах» [32, с.153].

Внеклассная работа по литературному чтению - направленно углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать полноценное литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения [28, с.112].

Внеклассная работа по литературному чтению - это сложная и многообразная система, она складывается из работы повседневной (руководство внеклассным чтением), эпизодической (читательские конференции, утренники, вечера, экскурсии и т.д.), циклической (работа кружков, объединений, клубов, музеев и др.). Она может быть индивидуальной, групповой и массовой.

Урок и внеклассная работа связаны между собой. Внеклассная работа является продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Уроки дают возможность все время опираться на багаж самостоятельного чтения учеников; учитывать знания, приобретённые в учебном процессе; проводить сообщения доклады по внеклассному чтению, пересказы [29, с.26].

Основные цели и задачи внеклассных занятий по литературному чтению:

  • - развитие у детей интереса к предмету «чтение», к живому языку, к речи, к литературе на русском языке;
  • - развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся в условиях свободной инициативы, приучение детей пользоваться дополнительной литературой, развитие потребности к самообразованию;
  • - углубление знаний, полученных на уроках чтения, повышение качества этих знаний и умений [35, с.44-65].

С помощью совокупности принципов педагог может творчески подойти к построению педагогического процесса, а значит, творчески организовать внеклассную деятельность школьников.

Важным принципом организации внеклассной воспитательной деятельности является принцип целенаправленности. Суть его требований состоит в том, что содержание внеклассной деятельности должно быть подчинено решению общей цели воспитания - формированию всесторонне развитой личности, поэтому педагоги должны подчинить этой цели всю свою работу. Во внеурочное время, организуя досуг воспитанников, важно заботиться не только о создании условий для их развлечения, но и о том, чтобы улучшить их физическое состояние, совершенствовать межличностные отношения, обогащать сведениями о разных сторонах действительности. Не должно быть бесцельно проводимых мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая деятельность должна служить цели усовершенствования личности.

Психолог А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства литературным чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информационного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей [23, с.262].

Внеклассная работа по литературному чтению направлена, прежде всего, на расширение круга чтения и развитие интереса к чтению.

Не менее важным при организации внеклассной работы является принцип общественной направленности, который предполагает, что содержание работы студий, клубов, объединений, кружков и др. будет носить общественно-значимый характер, отвечать актуальными задачами социально - экономического развития страны, будет связано с достижениями современной науки, техники, культуры, искусства и пр.

Руководствуясь этим принципом, школа осуществляет воспитание детей не в отрыве от общества, а в тесной связи с жизнью общества. Школьники знакомятся с жизнью и трудом взрослых, участвуют в культурно-массовой работе, в общественной жизни страны в целом. При этом важно постоянно обновлять содержание и организацию внеклассной воспитательной работы. Участвуя в жизни общества, учащиеся приобретают определенный жизненный опыт. Связывая воспитание детей с жизнью, ребятам предоставляется возможность самим вырабатывать свои убеждения. При такой постановке воспитательной работы дети включаются в систему общественной зависимости, что способствует становлению личности учащихся.

Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения. Необходимо постоянное профессиональное внимание педагога на отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию… и ценностным основам жизни, достойной человека, - добру, истине, красоте. Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением - закономерность жизни, за закономерностью - основы человеческой жизни. Это позволяет преобразовать каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживание ценностных отношений. По данному принципу происходит «очеловечивание» всех объектов мира. Тогда для ребенка весь мир приобретает определенную значимость.

Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя ее содержание.

Одним из фундаментальных принципов организации внеклассной деятельности является принцип воспитания личности в коллективе, через коллектив. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации воспитательной работы. Индивид становится личностью благодаря общению и связанному с ним обособлению. Отражая специфически человеческую потребность в среде себе подобных, общение представляет собой особый вид деятельности, предметом которой является другой человек. Оно всегда сопровождается обособлением, в котором человеком реализуется присвоение общественной сущности. «Общение и обособление есть источник социального богатства личности». Именно коллектив раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего развития. Важным является создание правильного влияния коллектива на личность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе. Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннее его знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессе коллективной деятельности.

Внеклассная воспитательная работа в соответствии с этим принципом должна быть направлена на организацию совместной деятельности детей для достижения общественно значимых целей, при этом не исключая индивидуальной работы педагога-воспитателя с отдельными ребятами, а, следовательно, и непосредственного влияния учителя на ученика. Работая с коллективом, группой ребят, учитель получает возможность ярче, рельефнее увидеть каждого ребенка в его деятельности, в отношениях к другим детям и организовать работу всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику. Коллективная работа - КВН, викторина, игра и т.д. Индивидуальная работа - например, выразительное чтение, писание стихов и т.д.

Одним из принципов организации внеклассной работы являются принципы преемственности, последовательности и систематичности, который направлен на закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование. Требование преемственности предполагает такую организацию видов деятельности, при которой эти виды деятельности станут логическим продолжением ранее проводившейся работы, что позволит закрепить уже достигнутое и поднимет ученика на более высокий уровень развития. Преемственность предполагает построение определенной системы и последовательности в организации внеклассной работы, так как сложные задачи не могут быть решены в кратчайший период. Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности работы, дает нам полную власть над нашими знаниями». На практике принцип преемственности, последовательности и систематичности реализуется в процессе планирования. В каждом кружке, объединении, секции имеются свои планы проведения внеклассных мероприятий, которые учитывают требования примерных программ для внеклассных занятий. Планы обязательно учитывают интересы и пожелания самих учащихся. В такой же мере примерными являются и программы для факультативных занятий, проводимых в соответствии с учебным планом школы. Главное в том, чтобы во всей работе соблюдалась определенная преемственность, постепенное усложнение видов деятельности, чтобы внеклассные занятия, оставаясь доступными для учеников, постоянно вели их вперед в развитии соответствующих умений и навыков практической деятельности.

Не менее важным принципом организации внеклассной работы является принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Уважать ребенка и предъявлять требования к нему - это значит внимательно относиться к нему, знать его сильные и слабые стороны и создавать необходимые условия для его дальнейшего роста и совершенствования. А.С. Макаренко отмечал: « Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой формуле определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему» [25, с.65].

Дети всегда испытывают потребность в том, чтобы их деятельность была оценена. Положительная оценка вызывает у ребят чувство удовлетворения и стремление к дальнейшему совершенствованию, а отрицательная, как правило, - чувство неудовлетворения и потребность в исправлении. При этом педагогу-воспитателю важно быть объективным в своих суждениях, уметь сочетать разумную строгость с доброжелательностью, доверие с разумным контролем и т.д. Необходимо верить в здоровые силы ребенка, опираться на них, стремиться развивать их, преодолевая отрицательные черты и свойства в характере и поведении своих воспитанников.

Практическая реализация принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно связана с принципом опоры на положительное в человеке. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися низкого уровня способностей, воспитанности. Однако замечено, что даже у таких ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но его можно поддержать и усилить, если учитель вовремя заметит в ученике хорошее, увидит способность к чему-либо, заинтересует и привлечет учащегося к выполнению какого-нибудь интересного дела. Выявляя в ребенке положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами деятельности, добивается ощутимого успеха над собой, он переживает радость, внутреннее удовлетворение, что, в свою очередь, укрепляет уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, вызывая еще большее стремление к совершенствованию, если успехи в развитии школьника замечают и отмечают окружающие его люди: родители, учителя, коллектив сверстников.

Принцип опоры на положительное и принцип единства требований и уважения к личности ребенка тесно связаны с единством педагогических воздействий на них. Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Практика неопровержимо доказала необходимость единства педагогических воздействий на учащихся. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению.

Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка, кому-то - танцы, кто- то увлекается историей, кто-то литературой и т.д. Важно учитывать желания школьников при организации внеклассной работы. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью.

Принцип развития инициативы, самодеятельности, изобретательства, детского технического и художественного творчества требует, чтобы в ходе воспитательной работы в полной мере учитывались пожелания самих школьников, их инициативные предложения и действия, чтобы каждый ученик в ходе проведения внеклассных мероприятий выполнял бы определенный вид деятельности. Действие, совершаемое ребенком, не должно быть вынужденным, не «прожитым». Оно должно быть актом его свободного выбора, свободного волеизъявления. Это действие учащийся должен совершить сам, не под давлением. Необходимо отказаться от чрезмерной регламентации, администрирования, подавления инициативы, самостоятельности и творчества. Следует опираться на доверие, разнообразить виды поручений и пр. Такой принцип требует от педагогов умелого содействия в развитии самодеятельности школьников. Учителю необходимо поддерживать полезные начинания детей, совместно с ними обсуждать их нужды, поощрять полезную инициативу, развивать самостоятельность и творчество в детской среде; важно повышать роль ученического актива в коллективе кружков, клубов, его ответственность за общественные дела [21, с.152].

По мнению Ю.К. Бабанского, это значит «добиваться того, чтобы внеклассная работа организовывалась на основе ученического самоуправления при тактичном педагогическом руководстве», тем более, что в современных условиях, когда происходит социально-экономическое и политическое переустройство нашего общества, когда меняется заказ на формирование личности современного человека (в качестве идеала выступает личность творческая, высоконравственная, интеллигентная, способная к непрерывному творческому саморазвитию) этот принцип приобретает особую значимость [5, с.247-270].

К числу принципов организации внеклассной работы следует отнести принцип эстетизации детской жизни. Эстетическое начало является мощным стимулом человеческой деятельности. Формирование у школьников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда и т.д. Так, например, занятия спортивных секций позволяют школьникам проникнуть в тайны красоты человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Посещение учащимися кружков, клубов художественно-эстетического цикла вводит детей в мир искусства. Занятия на факультативах, участие в работе школьных объединений естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее и т.д. При этом педагогам важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности.

Важным требованием к внеклассной работе является учет возрастных, половых и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Реализация этого принципа в воспитании предполагает, прежде всего, отбор содержания деятельности в соответствии с возрастом, силами и возможностями учащихся с целью предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. То, чем они занимаются, не должно приводить к чрезмерной утомляемости. Нельзя забывать о том, что каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Не следует чрезмерно упрощать какую-либо деятельность, потому что это снижает интерес, не содействует развитию способностей учащихся. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных особенностей, так как при предъявлении недоступного резко снижается мотивационный настрой, ослабевает волевое усилие, падает работоспособность, быстро наступает утомление. С учетом возрастных особенностей детей учителю необходимо отбирать методы работы, искать возможности для их конкретного применения.

Не менее важную роль играет учет индивидуальных особенностей. Каждому школьнику присущи неповторимые черты и качества, сложившиеся в ходе его индивидуального развития. Поэтому педагогу необходимо знать чувственно-эмоциональную сферу учащихся, особенности типа нервной деятельности, познавательной деятельности, памяти, способностей, интересов, увлечений, мотивов тех или иных поступков и т.д. Не менее важно учитывать их половозрастные особенности.

Вопросом учета возрастных и индивидуальных особенностей детей занимались видные педагоги прошлого: Я.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Я.А. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж. Руссо, а затем и Л.Н. Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать личность ребенка, знать ее особенности и опираться на них в процессе воспитания. Только в таком случае можно говорить о воспитании как о целеустремленном, организованном, управляемом процессе.

Одним из важных принципов организации внеклассной работы является принцип ведущей роли воспитания школьников по отношению к их развитию. Заложенные в ребенке природой задатки могут быть развиты, преобразованы и превращены в самые разнообразные способности в процессе организованной деятельности, целенаправленного воспитания. Практическое педагогическое значение этого положения состоит в том, что все дети в природном отношении рассматриваются как разнообразно и богато одаренные натуры, и что сила проявления таланта, дарования каждого ребенка зависит от условий его воспитания. Принцип ведущей роли воспитания в развитии сущностных сил и дарований школьника требует от педагога постоянного внимания и активного отношения, как к общему развитию детей, так и к формированию их индивидуальных наклонностей и талантов.

Принцип стимулирования и активизации деятельности учащихся. У большинства детей серьезную трудность вызывает овладение жизненным опытом. Становление ребенка социально ценной личностью происходит только в условиях преодоления внешних и внутренних препятствий, волевого стимулирования, самоопределения и самоограничения. Вопрос состоит в том, как сделать труд ребенка желанным и радостным. Это возможно, если включить в детскую деятельность стимулы: их собственную волю, умение преодолевать себя, свою лень в гармоничном сочетании с пробуждением интереса. Интерес ребенка к делу проявляется как под влиянием чисто внешних причин: любопытства, увлечения и привлечения новизны дела - так и благодаря развитию внутреннего стремления к радости преодоления и самоутверждения.

К числу принципов организации внеклассной воспитательной работы следует отнести принцип оптимизации, постоянного приведения методов и приемов интеллектуальной, трудовой, любой другой деятельности в соответствие с целями внеклассной воспитательной работы, содержанием и реальной психологической ситуацией. Методы воспитания рождаются в системе конкретно-исторических общественных отношений. Их сущность и форма проявления зависит от характера общественных отношений, от возрастных особенностей детей. Важно проанализировать методическое наследие и включить в сложившуюся систему методов новые, новаторские методы и приемы, которые будут отвечать целям воспитательной работы, богатому и разнообразному ее содержанию, а также конкретной психолого-педагогической ситуации. Это позволит привести методическую систему в соответствие с реальными возможностями детей и даст нормальный педагогический эффект: обогатит детей знаниями, способствует их развитию.

Одним из принципов организации внеклассной воспитательной деятельности школьников является принцип мотивированности. А.Н.Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный личностный смысл». В деятельности ребенка должен существовать мотив, побуждающий к выполнению того или иного поручения, к посещению какого-либо кружка, секции. И если этот мотив отсутствует, то и желание ребенка что-то делать тоже исчезает. Мотивом может стать любая проблема: собственная, коллективная, общественная заинтересованность в чем-либо и т.д. [23].

Рассмотрев понятие «принцип», обозначив основные требования к организации внеклассной работы, можно сделать вывод о том, что принцип как педагогическая категория - это очень высокая степень обобщения, это положение, проистекающее из цели и природы воспитания. Он устанавливает соответствие между тем, что планирует педагог и тем, чего, возможно, достигнуть в существующих условиях.

Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Принципы имеют практико-ориентированную направленность, не даром ряд исследователей педагогического принципа считают его своеобразным мостиком из теории в практику. Ими могут и должны руководствоваться, прежде всего, педагоги при решении конкретных педагогических задач, а также обязательно учитывать их при организации внеклассной воспитательной работы, что поможет способствовать высокому уровню образовательного, воспитательного и развивающего влияния на учащихся.

Немаловажное значение при этом имеет и разнообразие форм внеклассной деятельности, что делает этот процесс увлекательным. Под формами внеклассной деятельности подразумевается выражение содержания этой деятельности через определенную структуру отношений педагогов, библиотекарей, учеников и родителей.

В зависимости от содержания, адекватно ему следует выбирать форму и вид внеклассной работы по литературному чтению:

1) Массовая. Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны.

Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

2) Групповая. К групповым формам работы относятся детские клубы, кружки, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Клубы могут быть различных профилей - литературные, юного физика, химика, математика.

Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

3) Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от учителей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.

Таким образом, под внеклассной работой по литературному чтению в начальной школе понимается - составная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность различных форм, видов деятельности и одна из форм организации досуга младших школьников, организованная после уроков с целью развития интереса к чтению, расширения читательского кругозора и читательских интересов, литературного образования и развития учащихся.

Формы внеклассной работы по литературному чтению в начальной школе различны: кружки, утренники, уголок внеклассного чтения, стенная газета, викторины, литературные игры, различные конкурсы, олимпиады, литературные гостиные и т. п.