Внешняя торговля: теоретические основы формирования экспорта и импортозамещения в условиях сокращения двусторонней торговли с западными странами
Наиболее развитой формой МЭО традиционно считают внешнюю торговлю, представляющую из себя коммерческую деятельность, связанную с куплей–продажей на внешнем рынке товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Под экспортом понимают вывоз за границу товара, который продаётся иностранному покупателю или предназначен для продажи на внешнем рынке. Законодательство России определяет экспорт как «вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе».
Экспорт обладает рядом преимуществ. Во-первых, он выступает эффективным инструментом развития предприятия. Во-вторых, экспорт увеличивает объем продаж за счет новых рынков. Третье преимущество экспорта в том, что он уменьшает себестоимость единицы продукции. В-четвертых, экспорт регулирует сезонные колебания на внутреннем рынке. И наконец, увеличивает прибыль и валютные ресурсы предприятия.
Дополнительными стимулами для начала экспорта в России в текущей экономической ситуации являются временная нестабильность, а также нестабильность российского рубля как национальной валюты.
При выборе одной или нескольких покупателей экспортеру следует самостоятельно провести исследование по следующим направлениям:
А. Географическое расположение региона / расположение компании-экспортера по отношению к другим странам
Б. Заинтересованность отдельных стран в экономическом сотрудничестве с Россией в целом и с конкретным регионом страны
В. Изучение потенциального рынка
При выборе страны для экспортёра по географическому принципу важно ответить на следующие вопросы:
- какие страны расположены к нему ближе всего;
- какие у его региона есть ограничения, уникальные преимущества, транспортные и прочие возможности для экспорта;
- какими специфическими особенностями обладает его товар для транспортировки.
Также важно понимать насколько отдельные страны заинтересованы в экономических связях с регионом и с Российской Федерацией. Традиционно благоприятные отношения складываются между российскими компаниями и стран. На сегодняшний день происходит активное развитие отношений ЕврАзЭс с Бразилией, Вьетнамом, Китаем, Индонезией и Индией. Среди европейских стран следует выделить Сербию, Германию, Болгарию, Австрию. Со многими странами установлен режим наибольшего благоприятствования, что предполагает отсутствие ограничительных мер таможенно-тарифного регулирования, высоких пошлин, дополнительных сертификатов на товар.
Изучение потенциального рынка предполагает оценку емкости рынка, анализ конкурентов, исследование ценового предложения на определенном рынке, а также национальных и культурных особенностей рассматриваемого рынка. Оценивать конкурентоспособность своего товара можно через анализ продукции конкурентов, получая сведения о запросах потребителя и преимуществах товара.
Для определения доли конкурентов на рынке конкретной страны необходимо исследовать рынок какого-либо товара. Чтобы облегчить поиск товара, можно справочно определить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (код ТН ВЭД), в англоязычных странах — база национальных классификаторов HS code (международная гармонизированная система кодирования товаров).
Стоит выделить стимулирование экспорта как отдельный метод регулирования международной торговли. Стимулирование экспорта является дело государственной важности. Национальный интерес отражается принимаемых правительством мерах по содействию экспортерам и
закрепляется в правовом регулировании. Данный метод включает в себя:
- Льготные государственные кредиты экспортерам;
- Смешанное кредитование;
- Государственное страхование экспортных кредитов;
- Налоговые льготы экспортёрам;
- Субсидирование экспорта;
- Организационное и информационное содействие (выставки и ярмарки, аналитическая информация о рынках, помощь в подборе партнеров, деятельность торговых представительств и посольств).
Импортозамещение - это процесс замещения ввоза в страну определённого ряда товаров посредством собственного их производства, направленный на защиту внутренних производителей страны путём замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. В плане практической реализации это достаточно сложный и многофакторный процесс. Его успешная реализация зависит во многом от решения некоторых нюансов, характерных для экономики России.
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.
Тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций.
Взятый США курс на изоляцию России — ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.
В мае 2014 года на Петербургском экономическом форуме Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что Россия будет проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийского экономического союза. При этом глава государства поставил задачу в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд необходимо закупать исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза.
Важнейший барьер к успешному импортозамещию в России это обязательства страны в рамках членства в ВТО[1]. Но несмотря на это, правительство не намеревается использовать протекционистские меры, идущие вразрез с обязательствами России ВТО. К их числу можно отнести введение в 2012–2014 гг. утилизационного сбора на колесные транспортные средства, запрета на ввоз из ЕС свинины и продуктов из нее, антидемпинговых пошлин на легкие коммерческие автомобили из Германии и Италии, а также повышение пошлин на холодильники, бумагу и пальмовое масло.
На данный момент для российского правительства одним из важных перспективных направлений экономической политики остается продвижение по пути внешнеэкономической открытости, предполагающее создание зон свободной торговли с отдельными странами и группами стран, подписание соглашений о преференциальной торговле при сохранении основного акцента в интеграционной политике на укреплении ЕАЭС.
Обозначая вектор движения таким образом, правительство, безусловно, учитывает, что продолжающиеся более полутора десятков лет многосторонние торговые переговоры в рамках ВТО находятся в тупике, а процесс усиления открытости национальных экономик развивается теперь в рамках региональных или мегарегиональных торговых соглашений (ТТП, ТТИП, РВЭП).
[1] Оболенский В. П. Внешнеторговая политика в процессе открытия экономики//Внешнеэкономические связи РФ, 2018, № 4, С.13 (дата обращения: 15.02.2019)