Военные фильмы

В военных фильмах наш народ наконец-то испытывает чувство патриотизма. И, если не брать в расчет веру духа в русский военный потенциал и уверенность в том, что мы всех победим при любом раскладе, то вторым по значимости и силе патриотизма у нас является спорт. А именно, спортивные достижения и победы. Россияне (по уверенности россиян) обязаны, потому что могут, побеждать во всем абсолютно, кроме футбола (по уверенности россиян). И именно в спорте российский патриотизм силен, как нигде иначе.

Именно на эту неотъемлемую составляющую русской души была сделана ставка в фильме «Чемпионы». Нам показывают три истории троих выдающихся спортсменов, аналогов которым до сих пор в мире еще не родилось. Это так называемый «байопик», тобишь киноописание реальных личностей с их реальной историей. И, надо отметить, личности подобраны идеально с точки зрения их историй в рамках заданного уровня патриотизма. Гражданину РФ этот фильм не может не понравиться по определению и менталитету. Здесь мы видим самое настоящее проявление силы духа и тела, которая присуща только россиянам по определению и менталитету.

Множество современных фильмов реализуют государственный заказ и своей целью ставят патриотическое воспитание. Одним из таких фильмов является фильм Артема Аксененко «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее», вышедший в прокат в 2016 году. Данный фильм рассказывает биографию трех спортсменов, которые в своих видах спорта не только реализовались сами, но и принесли славу своей стране. Стоит отметить, что этот фильм выполняет также образовательную функцию, так как нацелен на просвещение российского зрителя. Основной посыл фильма – реализуйся, развивайся сам в рамках своей страны, и будет развиваться сама страна. В эмоциональном плане фильм направлен на развитие чувства гордости за свою страну, в которой живут такие целеустремленные и успешные люди.

Популяризация спорта в нашей стране (да и в любой) — это безусловно важно. Данная картина кроме этой цели также должна повысить уровень патриотизма и прославить великих спортсменов, в роли которых выступили Кристина Асмус, Сергей Бондарчук и Евгений Пронин. Фильм, который прививает детям правильные жизненные принципы, учит их верить в свои силы и достигать результатов. Фильм, который говорит, что не стоит сдаваться и что чемпионом можно стать только если ты идешь до конца несмотря ни на что.

Этот фильм заставляет задуматься о той цене, которую приходится платить за славу и титул, о важности поддержки со стороны близких, а порой и малознакомых людей; он раскрывает характеры Олимпийских чемпионов и их умение собраться в решающий момент, ведущие к их личному триумфу и мировому признанию.

Благодаря волевым качествам, упорству, самозабвенной подготовке и многочисленным тренировкам будущие чемпионы превзошли самих себя, побороли все трудности и вписали свои имена в историю мирового спорта.

Это фильм о труде, о том, что может человек, когда он упорно идет к своей цели, невзирая на трудности. Не жалуется, не ноет, а встает и продолжает делать то, что нужно для достижении цели. Для меня это люди, которые знают, что такое ответственность. В фильме была такая фраза, которую сказали Карелину: «Если проиграешь ты, с тобой проиграет вся страна». И ведь это так! И у них хватает мужества представлять страну, ради своей победы и победы своей страны, тренироваться, хоть и плохо и больно и в общем, то всегда можно пойти просто погулять и посидеть ничего не делая. Этот фильм мотивирует и мотивирует правильно.

Отказавшись от формата «каждую историю снимает отдельная команда», авторы «Чемпионов 2» смогли сделать свой фильм более разносторонним, чем его предшественник. Здесь нет даже единой схемы победы: Хоркина побеждала, потому что была нестандартной для гимнастики, а Карелин был создан для борьбы; Попов всю жизнь был одиночкой, в то время как гимнастки выступают и в командных дисциплинах; в сборной борцов все были горой друг за друга, а девушки-гимнастки находились в постоянной конфронтации друг с другом. Все это придает картине живость – она похожа на настоящее спортивное состязание, где исход хоть и предсказуем (историю-то мы помним), но явно не столь очевиден. Главное же – это сигнал нынешним спортсменам: нет никаких гарантий и рецептов, есть только терпение, труд и самоотверженность, ведущие к достижениям.

Из всех способов воспитания патриотических чувств, на которые сегодня устремлено столько внимания со стороны государства, спорт занимает особенное положение. Даже с повсеместным развалом всего и вся спортивные секции и школы продолжают функционировать силами энтузиастов и регулярно пополняют ряды чемпионов, гордо носящих на груди эмблему с российским триколором. Однако упускать из внимания интерес к спорту нельзя – только постоянная «накачка» спортсменов и болельщиков позволяет идти от одной победы к другой. Кино с этой точки зрения может служить дополнительным ориентиром для юных спортсменов – «Легенда № 17», например, была нацелена именно на это, на возрождение интереса к спорту от самого разного зрителя.

Фильм посвящен биографии прославившегося на весь мир советского хоккеиста Валерия Харламова. Молодой хоккеист Валерий Харламов (Козловский) попадается на глаза эксцентричному тренеру АнатолиюТарасову (Меньшиков) и по его протекции оказывается в команде «Звезда» города Чебаркуль. Став ведущим игроком провинциального клуба, он все же добирается до тарасовского ЦСКА, но звездной карьере и заветным матчам с канадцами предшествует череда разочарований и непростые отношения с тренером.

Хоккей в нашей стране очень популярен. Со времен СССР нас считали хоккейной державой, все говорили о «красной машине», которая вырывает победы одну за другой. Каждый хоть раз слышал эти фамилии: Третьяк, Фетисов, Михайлов, Петров и, конечно, Харламов. Эту личность знает даже ребенок.

Нашему поколению не суждено было видеть те легендарные матчи. Этот фильм дает возможность вернуться в прошлое, пройти путь вместе с героем от игр в детских командах до матча всей жизни, ощутить атмосферу того времени и той власти. Картина не только явилась великолепным мотиватором, она своим посылом укрепила народное сознание и мысль о необходимости идти вперед, работать «в команде».

В целом, в фильмах о русских спортсменах, добившихся мировой известности и ставших героями в своей стране, провозглашается сила самой России, пробуждается в зрителе чувство патриотизма, гордости за страну и ее героев.

Нужно отметить, что фильмы, вызывающие чувство патриотизма, любовь к России, часто содержат идею русского человека, находчивого, смекалистого, способного выстоять в такой ситуации, в которой жители других стран пасуют. Сила русского характера, его своеобразие позволяют русскому человеку выдержать все и разрешить любую ситуацию.

Как правило, данные фильмы построены на противостоянии главного героя внешним силам: криминальным группировкам, жизненным обстоятельствам, бюрократии. Так, в фильме «Русский характер» (2014 г.) дублируется сюжет фильмов «Любить по-русски» 1995 года. Богатый и нечестный человек выселяет жителей поселка, за которых вступается главный герой. В ходе противостояния в обоих фильмах на зрителей идет трансляция образа русского человека: честного, непоколебимого, бесстрашного, борца за справедливость.

Таким образом, стоит отметить, что фильмы на перечисленные спортивные, военные, криминальные темы построены на разных сюжетах, но при этом они и несут одинаковую мысль – мысль об истинном русском характере (а не таком, каким его показывают в иностранном кинематографе), о гордости России своими гражданами, о важности Родины для каждого. Эти фильмы формируют взгляд российского гражданина на самого себя и на свою страну.

Развитие института брака и привитие семейных ценностей реализуется целым блоком российских фильмов о любви. В данных фильмах герои всегда проходят множество трудностей и препятствий, испытывают предательство, остаются одинокими, но к финалу они соединяются в своей любви и заключают брак. Это является очень важной деталью – финальное заключение брака, так как у зрителя формируется взгляд на любовь лишь как на начало семейной жизни.

Вопрос измены часто встречается в русских романтических комедиях и мелодрамах, но, как правило, совершивший измену и нарушивший брачные клятвы оказывается наказан впоследствии. Такой сюжет нацелен на формирование у зрителя взгляда на брак как на важную обязанность человека, нарушение которой будет иметь последствия.

В последние годы особенно остро поднимается в фильмах вопрос воспитания детей. Помимо романтических комедий, в которых дети выступают на втором плане и являются лишь закономерностью в социальном институте семьи, есть также и драматические кинокартины, в которых показано нарушение родительских обязанностей, невыполнение родительских функций, что приводит к несчастью детей. Одним из таких фильмов является «Волчок» В. Сигарева (2008 г.), в котором рассказана история девочки, живущей с бабушкой, потому что ее мать совершенно не проявляет материнских чувств и желаний. Девочка испытывает серьёзные психологические проблемы, а в финале фильма погибает под колесами автомобиля, погнавшись за мамой, которая вновь убегала от нее.

Вопросы семейного воспитания также поднимаются в фильме С. Снежкина «Похороните меня за плинтусом» (2009 г.), снятом по одноименному роману Павла Санаева. Сюжет картины повествует о страданиях мальчика, живущего с бабушкой, у которой своеобразные понятия о воспитании. Видеться с мамой ему практически запрещено, так как она создает новую семью и оставила сына бабушке. Ребенок ежедневно слышит в свою сторону огромное количество оскорблений, унижений, бабушка пытается привить ему чувство ненависти к матери, в доме царит бабушкин диктат при молчаливом одобрении дедушки. Фильмы на подобную тему призывают зрителя к сознательности и ответственности в деле воспитания детей, провозглашают важность цельности семьи, любви и гармонии в ней.

Сам Санаев критиковал экранизацию за то, что в ней была упущена главная мысль, которую он вкладывал и в повесть, и в сценарий по ее мотивам. Книга, как и сценарий, по его мнению, – все-таки о любви, о том, что люди любят друг друга, но из-за отпечатка, наложенного прошлым со всеми его неправильностями, любовь, по словам самого автора, обращается в кривое зеркало.

Общее мнение об экранизации повести Санаева схоже с высказыванием Р. Волобуева[1]: «Популярную в 90-х автобиографическую повесть Павла Санаева Снежкин переписал (не то чтобы до неузнаваемости, но в достаточной степени, чтоб огорчить автора), сжал время действия с нескольких лет до двух дней, не слишком тактично добавил туда подробностей чужой биографии (в дедушке безошибочно ­узна­ется В.В. Санаев, знаменитый, кроме ­прочего, ролью полковника Зорина) и в конечном счете склеил из истории конкретного несчастливого детства грубоватую, но доходчивую метафору расставания с советским прошлым».

Павел Санаев планировал выступить в роли режиссера, но затем передумал. Санаев заявил, что из его повести сделали «чернуху, в которой бабушка ненавидит внука и всячески сживает его со свету»[2]: «Читавшим «Похороните меня за плинтусом» людям не надо объяснять, что это не так. Прекрасная актриса Светлана Крючкова, к сожалению, играет бабушку на одной ноте — давит и давит…».

Светлана Крючкова в ответ на критику утверждала[3], что многие сцены фильма были вырезаны по воле продюсеров: «Часть сыгранного по воле продюсеров не вошла в фильм. Некоторые сцены убрали неправомерно. Там были очень нежные сцены, где бабушка не только кричит. … Также не вошли в фильм внезапные переключения в настроении этой женщины. Ведь сумасшедший человек всегда конкретен, но одна его конкретика не соотносится с другой. Я долго боролась за несколько сцен, но, увы, меня не послушали».

Утверждение Крючковой подтверждается множеством внесъемочных фотографий, показывающих, что из фильма действительно было вырезано очень много эпизодов, которые делали фильм ближе к книге.

Воспитание нравственного отношения к социуму, чувства долга перед обществом также характерно для российских фильмов. В данном блоке фильмов особенно хочется выделить фильм «Дурак» Ю. Быкова (2014 г.), в котором перед главным героем встает проблема выбора личного благополучия или жизни множества людей. Данный фильм представляет нравственную цельность героя, у которого не возникает сомнений в правильности своих поступков, однако реакция остальных героев на его поведение воплощается в названии фильма. Фильм поднимает вопрос соотношения личного материального и душевного спокойствия и благополучия и общественных интересов – выбор между ними совершается в душе каждого человека.

«Дурак» многогранен. Он мыслит, как «маленький человек» русской литературы и обосновывает мотивы вечного антагониста — власти, бюрократа, коррупционера. В фильме все заложники ситуации, рабы системы. Семья, дом, город, подчиняются одним правилам. Даже мэр, которую в неформальной обстановке подчиненные называют «мама», не в силах вырваться из этого круга. Неформальный закон там стоит выше формального. Так было всегда и, видимо, будет дальше.

Быков снял живое и уникальное для российского кинематографа кино. «Дурак» — личный, но не ориентированный на конкретную группу зрителей фильм. Картина описывает российские реалии, сложившуюся социальную структуру. Описывает, как сложно остаться хорошим человеком в нищите. Это дань уважения 36 миллионам россиян, которые выживают в обстановке бесправия и безденежья. Город N — зеркало современной России.

Псевдо-патриотичная шелуха в духе «Легенды №17» всегда найдёт отклик в душе среднестатистического жителя российской глубинки. Многим, вне зависимости от их социального положения, победы любимой команды поднимают настроение, ведь личные достижения с лёгкостью замещаются успехами группы, к которой человек себя причисляет. Люди неосознанно испытывают гордость «за Россию», даже если они сами ничего не сделали ради спортивного триумфа национальной сборной. Таковы особенности человеческой психики. Работает это и в обратном направлении. «Дурак» – резкая и болезненная критика российской действительности, в которой вечные ценности подменяются шакальими идеалами личной выгоды. Юрий Быков написал крепкий сценарий, наглядно продемонстрировавший: убожество власть имущих, распиливающих бюджеты, мерзость того же порядка, что и преступная инертность низов. Разве жизнь по принципу «моя хата с краю» есть некая непостижимая мудрость, ниспосланная нам свыше? «Дурак» - страшное кино о том, как потеря человеческого облика становится национальной идеей.

Религиозное православное воспитание стало также проявляться в идеях русского кино. Так, в мультфильме «Дети против волшебников» (2016 г.) раскрываются основы веры, религии, следования христианским обычаям и взглядам. Фильм неслучайно снят в мультипликационном жанре, так как главная аудитория, на которую он рассчитан – это подрастающее поколение.

Сейчас, когда такая напряженная атмосфера в мире, создатели вместо того, чтобы объединять народы, показать, что везде есть люди и плохие и хорошие, только увеличивают пропасть между нами. Все русские православные у нас хорошие, а все остальные просто монстры. Или это неумелая попытка внушить детям любовь к Родине, или еще более неумелая привлечь ребят к ее защите. Но неужели развивать патриотизм можно лишь путем унижения других стран и народов? Это не просто глупо, это страшно! Вам не кажется, что тут близки идеи национализма?

Как ни печально, мультфильм как раз об этом. То есть вместо того, чтобы развивать в ребятах чувство справедливости, идеи добра и толерантности, разработчики прямым текстом говорят, что хорошо, а что плохо. И так получается, что хорошо быть только русским. Я честно скажу, что я патриот и верю в свою страну, но кроме этого я верю и в других людей (не зависимо от статуса и национальности). Поэтому я искренне негодую, почему мы так унижаем самих себя, показывая невежество по отношению к другим странам? И потом мы жалуемся, почему в американских фильмах всегда русские плохие?

Основными ценностями по мультфильму являются принадлежность к нации и конфессии. Притча Иисуса Христа о добром самаритянине, создателями мультика очевидно забыта. Как и слова гимна «Братских народов союз вековой». В центре мироздания в данном случае одна нация и одна вера.

Интересно, понимают ли создатели, что они дискредитировали своим фильмом все, что собирались прославить — православие, суворовцев, военных, русских и Россию? Неужели непонятно, что показывая уродливыми других, краше не станешь? Что попытка облить грязью книги про Гарри Поттера не приведет к тому, что дети проникнутся любовью к Богу и Родине?

«Детей против волшебников», к сожалению, никак нельзя рассматривать как попытку говорить о православии и прочих скрепах с детьми на их языке. Вот «10 заповедей для детей» и прочие детские мультсериалы по мотивам Библии можно — их создатели смогли из религиозного произведения сделать забавные, яркие и понятные сказки для маленьких.

В фильме Е. Козенковой «Верую» (2001 г.) провозглашаются духовные ценности, стремление к которым приводит абсолютно разных людей к вере и церкви. Документальный фильм рассказывает о наших знаменитостях, о том, как они уверовали и обратились к Православию, почему решились на такой необычный шаг, какие препятствия встретили. О своих извилистых жизненных путях расскажут режиссёр Михалков, артист балета, ныне – педагог Юрий Владимиров и другие известные люди.

Лента начинается с рассказа о тяжелом положении церкви в СССР, о том, как ближе к перестройке всё больше и больше интеллигенции стало обращаться к Богу, а за ней и простой народ.

Первый герой – архимандрит Тихон (Агриков): он прошел всю войну, едва не погиб, но вернулся домой и обратился к вере. Не боясь властей, поступил в Московскую духовную академию и уже к 60-м годам стал иеромонахом, священником, духовником в Троице-Сергиевой лавре, к которому отовсюду стекался народ.

Далее речь идет о Юрии Владимирове, артисте балета, прославленном далеко за пределами России. В конце восьмидесятых он стал педагогом, наставником современных звезд Большого театра. Итогом его пути как православного человека стало возведение церкви в Московской области.

Следующий сюжет – об известном физике, профессоре Боголюбове. На его лекции приходили не только студенты Энергетического института в Москве, но даже преподаватели МАИ и МГУ.

Но в конце семидесятых Валентин Евгеньевич внезапно (для окружающих) роздал всё имение и удалился от мира, стал монахом Троице-Сергиевой лавры.

Последняя часть фильма – история Никиты Михалкова, здесь рассказывается о том, как именитый режиссер в Перестройку обратился в Православие и посвятил его защите большую часть последующей жизни.

В финале звучит проповедь схиархимандрита Тихона, произнесенная им в Троице-Сергиевой лавре в последнюю его земную Пасху.

Этот фильм ставит перед собой целью низвергнуть в общественном сознании материальные ценности: деньги, славу, успех, карьеру, так как они не приносят человеку того счастья и душевного спокойствия, к которому стремятся все люди.

Мини-сериал «Русский крест» Г. Любомирова

В июле 1941 в городишке Гдов Ленинградской области в НКВД содержится священник отец Александр, попавший туда за свои проповеди, в которых он рассказывал верующим о своем видении. Святые, якобы, молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию в начавшейся войне, но Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно больше терпеть эти беззакония, и война есть справедливая кара забывшей о Боге России. Из-за этих проповедей капитан госбезопасности Яковлев и обвиняет отца Александра в пособничестве наступающим немцам, что в тех условиях было равносильно смертному приговору.

Очень глубокий и ценный. Когда и где, как не на войне и в эти тяжелые годы люди приходили к вере, к осознанию безбожной жизни, чувствовали нужду в Боге, в Его помощи. Россия не умирала и православие тоже всегда было живо, только советская власть со своей идеологией подавила это в людях, перевернула все ценности с ног на голову. Но Русь и наши предки испокон веков жили с Богом, побеждали с Богом. И последние поколение не стало умнее, а обнищали люди духовно и утратили мудрость, которая невозможна без духовного начала. В глубине души человека всегда оставалась вера. Работа режиссера заслуживает высоких оценок. Поднимаются насущные, очень серьезные вопросы.

Профилактика асоциального поведения – это цель многих фильмов и сериалов, снятых в России. Как правило, сюжет таких фильмов построен на демонстрации нравственного падения персонажей, их поступков и последствий этих поступков. Криминалистическая составляющая практически повсеместно присутствует в данных фильмах. Главная мысль заключается в том, что занятие противоправной деятельностью, причинение людям вреда – это разрушение собственной жизни и будущего. Любое преступление против общества будет наказано. Данные фильмы, как правило, сняты в жанре криминальной драмы, криминального боевика, детектива.

К данному блоку можно отнести такие фильмы, как «Бригада» (2002 г.), «Жмурки» (2005 г.), «Бумер» (2003 г.) и многие другие. Главные герои этих кинокартин – бандиты, на счету которых множество убитых жизней. Раскрытие их персонажей подразумевает взгляд на них как на обычных людей, способных дружить, любить, мечтать. Но их асоциальный образ жизни приводит к их смерти, уголовному наказанию, нравственным страданиям.

Еще одно направление в реализации воспитательной функции – воспитание любви к природе России, которое проходит сквозной нитью через многие кинокартины, которые изначально направлены на трансляцию совершенно иной идеи. Природа России часто представлена в фильмах о деревенской жизни, где главные герои испытывают счастье от соприкосновения с ней («Любить по-русски», «Анна Каренина» и т.д.). Также большинство наиболее эмоциональных эпизодов (особенно, любовных объяснений и признаний) снято на фоне природы.

Содействие образование общественности / зрителя – важная задача российского кинематографа, которая также направлена на формирование российского самосознания. Фильмы образовательной функции можно подразделить на:

• Фильмы о русских писателях, ученых, спортсменах, правителях, актерах, музыкантах и т.д. («Страсти по Марине» 2004 год, «Непридуманная жизнь/Екатерина» 2015 года, «Людмила Гурченко» 2015 года, «Есенин» 2005 года, «Высоцкий. Спасибо, что живой» 2011 года и т.д.);

• Фильмы, снятые по литературным произведениям («Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Идиот» и т.д.);

• Исторические фильмы («Турецкий гамбит», «Монгол», «Чингисхан», «Сталинград» и т.д.).

Удовлетворение эстетической потребности также важно для российского зрителя. Фильмы, реализующие эту функцию, представляют собой синкретизм искусства, где большее внимание в фильме уделяется либо визуальному оформлению (как в живописи), либо аудиальному сопровождению (сила музыки). Среди таких фильмов стоит отметить кинокартину А. Бадоева «Оранжевая любовь» (2007 г.), в которой огромное внимание уделяется цветовому воплощению, наполнению фильма образами и метафорическими идеями.

Таким образом, анализ направлений российского кинематографа и основных идей фильмов позволил сделать вывод о том, что российский кинематограф ставит целью сформировать личность российского гражданина, которая обладала бы следующими качествами и знаниями:

• Любовь к Родине, чувство патриотизма;

• Приоритет семейных ценностей;

• Любовь к детям и ответственность в их воспитании;

• Служение общественным интересам;

• Нравственное саморазвитие;

• Наличие христианской веры;

• Отсутствие асоциального поведения, следование законам и соблюдение правопорядка;

• Любовь к природе;

• Толерантность;

• Знание истории России, ее выдающихся представителей, знание психологических основ взаимоотношений.

Иначе говоря, влияние российского кинематографа на общественное сознание как средства массовой коммуникации воплощается в реализации трех функций и в формировании российского мировоззрения и менталитета посредством идей, заложенных в фильмах.

Таким образом, можно выделить следующие PR-инструменты, используемые в современной киноиндустрии:

Демонстрация того, как война и исключительные обстоятельства меняют человека в лучшую сторону.
Проекция военных событий на современную молодежь.
Утверждение идей о том, что советский солдат – хороший солдат; российский народ – великий, сильный и героический; в России сильная власть; умереть за родину почетно.
Выделение «своих» и «чужих» для формирования идентичности россиян.
[1] Волобуев Р. Страшный фильм про советскую бабушку. https://www.afisha.ru/movie/196102/reviews/?reviewid=303681.

[2] Нечаев А. Павел Санаев: «В кино не должно быть правды жизни» // Комсомольская правда. – 26 ноября 2009.

[3] Нечаев А. Актриса Светлана Крючкова: «На съемках меня чуть саму не похоронили за плинтусом!» // Комсомольская правда. – 2 декабря 2009.