Воспитание выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста
3.1. Результаты констатирующего эксперимента.
Для определения исходного уровня развития выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста до начала педагогического эксперимента, в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах проводился констатирующий эксперимент. Результаты данного эксперимента подверглись статистическому анализу. Достоверность различий в показателях уровня развития координационных способностей определялась по t-критерию Стьюдента, различия достоверны при р ≤ 0,05 (tкр. = 2,13).
Таблица 1 – Показатели уровня развития выносливости в контрольной (КГ) (n=10) и экспериментальной (ЭГ) (n=10) группе до начала эксперимента.
Тесты |
КГ |
ЭГ |
t-критерий Стьюдента |
||
σ |
σ |
||||
Тест Купера (м.) |
2100 |
3,94 |
1950 |
4,56 |
1,34 |
Челночный бег (с.) |
10,5 |
3,02 |
11,7 |
4,77 |
1,77 |
Проба Штанге (с.) |
21 |
2,34 |
20 |
3,01 |
0,15 |
Проба Розенталя (мл) |
4200 |
1,56 |
3900 |
3,54 |
2,17 |
PWC170 в беге (кгм/мин) |
1250 |
2,34 |
1190 |
4,6 |
2,12 |
* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.
Проведение констатирующего эксперимента между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп позволило выяснить, что достоверных различий не обнаружено. Данный результат подтверждает корректность подбора испытуемых для проведения педагогического эксперимента.
3.2. Методика воспитания выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста.
Футбол – вид спорта, способствующий развитию физических качеств, среди которых важное место занимает выносливость. Выносливость – это возможности человека, благодаря которым он может долго выполнять какое-либо двигательное действие без снижения ее эффективности, т.е. способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Существуют общая (аэробная) и специальная (анаэробная) виды выносливости. Также во многих литературных источниках выделяют следующие виды выносливости: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая.
На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа научно-методической литературы нами была разработана методика воспитания выносливости у слепых футболистов 16-18 лет, включающая общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, дыхательные и коррекционные упражнения.
Рисунок 1 – Структура методики повышения уровня развития выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста.
В блок общая физическая подготовка (ОФП) включены упражнения: общеразвивающие упражнения; беговые упражнения, а также упражнения общей направленности с целью подготовки к специальной физической нагрузке.
В блок специальная физическая подготовка (СФП) - упражнения на выносливость с элементами футбола, спортивные и подвижные игры, связанные с футболом и специальные подготовительные упражнения.
Коррекционные упражнения – это упражнения, направленные на коррекцию кифотической осанки и плоскостопия. Кифотическая осанка и плоскостопие очень часто наблюдается у лиц с тотальной слепотой и ограничивают их в освоении новых и повышении мастерства изученных двигательных навыках. Поэтому важно обеспечить коррекционную работу в данных направлениях.
Также в нашей методике важны дыхательные упражнения. Благодаря им у юношей с тотальной слепоты нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают ее подвижность, обеспечивают вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких, что также способствует формированию правильной осанки.
Примеры упражнений, относящиеся к данным блокам описаны в Приложении 2.
Система игры в футбол являет собой комплекс специализированных приемов, которые используют в игре разными сочетаниями с целью достичь поставленную задачу. Технические приемы – метод ведения игры. Их существует очень много.
Во время игры футболист выполняет и сложные по своей координации приемы (удары с лета, удары головой по мячу при падении и т.п.), и самые простые приемы (удары ногой по мячу, ведение мяча, остановка ногой мяча и т.п.). Если приемы остановка мяча и удары ногой по мячу, ведение мяча в легкой форме изучены, то учащимся можно начинать играть в игру футбол. Тренеры советуют выполнять приемы сначала на месте, затем в движении. Первым делом упражнения выполняются удобной ногой. Во время занятий при изучении самых легких приемов надо добиваться того, чтобы они выполнялись вместе с другими приемами. Например, прием мяча связать с приемом удара ногой по мячу и т.д.
Одновременно с изучением техническим приемам игры в футбол надо стремиться к их тактической реализации. Лучше всего, если занятия всегда будут заканчиваться двусторонней игрой. Это позволит спортсменам применить освоенные технические приемы и тактики в борьбе со своими соперниками во время игры.
Размер игровой площадки для футбола зависит от количества игроков, участвующих в игре. Если игроков немного, то длина площадки допустима в пределах 30-50 шагов, ширина 20-30 шагов. Если участников игры по три человека в каждой команде, то рекомендуется играть без вратарей, если пять-шесть и более человек, то тогда предпочтительнее игра с вратарями.
Во время игры один на один быстрее приходит утомление. Чтобы этого не случалось, необходимо регулярно делать перерывы на несколько минут, в которых игроки могут выполнять удары по мячу и передавать мяч друг другу. От количества игроков зависит длительность тренировочных занятий. Чем больше игроков, тем длительнее тренировочный урок. Если в командах три-пять человек, то игра будет проводиться в двое ворот и около 40 минут. Если в командах больше шести игроков, то игра может длиться час и более. Так как занятия лучше заканчивать двусторонней игрой, то большую часть времени (2/3) надо тратить на исследование и развитие технических приемов физических качеств спортсменов, остальное время (1/3) выделять на игру.
Наша методика включает в себя несколько мезоциклов и в зависимости от этого был сделан упор на развитие общей или специальной, точнее скоростной, выносливости.
Таблица 2 – План-график макроцикла методики воспитания выносливости слепых футболистов старшего школьного возраста.
Месяц |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Январь |
Февраль |
Март |
|||||||||||||||||||
Недели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Этапы |
Подготовительный мезоцикл |
Общий мезоцикл |
|||||||||||||||||||||||
Блоки методики |
|||||||||||||||||||||||||
ОФП |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
|
Упражнения на воспитание общая выносливости |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
СФП |
+ |
+ |
▲ |
+ |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
+ |
+ |
▲ |
▲ |
+ |
+ |
▲ |
▲ |
+ |
+ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
|
Упражнения на воспитание скоростной выносливости |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|||||||||||
Дыхательные упражнения |
+ |
+ |
+ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
+ |
+ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
|
Коррекционные упражнения |
+ |
▲ |
+ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
▲ |
|
«+» - разучивание новых упражнений и комплексов; «▲» – выполнение упражнений. «0» - занятия, направленное на активное развитие физического качества; «1» - занятия на поддержание уровня развития физического качества. |
|||||||||||||||||||||||||
Рассматривая план-график макроцикла методики воспитания выносливости слепых футболистов старшего школьного возраста, можно выделить следующие моменты.
Блок «общая физическая подготовка» длится на протяжении всего макроцикла. В подготовительном мезоцикле в данный блок мы включаем упражнения, направленные на подготовку организма занимающихся и создания базы для специальной физической нагрузки. Активно используются беговые и общеразвивающие упражнения. В общем мезоцикле важно за счёт ОФП поддерживать уровень физической подготовленности занимающихся.
Блок «специальная физическая подготовка», направлен на повышение специальной физической подготовленности и улучшение технико-тактической подготовленности занимающихся. На протяжении двух мезоциклов, занимающиеся периодически разучивают новые упражнения и затем закрепляют их.
Блоки «дыхательные упражнения» и «коррекционные упражнения» включают в себя комплексы, которые формируются и разучиваются в начале каждого мезоцикла, а затем повторяются в течении цикла.
Упражнения, направленные на воспитание общей выносливости, начинаются ещё в подготовительном мезоцикле и имеют важное значение в подготовке футболистов с нарушением зрения. На базе уровня развития общей выносливости в общем мезоцикле активно воспитывается скоростная выносливость, которая важна во время выполнения технико-тактических элементов во время игры в футбол (ускорений за мячом и с мячом, и другие).
По ходу макроцикла увеличивался объём физической нагрузки. В подготовительном мезоцикле общей физической подготовке, в том числе и воспитания общей выносливости, спортсменов отводилось 75 % тренировочного времени в неделю, специальной физической подготовке – 15%, а по 5% коррекционным и дыхательным упражнениям. В общем мезоцикле основное внимание уделялось специальной физической подготовленности и воспитанию скоростной выносливости – 65%, общей физической подготовленности и поддержанию общей выносливости – 25%, а коррекционным и дыхательным упражнениям также по 5%.
ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По завершении педагогического эксперимента мы изучали прирост показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма слепых футболистов в экспериментальной и контрольной группах для обоснования эффективности разработанной методики.
Таблица 2 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в экспериментальной группе (n=10) до и после эксперимента.
Тесты |
До эксперимента |
После эксперимента |
t-критерий Стьюдента |
||
σ |
σ |
||||
Тест Купера (м.) |
1950 |
4,56 |
2500 |
4,03 |
8,65* |
Челночный бег (с.) |
11,7 |
4,77 |
10,7 |
3,58 |
2,24* |
Проба Штанге (с.) |
20 |
3,01 |
28 |
2,67 |
4,78* |
Проба Розенталя (мл) |
3900 |
3,54 |
4300 |
3,24 |
5,47* |
PWC170 в беге (кгм/мин) |
1190 |
4,6 |
1300 |
3,7 |
7,98* |
* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.
По итогам результирующего тестирования в экспериментальной группе заметна положительная динамика результатов, во всех тестированиях отмечаются достоверные различия относительно констатирующего эксперимента.
Таблица 3 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в контрольной группе (n=10) до и после эксперимента.
Тесты |
До эксперимента |
После эксперимента |
t-критерий Стьюдента |
||
σ |
σ |
||||
Тест Купера (м.) |
2100 |
3,94 |
2300 |
3,34 |
2,65* |
Челночный бег (с.) |
10,5 |
3,02 |
10,4 |
3,42 |
0,24 |
Проба Штанге (с.) |
21 |
2,34 |
24 |
2,59 |
2,14 |
Проба Розенталя (мл) |
4200 |
1,56 |
4200 |
2,15 |
0,01 |
PWC170 в беге (кгм/мин) |
1250 |
2,34 |
1250 |
2,77 |
0,01 |
* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.
По итогам результирующего тестирования в контрольной группе заметна положительная динамика результатов, но только в тестировании «Тест Купера» можно отметить достоверные различия относительно констатирующего эксперимента.
Таблица 4 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в контрольной (КГ) (n=10) и экспериментальной (ЭГ) (n=10) группе после эксперимента.
Тесты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
t-критерий Стьюдента |
||
σ |
σ |
||||
Тест Купера (м.) |
2300 |
3,34 |
2500 |
4,03 |
6,78* |
Челночный бег (с.) |
10,4 |
3,42 |
10,7 |
3,58 |
0,96 |
Проба Штанге (с.) |
24 |
2,59 |
28 |
2,67 |
3,77* |
Проба Розенталя (мл) |
4200 |
2,15 |
4300 |
3,24 |
2,34* |
PWC170 в беге (кгм/мин) |
1250 |
2,77 |
1300 |
3,7 |
2,34* |
* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.
Оценивания показатели уровня развития выносливости и функционального развития организма в экспериментальной и контрольной группах видны положительные изменения по сравнению с констатирующим экспериментом. В тестированиях «тест Купера», «проба Штанге», «проба Розенталя» и «тест PWC 170 в беге» у испытуемых экспериментальной группы относительно контрольной группы результаты достоверно различны.
Следовательно, опираясь на результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что футбол слепых повышает уровень развития выносливости тотально слепых футболистов 16-18 лет. Наша методика доказывает вышесказанное, так как очевиден прирост показателей уровня развития выносливости. Результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.
ВЫВОДЫ
- Проанализировав научно-методическую литературу, мы сделали вывод, что воспитание выносливости является важным компонентом в адаптивном физическом воспитании и спорте слепых, влияющим не только на спортивный результат, но и на качество жизни лиц с нарушением зрения.
- По итогам констатирующего эксперимента был выявлен примерно одинаковый уровень развития выносливости у участников экспериментальной и контрольной групп, что обосновывает корректность подбора испытуемых для проведения педагогического эксперимента.
- На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа научно-методической литературы нами была разработана методика воспитания выносливости у слепых футболистов 16-18 лет, включающая общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, дыхательные и коррекционные упражнения.
- По завершении педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали улучшение в показателях уровня развития выносливости и функционального состояния организма в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются достоверные различия в тестах: «тест Купера», «проба Штанге», «проба Розенталя» и «тест PWC 170 в беге».
Особенное внимание в разработанной нами методике было уделено выносливости, и, в связи с этим, мы наблюдаем положительную динамику в результатах после педагогического эксперимента, что является доказательством об эффективности нашей методики.