Воспитание выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста

3.1. Результаты констатирующего эксперимента.

Для определения исходного уровня развития выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста до начала педагогического эксперимента, в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах проводился констатирующий эксперимент. Результаты данного эксперимента подверглись статистическому анализу. Достоверность различий в показателях уровня развития координационных способностей определялась по t-критерию Стьюдента, различия достоверны при р ≤ 0,05 (tкр. = 2,13).

Таблица 1 – Показатели уровня развития выносливости в контрольной (КГ) (n=10) и экспериментальной (ЭГ) (n=10) группе до начала эксперимента.

Тесты

КГ

ЭГ

t-критерий Стьюдента

σ

σ

Тест Купера (м.)

2100

3,94

1950

4,56

1,34

Челночный бег (с.)

10,5

3,02

11,7

4,77

1,77

Проба Штанге (с.)

21

2,34

20

3,01

0,15

Проба Розенталя (мл)

4200

1,56

3900

3,54

2,17

PWC170 в беге (кгм/мин)

1250

2,34

1190

4,6

2,12

* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.

Проведение констатирующего эксперимента между испытуемыми экспериментальной и контрольной групп позволило выяснить, что достоверных различий не обнаружено. Данный результат подтверждает корректность подбора испытуемых для проведения педагогического эксперимента.

3.2. Методика воспитания выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста.

Футбол – вид спорта, способствующий развитию физических качеств, среди которых важное место занимает выносливость. Выносливость – это возможности человека, благодаря которым он может долго выполнять какое-либо двигательное действие без снижения ее эффективности, т.е. способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Существуют общая (аэробная) и специальная (анаэробная) виды выносливости. Также во многих литературных источниках выделяют следующие виды выносливости: скоростная, силовая, локальная, региональная и глобальная, статическая и динамическая, сердечно-сосудистая и мышечная, а также эмоциональная, игровая, дистанционная, координационная, прыжковая.

На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа научно-методической литературы нами была разработана методика воспитания выносливости у слепых футболистов 16-18 лет, включающая общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, дыхательные и коррекционные упражнения.

Рисунок 1 – Структура методики повышения уровня развития выносливости у слепых футболистов старшего школьного возраста.

В блок общая физическая подготовка (ОФП) включены упражнения: общеразвивающие упражнения; беговые упражнения, а также упражнения общей направленности с целью подготовки к специальной физической нагрузке.

В блок специальная физическая подготовка (СФП) - упражнения на выносливость с элементами футбола, спортивные и подвижные игры, связанные с футболом и специальные подготовительные упражнения.

Коррекционные упражнения – это упражнения, направленные на коррекцию кифотической осанки и плоскостопия. Кифотическая осанка и плоскостопие очень часто наблюдается у лиц с тотальной слепотой и ограничивают их в освоении новых и повышении мастерства изученных двигательных навыках. Поэтому важно обеспечить коррекционную работу в данных направлениях.

Также в нашей методике важны дыхательные упражнения. Благодаря им у юношей с тотальной слепоты нормализуют дыхание и пульс, укрепляют мышечный аппарат грудной клетки, увеличивают ее подвижность, обеспечивают вентиляцию легких, усиливают основной обмен и объем легких, что также способствует формированию правильной осанки.

Примеры упражнений, относящиеся к данным блокам описаны в Приложении 2.

Система игры в футбол являет собой комплекс специализированных приемов, которые используют в игре разными сочетаниями с целью достичь поставленную задачу. Технические приемы – метод ведения игры. Их существует очень много.

Во время игры футболист выполняет и сложные по своей координации приемы (удары с лета, удары головой по мячу при падении и т.п.), и самые простые приемы (удары ногой по мячу, ведение мяча, остановка ногой мяча и т.п.). Если приемы остановка мяча и удары ногой по мячу, ведение мяча в легкой форме изучены, то учащимся можно начинать играть в игру футбол. Тренеры советуют выполнять приемы сначала на месте, затем в движении. Первым делом упражнения выполняются удобной ногой. Во время занятий при изучении самых легких приемов надо добиваться того, чтобы они выполнялись вместе с другими приемами. Например, прием мяча связать с приемом удара ногой по мячу и т.д.

Одновременно с изучением техническим приемам игры в футбол надо стремиться к их тактической реализации. Лучше всего, если занятия всегда будут заканчиваться двусторонней игрой. Это позволит спортсменам применить освоенные технические приемы и тактики в борьбе со своими соперниками во время игры.

Размер игровой площадки для футбола зависит от количества игроков, участвующих в игре. Если игроков немного, то длина площадки допустима в пределах 30-50 шагов, ширина 20-30 шагов. Если участников игры по три человека в каждой команде, то рекомендуется играть без вратарей, если пять-шесть и более человек, то тогда предпочтительнее игра с вратарями.

Во время игры один на один быстрее приходит утомление. Чтобы этого не случалось, необходимо регулярно делать перерывы на несколько минут, в которых игроки могут выполнять удары по мячу и передавать мяч друг другу. От количества игроков зависит длительность тренировочных занятий. Чем больше игроков, тем длительнее тренировочный урок. Если в командах три-пять человек, то игра будет проводиться в двое ворот и около 40 минут. Если в командах больше шести игроков, то игра может длиться час и более. Так как занятия лучше заканчивать двусторонней игрой, то большую часть времени (2/3) надо тратить на исследование и развитие технических приемов физических качеств спортсменов, остальное время (1/3) выделять на игру.

Наша методика включает в себя несколько мезоциклов и в зависимости от этого был сделан упор на развитие общей или специальной, точнее скоростной, выносливости.

Таблица 2 – План-график макроцикла методики воспитания выносливости слепых футболистов старшего школьного возраста.

Месяц

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Недели

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Этапы

Подготовительный мезоцикл

Общий мезоцикл

Блоки методики

ОФП

+

+

+

+

+

Упражнения на воспитание общая выносливости

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

СФП

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Упражнения на воспитание скоростной выносливости

0

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

0

1

1

Дыхательные упражнения

+

+

+

+

+

Коррекционные упражнения

+

+

«+» - разучивание новых упражнений и комплексов; «▲» – выполнение упражнений. «0» - занятия, направленное на активное развитие физического качества; «1» - занятия на поддержание уровня развития физического качества.


Рассматривая план-график макроцикла методики воспитания выносливости слепых футболистов старшего школьного возраста, можно выделить следующие моменты.

Блок «общая физическая подготовка» длится на протяжении всего макроцикла. В подготовительном мезоцикле в данный блок мы включаем упражнения, направленные на подготовку организма занимающихся и создания базы для специальной физической нагрузки. Активно используются беговые и общеразвивающие упражнения. В общем мезоцикле важно за счёт ОФП поддерживать уровень физической подготовленности занимающихся.

Блок «специальная физическая подготовка», направлен на повышение специальной физической подготовленности и улучшение технико-тактической подготовленности занимающихся. На протяжении двух мезоциклов, занимающиеся периодически разучивают новые упражнения и затем закрепляют их.

Блоки «дыхательные упражнения» и «коррекционные упражнения» включают в себя комплексы, которые формируются и разучиваются в начале каждого мезоцикла, а затем повторяются в течении цикла.

Упражнения, направленные на воспитание общей выносливости, начинаются ещё в подготовительном мезоцикле и имеют важное значение в подготовке футболистов с нарушением зрения. На базе уровня развития общей выносливости в общем мезоцикле активно воспитывается скоростная выносливость, которая важна во время выполнения технико-тактических элементов во время игры в футбол (ускорений за мячом и с мячом, и другие).

По ходу макроцикла увеличивался объём физической нагрузки. В подготовительном мезоцикле общей физической подготовке, в том числе и воспитания общей выносливости, спортсменов отводилось 75 % тренировочного времени в неделю, специальной физической подготовке – 15%, а по 5% коррекционным и дыхательным упражнениям. В общем мезоцикле основное внимание уделялось специальной физической подготовленности и воспитанию скоростной выносливости – 65%, общей физической подготовленности и поддержанию общей выносливости – 25%, а коррекционным и дыхательным упражнениям также по 5%.


ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

По завершении педагогического эксперимента мы изучали прирост показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма слепых футболистов в экспериментальной и контрольной группах для обоснования эффективности разработанной методики.

Таблица 2 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в экспериментальной группе (n=10) до и после эксперимента.

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

t-критерий Стьюдента

σ

σ

Тест Купера (м.)

1950

4,56

2500

4,03

8,65*

Челночный бег (с.)

11,7

4,77

10,7

3,58

2,24*

Проба Штанге (с.)

20

3,01

28

2,67

4,78*

Проба Розенталя (мл)

3900

3,54

4300

3,24

5,47*

PWC170 в беге (кгм/мин)

1190

4,6

1300

3,7

7,98*

* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.

По итогам результирующего тестирования в экспериментальной группе заметна положительная динамика результатов, во всех тестированиях отмечаются достоверные различия относительно констатирующего эксперимента.

Таблица 3 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в контрольной группе (n=10) до и после эксперимента.

Тесты

До эксперимента

После эксперимента

t-критерий Стьюдента

σ

σ

Тест Купера (м.)

2100

3,94

2300

3,34

2,65*

Челночный бег (с.)

10,5

3,02

10,4

3,42

0,24

Проба Штанге (с.)

21

2,34

24

2,59

2,14

Проба Розенталя (мл)

4200

1,56

4200

2,15

0,01

PWC170 в беге (кгм/мин)

1250

2,34

1250

2,77

0,01

* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.

По итогам результирующего тестирования в контрольной группе заметна положительная динамика результатов, но только в тестировании «Тест Купера» можно отметить достоверные различия относительно констатирующего эксперимента.

Таблица 4 – Сравнение показателей уровня развития выносливости и функционального состояния организма в контрольной (КГ) (n=10) и экспериментальной (ЭГ) (n=10) группе после эксперимента.

Тесты

Контрольная группа

Экспериментальная группа

t-критерий Стьюдента

σ

σ

Тест Купера (м.)

2300

3,34

2500

4,03

6,78*

Челночный бег (с.)

10,4

3,42

10,7

3,58

0,96

Проба Штанге (с.)

24

2,59

28

2,67

3,77*

Проба Розенталя (мл)

4200

2,15

4300

3,24

2,34*

PWC170 в беге (кгм/мин)

1250

2,77

1300

3,7

2,34*

* Различия достоверны: tкр. = 2,20 при p ≤ 0,05.

Оценивания показатели уровня развития выносливости и функционального развития организма в экспериментальной и контрольной группах видны положительные изменения по сравнению с констатирующим экспериментом. В тестированиях «тест Купера», «проба Штанге», «проба Розенталя» и «тест PWC 170 в беге» у испытуемых экспериментальной группы относительно контрольной группы результаты достоверно различны.

Следовательно, опираясь на результаты педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что футбол слепых повышает уровень развития выносливости тотально слепых футболистов 16-18 лет. Наша методика доказывает вышесказанное, так как очевиден прирост показателей уровня развития выносливости. Результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу исследования.

ВЫВОДЫ

  • Проанализировав научно-методическую литературу, мы сделали вывод, что воспитание выносливости является важным компонентом в адаптивном физическом воспитании и спорте слепых, влияющим не только на спортивный результат, но и на качество жизни лиц с нарушением зрения.
  • По итогам констатирующего эксперимента был выявлен примерно одинаковый уровень развития выносливости у участников экспериментальной и контрольной групп, что обосновывает корректность подбора испытуемых для проведения педагогического эксперимента.
  • На основании результатов констатирующего эксперимента и анализа научно-методической литературы нами была разработана методика воспитания выносливости у слепых футболистов 16-18 лет, включающая общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, дыхательные и коррекционные упражнения.
  • По завершении педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали улучшение в показателях уровня развития выносливости и функционального состояния организма в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. Между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются достоверные различия в тестах: «тест Купера», «проба Штанге», «проба Розенталя» и «тест PWC 170 в беге».

Особенное внимание в разработанной нами методике было уделено выносливости, и, в связи с этим, мы наблюдаем положительную динамику в результатах после педагогического эксперимента, что является доказательством об эффективности нашей методики.