Возможности формирования представлений об архитектуре у детей 4 -5 лет в ходе интегрированных занятий

Для дошкольников немаловажная роль в художественном воспитании

отводится именно произведениям архитектуры. В программе «Детство»

предусмотрено ознакомление старших дошкольников с архитектурой как видом

изобразительного искусства: её функциями, ролью материалов, из которых

строится здание, величиной и протяжённостью объёмов, их расположением по

вертикали и горизонтали, использованием таких декоративных элементов, как

колонны, портики, арки и т. д. В программе М. А. Васильевой, В. В. Гербовой

ставятся задачи по ознакомлению старших дошкольников с всемирно известными

памятниками отечественной культуры, со спецификой храмовой архитектуры.

Чтобы помочь дошкольникам овладеть азбукой архитектуры, должен быть

соблюдён ряд условий.


В своих работах условия раскрыла

Абашкина И.В. [1] главное первое условие в том, что, педагог, сам должен хорошо

знать и понимать данный вид искусства. Оперируя своими знаниями и

представлениями, воспитатель может познакомить детей с различными

архитектурными стилями, выбранными по своему усмотрению или

предложенными в кратком справочнике для педагога.

Вторым условием является: знакомить детей с архитектурой лучше

проводить не в специально отведённое время один раз в неделю, а регулярно, в

процессе свободной самостоятельной деятельности детей и при индивидуальном

общении. Обязательным компонентом является предметно-развивающая среда

группы, чтобы заинтересовать детей там должны стать альбомы, открытки с

изображением памятников архитектуры.

Педагог непосредственно привлекает детей к рассматриванию

предложенного материала и просит выбрать наиболее понравившиеся здания или

постройки. Свой выбор дети обычно объясняют одним словом: «Красиво!» Из

этого вытекает третье условие: демонстрация педагогом собственного восприятия

красоты архитектурного шедевра.

Четвертое условие: и педагог, и ребёнок при рассматривание иллюстраций

обводят называемый элемент пальцем. Это следует делать, чтобы усилить

восприятие, так как архитектура - искусство пространственное и её познание

возможно только в движении. Например, воспитатель говорит, а ребенок

показывает: «Вдоль дворца по набережной идёшь... идёшь, идёшь... Здание такое

длинное, конца его не видно...»

Следующие, пятое условие: в беседе с ребёнком стоит использовать

вопросы, чтобы ребенок самостоятельно искал ответ. Например, в разговоре об

архитектурных шедеврах обязательно упоминаются их создатели. Можно

предложить подумать, правильно ли, говоря о постройке здания, соотносить

результат труда многих с одним именем.

Шестое условие: при беседах с ребенком не стоит делать акцент на название

стилей. Более важно при рассматривании

изображении обращать внимание на признаки, которые определяют данный стиль.

Не нужно требовать от детей знания терминов. Очень важно знать: главная цель

ознакомления с архитектурой – научить детей восхищаться красотой зданий и

выражать своё отношение к увиденному [17].

Д.С. Салария в своих трудах раскрывал принципы усвоения материала по

ознакомлению с архитектурой: [8]

 использование архитектурного наследия родного края;

 учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;

 оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в

процессе изучения архитектуры.

На современном этапе педагогами активно используются различные

современные технологии, одной из которых является технология интегрированных

занятий.

Интеграция в образовательном процессе создаст целостное развитие и

эмоциональное благополучие ребенка. Ознакомление дошкольников с

архитектурой может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды

детской деятельности. Задача педагога – в процессе обучения активизировать этот

запас знаний и привести его в систему.

В дошкольном образовании воспитатель для ознакомления с окружающим

миром использует непосредственно образовательную деятельность, но также

вовлекает детей в игровую деятельность, создает проекты, организует наблюдения,

экспериментирования, экскурсии. В итоге дети имеют представления о материалах,

о способах исследования объекта, о растениях, о природных явлениях, о

предметном мире, об окружающем мире [24].

Самые часто используемые в дошкольном образовании формы работы с

детьми, которые используют воспитатели, это экскурсии, презентации,

фотографии, просмотр газет, показ видеофильмов, дидактические игры,

организация мини-музеев, тематические выставки и пр. [17].

В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного

образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм

работы с детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа

дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является

принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и

возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие

окружающего мира. Основанием для составления перечня образовательных

областей явился деятельностный подход [33].

Основополагающим принципом работы с дошкольниками является принцип

интеграции образовательных областей.

Интегрированная образовательная деятельность - специально

организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при

объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться

целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее

практическую направленность [22].

Интегрированный подход к образовательной деятельности соответствует

одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть

небольшим по объему, но емким.

Образовательная деятельность, которая организованна интеграцией имеет

ряд важнейших преимуществ в отличии от традиционной деятельности:

 способствует рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон:

теоретической, практической, прикладной, что важно для формирования целостной

научной картины мира дошкольника, развитию его интеллектуальных

способностей;

 способствует развитию: эстетического восприятия, воображения,

внимания, памяти, мышления;

 интегрированная образовательная деятельность, обладая большой

информативной емкостью, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу

и способствует творческому развитию детей.

 Интеграция компонентов образовательной деятельности повышает

мотивацию, формирует познавательный интерес дошкольника.

 Интегративная деятельность за счет переключения на разнообразные

ее виды и компоненты лучше способствует снятию напряжения, перегрузки,

утомляемости детей, позволяет создать условия поддержки детской инициативы в

различных областях деятельности.

 Оказывает положительное влияние и на деятельность воспитателя,

способствует повышению роста профессионального мастерства педагога, требуя от

него разнообразных широких знаний, владения методикой, предотвращает

эмоциональное выгорание педагога.

Работа по воспитанию любви к своему городу становится эффективна, если

установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только

помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования

личности ребенка.

Итак, формирование представлений об архитектуре у дошкольников, прежде

всего, в необходимой, логической взаимосвязи разных сторон этого процесса, а

также во взаимосвязи различных средств и методов воспитания, а это можно

обеспечить лишь, используя интеграции образовательных областей в

образовательном процессе.