Вызовы и угрозы энергетической безопасности в контексте обеспечения социально-экономических процессов

Энергетика Российской Федерации, основой которой является топливно-энергетический комплекс, вносит значительный вклад в национальную безопасность и социально-экономическое развитие страны. Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации включает в себя нефтяную, газовую, угольную и торфяную отрасли, электроэнергетику и теплоснабжение, играет ключевую роль в формировании доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Россия входит в число мировых лидеров по запасам углеводородного сырья, объемам производства и экспорта энергоресурсов, а также по развитию, использованию и экспорту технологий атомной энергетики. Российская энергетическая инфраструктура, основу которой составляют Единая энергетическая система России, Единая система газоснабжения, система магистральных трубопроводов для транспортировки нефти и нефтепродуктов, является одной из самых протяженных в мире и функционирует в различных природно-климатических условиях: от арктической до субтропической зоны [9, С.50].

Россия, исходя из своих национальных интересов, своего ресурсного и интеллектуального потенциала, с учетом необходимости достижения целей устойчивого развития, определенных Генеральной Ассамблеей ООН, вносит существенный вклад в обеспечение международной энергетической безопасности. Полномасштабному участию Российской Федерации в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении Российской Федерации, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей ее топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием Российской Федерации.

В целом Россия обеспечивает себе полную автономность в отношении энергетических ресурсов, экспортируя при этом около 45% угля и 30% природного газа и более 40% нефти в год, затрачивая на обеспечение собственного населения электроэнергией 35% энергоресурсов [20]. Таким образом, Россия может обеспечить собственные потребности в энергоресурсах, а те факторы, которые оказывают негативное влияние на энергетическую безопасность, в современных условиях не являются превалирующими.

Однако в настоящее наблюдается нарастание числа и обострение внешних и внутренних угроз энергетической безопасности. К числу ключевых внешним угроз можно отнести следующие:

  • недостаточную географическую диверсификацию экспортных поставок топливно-энергетических ресурсов из России, ограниченную товарную номенклатуру и приоритетную европейскую нацеленность;
  • неустойчивую конъюнктуру мировых финансовых и энергетических рынков в сочетании с нестабильностью военно-политической обстановки в основных регионах добычи энергоресурсов;
  • высокую политизированность отношений в энергетической сфере и обусловленные этим фактором дискриминационные действия отдельных стран, их сообществ и компаний по отношению к российским экспортерам.
  • дефицит инвестиций, способный привести к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей объектов энергетического производства в условиях высокой изношенности оборудования и его низкого технического уровня;
  • зависимость предприятий топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, сервисных и инжиниринговых услуг;
  • трудовые конфликты на предприятиях отраслей топливно-энергетического комплекса.

К ключевым внутренним угрозам энергетической безопасности России можно отнести:

Последствия полной или даже частичной реализация угроз энергетической безопасности могут привести к существенному нарушению стабильности функционирования систем топливо- и энергоснабжения и может вызвать замедление развития экономики, а также обострение проблем социальной защиты населения. Поэтому обеспечение энергетической безопасности России в полной мере не может быть достигнуто без учёта этих угроз и максимального нивелирования негативных последствий в случае их реализации.