Зарубежный опыт оценки кредитоспособности предприятия
За рубежом анализу кредитоспособности уделяют особое внимание. В разных странах применяются различные методы оценки, особенность применения которых определяются законодательством, культурой, традициями стран, а также многими другими факторами.
В практике банков США при анализе кредитоспособности клиента применяется «Правило шести Си», согласно которому критериями отбора клиентов являются экономические категории, обозначенные словами, начинающимися на букву «C»:
1. (Character) - характер заемщика.
2. (Capacity) - способность заимствования средств.
3. (Cash) - деньги. Ключевым моментом любой заявки кредитного характера является определение возможностей заемщика по погашению кредита. В общем заемщик обладает только тремя источниками погашения кредитов, которые были получены им:
- потоки наличных средств;
- ликвидация или продажа активов;
- привлечение финансовых средств.
4. (Collateral) - обеспечение.
5. (Conditions) - условия.
6. (Control) - контроль. Контроль может быть сведен к получению ответов на следующие вопросы: насколько перемены в законодательстве, политической, экономической и правовой обстановке способны негативным образом повлиять на деятельность и кредитоспособность заемщика?
Достаточно просто обратить внимание на то, что и методика «шести С» недостатков не лишена. Указанные показатели, за определенным исключением, не могут выражаться в цифровых величинах непосредственно. Значит, и в данном случае возникают вопросы надежности аргументации в пользу определенного вывода. Вместе с тем множество показателей рассчитывается в соответствии с данными об остатках, а не оборотах.
Кроме указанной методики, банки США при анализе уровня кредитоспособности экономического субъекта, опираются на 4 группы показателей основного характера:
- показатели ликвидности компании;
- показатели оборачиваемости капитала;
- показатели привлечения средств;
- показатели прибыльности.
К первой группе относятся коэффициент покрытия и коэффициент ликвидности.
Коэффициент ликвидности является соотношением самых ликвидных средств и долгосрочных обязательств долгового характера. Ликвидные средства формируются из денег, краткосрочной задолженности дебиторского типа. Обязательства долгового характера включают задолженность по краткосрочным ссудам, по векселям, требованиям, которые не оплачены, и другим обязательствам краткосрочного характера.
Коэффициентом ликвидности прогнозируется способность заемщика в срок и оперативно погаать долг банковской организации на основе оценки структуры капитала оборотного тиа. Чем коэффициент ликвидности выше, тем кредитоспособность выше.
Коэффициент покрытия является соотношением капитала оборотного типа и краткосрочных обязательств долгового характера. Он отражает предел кредитования и достаточность всех видов клиентских средств для того, чтобы погасить долг. Если коэффициент покрытия менье 1, то границы кредитования нарушаются, и заемщику нельзя больше предоставлять кредитные средства, так как он некредитоспособен.
Показатели оборачиваемости капитала, которые относятся ко второй группе, показывают качество активов оборотного типа и могут применяться для оценки увеличения коэффициента покрытия.
Коэффициенты привлечения образуют другую группу показателей оценочного характера. Они рассчитываются в качестве отношения всех обязательств долгового характера к общей совокупности активов или к капиталу основного типа. Они отражают зависимость компании от средств заемного характера: чем коэффициенты привлечения выше, тем хуже у заемщика кредитоспособность.
С третьей группой показателей имеют тесную связь показатели четвертой группы, которые характеризуют прибыльность субъекта хозяйствования. К ниммогут быть отнесены: удельный вес прибыли в доходах, норма прибыли на акцию, норма прибыли на активы. Если увеличивается зависимость компании от средств заемного типа, то понижение кредитоспособности, которая оценивается на основании коэффициента привлечения, может быть компенсировано увеличением прибыльности. [1]
В Англии ключевое слово, в котором сосредотачиваются требования в случае выдачи ссуд заемщикам, это термин «PARTS», который включает в себя:
1. Purpose - цель;
2. Amount - сумму;
3. Repayment - возврат процентов и долга;
4. Term - срок;
5. Security – залог, обеспечение.[2]
Английскими клиринговыми банкми также производится оценка возможного риска неплатежа по кредиту с применением методик PARSEL и CAMPARI.
Методика PARSEL включает:
1. Person - информацию о персоне заемщика потенциального типа, его репутацию;
2. Amount - обоснование суммы кредита, который запрашивается;
3. Repayment - возможность погасить кредит;
4. Security - оценку обеспечения;
5. Expediency - целесообразность кредита;
6. Lemuneration - вознаграждение банковской организации (ставка процента) за риск предоставления кредитных средств.
Методика CAMPARI является более расширенной в оценочной системе и заключена в поочередном выделении из заявки на кредит прилагаемых документов финансового характера, которые отражают клиентскую деятельность, в их уточнении и оценке после персональной встречи с клиентом:
1. Character - репутация клиента;
2. Ability - оценка бизнеса клиента;
3. Means - анализ потребности в обращении за ссудой (Margin – доход, маржа);
4. Purpose - цель кредита;
5. Amount - обоснование цели кредита;
6. Repayment - возможность погасить кредит;
7. Insurance - способ страхования риска кредитного типа.[3]
Банками Германии применяется методика рейтинга кредитного типа, включающего в себя оценку кредитоспособности фирмы, которая заинтересована в кредите, и гарантий, которые представляются ею. Клиентскую кредитоспособность определяют по 17 критериям, которые разбиты на 5 групп:
1. Менеджмент: качество управления, грамотность ведения документации финансового характера;
2. Рынок (отрасль): развитие отрасли и рынка, воздействие динамики конъюнктуры, географии поставщиков и получателей продукции, импортных и экспортных рисков, острота конкурентной борьбы, ассортимент и продукция, стандарты;
3. Отношения с клиентом: ведение счетов, клиентская открытость и его готовность к представлению информации о собственной деятельности;
4. Условия экономического характера: оценка баланса за год, общие условия имущественного характера;
5. Перспектива развития организации: развитие за период после того, как был опубликован последний годовой баланс, планирование производства, планирование доходности и дальнейшего обслуживания капиталов, специфические производственные риски.
По каждому из критериев, которые указаны, оценку делают по 6-балльной шкале. При этом стоит отметить, что присвоение организации шести баллов считается наихудшим значением по конкретному критерию.
Французская методика анализа кредитоспособности организации включает в себя оценку деятельности клиента по трем блокам:
1. Общая оценка финансово-экономического характера организации.
2. Оценка прикладного характера кредитоспособности, которая является специфической для каждой банковской организации.
3. Обращение в картотеку Банка Франции.
Первый блок касается характера деятельности экономического субъекта, длительности его функционирования, а также таких производственных факторов, как:
- трудовые ресурсы персонала, управленцев и руководителей – возраст, компетентность и образование руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, показатели простоя, структура персонала, соотношение оплаты трудовой деятельности и добавленной стоимости, которое должно быть в рамках 70%;
- ресурсы производственного характера - соотношение амортизации и средств, которые амортизируются, уровень инвестиций;
- ресурсы финансового характера;
- экономическая среда работы предприятия - этап жизненного цикла продукции, которая выпускается, конкурентные условия, этап развития рынка основной продукции организации, коммерческая политика компании, уровень освоения способов и приемов маркетинга.
Цель исследования второго блока показателей - формализовано оценить заемщика, базируясь на его отчетных балансах и отчетах о прибылях и убытках. Стоит отметить, что во Франции методики оценки кредитоспособности заемщика дифференцированы по отраслевой принадлежности и формам собственности, различаясь по типам фирм и частным лицам.
При анализе третьего блока в балансовом активе осуществляется выделение трех составных частей: иммобилизованных активов; оборотных средств (запасов, дебиторов, прочих); денежной наличности (кассы, денег на счете в банке, ценных бумаг). Пассив баланса подразделяется на такие составные части как: ресурсы постоянного типа; задолженность кредиторского характера.
На основе указанных данных рассчитываются следующие показатели:
- выручка от реализации;
- валовой коммерческий доход является выручкой от реализации за вычетом стоимости приобретенных ценностей товарно-материального типа и готовых изделий;
- добавленная стоимость является валовым коммерческим доходом за вычетом эксплуатационных расходов (административных, на субподрядчиков);
- валовой эксплуатационный доход является добавленной стоимостью за вычетом расходов на заработную плату, налогов на заработную плату, оплаты отпусков;
- валовой эксплуатационный результат является валовым эксплуатационным доходом за вычетом уплаты процентов за кредит и доходом от вложения средств в иные организации за вычетом отчислений в фонд риска;
- прибыль, которую можно использовать в целях самофинансирования является валовым эксплуатационным расходом за минусом прибыли, которая распределяется между работниками организации, и за минусом налогов на прибыль;
- чистая прибыль является прибылью, которая может использоваться для самофинансирования плюс или минус случайные доходы (расходы) за вычетом амортизации недвижимости.
В третьем блоке методики осуществляется учет данных картотеки банка Франции. Данные сведения собирают в Центре по определению рисков, находящемся в ведении Банка Франции. Центром от банков получается ежемесячная информация о размере кредитных линий, которые открыты для каждого предприятия, и кредитов, которые используются, когда они больше определенного предела, с разбивкой по крупным категориям. Это дает банкам возможность получения информации об общем размере кредитов, которые предоставлены банковской системой для каждого клиента, а госорганам - отслеживать динамику объема и кредитов по хозяйственным отраслям и осуществлять кредитную политику селективного характера.
В картотеке есть четыре раздела:
1. В первом - организации делятся на 10 групп в зависимости от объема актива баланса, каждую группу наделяют литерой от А до К.
2. Второй раздел представляет собой раздел котировки кредитного характера, который выражает доверие, которое способно допускаться относительно организаций. Эта котировка базируется на исследовании рентабельности и финансовой ситуации, а также на оценке руководства, держателей капиталов и организаций, с которыми у клиента есть тесные связи коммерческого характера. Кредитная котировка предприятия делит на семь групп, которые наделяются шифрами от 0 до 6.
3. Третий раздел предприятия классифицирует по их платежеспособности. Банком Франции фиксируются все случаи неплатежей и в зависимости от этого клиенты коммерческих банков разделяются на три группы, которые наделяются шифрами 7, 8 или 9. Шифр 7 говорит о пунктуальности в платежах, отсутствии значительных сложностей в деньгах в течение года. Шифр 8 дают при затруднениях временного характера, которые связаны с наличием денег, которые не ставят под серьезную угрозу платежеспособность организации. Шифр 9 говорит о том, что платежеспособность организации является сильно скомпрометированной.
4. Четвертый раздел картотеки всех клиентов делит на 2 группы: организации, ценные бумаги и векселя которых могут быть переучтенными, и организации, ценные бумаги и векселя которых не могут быть переучтенными в Банке Франции.
Указанные методики анализа кредитоспособности заемщиков, которые применяются зарубежными и российскими банками коммерческого типа, свидетельствуют о значимости достоверной и объективной оценки финансового положения заемщиков потенциального типа.
Применяются разные экспресс-методики анализа финансового положения, а также анализ потоков денежных средств. Наряду с показателями количественного характера оценки кредитоспособности банками внимание уделяется и показателям качественного характера, внутренним и внешним факторам, которые оказывают влияние на бизнес. Однако возможности анализа ограничены, особенно в российской практике, где отсутствует единая нормативная база анализа по разным отраслям экономики. Таким образом, в России необходимо создать некую единую нормативную базу для определения кредитоспособности заемщиков, ввести доступные широкому кругу лиц рейтинги хозяйствующих субъектов, усовершенствовать методики определения кредитоспособности, включающие определенный набор частных показателей и расчет интегрального показателя, учитывающего влияние на кредитоспособность коммерческой организации различных количественных и качественных факторов. [4]
Российская специфика нередко требует существенной корректировки западных моделей, поскольку они не учитывают такие характерные для России факторы как:
- Отсутствие надежной статистической информации;
- Масштабное искажение данных финансовой отчетности;
- Закрытость компаний от СМИ;
- Отсутствие кредитной культуры и т.п. [5]
Однако эффективная адаптация западных рейтинговых моделей с учетом указанных факторов проводится лишь ограниченным числом кредитных организаций, что в итоге может отрицательно сказываться на качестве кредитных портфелей.
[1] Банковское кредитование: Учебник / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.
[2] Саркисянц, А. Анализ ликвидности и рейтингование банков/А. Саркисянц//Учет и анализ.-2011.-№4.-С.27-28.
[3] Банковское кредитование: Учебник / Под ред. А.М. Тавасиева. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.
[4] Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под. ред. засл. де- ят. науки РФ, докт. экон. наук., проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., доп. – М.: КноРус, 2007. – 264 с.
[5] Афанасьефа, О.Н. Недостатки российской практики рейтинговой оценки кредитоспособности заемщика и пути их преодоления/О.Н. Афанасьева//Банковские услуги.-2013.-№9.-С.17-21.