Методы оценки конкурентоспособности организации

Читать понятие конкурентоспособности организации

Неотъемлемый атрибут рыночной экономики - конкуренция, обладает важной ролью. Конкуренция для организации - значительная побудительная сила к ускорению НТП и выпуску конкурентоспособной продукции. Она вынуждает их не просто вводить все новое передовое, а также и наиболее рационально пользоваться всеми имеющимися ресурсами на предприятии.
Конкуренция – значит соперничество в любой области деятельности. Если изучать конкуренцию с чисто экономической позиции, то она значит соперничество между коммерческими предприятиями за самые выгодные условия сбыта и производства, за получение наиболее выгодных заказов для укрепления позиций на рынке и извлечения максимальной прибыли сейчас и в перспективе. Конкуренция на рынке имеет различные формы и реализуется разными методами. Она делится на внутриотраслевую и межотраслевую. В первом случае говорится о конкуренции аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и туже потребность, но различающихся по цене, ассортименту и качеству. Такая конкуренция может называться межфирменной либо предметной. Во втором случае к конкурентной борьбе присоединяются товары различных отраслей, которые удовлетворяют различные потребности производственного и потребительского спроса, то есть говорится о борьбе за платежеспособные запросы наименования и потребления производства.
Конкуренция обладает весьма важной ролью в экономике лишь тогда, когда является добросовестной. К сожалению, имеет место и недобросовестная конкуренция. Это те же методы борьбы, но связанные с нарушением установленных на рынке правил и норм конкуренции. В число таких методов входят:
? продажа по ценам меньше, чем себестоимость, либо демпинг, к подрыву позиций конкурента и дальнейшему вытеснению его с рынка;
? злоупотребление преобладающим положением на рынке, к примеру, сильное завышение цен либо отказ в осуществлении поставок;
? ложные сведения и реклама;
? недобросовестная имитация продукции и товаров конкурентов;
? нарушение стандартов, качества и условий поставок продукции и услуг. Недобросовестную конкуренцию во многих развитых странах запрещает законодательство.
Рыночными отношениями определяется необходимость исследования в направлении эффективности конкурентоспособности товаров. Одно из ключевых направлений — целый набор задач по формированию измерительного механизма эффективности. На начальном этапе рассмотрения проблем возможно выделение трех блоков измерительного механизма оценки эффективности обоснования:
? системы измерителей;
? системы показателей;
? системы критериев.
Основой методики определения экономической эффективности является выбор критерия, выступающего как признак, на базе которого осуществляют оценку.
Конкурентоспособность предстает в качестве важнейшего фактора обеспечения безопасности предприятия, то есть его выживания в «суровых условиях действительности» и его дальнейшего эффективного развития.
Стремительные перемены во внешней среде отечественных предприятий ведут к стимулированию появления новых подходов, систем и методов в отношении управления конкурентоспособностью. Самые распространенные – то методы оценки возможностей конкурентов с помощью специальных исследований экспертов и косвенных расчетов на основании данных, которые известны. На практике в целях анализа конкурентов широко используют и «метод отражения», который заключается в выявлении сведений об интересующей компании у посредников или клиентов этой компании [11, c. 114].
Удобный инструмент сопоставления возможностей организации и главных конкурентов - это построение многоугольников конкурентоспособности, которые являются графическим отображением оценок положения организации и конкурентов по самым важным направлениям деятельности, которые изображены как векторы-оси (рисунок 4). Рисунок 4 - Графическая интерпретация модели оценки
конкурентоспособности организации [14, c. 125]

Прежде всего, число оцениваемых характеристик должно являться довольно ограниченным для того, чтобы обеспечить оперативность управленческих решений, которые будут приниматься.
Помимо этого, по причине многогранности и сложности проблемы и отсутствия общепризнанных подходов в отношении оценки конкурентоспособности, требующей обширных научных самостоятельных исследований, в предлагаемой модели используются результаты, которые были получены ранее зарубежными и отечественными авторами [14, c. 114].
Группировка параметров основана на анализе обширного комплекса проблем социального, экономического и технического характера вследствие чего происходит выявление переменных, которые обеспечивают конкурентоспособность. Исходная точка такого анализа - это определение перечня экономических и технических факторов конкурентоспособности, трактуемых в качестве совокупности критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности организации.
Методика рейтинговой оценки конкурентоспособности организации заключается в установлении иерархии субъектов хозяйствования на основании сопоставления их достижений в финансовой и иных сферах. Механизм расчета рейтинговой оценки:
? получение исходных данных по всем сопоставляемым организациям;
? исходные данные представляются как матрица, в которой по строкам вписывают величины показателей (i = 1, 2...., n), а по столбцам — сопоставляемые организации (j = 1, 2...., m);
? первоначальные показатели соотносят с соответствующими показателями организации-конкурента (лучшей в отрасли, эталонной организации) по формуле: (1)
где хij - относительные показатели хозяйствования организации.
Для данного субъекта хозяйствования величину рейтинговой оценки к концу периода времени определяют при помощи формулы: (2)
где Rj - рейтинговая оценка j-го субъекта хозяйствования;
Х1, Х2, … Хn - относительные показатели j-того изучаемого субъекта хозяйствования.
Организаций-конкурентов ранжируют по убыванию рейтинговой оценки. Максимальным рейтингом обладает организация с наибольшим значением сравнительной оценки, которая рассчитана по вышеуказанной формуле.
Рейтинговые методики способны учитывать не одни лишь материальные активы, но и нематериальные активы (организационные способности, репутацию руководства и др.), к примеру: общее качество менеджмента, качество услуг или продукции, финансовую устойчивость, уровень социальной ответственности и пр.
Методика оценивания конкурентоспособности организации, которая основана на комплексном исследовании внутренней среды организации, подразумевает два направления:
? выявление списка внутренних факторов и оценка их воздействия на качество и эффективность деятельности организации,
? определение слабых и сильных сторон в каждой функциональной области [24, c. 205].
Первое направление в исследовании – определение состава внутренних факторов, а также оценка их воздействия на качество и эффективность деятельности предприятия, оно проводится для того, чтобы установить резервы усовершенствования деятельности. Исследование базируется на применении методики комплексного анализа деятельности производственно-хозяйственного типа и финансового менеджмента. По этой причине обычно анализ начинают с того, что рассматривают финансовое состояние компании. Данный анализ нацелен на выяснение того, как будущее развитие организации согласуется с существованием достаточных средств финансового типа и платежеспособностью предприятия. Финансовые показатели есть возможность объединить в такие 4 группы:
Первая группа представляет собой показатели оценки прибыльности деятельности хозяйственной направленности:
? общая рентабельность организации (общая прибыль в отношении активов);
? чистая рентабельность организации (чистая прибыль в отношении активов);
? рентабельность собственного капитала (чистая прибыль в отношении собственного капитала);
? общая рентабельность фондов производства (общая прибыль в отношении средней величины основных фондов производства и оборотных средств).
Вторая группа представляет собой показатели оценки эффективности менеджмента:
? Чистая прибыль в отношении объема продаж продукции;
? Общая прибыль в отношении объема продаж товаров.
3-я группа представляет собой показатели оценки деловой активности:
? показатель отдачи от активов (выручка от продаж продукции в отношении активов);
? отдача основных фондов (выручка от продаж продукции в отношении основных фондов);
? оборачиваемость оборотных фондов (выручка от продаж продукции в отношении оборотных средств);
? оборачиваемость задолженности дебиторского типа (выручка от продаж продукции к задолженности дебиторского типа);
? оборачиваемость банковских активов (выручка от продаж продукции в отношении банковских активов);
? отдача капитала собственного типа (выручка от продаж продукции в отношении собственного капитала).
Четвертая группа представляет собой показатели оценки ликвидности:
? текущего коэффициента ликвидности (средства оборотного типа в отношении срочных обязательств);
? прочих активов в отношении к срочным обязательствам;
? индекса постоянного актива (основные фонды, а также другие внеоборотные активы к средствам собственного типа);
? коэффициента автономии (собственные средства на валюту баланса);
? обеспеченность запаса собственными средствами оборотного типа (собственные оборотные средства к запасу) [17, c. 117].
Анализ данных показателей даст возможность установить закономерности их изменений, дать оценку эффективности деятельности финансовой направленности.
Характеристики, которые являются свидетельством снижения эффективности финансовой деятельности:
? стабильно низкие значения коэффициентов ликвидности;
? постоянный недостаток средств оборотного типа:
? значительный уровень просроченной дебиторской и кредиторской задолженности;
? значительный удельный вес средств заемного типа в общем совокупности источников средств;
? отсутствие контрактов долгосрочного характера;
? низкая производственная рентабельность;
? недостаточность диверсификации деятельности;
? значительный уровень финансового риска:
? незначительный уровень доходности инвестиций финансового типа;
? снижение объемов производства и увеличение себестоимости продукции.
Вторым направлением исследования является определение слабых и сильных сторон в каждой функциональной области, оно осуществляется в целях выявления направлений деятельности и ресурсов (возможностей), которые могут выступать в качестве основы дальнейшей стратегии организации и создания стабильных конкурентных преимуществ. Данный анализ есть возможность проводить в разрезе:
? всей совокупности функциональных подсистем;
? нескольких или одной функциональной подсистемы;
? нескольких или одного элемента (к примеру, оргструктуры, информационного и технического обеспечения и пр.) функциональных подсистем;
? одного компонента функциональной подсистемы [38, c. 65].
В целях обеспечения сопоставимости данных анализ потенциала требуется проводить по аналогичным направлениям и областям, что и анализ самых близких конкурентов.
Можно сделать вывод, что стремительные перемены во внешней среде отечественных предприятий ведут к стимуляции появления новых систем, методов и подходов в отношении управления конкурентоспособностью. Проведение исследования конкурентов должно являться направленным на области, которые являлись предметом анализа потенциала собственной организации. Это способно обеспечить сопоставимость результатов.
Таким образом, можно предложить и определение стратегии управления конкурентоспособностью торгового предприятия - это экономически эффективная совокупность направлений и методов функционирования торгового предприятия, установленная на достаточно длительный период времени и обеспечивающая рост конкурентоспособности, а также устойчивость развития розничного торгового предприятия в конкурентной среде.