Будем благодарны если Вы поддержите проект
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 2
1. Теоретические основные проблемы развития конструктивных
способностей у детей старшего дошкольного возраста………………………..4
1.1 Понятие конструктивны способности………………………………..........4
1.2 Особенности формирования конструктивных способностей…................8
1.3 Проблема развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в современных педагогических исследованиях…...10
1.4 Проблемы развития конструктивных способностей у детей старшего
дошкольного возраста в современных психологических исследованиях....15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………22
Основным видом видов деятельности у старших дошкольников выступает продуктивная деятельность. В рамках нее особое место отводится конструированию.
В процессе конструирования старшие дошкольники приобретают необходимые навыки и умения, обеспечивается подготовка к предстоящей учебной деятельности. Это способствует формированию у них конструктивных способностей.
Занятия по развитию конструктивных способностей у старших дошкольников позволяют развивать их кругозор, познавательные способности, уточнять имеющиеся знания об окружающем мире. С помощью конструирования становится возможным научить их моделировать и находить нестандартное использование полученным навыкам.
В отечественной педагогической и психологической литературе проблемой развития детских конструктивных способностей у старших дошкольников, методикой конструирования занимались такие специалисты, как А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаевой, А.Р. Лурии, Л.А. Парамонова и другие.
Актуальность рассмотрения проблемы развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в современных психолого-педагогических исследованиях обусловлена тем, что в современных педагогических условиях от педагогов требуется найти необходимые вариативные формы, способы, методы и средства развития рассматриваемых способностей, которые основаны на личностно- ориентированном и деятельностном подходах, а так же учитывающие индивидуально-возрастные особенности, образовательные потребности и интересы дошкольников.
Цель исследования: изучить понятие конструктивных способностей у старших дошкольников и основные проблемы развития данных навыков в педагогической и психолого-педагогической литературе.
Объект исследования: конструктивные способности старших дошкольников.
Предмет исследования: теоретический анализ проблем развития конструктивных способностей у старших дошкольников в педагогической и психолого-педагогической литературе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «конструктивные способности».
2. Изучить развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть проблемы развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в современных педагогических исследованиях
4. Проанализировать проблемы развития конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста в современных психолого-педагогических исследованиях
Структура работа: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованных источников.
Конструктивные способности представляют собой способности, заключающиеся в эффективном общении с людьми из разных возрастных групп. Они помогают найти взаимопонимание, наладить благоприятную атмосферу при осуществлении совместной деятельности. Дидактическая основа их развития имеет научно обоснованную психологическую основу.
При рассмотрении понятие «конструктивные способности», следует обратиться также и к самому процессу конструирования, конструктивной деятельности, которые являются основой.
Конструирование выступает одним из существенных и интересных видов детской деятельности, под которым понимают создание различных построек из различного материала, например, бумага, дерево и другие. Оно более, чем другие виды деятельности детей, подготавливает почву для формирования технических способностей, что выступает неотъемлемым фактором всестороннего развития личности.
Конструктивная деятельность представляет собой активное взаимодействие ребенка с внешним миром, в процессе которого осуществляется онтогенетическое развитие его психики. В ходе данной деятельности, за счет подстраивание ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение, а также появляются принципиально новые компоненты ее структуры. Она обращена на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, который соответствует его функциональному назначению.
Через конструктивные способности осуществляется развитие у детей пространственного видения и воображения, умение представлять предмет в целом и по частями в соответствии с планом или описанием. Их развитие основывается на развитой мелкой моторике, пространственном представлении и логическом мышлении.
Проблема формирования конструктивной способностей у старших дошкольников рассматривалась во многих педагогических исследованиях. Ей посвящены работы достаточно многих педагогов, например, таких как В.С. Мухина, В.Г. Нечаева, Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван Н.Н. Л.А. Парамонова и другие.
Огромная роль в развитии конструктивных способностей в качестве научного направления отечественной педагогике, в первую очередь, отводится Б.М. Теплову. Он трактовал его данное понятие следующим образом - индивидуально-психические особенности, которые определяют успешность реализации деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но при этом обуславливающие ее легкость и быстроту освоения новых способов и приемов.
Л.В. Трубайчук в своих исследованиях рассматривал развитие конструктивных способностей и их влияние на развитие познавательной компетенции старших дошкольников.
В отечественной педагогике и психологии исследованиям детских конструктивных способностей посвящены работы А.Н. Давидчук, Н. Н. Поддьякова, Л.А. Парамоновой, Т. С. Комаровой и других.