СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты материнского (семейного) капитала как меры дополнительной поддержки семей с детьми 9
1.1. Понятие материнского (семейного) капитала 9
1.2. Нормативные правовые основы материнского (семейного) капитала 12
1.3. Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала 16
Глава 2. Порядок предоставления и способы реализации материнского (семейного) капитала 24
2.1. Порядок получения и размер материнского (семейного) капитала 24
2.2. Способы распоряжения материнским (семейным) капиталом 29
Глава 3. Проблемы и перспективы получения и распоряжения материнским (семейным) капиталом как меры дополнительной поддержки семей с детьми 50
3.1. Проблемы получения и использования средств материнского (семейного) капитала 50
3.2. Перспективы решения проблем по использованию средств материнского (семейного) капитала 55
Заключение 58
Список использованных источников 62
Основной ячейкой любого общества, является семья. Семья, это не просто родственные связи, но еще идеологическая и экономическая величина общества. Поэтому в настоящее время очень важным является вопрос социальной поддержки семей.
Одним из направлений государственной социальной поддержки семей, имеющих детей, является материнский (семейный) капитал.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена возрастающим интересом ученых, политиков и общественности к транс¬формирующемуся институту семьи. Социальная политика - универсальный инструмент воздействия на поведение общества в целом и отдельных граждан в частности, она является ответом на происходящие в стране социальные процессы и параллельно с этим формирует их. Особого внимания заслуживает семейная политика, поскольку ее целью является регулирование такой тонко организованной, приватной сферы социального, как семейные взаимоотношения, а именно - родительство. Родительство было и остается важнейшей семейной функцией, параллельно с этим находясь в центре российской семейной политики.
Приоритетным направлением 2000-х годов стала пронаталистская политика, ориентированная в основном на повышение рождаемости. Несмотря на то, что демографии России присущи общемировые тенденции (общее старение, отрицательный прирост), воспроизводство населения рассматривалось в дискурсе национальной безопасности. Послание Президента В. Путина Федеральному собранию РФ 2006 г. определяет демографическую ситуацию в стране как критическую, после чего Правительством РФ были разработаны и внедрены в широкую практику две социальные инновации: материнский капитал и родовые сертификаты. Однако все они рассчитаны на средний класс, который в развитых странах является основной опорой государства, составляет большую часть всего населения и имеет значительную экономическую самостоятельность. В российских условиях произошло смещение целевых аудиторий: по статистике бедные семьи гораздо охотнее отзывались на предлагаемые им меры помощи, а семьи со средним достатком нередко оказывались индифферентны к предложениям государства. Кроме того, пронаталистская политика вступает в противоречие с существующим образом многодетной семьи. Основными получателями и материнского капитала, и родовых сертификатов являются, прежде всего, женщины, что продуцирует усугубление тендерного неравенства в российском обществе. Ориентация на рождение ребенка смещает женщину в сферу приватного, препятствуя ее реализации в профессиональной сфере.
Принимая во вн имание все вышесказанное, становится очевидной необходимость ан ализа основных социальных пр оцессов, пр оисходящих на данном этапе развития современной семейной политики. Ин тересы семьи как социального ин ститута, выполняющего функцию воспроизводства и воспитания детей, тр ебуют повышенного вн имания государства. Социологический ин терес пр едставляют и микроуровневые аспекты реализации современных социальных ин новаций «родовой сертификат» и «материнский капитал». Выявление латентных функций вышеуказанных пр ограмм позволит их скорректировать и, следовательно, повысить эффективность.
Более того необходимо отметить, что вопросы, связанные с материнским (семейным) капиталом, касаются многих граждан, имеющих детей. Поэтому важно детально и полно изучить все аспекты данной темы, а именно: кто имеет право на получение данного вида государственной социальной поддержки, основания и размер, а также порядок получения и использования денежных средств семьями, имеющими детей, т.к. от уровня информированности по данным вопросам зависит получение такой выплаты многими семьями.
Кроме того, институт материнского капитала реализует поддержку материнства и детства, что является одним из важнейших направлений государственной социальной политики, направленной на улучшение жизни общества в стране.
Актуальность темы связана и с тем, что данная мера поддержки семей, имеющих детей, способствует повышению рождаемости в стране, что является важным фактором в современных условиях демографической проблемы. Поддержка молодых семей, повышение уровня их благосостояния со стороны государства играют важную роль в увеличении рождаемости.
Подводя итоги можно сказать что, выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен необходимостью проанализировать действующее законодательство, касающееся материнского (семейного) капитала как меры дополнительной поддержки семей с детьми, изучить новые нормативные акты и положения для более детального изучения этого вопроса.
Объектом исследования является материнский (семейный) капитал как мера дополнительной поддержки семей, имеющих детей.
Предметом исследования служат правовые нормы, регулирующие предоставление материнского (семейного) капитала, а также его использование.
Целью данного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем, связанных с получением и использованием средств материнского (семейного) капитала, а также предложение путей решения выявленных проблем.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
1) охарактеризовать материнский капитал как меру государственной поддержки семей с детьми;
2) определить понятие материнского (семейного) капитала и его правовое регулирование;
3) исследовать нормативную правовую базу материнского (семейного) капитала;
4) осуществить комплексный анализ лиц, которые имеют право на материнский (семейный) капитал;
5) изучить размер и порядок получения материнского (семейного) капитала;
6) рассмотреть способы распоряжения материнским (семейным) капиталом;
7) рассмотреть проблемы и пути совершенствования получения и использования средств материнского (семейного) капитала.
Нормативную основу данного исследования составили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные документы Федеральной службы Государственной статистики и другие нормативные правовые акты.
Методологической основой, применяемой для достижения поставленных целей и задач, являются формально-юридический, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, социологический, статистический метод.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных ученых, исследовавших различные аспекты проблемы получения и использования средств материнского (семейного) капитала таких, как Д.Н. Даньшина, О.И. Назарова, Н.А. Коробковой, Т.Ю. Барышникова, Ю.Б. Корсаненкова и А.Н. Ахмедшина и многие другие.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников.
Проведенное исследование изучения материнского (семейного) капитала в выпускной квалификационной работе дает возможность сделать следующие выводы:
1. Материнский капитал - это дополнительная мера государственной поддержки семей, имеющих детей, введенная с 1 января 2007 года призванная способствовать решению демографических проблем и повышению уровня жизни в нашей
Материнский капитал является новым видом социального обеспечения, который не входит в сложившуюся систему социального обеспечения как на основе принципов права социального обеспечения, так и по условиям предоставления этого вида социального обеспечения.
2. Материнский (семейный) капитал основан на Конституции Российской Федерации, определяющий основные направления государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.
Основным законом, регламентирующим порядок получения, распоряжения, размер материнского капитала, является Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей и иные нормативные правовые акты.
3. Получить материнский капитал могут женщины, которые родили второго ребенка с 1 января 2007 года; женщины, у которых третий и последующий дети появились после 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались данным правом, а также те, у которых первый ребенок родился начиная с 1 января 2020 года. Кроме того, было отмечено, что мужчины тоже обладают правом на получение материнского капитала, но их роль второстепенна, т.е. они приобретают данное право, если являются единственными родителями (усыновителями).
Именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, является сертификат на материнский капитал.
4. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 01 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации и устанавливается Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Размер материнского капитала в 2023 году составляет:
• за первого ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 586 946,72 рублей;
• за второго ребенка, рожденного (усыновленного) начиная с 01.01.2020 года - 188 681,53 (при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 01.01.2020) и в общей сумме составляет - 775 628,25 рублей;
• за третьего и последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 года - 775 628,25 рублей (при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло).
5. Направление средств материнского капитала осталось таким же: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших (усыовивших) второго, третьего и последующего детей, начиная с 1 января 2007 года; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей – инвалидов; получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющих детей.
Данный перечень является исчерпывающим. Подробно каждое направление изучено в тексте выпускной квалификационной работы. Все они направлены в первую очередь на благо детей и семьи в целом.
6. Основными существенными проблемами являются следующие: расширение направлений по использованию средств (части средств) материнского (семейного) капитала; отсутствие возможности обналичить средства материнского капитала; равенство матерей и отцов в предоставлении им права на получение материнского (семейного) капитала и распоряжение им; реализация своих прав на получение и использование материнского (семейного) капитала женщинами, отбывающими наказание в местах лишения свободы; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц; возникновение права на получения материнского (семейного) капитала у отдельных категорий лиц, а также невозможность направить семейный капитал на образование женщины и отсутствие материнского капитала на третьего и последующих детей.
Все приведенные проблемы были подробно рассмотрены в тексте работы.
7. Кратко можно охарактеризовать возможные пути их решения:
• отменить ограничения на обналичивание материнского капитала с предоставлением отчёта с чековым подтверждением о расходе денежных средств;
• разрешить использование капитала с первых дней жизни ребенка;
• обязать ряд банков работать именно с материнским капиталом;
• усилить контроль за органами и должностными лицами, осуществляющими деятельность по реализации материнского капитала;
• совершенствовать законодательство в рассматриваемой области, а именно:
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Приобретение земельного участка за счет средств материнского капитала для последующего строительства жилого дома»;
- дополнить ст. 10 Федерального закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следующей ситуацией использования материнского капитала: «Средства материнского капитала могут направляться (полностью или частично) на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет вне зависимости от среднедушевого дохода семьи».
Поводя итог выпускной квалификационной работы, в процессе ее написания были выполнены все поставленные задачи, а именно подробно проанализированы все стороны темы материнского капитала на основе различных научных и нормативных источников, а также выявлены проблемные вопросы и предложены пути их решения. Безусловно, данная тема является, и будет являться актуальной, т.к. семья - социальный институт, являющийся базовой ячейкой общества а, а рождение детей – одно из главных условий существования и успешного функционирования любого государства. Поэтому, тема семейного капитала заслуживает детального рассмотрения и изучения, в целях повышения эффективности реализации соответствующей программы.