Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации системы банковского надзора. 5
1.1. Сущность системы банковского надзора. 5
1.2. Международный опыт банковского регулирования и надзора. 10
1.3. Базельские принципы в системе банковского надзора. 12
Глава 2. Анализ практической реализации банковского надзора в Российской Федерации. 15
2.1. Анализ проблемных банков и меры Центрального банка Российской Федерации по их выявлению и предупреждению на современном этапе. 15
2.2. Банковский надзор Центрального банка Российской Федерации на региональном уровне. 17
Глава 3. Совершенствование организации системы надзора за деятельностью банков Российской Федерации. 23
3.1. Совершенствование роли банковского надзора в обеспечении финансовой стабильности. 23
3.2. Совершенствование службы банковского надзора при выявлении проблем в банковской системе. 26
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 33
Введение
Банковская система в разных странах мира является наиболее регулируемой сферой, что связано с мощным развитием мировой финансовой архитектуры и определяющей ролью для экономики процессов, происходящих в банковской системе. Банковское регулирование и банковский надзор является составляющими системы государственного регулирования общеэкономических процессов. В этом контексте особую актуальность приобретает исследование сущности и современных функций банковского регулирования и надзора в Российской Федерации. Следовательно, актуальность темы работы обусловлена необходимостью выявления общих тенденций и перспектив развития банковского надзора с целью повышения финансовой устойчивости банковской системы Российской Федерации.
Целью работы является разработка теоретико-методологических основ организации системы банковского надзора в Российской Федерации на основе риск-ориентированного подхода.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость проведения таких задач:
раскрыть теоретические основы анализа процесса осуществления банковского надзора в Российской Федерации и мире;
исследовать возможности имплементации Базельским принципам в Российской Федерации;
исследовать меры Центрального банка по выявлению и предупреждению проблем в банковских учреждениях на современном этапе;
предложить изменения в действующей структуры банковского надзора Центрального банка Российской Федерации;
рассчитать корректирующий показатель адекватности регулятивного капитала с учетом операционных рисков банка;
усовершенствовать процесс осуществления надзорного реагирования и устранения проблемности банков Российской Федерации.
Объектом исследования являются отношения, возникающие в процессе осуществления банковского надзора и регулирования за деятельностью банков Российской Федерации.
Предметом исследования является теоретико - методологические основы организации банковского надзора.
В процессе написания курсовой работы использовались методы: математических расчетов, сравнительный и статистический анализы (при анализе деятельности банков Российской Федерации), группировка данных.
Глава 1. Теоретико-методологические основы организации системы банковского надзора
Банковская система в разных странах мира является наиболее регулируемой сферой, что связано с мощным развитием мировой финансовой архитектуры и определяющей ролью для экономики процессов, происходящих в банковской системе. Банковское регулирование и банковский надзор является составляющими системы государственного регулирования общеэкономических процессов. В этом контексте особую актуальность приобретает исследование сущности и современных функций банковского регулирования и надзора в Российской Федерации.
На сегодняшний день банковская система Российской Федерации состоит из двух уровней. Первый уровень – Центральный банк Российской Федерации, второй - другие банки и филиалы иностранных банков. Обеспечение стабильности банковской системы осуществляется Центральный банком Российской Федерации путем утверждения нормативно-правовых актов в рамках действующего законодательства Российской Федерации, регламентирующих четкие «правила» для банков относительно их деятельности. Кроме этого, Центральный банк Российской Федерации постоянно проводит проверки на предмет соблюдение банками вышеуказанных требований.
Научные достижения в области банковского надзора и банковского регулирования представлены в трудах таких ученых как А.В. Васюренко, Т.П. Гудзя, А.А. Вилка, В.В. Коваленко, О.А. Костюченко, В.И. Мищенко, А.П. Орлюка, В.С. Стельмаха. Высоко оценивая накопленные научные достижения отечественных исследователей, а также значительный практический опыт в сфере банковского регулирования, ряд вопросов теоретических аспектов, а также по доминирование сфер банковского регулирования и банковского надзора все еще остается нерешенным.
С точки зрения на то, что понятие «банковский надзор» и «банковское регулирования» являются ключевыми экономическими категориями, формируют теоретическое обоснование банковской деятельности, необходимо разграничить данные понятия.
Следует отметить, что в отечественной литературе не существует единого подхода относительно точного определения банковского регулирования и банковского надзора, хотя наблюдается тесная взаимосвязь между этими понятиями, попробуем выделить границы применения этих понятий и проанализировать существующие подходы.
Так, в рамках первого подхода авторы определяют банковский надзор, как систему контроля и активных упорядоченных действий Центрального банка Российской Федерации, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими лицами, в отношении которых Центральный банк осуществляет надзорную деятельность, законодательства Российской Федерации и установленных нормативов, с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов банка.
Орлюк А.П. (Второй подход) поддерживает законодательно определено понятие банковского надзора, и признает, что термины «банковское регулирование» и «банковский надзор» принадлежат к (разных) взаимодополняющих видов деятельности. Подает банковское регулирование как одну из форм государственного управления, представляет собой систему мероприятий, с помощью которых государство через центральный банк (или другой уполномоченный орган) обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, а также предупреждает дестабилизирующие процессы в банковском секторе [6].
В рамках третьего подхода Гудзь Т.П., Мищенко В.И., Васюренко А.В., Коваленко В.В. под регулированием банковской деятельности понимают создание соответствующей правовой базы, то есть разработку и принятие законов, регламентирующих деятельность банков, а также принятие соответствующими учреждениями, уполномоченными государством, положений, регламентирующих функционирование банков, в виде нормативных актов, инструкций. Законодательные и нормативные положения определяют такие границы поведения банков, которые способствуют надежному и эффективному функционированию банковской системы. Банковский надзор определяется как «мониторинг процессов, имеющих место в банковской сфере на различных стадиях функционирования банков, а именно: создание новых банков и их учреждений, деятельности банков, реорганизации и ликвидации банков».
Для этого орган надзора имеет полномочия применить к банкам принудительные и непринудительные меры воздействия.
Если обратиться к банковской энциклопедии [4] (четвертый подход), то понятие «банковский надзор» трактуется как система мероприятий по контролю и активных упорядоченных действий Центрального банка, направленных на обеспечение соблюдения банками и другими кредитно – финансовыми учреждениями в процессе их деятельности согласно законодательству Российской Федерации и установленных нормативов с целью обеспечения стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков. А понятие «банковское регулирование» отдельно не определяется.
По мнению М. Суржинського (пятый подход), термины «банковское Регулирования», «банковский надзор» и «банковский контроль»- это разные виды деятельности по выполнению задачи обеспечения надежного и стабильного функционирования банков, которые дополняют друг друга [9].
Из рассмотренных взглядов и мнений, все же можно отметить, что понятие «банковское регулирование» и «банковский надзор» являются разными по своей сущностью, хотя и имеют общий субъект регулирования - Центральный банк и единую цель.
Целью банковского надзора и банковского регулирования является безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Но при этом, банковское регулирование достигает цели путем издания соответствующих нормативно - правовых актов, регламентирующих виды и способы осуществления банковской деятельности, а банковский надзор – путем постоянного и непрерывного проведения проверок банков на предмет соблюдение ими положений законодательства Российской Федерации, экономических нормативов, резервирования и др. [4]
Отметим, что эффективный банковский надзор зависит от законодательной и методологической базы банковского регулирования. Работа службы банковского надзора является положительной, когда она руководствуется крепким законодательством и четкими правилами регулирования банковской деятельности. При этом правовая инфраструктура банковского надзора может измениться в зависимости от страны, но во многих случаях она должна иметь три уровня: законодательство, серии регулятивных правил и разъяснения политики [5].
Осуществление государственного регулирования банковской деятельности является необходимым условием, который определяется основной функцией банков в экономической системе страны. Банковский надзор должен обеспечивать надлежащий контроль за деятельностью банков, для того, чтобы не наблюдалось нарушение законодательных и нормативных актов Центрального банка Российской Федерации.
В структуре центрального аппарата Центрального банка Российской Федерации реализацию функций банковского регулирования и надзора осуществляют следующие подразделения:
- Генеральный департамент банковского надзора, в состав которого входят:
- Департамент инспектирования банков; Департамент пруденциального надзора;
- Департамент нормативно-методологического обеспечения банковского регулирования и надзора;
- Департамент регистрации, лицензирования и реорганизации банков.
Наличие взаимосвязи между отдельными подразделениями банковского надзор между Департаментом инспектирования банков и Департаментом пруденциального надзора позволяет обеспечить непрерывность процесса банковского надзора:
- безвыездный банковский надзор, осуществляемый Департаментом пруденциального надзора, предусматривает мониторинг за деятельностью банков и подготовку необходимых материалов для проведения инспекционных проверок;
- инспектирование банков на местах для получения более детальной информации о деятельности банка осуществляется Департаментом инспектирования банков;
- по результатам проверки проведенного инспектирования информации о деятельности банка предоставляется Департамента пруденциального надзора для ознакомления и дальнейшего мониторинга деятельности банка.
Целью вступительного контроля является недопущение к деятельности банков, в дальнейшем через определенные недостатки могут нанести ущерб стабильности всей банковской системе. Кроме того, на этой стадии банковский надзор обязан не допускать к деятельности людей с недостаточной профессиональной подготовкой, опытом, финансовым обеспечением и этическими стандартами, исключая политические мотивы, личные интересы о допуске к рынку банковских услуг.
Вступительный контроль состоит из 2-х последовательных подэтапов:
1. регистрация банков;
2. предоставление лицензий на осуществление банковских операций.
Дистанционный (документальный) контроль осуществляется на основе изучения информации, содержащейся в представленном банками отчетности.
В большинстве стран мира центральные банки осуществляют банковский надзор. Если говорить об организации системы банковского надзора, то в мировой практике существуют различные подходы к ее создания и функционирования.
С появлением финансового кризиса усилилась тенденция перехода многих стран мира к интегрированным системам регулирования финансового сектора на основе полного или частичного объединения функций контроля и регулирования рынков банковских и страховых услуг и ценных бумаг.
Так, в течение 2008-2010 гг. изменения в системе регулирования финансовых секторов внесли Бельгия, Великобритания, Греция, Ирландия, Испания, Литва, Португалия, Франция, Швейцария.
Из 27 стран - членов ЕС непосредственное участие в регулировании и надзоре в 19 странах берут центральные банки, а в Ирландии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Португалии, Словакии, Франции и Чехии создан единый регулятор на базе центрального банка [3].
Международная практика дает возможность отметить, что не существует единого подхода к построению системы государственного регулирования финансовой сферы в целом и банковской в частности. Ученые выделяют такие модели надзорных систем: секторную, по задачам и модель единого надзора, также рассматривается возможность создания мегарегулатора.
Секторная модель, предусматривает надзор за определенными секторами финансового рынка (страховым, банковским, инвестиционным) отдельными специализированными органами, которая использовалась почти всех надзорных систем мира. Ведь различные сегменты рынка появлялись независимо друг от друга и развивались различными темпами на основе разного законодательства и используя разный инструментарий и методологическую базу.
Преимуществом этой модели является то, что отдельные сегменты финансового рынка регулируются с учетом специфики их деятельности. Вместе с тем недостатком модели является то, что не всегда можно достичь согласованности в деятельности регуляторных органов, следствием чего является возникновение спорных ситуаций и невозможность осуществления эффективной политики государственного регулирования финансового сектора [3].
Сущность модели «двух вершин» заключается в том, обязанности перераспределены на основе задач надзора, с пруденциального надзора и регулированием бизнеса, которые подчиняются двум различным органам власти. Такая модель работает только в Нидерландах, а также частично используется в Италии, Португалии и Франции.
Во Франции, например, создан Комитет банковского регламентации, Комитет кредитных учреждений и Банковская комиссия, подчиненных Банка Франции и Министерству финансов и экономики. В Португалии надзорные функции осуществляют Комиссия по рынку ценных бумаг, Институт страхования и центральный банк. Ученые считают, что именно такая модель является переходной от секторной модели единого надзора.
В последнее время наблюдается тенденция консолидации систем надзора посредством предоставления надзорных полномочий государственным органам власти. Именно поэтому широко начала использоваться модель единого надзора, по которой надзорные функции может осуществлять как центральный банк (Чехия, Словакия), так и специально созданный орган надзора, отделенный от центрального банка (Эстония, Латвия, Венгрия, Мальта) [3].
Кроме национальной модели надзорных систем выделяют еще и наднациональную, которую можно назвать и международной. В докризисный период «правила» надзору в Евросоюзе были гармонизированы, однако наблюдательный практика в каждой стране - члене ЕС оставалась индивидуальной. При этом каждая страна зависела от эффективности надзора в других странах. В перспективах планируется и ведется дискуссия о создании в рамках ЕС единого регулирующего и надзорного органа в сфере финансовых услуг (так называемого «мегарегулятора»).
Анализируя развитие подходов надзора в международном пространстве, наблюдается наибольшая активность в период с 2004 года и до настоящего времени. Можно отметить, что процесс развития имеет длительный и динамический характер, и это очевидно, поскольку за короткий промежуток времени невозможно достичь желаемых результатов и в полной мере определить все существующие проблемы.
Именно поэтому, Базель и касался вопроса кредитного риска с добавлением рыночного. Из этого можно сделать вывод, что международная практика поддерживает надзор на основе оценки рисков, с учетом определенных показателей (количественных и качественных).
Сегодня возникает много дискуссионных вопросов по капиталу банка и его размера [22]. Базельский комитет в отношении банковского надзора создан в 1974 году руководителями центральных банков стран мира, которые называются Большой десятки (G 10) для того, чтобы усовершенствовать систему банковского надзора и определенным образом создать общими требования к банковскому регулированию.
Основными документами Базельского комитета является «Международное приближения определения капитала и нормативов капитала »(Базель I, 1988г.), «Основные принципы эффективного банковского надзора» (1997г.), «Поправки к Базельского соглашения о капитале »(известной является Поправка по учету рыночных рисков», 1996г.) и «Новая концептуальная основа Соглашения о капитале» (Базель II, в 2004 г.) [20].
Принятие Соглашения о капитале стало переломным этапом развития банковского надзора в мире. Она создана для так называемых «международно-активных банков »и имела обязанностей характер только для стран, которые являются членами Базельского комитета.
Однако относительная простота и доступность принципов повлияли на то, что в 130 странах мира он был введен. Российской Федерации не стала исключением, причем, применение имело общий характер.
Базель II и Базель ИИИ являются дополнениями к Соглашению о капитале. Каждый вновь документ не отменяет действие предыдущих. а только совершенствует их.
Базель - I был недостаточно чувствительным к уровню риска и создавал возможности «регулятивного арбитража».
Если сравнивать Базель-II с Базелем-I, то можно сделать вывод, первый отличается подходом на основе трех «опор», ударением на собственные возможности оценки рисков в банках, большим количеством вариантов расчета достаточности капитала, внедрением покрытие операционного риска капиталом.
Остановимся подробнее на Базеля-II и определим необходимый капитал при применении подхода трех «опор».
Опора 1: Минимальные требования к капиталу - расчет стоимости активов, взвешенных на риск, для учета кредитного и операционного риска с соблюдением строгих минимальных требований.
Опора 2: Контроль со стороны органов надзора - более подробная система согласование регулятивного капитала с профилем риска банков предусматривает расширение контроля со стороны органе надзора.
Опора 3: Рыночная дисциплина - строгие требования по раскрытию информации, направленные на обеспечение прозрачности банка для заинтересованных сторон в том, что касается профиля.
Основные принципы трех «опор»: предполагается, что применение этих трех «опор» обеспечит достижение уровня капитала, совместимого с профилем рисков банка; контроль со стороны органов надзора предусматривает ускорение вмешательство органов надзора в том случае, когда капитал банка считается недостаточным и / или когда внутренний процесс распределения капитала считается неадекватным; увеличение капитала - это не единственный путь реагирования на повышенный уровень риска: банкам также нужны стимулы, направленные на укрепление управления рисками, усиление внутреннего контроля, обеспечение соблюдения дисциплины на рынке.
Вывод к главе 1
Осуществления банковского надзора путем инспектирования банков на местах является одним из самых эффективных способов получения полной информации о деятельность банков. Центральный банк может привлекать к проверке на основе соответствующих договоров об оказании услуг другие учреждения. Такими могут быть аудиторские компании, юридические и другие консультационные фирмы.
Конечно, каждая из моделей банковского надзора имеет как недостатки, так и преимущества. Прежде всего, при создании надзорной структуры важным является учет особенностей развития страны. Для того, чтобы усовершенствовать регуляторные системы в 2010 году Европейская комиссия создала новые наднациональные органы для выявления признаков возможного кризиса.
Глава 2. Анализ практической реализации банковского надзора в Российской Федерации
Главной функцией банковского надзора является выявление проблемных банков и применения соответствующих мер по ним.
По данным Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2017 в стадии ликвидации значиться 24 банка.
В соответствии с требованиями банковского законодательства Центральный банк обязан назначить временную администрацию в случае угрозы платежеспособности банка.
Кроме того, Центральный банк имеет право назначить временную администрацию банка в случае:
- двух или более нарушений банком законных требований Центрального банка;
- уменьшение размера регулятивного капитала банка на 30 процентов в течение последних 6 месяцев;
- если банк в течение 5 рабочих дней не выполняет 10 и более процентов своих просроченных обязательств;
- ареста или вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении преступных деяний руководителей банка;
- совершение банком действий по сокрытию счетов, каких-либо активов реестров, отчетов, документов;
- необоснованного отказа банка в предоставлении документов или информации, предусмотренных этим Законом, уполномоченным представителям Центрального банка;
- наличия публичного конфликта в руководстве банка;
- наличии ходатайства банка о назначении временной администрации;
- осуществление банком рисковой деятельности, которая привела или может привести к потере активов или доходов;
- нарушение законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов;
- невыполнение требований этого Закона относительно раскрытия сведений о владельцах существенного участия в банке в объеме, определенном Центральный банком.
Центральный банк назначает временную администрацию на срок до одного года.
Действие временной администрации для системообразующих банков может быть продлена на срок до восемнадцати месяцев.
Временный администратор не позднее чем через две недели со дня назначения представляет Центральный банку предварительный отчет.
Предварительный отчет должен включать результаты общей оценки соответствия деятельности банка требованиям настоящего Закона и нормативно-правовым актам Центрального банка и предложения по приведению деятельности банка в правовое и финансовое соответствие с требованиями настоящего законодательства Российской Федерации.
Если временная администрация назначена в связи с ухудшением финансового состояния банка или по заключению Центрального банка финансовое состояние банка ухудшилось, предварительный отчет также должен включать:
1. Результаты предварительной оценки финансового состояния банка (состояния кредитного портфеля, активов и обязательств, ликвидности и т.д.).
2. Предложение по сумме средств, необходимых для восстановления платежеспособности банка, или необходимости отзыва банковской лицензии и ликвидации банка.
3. Предложения о возможных путях финансового оздоровления банка (капитализация банка за счет участников и / или инвесторов, продажа активов для погашения обязательств, реорганизация и т.д.).
Временный администратор принимает меры для возобновления деятельности банка в соответствии с планом действий временного администратора, а в случае назначения временной администрации в связи с ухудшением финансового состояния банка - в соответствии с программой финансового оздоровления банка.
Центральный банк организует, координирует и контролирует деятельность временной администрации, а также дает указания, обязательные к выполнению временным администратором.
Центральный банк рассматривает предварительный отчет временного администратора и утверждает план действий временного администратора или программу финансового оздоровления банка не позднее чем через две недели от дня подачи временным администратором соответствующих документов. В случае утверждение в указанный срок плана действий временного администратора или программы финансового оздоровления банка Центральный банк обязан в недельный срок назначить нового временного администратора.
Основные задачи отдела банковского надзора Управления в сфере осуществления банковского надзора за банковскими учреждениями региона заключаются в следующем:
- надзор за деятельностью банков и их филиалов, представительств, отделений, расположенные на территории региона. Осуществление всех видов проверок банков, а также проверок финансовых учреждений и их подразделений в пределах компетенции Центрального банка согласно законодательству Российской Федерации;
- осуществление контроля за представлением банками региона финансовой и статистической отчетности Центрального банка, а также анализ показателей по результатам их деятельности;
- рассмотрение запросов банков, органов государственной власти, субъектов хозяйственной деятельности, физических лиц и правоохранительных органов по вопросам банковского надзора, по другим вопросам банковской деятельности и оказания на них ответов;
- обеспечение в пределах полномочий выполнение требований законодательства Российской Федерации, по борьбе с преступностью, коррупцией, легализацией
(отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также взаимодействия с правоохранительными органами.
- осуществление контроля за соблюдением банками региона требований банковского законодательства и нормативно-правовых актов Центрального банка.
Выполнение указанных выше задач осуществляется путем реализации следующих функций:
1. Осуществление дистанционного надзора за деятельностью банков 3 и 4 групп региона, принятия соответствующих мер для обеспечения платежеспособности и ликвидности этих банков, применения к ним мер воздействия, определения оценки их деятельности, путем:
- комплексного анализа финансового состояния банков и предоставления объективных выводов Центрального банка в оценке их деятельности и стратегии надзора;
- контроля за соблюдением банками экономических нормативов, размера регулятивного капитала, выполнение программ капитализации и финансового оздоровления, письменных соглашений и бизнес-планов;
- контроль за своевременностью представления банками отчетности на консолидированной основе и ее достоверностью;
- контроля за соблюдением банками требований нормативно-правовых актов Центрального банка по формированию и использованию резервов для возмещения возможных потерь от кредитных операций, дебиторской задолженности, от операций с ценными бумагами, резерва по просроченным и сомнительными к получению начисленными доходами; подготовки и внедрения меры по их полного формирования;
- подготовки ежемесячных аналитических отчетов и оперативных аналитических материалов о финансовом состоянии каждого банка с освещением тенденций экономических процессов, а также нарушений и их причин с предоставлением в соответствующего структурного подразделения Центрального банка и внутреннего использования;
- анализа отчетности банков об установлении корреспондентских отношений с банками-резидентами и нерезидентами и принятия оперативных мер по соблюдения ими порядка регистрации;
- рассмотрения документов и подготовки выводов: о возможности предоставления регистрационных номеров уполномоченным банкам Российской Федерации об открытии прямых корреспондентских счетов (ЛОРО, НОСТРО) в национальной и иностранной валютах в банках-корреспондентах резидентах и нерезидентах; по возможности оформление изменений в регистрационных номеров; по закрытию уполномоченными банками Российской Федерации корреспондентских счетов; регистрации корреспондентских счетов банков региона в соответствии с правилами, установленными Центральный банком;
- контроля за соблюдением банками сроков и объемов формирования уставного капитала, сроков регистрации соответствующих изменений в их уставы, а также за соблюдением минимального размера уставного капитала;
- контроля за соблюдением банками требований, выполнение которых дает им право осуществлять операции по имеющейся банковской лицензией, письменным разрешением и лицензией на выполнение отдельных операций;
- осуществление контроля за объемом предоставленных банками «больших» кредитов, анализа и принятия оперативных мер по отражению достоверной информации в отчетности;
- контроля за уплатой банками обязательных сборов в Фонд гарантирования вкладов физических лиц;
- осуществление контроля за соблюдением банками требований действующего законодательства и нормативных актов Центрального банка, касающиеся проведения внешнего аудита и за его качеством, в том числе: по своевременным заключениям договора (соглашения) на проведение аудиторской проверки годовой финансовой отчетности и получением, в том числе Центральный банком, от банков аудиторских заключений и отчетов независимых аудиторских фирм по результатам осуществления аудита;
- контроль за выполнением банками требований Центрального банка по созданию и деятельности служб внутреннего аудита, их отчетности, а в случае невыполнение этих требований применения к этим банкам соответствующие меры воздействия;
- контроль выполнения банками требований действующего законодательства и нормативных актов Центрального банка, регламентирующих публикацию банками квартальной и годовой отчетности;
- контроль за своевременностью предоставления банками сообщение о сумме увеличение стоимости основных средств, которая включена в регулятивного капитала;
- анализа годовой и консолидированной финансовой отчетности банков;
- контроля за соблюдением банками процедур корректировки финансовой отчетности по результатам инспекционных проверок в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Центрального банка;
- контроля за соблюдением банками требований нормативных документов Центрального банка относительно резервирования средств по привлеченным депозитам и кредитам (займам) в иностранной валюте от нерезидентов;
- изучение проблем в деятельности банков и стратегии надзора за банками;
- приема, обработки, анализа, контроля за достоверностью и отправки в Центральный банк статистической отчетности, предоставляемой банками.
2. Осуществление проверок деятельности банков 3 и 4 групп региона, филиалов (отделений) банков согласно Плану комплексного инспектирования банков, а также по соблюдению законодательства Российской Федерации по вопросам предотвращения и противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и подготовка Центрбанком информации об их результатах, в том числе:
- составление прогнозных годовых и квартальных планов инспектирования банков и банковских учреждений региона, обеспечение их своевременного выполнения;
- проведение всех видов проверок банков и филиалов на соответствующей территории, кроме проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, предоставление отчетности по результатам проверок Центральный банком;
- координация планирования инспекционных проверок банков, имеющих сеть филиалов в других регионах;
- определение рейтинговых оценок по системе «CAMELS» и степени дальнейшего банковского надзора;
- анализ и передача Центральный банку информации по результатам проверок деятельности банков 3 и 4 групп региона и их подразделений по фактам, могут свидетельствовать об их преступной деятельности или их клиентов и другие правонарушения, совершенные работниками банков, а также предоставление в соответствии с законодательства Российской Федерации.
Вывод к главе 2
Центральный банк имеет право отозвать банковскую лицензию, инициировать ликвидацию банка в любое время, когда приходит к выводу, что финансовое оздоровление банка невозможно.
В сентябре 2017 года были внесены существенные изменения в банковское законодательства, согласно которым введены понятия проблемного и неплатежеспособного банка, а именно:
- Центральный банк обязан принять решение о отнесении банка к категории проблемных при условии соответствия хотя бы одному из следующих критериев:
- банк допустил уменьшение размера регулятивного капитала и / или нормативов капитала банка, установленного законом и / или нормативно правовыми актами Центрального банка, на 10 и более процентов в течение отчетного месяца;
- банк не выполнил требование вкладчика или другого кредитора, срок которого наступил пять и более рабочих дней тому назад;
- системное нарушение банком законодательства, регулирующего вопросы предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма;
- банк нарушил требования законодательства о порядке подачи и / или обнародования отчетности, в том числе подал Центральный банку и / или обнародовал недостоверную отчетность, что привело к существенному искажению показателей финансового состояния банка;
- систематическое необеспечение эффективности функционирования и / или адекватности системы управления рисками, создает угрозу интересам вкладчиков или других кредиторов банка.
Глава 3. Совершенствование организации системы надзора за деятельностью банков Российской Федерации
В настоящее время выделяют два подхода к повышению эффективности банковского надзора для роста устойчивости деятельности кредитных организаций (таблица 1).
Таблица 1 - Подходы к повышению эффективности банковского надзора
Основные различия между этими двумя видами надзора заключены в особенностях регулирования деятельности банков: при формальном надзоре они преимущественно строго определяются в законе в виде правил. В отличие от этого при содержательном надзоре регулятивные нормы определяются в виде принципов, прежде всего, которые формулируются в нормативных актах регулятора, но не в законе. Формальный надзор имеет смысл для слабого банковского сектора, в то время как содержательный надзор возможен при достаточно сильном банковском секторе, к которому можно отнести российскую банковскую систему.
Сравнительный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей финансовую деятельность банка, позволил сделать вывод о том, что Банк России и коммерческие банки трактуют финансовую устойчивость в несколько различных аспектах: коммерческие банки рассматривают свою финансовую устойчивость исходя из основных финансовых показателей, ориентированных на рентабельность их работы и максимизацию рыночной стоимости бизнеса, в то время как Банк России — с позиции возможности банка покрывать свои риски собственным капиталом и выполнять пруденциальные нормы деятельности (создание резервов, выполнение экономических нормативов, составление и предоставление финансовой отчетности и т. д.).
В целях организации банковского надзора ежемесячно территориальными учреждениями Банка России осуществляется оценка экономического положения банков путем их отнесения к классификационным группам финансового состояния. Коммерческие банки [2] могут относится к одной из пяти групп (таблица 2).
Таблица 2 - Основные классификационные группы экономического положения банков
В соответствие с полученными данными Банк России публикует сводный отчет «О финансовом состоянии кредитных организаций Российской Федерации».
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что финансовая стабильность является основополагающей целью банковского надзора и играет важную роль в функционировании кредитных организаций в рыночной среде. При этом нельзя не отметить огромную роль Банка России как главного банка страны и основного субъекта надзорного регулирования в части обеспечения устойчивости национальной банковской системы, позволяющей поддерживать ее экономическую стабильность и динамичное развитие. В то же время весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.
Первоначально, регистрируя банк и предоставляя ему лицензию на право осуществление банковских операций, служба банковского надзора проводит вступительный контроль. Участниками такого контроля является Департамент регистрации, лицензирования и реорганизации банков и территориальное Управление Центрального банка.
Управление Центрального банка в Х области осуществляет надзор и своевременно выявляет проблемы банков на основе проверки финансовой и статистической отчетности, которую банки - юридические лица Х области в обязательном порядке подают в Управление. Порядок составления статистической отчетности регламентируется Правилами организации статистической отчетности, представляемой в Центральный банк.
Анализ финансового состояния банка может осуществляться службой банковского надзора Центрального банка ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально. Этот анализ является неотъемлемой частью процесса оценки рисков, принятия мер, направленных на их минимизацию и решения потенциальных проблем в деятельности банка.
Банки юридические лица направляют сводные данные в целом с помощью АРМ «New stat» каждый день в виде зашифрованных файлов электронной почте Управлению Центрального банка в Х области.
Ответственными работниками Управления проверяется информация и передается для дальнейшей проверки и анализа в Центральной расчетной палаты. Файлы имеют защищенный вид на каждом этапе передачи данных.
Финансовая отчетность по срокам представления делится на ежедневную, ежедекадно, ежемесячную, квартальную и годовую. Основными формами финансовой отчетности является Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о движении денежных средств, Отчет о собственном капитале и Примечания к отчетам, которые обязательно обнародуются и являются открытыми для пользователей.
Ежеквартальная и годовая отчетность, кроме электронного варианта, предоставляется для проверки и на бумажных носителях с подписями руководителя и главного бухгалтера, заверенные печатью банковского учреждения.
Отделом банковского надзора территориального управления, а также для своевременного выявления проблем в работе банков, используется система раннего реагирования, которая включает в себя 26 показателей - индикаторов, распределенных на пять групп. Эти показатели оценивают и дают возможность определить реальную «картину» деятельности банка по единым критериям.
К оценке уровня капитализации относятся такие показатели как:
1. регулятивный капитал;
2. Регулятивный капитал, уменьшенный на дополнительную сумму начисленных доходов, суммы переоценки основных средств и расходов будущих периодов;
3. Показатель адекватности регулятивного капитала;
4. Показатель максимального размера кредитного риска на одного контрагента
5. Показатель крупных кредитных рисков;
6. Показатель риска общей открытой длинной / короткой валютной позиции.
Оценка уровня риска ликвидности включает в себя показатель мгновенной ликвидности, показатель текущей ликвидности, отношение между активными и пассивными операциями со сроком погашения до 31 дня к чистым активам.
Качество и рискованность активов состоит из доли негативно классифицированных активов в общих активах, долю нерабочих активов в общих активах, долю дебиторской задолженности в общих активах, отношение гарантий для скорректированного регулятивного капитала, отношение общей суммы сформированных под активные операции резервов к отрицательно классифицированным активам (включая субстандартные кредиты), долю ценных бумаг в общих активах, отношение переоценки ценных бумаг к стоимости ценных бумаг, переоцениваются, коэффициент защиты от рисков, отношение имущества банка в скорректированного регулятивного капитала.
Стабильность и качество пассивной базы определяется с помощью таких показателей как доля привлеченных вкладов физических лиц в обязательствах, отношение пассивного сальдо межбанковских операций с обязательствами, зависимость обязательств банка от одного кредитора.
Оценка эффективности деятельности производится с помощью определения рентабельности активов, чистой процентной позиции, чистой процентной маржи, чистого спрэда, коэффициента эффективности, коэффициента налогового нагрузки.
Вывод к главе 3
Весьма перспективными направлениями развития и совершенствования системы банковского надзора в Российской Федерации на современном этапе могут оказаться формы координации финансового регулирования, основанные на многостороннем соглашении между регуляторами и другими заинтересованными органами о взаимодействии с целью обсуждения возникающих регулятивных проблем и выработки согласованных мероприятий, направленных на достижение единых приоритетов.
Результаты расчетов вышеуказанных показателей системы раннего реагирования анализируются в течение определенного периода времени, после чего банкам даются рекомендации по мерам предупреждения проблем в банковской системе.
Надзор за банком должно осуществляться на ежедневной основе (до времени стабилизации финансового состояния банка) в случае наличия одного или нескольких таких фактов:
- банк имеет не выполненные в срок по вине банка документы клиентов банка и / или просроченную задолженность перед Национальным банком;
- банк, который нуждается в дополнительной капитализации, не выполняет разработаны меры по увеличению капитала, утвержденные согласно письменному соглашением / программе финансового оздоровления.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что не существует единого устоявшегося понимания понятий «банковское регулирование» и «банковский надзор». На основании анализа сущности указанных дефиниций обнаружено, что банковское регулирование - это разработка и внедрение центральным банком или другим регулирующим органом конкретных правил и инструкций, определяющих способы ведения банковской деятельности в стране. Банковский надзор – это мониторинг за соблюдением банками действующего законодательства и нормативных документов. Следовательно, регулирование предусматривает определение рамок профессионального поведения банков, а надзор - контроль за соблюдением банками установленных рамок.
Наличие взаимосвязи между отдельными подразделениями банковского надзора между Департаментом инспектирования банков и Департаментом пруденциального надзора позволяет обеспечить непрерывность процесса банковского надзора. В то же время, несколько особняком остается реализация функций Департамента регистрации, лицензирования и реорганизации банков, целью которых является обеспечение вступительного контроля за деятельностью банков путем их регистрации, предоставление банковских лицензий, согласование изменений в уставы, обработки информации о деятельности обособленных подразделений банков.
Указанная ситуация может быть основанием для рассмотрения вопроса относительно совершенствование взаимодействия между подразделениями банковского регулирования и надзора.
На примере стран, которые используют тот или иной режим регулирования финансового сектора, заметим, что в условиях интеграции банковского, инвестиционного, страхового капитала и активизации глобализационных процессов все более заметной становится тенденция концентрации надзорных функций и появления единого органа по регулированию финансового рынка - мегарегулятора. Как показало проведенное нами исследование, в качестве мегарегулятора может выступать как единый регулирующий орган, ответственный за надзор во всей финансовой системе, так и агентство, ответственное за надзор более чем одного сегмента рынка. Необходимо заметить, что с появлением мегарегулятора может меняться формат деятельности центрального банка государства. Так, центральный банк может оставлять за собой функцию надзора за банковским сектором, а может и терять определенные полномочия в сфере регулирования и надзора.
Исходя из изложенной информации, очевидно одно - не существует определенного верного подхода к созданию мегарегулятора, количества органов, входить в его состав и принципов его взаимодействия с центральным банком страны. Важной предпосылкой эффективной деятельности мегарегулятора является структурированность его работы, четкое выделение подразделений по объектам или субъектами регулирования в его составе.
Основные Базельские принципы используются различными странами в качестве стандартов пруденциального регулирования и надзора для оценки качества систем надзора и пруденциального регулирования, а также для планирования деятельности в этой сфере с целью достижения базового уровня эффективной и надежной практики надзорной и регулятивной политики.
Основной задачей для работников подразделений банковского надзора Центрального банка Российской Федерации, при осуществлении надзора на основе оценки рисков, является определение проблем в деятельности банка, а также прогнозный их характер в будущем. Таким образом, банковский надзор на основе оценки рисков позволяет идентифицировать риски не столько с позиции того, что уже произошло, сколько с точки зрения того, что может произойти в дальнейшей деятельности банка.
Список использованной литературы