Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Теоретический анализ проблем молодых семей в современном обществе……………………………………………………………………….…..5
1.1. Понятие и общая характеристика молодой семьи……………………..…..5
1.2. Современные проблемы молодой семьи……………….………………….14
1.3. Основные направления психологической помощи молодой семье в работе специалиста по делам молодежи……………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………...…..26
Библиографический список……………………………………………………
Введение
Тема курсовой работы является актуальной, так как семья столь многослойное социальное образование, упоминания о ней почти во всех разделах социологии. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире - социализации, социологии образования, политики и права, труда, культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье немыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.
Интерес к семье поддерживается познавательным интересом к ее уникальной посреднической роли, в силу ее социокультурной природы как феномена, находящегося на пересечении структур при любом конструировании социума и на границе макро- и микроанализа.
У истоков социологии семьи стояли европейские ученые - статистики Рилз и Ле Пле. Они предприняли попытку изучения влияния социальных факторов на формы семейного общежития, структуру семьи и ее экономическое благополучие. С тех пор семья находится в центре постоянного внимания социологов. Семья рассматривается ими как социальный институт и малая социальная группа. В центре внимания российской социологии находятся самые разнообразные проблемы семьи, ее стабильности и развития.
Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: С.В. Дармодехин (государственная семейная политика), А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Л.А. Гордон, Э.В. Клопов (жизненный цикл семьи), И.А. Герасимова (демографическая типология семей), В.Л. Ружже (типология семейных групп), И.В. Бестужев-Лада (прогнозирование семьи), Н.В. Малярова (типология супружеских конфликтов), Т.Ж. Гурко (молодая семья), В.Б. Голофаст (функции семьи), И.С. Кон (сексуальное поведение), Е.М. Черняк (социология семьи) и др.
Трудности молодой семьи — это комплекс психологических, социологических, экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и т.д.- все это общая направленность современной молодежи.
Так предметом исследования данной работы является деятельность специалиста по выявлению проблем молодых семей и поиску способов их разрешения.
Объект исследования - молодая семья в современном обществе.
Цель исследования - рассмотреть основные проблемы молодой семьи на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :
1. Рассмотреть понятие «молодая семья», ее типы и функции;
2. Изучить проблемы молодых семей в современном обществе;
3. Исследовать направления психологической помощи молодой семье в работе специалиста по делам молодежи.
Глава 1. Теоретический анализ проблем молодых семей в современном обществе
1.1. Понятие и общая характеристика молодой семьи
В обыденном представлении и специальной литературе понятие «семья» нередко отождествляется с понятием «брак». Данные термины имеют общее, однако не являются синонимами. Исходная точка для существования семьи – это чаще всего заключение брака. Правда, наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной необязательно означает, что они – единая семья. Следует рассмотреть несколько наиболее известных определений брака, чтобы разделить эти два понятия.
В Юридическом энциклопедическом словаре дано такое определение брака. «Брак — это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов»[1] .
А.Г. Харчев раскрывает понятие брака как исторические изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, через которые общество упорядочивает половую жизнь и устанавливает супружеские и родственные права и обязанности.
Ю.И. Семенов считает, что брак есть определенная социальная организация отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами.
Таким образом, брак – это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как «заключенный без цели создания семьи»[2].
Итак, брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.
Говоря о семье и браке, следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.
По мнению А.Г. Харчева, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями.
Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной. По мнению В.П. Шахматова, «брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи» [3].
А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом: «это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи»[4]. То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.
Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций[5]. В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.
В разделе «Общие положения» постановления Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 №5090-1, «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации» дано следующее определение молодой семьи: «Молодая семья– это семья в первые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста» [6].
Таким образом, законодательно установленными признаками молодой семьи являются: наличие официально заключенного брачного союза; продолжительность совместной жизни– до 3 лет; граница возраста супругов – от 18 до 30 лет.
Молодую семью отличает от остальных типов семьи то, что в ней основная ось отношений определяется не родством и родительством, а супружескими отношениями, которые доминируют по сравнению со всеми остальными.
В отечественной и зарубежной научной литературе предлагаются различные типологии и классификации семьи – семьи различаются по следующим основаниям: по количеству детей, по составу, структуре, по типу главенства в семье, по однородности социального состава, по семейному быту и укладу, по типу потребительского отношения и др. В качестве основания для классификации выступает и семейный стаж. Именно в зависимости от возраста супругов и от количества прожитых совместно лет принято выделять молодую семью, а также семью среднего супружеского возраста, семью старшего супружеского возраста и пожилые пары.
Современные молодые семьи также можно классифицировать, например, по структуре – полные и неполные семьи.
По мнению Ф.А. Мустаевой, существует три типа молодых семей.
Первый тип – традиционный. Семья такого типа характеризуется ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную (или более) семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможен даже временный уход только в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый.
Второй тип – супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи.
Третий тип – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки предполагают бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.
Более содержательной классификацией является деление молодых семей на благополучные семьи и семьи социального риска. В эту последнюю группу чаще всего попадают: семьи одиноких матерей и отцов, студенческие семьи, семьи несовершеннолетних матерей и семьи, где отец проходит военную службу.
Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, выполняет важнейшие социальные функции, основными из которых являются: генеративная (репродуктивная), психологическая (психотерапевтическая), социально-культурная, экономическая и хозяйственно-бытовая, коммуникативная, гедонистическая.
Генеративная (репродуктивная) функция обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода, что является не только биологической потребностью, но также имеет огромное социально-экономическое значение для сохранения популяции. Общество заинтересовано в том, чтобы каждое следующее поколение было, по крайней мере, не малочисленнее, чем предыдущее. Наибольший вклад в удовлетворение этой потребности вносят именно молодые семьи. И для них эта функция может быть признана приоритетной.
На выполнение семей своей генеративной функции оказывает влияние качество здоровья населения. По оценке экспертов, 10-15 % взрослого населения по состоянию здоровья не способны иметь детей из-за неблагоприятного экологического воздействия на них, неправильного образа жизни, болезней, плохого питания и так далее.
Психологическая (психотерапевтическая, рекреационная) функция. Когда речь идет о психологических аспектах функционирования семьи, она предстает не столько как институт, сколько как малая группа с характерными для этого образования особенностями группового взаимодействия. Следовательно, в основе психологического функционирования семьи лежат только такие индивидуальные потребности, удовлетворение которых невозможно или чрезвычайно затруднено вне семьи.
Во многих зарубежных работах психологическая функция семьи обозначается как «функция психотерапии»[7]. Семья способна одновременно обеспечивать своим членам чувство безопасности («убежище»), принадлежности к группе, эмоциональные связи, возможность самоутверждения, то есть создать базу для развития высшего типа потребностей в самоактуализации и реализации творческого потенциала[8]. Представляется, что реализация этого психотерапевтического аспекта психологической функции для молодых семей затруднительна в силу недостаточности жизненного опыта, терпения и «житейской мудрости», а также избыточных индивидуалистических установок. Молодой семье ещё только предстоит сформировать совместность как основу приоритетности: «мне хорошо только тогда, когда хорошо тебе».
Социально-культурная функция. Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Некоторые авторы выделяют функцию первичной социализации, которая обусловлена тем, что семья, являясь первой и главной социальной группой, активно влияет на формирование личности ребенка. Именно в семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей, которые определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция родителей.
Социализация включает в себя задачу воспитания (некоторые авторы воспитательную функцию также выделяют отдельно), но не ограничивается ею. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и культурные базовые ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.
Экономическая функция – одна из основных функций семьи. Исторически семья всегда была основной хозяйственной ячейкой общества. В рыночной экономике не просто семья, но домашнее хозяйство представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц. Она принимает самостоятельные решения, определяет себя собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы)[9]. На осуществление экономической функции семьи оказывают воздействие, с одной стороны, система социально-экономических потребностей и ценностных установок и ориентаций, жизненных целей и идеалов общества, с другой – субъективные особенности членов семьи, их склонности, характер личности, потребительские запросы, уровень культурного развития, национальные и этнические особенности. Воспроизводство человека как личности означает воспитание его в семье не как инфантильного потребителя, а как трудящегося, надеющегося в первую очередь на себя. Это означает подготовку детей к труду, профессиональное ориентирование и экономическое воспитание, формирование хозяина своей жизни.
Для молодой семьи реализация экономической функции является достаточно проблемной. Но не более проблематичной, чем для представителей более старших поколений, поскольку в психологическом плане современные молодые люди уже хорошо ориентируются в рыночных экономических реалиях, в значительной степени ориентированы на создание собственного бизнеса, понимают необходимость материальной базы для создания семьи.
Коммуникативная функция. Общение в семье необходимо как детям, так и взрослым (особенно молодым и пожилым людям). Проблемой для семьи является то, что её члены либо просто не общаются, ограничиваясь короткими фразами по поводу каких-либо бытовых вопросов, либо общаются крайне мало. Предметом обсуждения становятся события, но не чувства и мысли друг друга.
В молодой семье общение оказывается гораздо более интенсивным. При этом оно имеет не только количественные, но и качественные особенности: молодые супруги много говорят о чувствах, эмоциях, и значительную роль играет невербальный компонент (интонация, взгляды, прикосновения).
Понимание в молодой семье проблематично в силу недостатка толерантности, неготовности принять позицию другого, отличную от своей собственной.
Гедонистическая функция, которую принято также называть функцией здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно и необходимо, как потребности в еде, жилище и так далее. В течение многих столетий репрессивная церковная и светская мораль осуждающе и запрещающее относились к физической любви, признавая её как уступку греховной человеческой природе, но отказывались ценить её как источник плотского и духовного наслаждения. Сегодня уже общепризнано, что удовлетворение сексуальной потребности занимает свое законное и немаловажное место в полноте проявления человеческой сущности, а блокада этой жизненно важной потребности приводит к тяжелым искажениям личности, серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Возможность жить нормальной половой жизнью, иметь регулярные половые отношения признается одной из предпосылок здорового образа жизни[10]. Следует заметить, что даже простое общение доставляет огромное удовольствие, радость узнавания, ощущение себя любимым, физически привлекательным.
1.2. Современные проблемы молодой семьи
Специфика становления и функционирования молодой семьи в современном российском обществе требует особого подхода к решению проблем молодых супругов при реализации государственной социальной политики.
По данным переписи 2010 г. Число супружеских пар в России составляло 33 миллиона. 4,4 млн. супружеских пар из общего (13 %) состояли в незарегистрированном браке. 1,8 тыс. человек (моложе 16 лет) указали, что состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном браке [11]. Значительную часть из этих семей составляют молодые семьи. Именно поэтому одной из важных задач работы с молодежью в современном российском обществе является создание условий для благоприятного существования молодых семей.
Законодательное определе¬ние молодой семьи содержится в Постановлении Верховного Совета «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» [15], где молодaя семья определяется как сeмья в пeрвые три года после заключения брака (в случаe рождения детей — без ограничения продолжитeльности брака), при условии, что один из супругов нe достиг 30-летнего возраста, а также нeполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнeго возраста. В 2006 г. Постановлением Правительства от 13 мая 2006 г. № 285 было дано определение молодой семьи как семьи, возраст каждого из супругов в кото¬рой нe превышает 35 лeт, либо неполной семьи, состоящей из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лeт, и одного и болеe дeтей.
Нормативно-правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи в России являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс, а также:
• Указ Президента РФ от 14.05.96 г.(ред. от 05.10.2002) № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [19];
• Концепция государственной поли¬тики в отношении молодой семьи [3];
• Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище»на 2011- 2015 годы» [17].
Основные направления социальной поддержки молодой семьи отражены в Концепции государственной поли¬тики в отношении молодой семьи. Это:
• Пропaгандa семейных ценностей среди молодежи; формирование основ педагогической культуры у молодых родителей; обеспечение преемственности поколений в семье;
• формирование мехaнизмов поддержки молодой семьи;
• развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социaльной активности, рaзвитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи;
• подготовка дeтей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к создaнию благополучной семьи;
• содeйствие в обеспечении жильeм молодых семей, в повышeнии уровня их матeриального и социального благополучия [13].
Сформирована нормативно-правовая база и на региональном уровне. Например, в Липецкой области основой государственной политики в отношении молодёжи и молодой семьи являются: Закон Липецкой области от 28.04.2010 № 377-ОЗ «О молодежной политике в Липецкой области», ОЦП «Молодежь Липецкой области (2009—2013 годы)»; ОЦП «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2011—2015 годы»; ОЦП «Социальное развитие села на 2009—2012 годы» и др. [11].
Остановимся на характеристики направлений поддержки молодых семей в современном российском обществе.
Во-первых, это обеспечение их доступным жильем. К основным формам поддержки государством молодой семьи в решении жилищной проблемы можно отнести: предоставление жилья с рассрочкой оплаты его стоимости, льготное долгосрочное кредитование, предоставление безвозмездных субсидий на покупку жилья, выделение материалов для индивидуального строительства жилья, предоставление жилья по договорам социального найма.
Во-вторых, это развитие системы охраны репродуктивного здоровья, сани¬тарного просвещения по вопросам безопасного материнства, профилактики ЗППП, укрепления службы планирования семьи, информирования населения о контрацептивных средствах, профилактике абортов.
В-третьих, оказание социально-психологической помощи молодым родителям в воспитании детей, через обеспечение государственной финансовой поддержки издания и распространения книг по воспитанию ребенка и уходу за ним, проблемам семейных взаимоотношений; распространения специальной литературы для семьи среди молодежи, молодых семей, организации совместного досуга родителей и детей.
В-четвертых, оказание адресной поддержки в первую очередь таким категориям молодых семей, как неполные семьи (матери и отцы одиночки (в том числе вдов)) с несовершеннолетними детьми, разведенные матери (отцы) с несовершеннолетними детьми; семьи военнослужащих с ма-лолeтними детьми; многодетные семьи; студенческие семьи с детьми; семьи с детьми-инвалидами.
Важную роль в реализации комплексной поддержки молодой семьи важную роль играют социальные службы помощи молодой семье, например, центры социальной поддержки, центры помощи семье и детям, кризисные центры для женщин и мужчин, центры планирования семьи и репродукции [18].
Выше приведенное показывает, что в современных условиях государство проводит целенаправленную семейную политику в отношении молодых семей, законодательно предоставляя им самостоятельный социальный статус и обеспечивая соблюдение прав семьи в социальной жизни общества.
Однако, молодые семьи в современных социально-экономических и политических условиях постоянно испытывают трудности, влияющие на процессы становления и развития семьи. На функционирование молодой семьи оказывают влияние социально-экономические проблемы, такие как, неудовлетворительная материальная обеспеченность, отсутствие собственного жилья, проблемы трудоустройства молодых супругов.
Актуальными для молодых супругов являются и социально-психологические проблемы, например, проблемы адаптации молодых супругов друг к другу, к смене ролей, стереотипов и стилей поведения, к новым родственникам [14].
Какие же проблемы волнуют сегодня молодых людей?
Мной были опрошены члены 20 супружеских пар (40 человек в возрасте от 18 до 30 лет). Из них 14 - благополучные семьи, 1 семья в которой отец проходит военную службу и 5 студенческих семей. 10 супружеских пар не имеют детей, а 10 - имеют одного ребенка. Все пары состоят в зарегистрированном браке. Данный опрос не претендует на репрезентативность, но позволяет определить наиболее важные проблемы для молодых людей.
Для 47 % опрошенных респондентов на первом месте стоят финансовые проблемы. «Неудовлетворенность уровнем заработной платы», «низкий уровень доходов», «проблема трудовой занятости (16 %) » были названы в качестве факторов, определяющих эту проблему, как самую важную. Основными источниками формирования бюджета молодой семьи являются заработная плата (86 %) и финансовая помощь родителей (32 %). Большинство опрошенных семейных пар расходуют основную часть семейного бюджета на продукты питания, покупку одежды, оплату жилищно-коммунальных и транспортных услуг, на погашение кредита.
Молодые люди, создавая семью, в первую очередь сталкиваются и с жилищными проблемами, на которые указали 32 % опрошенных. Среди респондентов только 20 % проживают в собственной квартире, 40 % в квартире родителей (но без них), 20 % - живут в арендуемой квартире, 20 % - в квартире родителей (с родителями). Жилищные условия, наряду с доходами молодых семей относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Однако такая категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации.
Важное место занимают и проблемы психологического характера: конфликты, недопонимание, разногласия и др. 5 % опрошенных указали на необходимость оказания им психологической помощи.
При этом опрос показал, что 60 % молодых людей не знают о существовании центров социальной защиты населения, центров помощи семье, центров планирования семьи и т. п., где можно получить квалифицированную помощь по вопросам семейных отношений.
80 % молодых супругов считают, что социальная политика в отношении молодых семей в первую очередь должна быть направлена на решение жилищных проблем. 47 % - на развитие социально-трудовой сферы. При этом респонденты демонстрируют низкий уровень осведомленности о государственных программах поддержки молодых семей.
Среди мер поддержки молодых семей, молодые люди выделили лишь ОЦП «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» - 53 %, программу «Ипотечное жилищное кредитование» - 8 %, «материальный капитал» - 39 %. Респонденты деятельность государства по поддержке молодых семей на современном этапе оценивают «скорее неэффективно, чем эффективно» - 27 %, «неэффективно» - 59 %, «затруднились ответить» - 14 %.
Данные ответы указывают на необходимость принятия мер, направленных на: решение проблем стимулирования активности молодых семей в определении и осуществлении жизненной стратегии; совершенствование системы социальной поддержки молодых семей; расширение системы социальных служб в целях развития сферы услуг по подготовке молодежи к семейной жизни, по работе с молодыми супругами, при этом важно наладить работу по повышению уровня информированности населения о работе таких служб.
1.3. Основные направления психологической помощи молодой семье в работе специалиста по делам молодежи.
Основные направления психологической помощи молодой семье определяются полем психологических проблем конкретной супружеской пары, пришедшей на прием к психологу или специалисту по работе с молодежью. Наиболее частыми причинами обращения молодых супругов в психологическую консультацию являются трудности в установлении границ семьи, выработке семейных норм и правил, распределении семейных ролей и обязанностей, сексуальные дисгармонии [20].
В работе с молодой семьей, молодой супружеской парой возможно и необходимо использование ряда социальных и психосоциальных технологий, часть которых уже была обозначена в предыдущих параграфах. Понятие «психосоциальная технология» заимствовано из зарубежной научной литературы, в отечественных научных изданиях встречается довольно редко.
Чаще всего используется в следующих основных значениях:
1) совокупность способов, методов, средств, приемов организации деятельности специалиста с целью воздействия на процессы социальной адаптации, профилактики, реабилитации и т. п.;
2) описание способов, методов, средств, приемов организации деятельности специалиста в методиках, которые включают в себя следующие разделы: цели, задачи и возможности метода; планируемое итоговое состояние социального субъекта; применяемые методы и приемы; условия и последовательность их применения; необходимое время для применения данной технологии; квалификация работников; способы обучения приемам технологии;
3) деятельность по целенаправленному преобразованию субъектов психосоциальной помощи; оптимизация развития и функционирования клиентов в изменившихся трудных жизненных обстоятельствах.
К задачам психосоциальных технологий относятся [21]:
– выбор точек - идентификаторов, по которым можно отслеживать адаптационный или терапевтический процесс;
– характеристика диагностики этого процесса, выработка средства оценки наблюдаемых изменений и результатов;
– осмысление этапности точек сочленения, расхождения, ветвления конкретных помогающих действий;
– определение операциональных способов эффективной психосоциальной помощи человеку, находящемуся в трудной жизненной ситуации.
Технологиями психосоциальной деятельности организатора работы с молодежью выступают различные виды тренинга коммуникативных умений, деловые игры, игротерапевтические методы по коррекции эмоционально - волевых и коммуникативных отношений, социодрамы и психодрамы, в процессе которых происходит рефлексия и коллективное отрабатывание социальных ролей и эмоциональных состояний.
Коммуникативный тренинг, представляющий собой средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Коммуникативный тренинг заключается в выработке коммуникативных умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношений, взаимовлияний [22].
Под «эгидой» коммуникативного тренинга возможно решение задач не только развития коммуникативных навыков, умений, компетентности, но и установления доверительных отношений с супругом через речевые практики, изменения восприятия партнера, преодоления страхов и трудностей говорения на интимные темы, отстаивания своих интересов в разговоре с партнером и т. д. [23].
Игротерапия (игровая терапия) — это практический метод психологической коррекции эмоциональных и поведенче- ских расстройств с использованием игры. Потребность в игре и способность включаться в игру не связаны с возрастом человека [24].
Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психоло- гическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывании различных ситуаций и др. Очень эффективна и с удовольствием находит отклик у взрослых игротерапия, основанная на карточных играх типа «Крокодил», «Имаджинариум», «Activiti», «Alias». Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про- верить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. В процессе игрово- го перевоплощения и общения корректируются подавляемые негативные эмоции, страх, неуверенность в себе, расширяют- ся возможности в познавательной инициативе, способности к коммуникации.
Психодрамой называют психотерапевтическую методику, в основе которой лежит ролевая игра. В процессе такой игры человек (протагонист) создает драматическую импровизацию собственной жизни или отдельных ее событий, тем самым исследуя свой внутренний мир и проживая загнанные в бессоз- нательное негативные переживания.
Социодрама - это специальный вид психодрамы, также предложенный и разработанный Дж. Морено. «Социодрама определяется как глубинно-акциональный метод, направленный на отношения между различными группа ми и коллективные представления. Социодрама появилась на основании предположения о том, что совместно действующие, общающиеся между собой или с помощью средств массовой коммуникации люди испытывают на себе влияние множества достаточно однородных соматических, психических, социальных и этических ролей. Каждый человек в своей жизни имеет свой «частный мир» с присущими ему личными ролями. Тем не менее, миллионы «частных миров», по наблюдению Я. Морено удивительным образом совпадают, и совпадающие элементы оказываются коллективными элементами»[25].
В содержательном плане социодрама, в отличие от психодрамы, не ограничивается проблемами отдельного человека или конкретной группы. Она обращена к проблемам, порожденным тем или иным социумом, той или иной культурой и характерным для значительного числа людей, больших групп (социальных, этнических и пр.), и направлена на раскрытие коллективных элементов роли, ролевых конфликтов, представлений, опыта, отношений между различными группами людей, переживания, обусловленные различными социокультурными особенностями и проблемами (социальны- ми, этническими, расовыми, профессиональными, половыми, этическими и пр.). В техническом же плане социодрама принципиально не отличается от психодрамы [26].
В семейной и индивидуальной терапии на сегодняшний день большую популярность получил метод семейных расстановок. Данный метод проводится специалистами, имеющими специальную подготовку в рамках данного подхода. Организатор работы с молодежью может лишь рекомендовать таких специалистов молодым супругам. Системно-семейные расстановки («расстановки по Б. Хеллингеру», «семейные расстановки») - феноменологический метод системной семейной терапии. Данный метод пред- назначен для работы с системными семейными травмами (системными динамиками). Самым главным корнем всех проблем, как объясняет Берт Хеллингер [27], является исключение (желание забыть) участников семейной травмы из семейной системы (как пострадавших, так и виновников). Именно исключение вызывает проблемы у последующих поколений. Суть метода заключается в т