Введение 3
1 Эволюция услуг, связанных с обслуживанием внешнеэкономических связей 4
2 Характеристика услуг, связанных с обслуживанием внешнеэкономических связей 9
3. Оценка произошедших изменений 14
Заключение 18
Список литературы 19
ВВЕДЕНИЕ
Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана, прежде всего, с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами.
Основные формы внешнеэкономических связей: торговля, совместное предпринимательство, оказание различных услуг, а также сотрудничество и содействие.
Создание в России рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход на внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы.
Целью работы является рассмотрение услуг, связанных с обслуживанием внешнеэкономических связей.
1 ЭВОЛЮЦИЯ УСЛУГ, СВЯЗАННЫХ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Обслуживание внешнеэкономических связей связано с услугами транспорта, связи, информационного обмена, сетевой рекламы и т.п.
Транспорт обеспечивает перемещение товаров (грузов) и людей (пассажиров) между двумя и более странами.
В зависимости от вида транспорта, используемого в перевозках, различают морские, речные, воздушные, железнодорожные и автомобильные сообщения.
Международные сообщения бывают прямые и комбинированные. Прямые международные сообщения обслуживаются одним видом транспорта; комбинированные (или смешанные) - последовательно двумя и более видами транспорта.
Комбинированные перевозки грузов и людей могут быть оформлены одним транспортным документом, покрывающим все участвующие в ней виды транспорта. Такие перевозки иногда называются прямыми смешанными перевозками.
Товар при помощи средств перевозки перемещается от места его производства до пункта потребления. При этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его первоначальной стоимости (цене) стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.
Наиболее универсальным и эффективным средством доставки больших масс грузов на дальние расстояния является морской транспорт. На этот вид транспорта приходится более 80% объема международной торговли.
Для морских, а также авиаперевозок используется коносамент.
Коносамент (фр. connaissement, англ. bill of lading B/L), представляет собой ценную бумагу, которая выражает право собственности на конкретный указанный в ней товар. Для морской перевозки - это транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Понятие коносамента, его необходимые реквизиты, условия составления определены в Кодексе торгового мореплавания. Коносамент выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора.
Коносамент выдается на любой груз независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, отдельных судовых помещений или без такого условия.
По коносаменту доставка товаров по воде осуществляется в соответствии с Гаагскими правилами, содержащимися в международной Конвенции об унификации условий коносаментов от 25 августа 1924 г., если не применяется какое-либо иное государственное право.
Коносамент бывает линейным, чартерным, береговым, бортовым.
В линейном коносаменте излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза.
Чартерный коносамент - это коносамент, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера. Чартер представляет собой договор фрахтования, т.е. соглашение о найме судна для выполнения рейса или на определенное время. Чартерный коносамент не служит документом для оформления договора морской перевозки, так как в этом случае заключается отдельный договор на фрахт судна в форме чартера.
Как линейный, так и чартерный коносамент определяет отношения между перевозчиком и третьим лицом - держателем коносамента. Коносамент является распиской, выдаваемой перевозчиком отправителю в подтверждение приема груза к морской перевозке, а также товарораспорядительным документом. При этом контракт купли-продажи товаров, а также другие операции в отношении товара совершаются посредством коносамента без физической передачи собственно товара.
Береговой коносамент - коносамент, который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика.
Бортовой коносамент выдается, когда товар погружен на судно.
При приеме на борт судна груза, для которого был выдан береговой коносамент, в нем делается отметка о погрузке товара на судно и указываются дата погрузки и другие отметки. Иногда береговой коносамент заменяется на бортовой.
В коносаменте как ценной бумаге должны быть обязательные сведения о грузе. Отсутствие их лишает коносамент функций товарораспорядительного документа, и он перестает быть ценной бумагой. Коносамент выписывается в нескольких экземплярах, один из которых вручается грузоотправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров коносамента все остальные экземпляры теряют силу.
Грузополучатель определяется в коносаменте тремя способами. В зависимости от этого различают коносаменты именной, ордерный, на предъявителя.
В именном коносаменте указывается наименование определенного получателя.
Ордерный коносамент - коносамент, по которому груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка. Ордерный коносамент является наиболее распространенным в практике морских перевозок.
В коносаменте на предьявителя указывается, что он выдан на предьявителя, т.е. в нем не содержатся какие-либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза, и поэтому груз в порту назначения должен быть выдан любому лицу, предъявившему такой коносамент.
Основную часть международных морских грузопотоков составляют наливные и навалочные грузы (сырая нефть, нефтепродукты, руда, уголь, зерно).
В международной торговле нефтью и газом важную роль играют трубопроводные системы.
В международных пассажирских перевозках лидирующее место занимает воздушный транспорт, что обусловлено скоростью доставки пассажиров при дальних маршрутах поездки в сравнении с другими видами транспорта.
Международные дорожные перевозки товаров в основном осуществляются с применением книжки МДП. Книжка МДП - международный документ таможенного транзита, который выдается предоставляющей гарантию ассоциацией, уполномоченной таможенными властями. По этому документу перевозятся грузы в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.).
Эта конвенция действовала как механизм, дающий перевозчикам и таможенным органам ряд преимуществ:
для перевозчиков - ускоренное оформление таможенных документов;
осуществление досмотра товаров и необходимость предоставления финансовых гарантий;
для таможенных органов - наличие международной системы гарантий, при которой таможенные органы все свои претензии по не доставленным в таможню назначения товарам могут предъявить одному национальному гарантийному объединению (в России - Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП).
Конвенция МДП была рассчитана на добропорядочных перевозчиков и на относительно малое число нарушений, однако в последние годы международная система гарантий (т.е. основа всей конвенции МДП) практически не работала.
В договорах купли-продажи товаров четко регламентируются обязанности сторон по обеспечению транспортировки товаров на различных этапах их продвижения от склада поставщика до склада получателя, предусматривается порядок распределения между продавцом и покупателем транспортных и других сопутствующих расходов и определяются условия перехода с продавца на покупателя риска случайной гибели или повреждения товара по пути следования. Договор купли-продажи регулирует отношения между продавцом и покупателем и не относится к их взаимоотношениям с перевозчиками. Круг отношений продавцов и покупателей с перевозчиками устанавливается заключенными ими договорами перевозки.
Международная торговая практика применяет различные типы базисных условий поставки товаров, так или иначе учитывающих транспортный фактор во внешнеторговой цене. Систематизацией базисных условий договоров купли-продажи занимается Международная торговая палата. Последнее издание правил по толкованию базисных условий вышло в 1990 г. под названием «Инкотермс» (INCOTERMS).
Термины были сгруппированы в 4 категории (см. табл. 1.1):
группа «Е» включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отгрузке товар на складе (заводе) продавца;
группа «F» включает условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (условия FCA, FA, FOB);
группа «С» включает условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и дополнительных расходов, связанных с событиями, возникающими после отгрузки или отправки товаров (CFR, CIF, СРТ, CIP);
группа «Д» включает условия, согласно которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (ДАF, ДЕS, ДЕQ, ДДИ и ДДР).
Таблица 1.1
Термины, включенные в Инкотермс
Группа Код условия Условие
«Е» EXW Франко-завод
FCA Франко-перевозчик
«F» FAS Свободно вдоль борта судна
FOB Свободно на борту
CFP Стоимость и фрахт
CIF Цена, страховка, фрахт
«С» СРТ Перевозка оплачена до...
CIP Перевозочная плата и страховка оплачены до...
ДАF Доставлено до границы
ДЕS Доставлено с судна
«Д» ДЕQ Доставлено до причала
ДДИ Доставлено без оплаты пошлины
ДДР Доставлено с оплатой пошлины
Процесс доставки товара в международной торговле включает:
1) перевозку товара по территории страны экспортера от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-экспортера (продавца);
2) международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) В страны-импортера (покупателя) в случае, когда страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы;
3) перевозку товара по территории страны- импортера от пункта В до внутреннего пункта потребления товара Г (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Движение товара в международной торговле
Международными транспортными операциями являются операции, которые связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-экспортера и страны-импортера участках маршрута перевозки Б - В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛУГ, СВЯЗАННЫХ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Международные транспортные услуги продаются и покупаются на международных транспортных рынках. Цены транспортных услуг и другие условия их предоставления в одних случаях являются предметом переговоров между заинтересованными сторонами, в других - устанавливаются самими перевозчиками.
Эффективность транспортных перевозок во многом определяется путем товародвижения. В настоящее время формируется паневропейская транспортная система. Международные мультимодальные транспортные коридоры прокладываются с таким условием, чтобы исключить параллельные грузопотоки, которые могут подорвать экономическую жизнедеятельность уже действующих цепочек.
В Европе все чаще проводят грань между мультимодальными (перевозки, когда перемещаются модули - груз упакован в контейнеры, в «пакеты» на поддонах или трейлерах) и смешанными перевозками.
Внешнеэкономической деятельностью занимаются и предприятия связи. В отношении международных почтовых отправлений действуют таможенные правила при пропуске товаров через таможенную границу РФ. Эти правила являются едиными как для стран СНГ, так и для стран дальнего зарубежья.
Таможенный контроль международных почтовых отправлений проводится, как правило, в выборочном порядке. Основной его целью является предотвращение перемещения запрещенных товаров (оружия, наркотиков, взрывчатых, сильнодействующих, ядовитых веществ, радиоактивных материалов), а также вывоза без соответствующих разрешений культурных ценностей.
Важную роль в современных внешнеэкономических связях играет международный информационный обмен - передача и получение информационных продуктов и оказание информационных услуг одной стране через государственную границу другой страны.
Для обеспечения эффективного участия в международном информационном обмене в рамках единого информационного пространства в 1996 г. был принят Закон «Об участии в международном информационном обмене», который в последующем был заменен на ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Объектами международного информационного обмена являются документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена.
Документированная информация - документ, т.е. зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Она делится на массовую и конфиденциальную. Массовая информация предназначена для неограниченного круга лиц. Это печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы. Конфиденциальная информация предназначена для ограниченного круга лиц.
Информационные ресурсы представляют собой отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и т.п.).
Информационные продукты (или продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребителей-пользователей.
Информационные услуги - это действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами.
Средства международного информационного обмена представляют собой информационные системы, сети и сети связи, используемые при международном информационном обмене.
Объекты международного информационного обмена относятся к объектам имущественных прав собственников и включаются в состав их имущества. Отношения, связанные с правом собственности на российские информационные продукты и средства международного информационного обмена, регулируются ГК РФ. Отношения, связанные с правом собственности, возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователей. Оказание информационной услуги не создает для пользователя прав авторства на полученную документированную информацию.
Не ограничивается вывоз из Российской Федерации:
- законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
- документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарноэпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан иностранных государств;
- документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и других видах информационных систем;
- массовой информации и иной информации в соответствии с законодательством РФ.
Ограничивается вывоз документированной информации, отнесенной к: государственной тайне или иной конфиденциальной информации; общероссийскому национальному достоянию; архивному фонду; иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством РФ.
Возможность вывоза с территории РФ такой документированной информации определяется Правительством РФ в каждом отдельном случае. Данные ограничения распространяются и на перемещение с территории РФ документированной информации при предоставлении доступа пользователям, находящимся за пределами территории РФ, к информационным системам, сетям, находящимся на территории РФ.
Право ввоза на территорию РФ иностранных информационных продуктов, которые могут быть применены для осуществления запрещенных законодательством РФ видов деятельности или промыслов или иных противоправных действий, предоставляется юридическим лицам, уполномоченным Правительством РФ.
Собственник или владелец документированной информации, информационных ресурсов, информационных продуктов, средств международного информационного обмена вправе обжаловать в суде действия должностных лиц по ограничению международного информационного обмена, если, по его мнению, эти действия не обоснованы и нарушают его права.
Защита конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические и юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена. Выдача сертификатов и лицензий возлагается на Комитет при Президенте РФ по политике информатизации. Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ. Порядок выдачи сертификатов и лицензий также устанавливается Правительством РФ.
При ввозе информационных продуктов, информационных услуг в РФ импортер представляет сертификат, гарантирующий соответствие данных продуктов и услуг требованиям договора. В случае невозможности сертификации ввозимых на территорию РФ информационных продуктов, информационных услуг риск за использование данных продуктов и услуг лежит на импортере.
Средства международного информационного обмена, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих средств подлежат обязательной сертификации.
Деятельность по международному информационному обмену в РФ подлежит лицензированию в случаях, когда в результате этой деятельности вывозятся за пределы территории РФ государственные информационные ресурсы либо ввозится на территорию РФ документированная информация для пополнения государственных информационных ресурсов за счет средств федерального бюджета или средств бюджетов субъектов РФ, если это не противоречит международным договорам и законодательству РФ.
В последние годы на международном рынке информационных и рекламных услуг активно используется сеть Internet (Интернет). Она дает возможность продавцу:
а) прорекламировать свою продукцию и товар как на региональном, так и на международном уровне. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т.п., причем номенклатура товаров может быть сколь угодно большой;
б) прорекламировать свою фирму (предприятие) с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;
в) оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;
г) прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;
д) организовать систему заказов продаваемого товара как своими торговыми представителями, так и покупателями;
е) организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;
покупателю:
а) найти фирмы, реализующие нужный товар;
б) оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму - продавца нужного товара;
в) сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;
г) заказать товар;
д) выбрать поставщика транспортных экспедиторских услуг;
е) заказать доставку груза;
ж) в недалеком будущем - осуществлять платежи.
Как продавцы, так и покупатели могут использовать Интернет для получения справочной информации различного характера по законодательству, таможенным правилам, условиям платежей, сводок с бирж и др.
Ценность сети Интернет заключается, прежде всего, в возможности коммуникации в режиме реального времени с любым информационным источником. Информация является ценной только тогда, когда она доходит до нужного адресата в нужное время.
За последние годы в Российской Федерации появился и активно развивается новый вид внешнеэкономических связей - международные услуги аудиторов.
В мире функционирует более 40 глобальных международных бухгалтерских сетей (NAF). Основной целью вступления российских аудиторских фирм в NAF является возможность расширить объем услуг, предоставляемых клиентам, и повысить их качество.
ОЦЕНКА ПРОИЗОШЕДШИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Для разрешения проблем, которые касаются перевозок, Международная торговая палата опубликовала впервые в 1936 году свод международных правил для точного определения торговых терминов. Эти правила известны как «Инкотермс 1936». Поправки и дополнения были позднее сделаны в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 году.
С 1 января 2011 года вступили в силу новые - Инкотермс-2010 (Incoterms 2010). Сфера действия Инкотермс 2010 распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).
Международные торговые термины представляют собой стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе. Эти международные правила, признанны правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.
Следуя из того, что Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это:
1) Распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, - покупатель.
2) Момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза.
3) Дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя — например, транспортной организации - и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств по срокам поставки.
Термины Инкотермс можно разделить на 4 группы (табл. 1):
Группа E - Место отправки (Departure);
Группа F - Основная перевозка не оплачена (Main Carriage Unpaid);
Группа C - Основная перевозка оплачена (Main Carriage Paid);
Группа D - Доставка (Arrival).
Таблица 2 - Термины, включенные в Инкотермс 2010
EXW любые виды транспорта EX Works (... named place) Франко завод (...название места)
FCA любые виды транспорта Free Carrier (...named place) Франко перевозчик (...название места)
FAS морской и внутренний водный транспорт Free Alongside Ship (... named port of shipment) Франко вдоль борта судна (... название порта отгрузки)
FOB морской и внутренний водный транспорт Free On Board (... named port of shipment) Франко борт (... название порта отгрузки)
CFR морской и внутренний водный транспорт Cost and Freight (... named port of destination) Стоимость и фрахт (... название порта назначения)
CIF морской и внутренний водный транспорт Cost, Insurance and Freight (... named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (...название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (... named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (...название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (... named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (...название места назначения)
DAT любые виды транспорта Delivered At Terminal (... named terminal of destination) Поставка на терминале (... название терминала)
DAP любые виды транспорта Delivered At Point (... named point of destination) Поставка в пункте (... название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (... named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (... название места назначения)
Процесс доставки товара в международной торговле включает:
1) перевозку товара по территории страны экспортера от внутреннего пункта производства А до пограничного пункта (порта) Б страны-экспортера (продавца);
2) международную транзитную или морскую перевозку от пункта Б до пограничного пункта (порта) В страны-импортера (покупателя) в случае, когда страны-партнеры не имеют общей сухопутной границы;
3) перевозку товара по территории страны- импортера от пункта В до внутреннего пункта потребления товара Г (рис. 2).
Рисунок 2 - Движение товара в международной торговле
Международными транспортными операциями являются операции, которые связаны с перемещением внешнеторговых грузов на внешних относительно страны-экспортера и страны-импортера участках маршрута перевозки Б - В. Правоотношения, возникающие в таких транспортных операциях между отправителями и получателями грузов, а также между ними и перевозчиками, имеют международный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внешнеэкономические связи - это комплексная система разнообразных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики.
Основные формы внешнеэкономических связей: торговля, совместное предпринимательство, оказание различных услуг, а также сотрудничество и содействие.
Обслуживание внешнеэкономических связей связано с услугами транспорта, связи, информационного обмена, сетевой рекламы и т.п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994. - №32. – Ст.3301 (ред. от 29.12.2017).
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 25.11.2017) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
3. Международная конвенция об унификации условий коносаментов. Заключена в г. Брюсселе 25.08.1924 (с изменениями от 21.12.1979).
4. Инкотермс 2010 / Incoterms 2010 (Вступил в силу с 01 января 2011 года).
5. Балабанов И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 512 с.
6. Внешнеэкономическая деятельность: Англо-русский словарь-справочник / Под ред. Л.Е.Стровского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – С.510.
7. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ / Н.И.Диденко. – СПб.: Питер, 2014. - 560 с.