Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту
Введение................................................................................................... 3
Предмет и структура теории государства и права................................ 4
Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.................................................................................................................... 8
Значение теории государства и права для науки финансового права 12
Заключение............................................................................................. 16
Список литературы................................................................................ 17
Главной задачей для науки теории государства и права является всестороннее изучение наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Многие понятия в области государствоведения, введенные, например, еще Платоном и Аристотелем, утратили свое былое значение. К таким понятиям относятся: государство, демократия, равенство граждан, свобода личности, взаимоотношения государства и личности и др. Поэтому современная теория государства и права осмысливает их заново и объясняет уже применительно к сегодняшним реалиям. Российской школе теории государства и права необходимо усиленно заниматься поиском наиболее оптимальных путей формирования правового государства. Что оно из себя представляет, какими характерными чертами отличается и как его можно построить в конкретном российском государствообразующем обществе - именно эти проблемы являются главными в области учения о государстве.
Развитие теории государства и права необходимо и для того, чтобы совершенствовать правовой механизм государства с учетом мирового опыта, накопленного в области государствоведения; совершенствовать практическое законодательство, с тем, чтобы оно соответствовало уровню демократического правового государства; создать подлинно самостоятельную ветвь судебной власти, способной решать юридические дела на основе справедливости; справедливости такой ветви исполнительной власти, которая функционировала бы только на основе законов и стала бы эффективным инструментом исполнения и обеспечения соблюдения законов; организовать правопросветительскую работы со всем населением в целях обучения граждан свободно пользоваться своими правами и защищать свои интересы.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает ее метод.
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается некая целостность, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет, свою проблематику. Другими словами, предмет науки - есть то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.
Для теории государства и права в качестве объекта выступают государство и право, которые в то же время исследуются и другими науками (как юридическими, так и неюридическими - философией, политологией, экономикой, социологией и т.п.).
В качестве предмета теории государства и права можно назвать следующее.
Исследование предмета теории государства и права предполагает характеристику государства и права, как в статике, так и в динамике, анализ взаимосвязей данных институтов с другими социальными явлениями.
К тому же слова "наиболее общие закономерности" означают, что данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т.е. их наиболее общие признаки, присущие государству и праву любого общества. Теория государства и права изучает в обобщенном виде все государства и все правовые системы, независимо от их временных и пространственных характеристик. Поэтому в ней сконцентрированы весьма существенные достижения научной мысли о государстве и праве, все теоретически значимое о данных социальных институтах.
Собственно, каждая наука использует и создает свои понятия, позволяющие ей познавать исследуемые объекты. Понятия служат формой отражения мира в мышлении, с их помощью раскрываются сущность явлений и процессов, их связи, обобщаются наиболее важные признаки и стороны. Многообразие явлений порождает и множество понятий, которые дают возможность их "описания".
Кроме слова "понятие" в науке часто используют такие слова, как "термин" и "категория". Если под первым понимается слово или словосочетание, точно обозначающее определенное понятие, то под вторым - наиболее общее, предельно широкое фундаментальное понятие, обобщающее различные понятия, фиксирующее наиболее существенные их признаки.
Особенностью предмета теории государства и права является и то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.
Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):
Вместе с тем, есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).
В литературе, однако, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. В результате чего "собственные закономерности права, коренящиеся в общественной системе, отошли на задний план, а взаимосвязь между государством и правом стала трактоваться, при всех существующих оговорках, как причинно-следственная зависимость права от государства" (В. А. Козлов). Также подчеркивается, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому предлагается отказаться от искусственного объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом.
Думается, что авторы подобной точки зрения здесь не совсем правы. Дело не в самой идее неразрывной связи государства и права. Это, в принципе, аксиома. Дело в правопонимании, которое нельзя доводить до этатистского уровня, нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в социальных отношениях, гражданском обществе (что может проявляться в референдумах, всенародных обсуждениях, во влиянии избирателей на законодательные органы и т.п.).
При всей взаимообусловленности государства и права, последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимообусловленности с другими, что предполагает рассмотрение права в более "автономном плане". К тому же, исследуя проблемы государственности, мы в большей мере постигаем и само право. Одно без другого, как известно, существовать не может. Вот почему теорию права нет необходимости отрывать от теории государства.
Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определенных методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. Теория государства и права, как учебная дисциплина, представляет собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.
Теория государства и права в период своего становления (конец XVI в.) называлась "энциклопедией права", "энциклопедией законоведения". Она испытала на себе влияние идей Аристотеля, Платона, Сократа, Гроция, Гоббса, Локка, Руссо, Монтескье, Гегеля, Канта, Радищева, Неволина, Бакунина, Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина и других мыслителей, определявших вектор ее развития.
В России данная наука стала преподаваться в XVIII в. в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. Современное наименование она получила в конце XIX в. как результат осмысления учеными неразрывности государства и права. Среди дореволюционных представителей русской юридической науки, занимавшихся теорией государства и права, можно выделить Коркунова, Шершеневича, Новгородцева, Чичерина, Кистяковского, Трубецкого, Петражицкого, Хвостова, Гессена, Сорокина, Виноградова и многих других.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука - чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:
Резкой грани между этими подсистемами нет - ряд научных дисциплин занимает промежуточное положение (например, кибернетика, синергетика).
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты, формы общественного сознания, мышление и т.п.
Юридические науки - часть гуманитарных наук, поскольку государство и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:
Теория государства и права, находясь в системе гуманитарных наук, тесно взаимодействует с философией, политологией, экономической теорией, социологией, психологией, этикой, историей, педагогикой и т.д.
Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории государства и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. Научное познание государства и права требует использования философских положений об общих законах развития природы, общества и мышления.
Теория государства и права весьма активно использует философские (всеобщие) методы - метафизику и диалектику, категории и понятия философии - сущность и явление, содержание и форма, возможность и необходимость, причина и следствие, система и структура, целое и часть, цель и средство, задача и функция, механизм и развитие, свобода и ответственность т.д.
В свою очередь, теория государства и права дает конкретный материал о государстве и праве для широких философских обобщений. Даже социальная философия в деталях не исследует данные институты, а заимствует информацию об их природе и специфических особенностях у теории государства и права.
Используя данные политологии (науки о политике и политической жизни), теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в контексте политической среды. Например, анализируя государство как составную часть политической системы наряду с другими ее элементами - партиями, движениями и иными общественными объединениями, можно гораздо полнее и глубже познать сущность этого государства, его место и роль в политической организации данного общества.
С другой стороны, политология подчас использует теоретические выводы и обобщения, связанные с такими социальными институтами, как государство и право (понятие, признаки, формы и функции государства, соотношение политического и государственно-правового режимов и т.п.). Между теорией государства и права и экономической теорией, социологией, психологией и иными гуманитарными науками тоже существует тесная связь. Они взаимообогащают друг друга, применяя зачастую как общие, междисциплинарные понятия - общество, благо, интерес, собственность, действие, поведение, отношение и т.д., так и сугубо специальные - гражданское общество, право собственности, правомерное поведение, противозаконный интерес, производственные отношения и др.
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, то есть применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., то есть применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).
По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая. Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.). В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.
Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них и обобщает "отраслевую" научную информацию.
Взаимодействие же теории государства и права с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки о государстве и праве. Однако нельзя не видеть и того, что в определенном объеме возможно прямое использование "прикладной" научной информации (например, при употреблении данных судебной статистики).
Таким образом, особенности теории государства и права как науки состоят в том, что она является:
По сравнению со специальными юридическими науками теория государства и права изучает государство и право в целом, как и положено всякой теории. Теория (в переводе с греческого означает "учение") - это система руководящих идей той или иной отрасли знания, система принципов, утверждений относительно некоторого объекта реальной действительности. Теория - это всегда обобщенный опыт, совокупность знаний о том или ином явлении в ходе его развития. Теория представляет собой систему знаний о внутренней природе явлений. Она не просто фиксирует явления и их признаки, а познает, какими они должны быть согласно своей сущности.
Прежде чем приступить к определению значения теории государства и права необходимо уяснить понятие, предмет и метод науки финансового права. Употребляя понятие "финансовое право", необходимо учитывать, что оно имеет три значения: финансовое право как отрасль права; финансовое право как отрасль научного знания; финансовое право как учебная дисциплина. В данном параграфе финансовое право рассматривается в качестве отрасли научного знания.
Финансовое право как наука - это совокупность знаний, идей, представлений, концепций о системе норм финансового права, закономерностях их развития, практики применения и совершенствования отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государством и органами местного самоуправления определенных денежных фондов. В рамках финансового права сформировались относительно самостоятельные отрасли научного знания: банковское право, валютное право, налоговое право, бюджетное право, объединяемые в одну большую науку по предмету и методу исследования.
В предмет науки финансового права входят: нормы и институты финансового права РФ; финансово-правовые отношения; финансовое законодательство; тенденции развития финансово-правового регулирования и финансового права как отрасли права; передовой зарубежный опыт финансово-правового регулирования общественных отношений.
Методы науки финансового права. Финансовое право для познания финансово-правовых явлений применяет формально-догматический, конкретно-социологический, сравнительный и сравнительно-исторический методы исследования, а также общенаучные методы и опирается на философские принципы и законы.
Все отрасли науки финансового права находятся в тесной взаимосвязи с теорией государства и права, которая, будучи фундаментальной наукой, выполняет по отношению к науке финансового права методологическую функцию. Так, разработанные теорией государства и права понятия (нормы права, их видов, правоотношений, юридической ответственности, предмета и метода правового регулирования и т.д.) являются основой для выработки соответствующих отраслевых понятий и категорий.
Особенно связь этих двух наук проявилась в последние 10-15 лет, которые характеризуются бурным развитием общественных отношений, законодательства, изменением государственных приоритетов в охране и регулировании общественных отношений, развитием концепции правового государства. Бурные изменения произошли, в частности, в финансовых отношениях и регулирующей их нормативно-правовой основе. Буквально за десятилетие сформировались подотрасли налогового, валютного, бюджетного права, а регулированию финансовых отношений стало придаваться несомненно большее значение, нежели в советский период.
В таких условиях наука финансового права столкнулась с явной недостаточностью общеметодологической базы, которую и восполнила наука теории государства и права. Теорией государства и права была предоставлена общая концепция изменения роли и значения государства в жизнедеятельности общества, определены основные направления совершенствования действующего законодательства, пределы вмешательства государства в экономику, указаны принципы и пределы ограничения прав и свобод человека. Теория государства и права определила современное содержание принципов права, принципов деятельности государственных органов, указала на значение решений Конституционного Суда России, выявила новые источники права, разработала структуру субъективного права и юридической обязанности и т.д. и т.п.
Все полученные теорией знания, определяющие общие закономерности развития и функционирования государства и права нашли свое отражение в финансово-правовых исследованиях, в финансовом законодательстве и учебной литературе. Так, изменилось содержание и перечень принципов финансового права, сами налоги стали рассматриваться не только как средство удовлетворения потребностей государства, но и всего общества в целом, а их установление и введение получило четкое научное обоснование. В системе финансового законодательства стали ясно прослеживаться нормы, устанавливающие для граждан не только право на поведение, но и право требовать от другой стороны правоотношения соответствующего поведения, в чем нашла свое проявление общетеоретическая концепция взаимной ответственности личности и государства.
Длительное время в науке финансового права отрицалось наличие самостоятельного института финансовой ответственности, до тех пор, пока его существование четко не обозначилось в действующем законодательстве. После чего в выявлении признаков финансовой ответственности несомненную помощь оказал богатый общетеоретический "багаж" знаний. Практически то же самое можно отнести и к разработке наукой финансового права понятий "налоговое правонарушение", "финансовое правонарушение", так как специфические признаки этих правонарушений были выявлены на основе общих признаков, характерных для правонарушения в целом.
Можно выстроить следующую цепочку, показывающую значение теории государства и права для науки финансового права и связь между ними: теория государства и права - финансовое право как наука - финансовое право как учебная дисциплина. В конечном итоге теория государства и права оказывает свое влияние не только на науку финансового права, но и на соответствующую учебную дисциплину. Так, в последнем поколении учебной финансово-правовой литературы появились темы, которые ранее вообще не рассматривались: "финансовая ответственность", "налоговая ответственность", "финансовая дисциплина", "финансово-правовая политика", "налоговая политика", "финансовое правонарушение", "налоговое правонарушение" и т.д.
В рамках теории государства и права зарождаются и разрабатываются наиболее перспективные направления научных исследований. Так, теория государства и права первой из юридических наук стала активно исследовать проблемы правовой политики, а сформированная ею теоретическая основа нашла свое применение в разработке проблем финансово-правовой политики.
Выявленные теорией государства и права общие закономерности функционирования и развития государства и права помогают науке финансового права определить тенденции развития финансового законодательства и направления его совершенствования в условиях современных рыночных реформ, а предвидение теорией государства и права тех или иных изменений в государственно-правовой действительности позволяет выдвигать отраслевые научные гипотезы.
Взаимодействие теории государства и права с финансовым правом носит не односторонний, а двухсторонний характер. Теория государства и права способна успешно развиваться, только опираясь на конкретный материал историко-правовых и специально-отраслевых наук, обобщая выводы по наиболее значимым проблемам. Поэтому научные знания, разработанные теорией государства и права, опираются, в том числе, и на знания, полученные наукой финансового права.
Изучение теории государства и права очень важно для будущего специалиста в области налогов и налогообложения. Концепция высшего образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных и широко образованных специалистов, способных к самостоятельным научным исследованиям и активному участию в государственно-правовой жизни. Вполне понятно, что налоговым инспекторам, контролерам, ревизорам, аудиторам необходимо хорошо знать содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Все это может быть должным образом понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве. Кроме того, после изучения теории государства и права студенты специальности "Налоги и налогообложение" изучают целый комплекс юридических дисциплин: "Административное право", "Финансовое право", "Налоговое право", "Уголовное право", "Трудовое право", "Гражданское право" и т.д., которые можно по-настоящему понять, только имея глубокие общетеоретические знания. Поэтому изучение юридических наук и начинается на первом курсе с теории государства и права.
1.Теория государства и права; АСТ, Сова - Москва, 2013. - 160 c.
2.Теория государства и права; КноРус - Москва, 2012. - 382 c.
3.Теория государства и права; Сова, Астрель - Москва, 2012. - 160 c.
4.Теория государства и права. В 2 частях. Часть 1. Теория государства; Зерцало-М - Москва, 2011. - 516 c.
5.Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права; Зерцало-М - Москва, 2011. - 336 c.
6.Братановский С. Н. Теория государства и права; Приор-издат - Москва, 2014. - 174 c.
7.Венгеров, А.Б. Том 1. Теория государства и права: Часть II. Теория права; М.: Юристъ - Москва, 2014. - 168 c.
8.Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права; Норма - Москва, 2011. - 442 c.