1. Исходные данные факторного анализа. 3
2. Расчет эффекта финансового рычага. 4
3. Оценка предпринимательского риска. 5
4. Анализ чувствительности прибыли. 7
5. Анализ чувствительности прибыли к изменению фактора. 10
6. Анализ безубыточности. 13
7. Определение компенсирующего изменения объема реализации при изменении анализируемого фактора. 16
8. Многофакторный операционный анализ. 17
Выводы.. 19
Список использованной литературы.. 21
Приложение. Метод расчета показателей многофакторного операционного анализа. 22
Факторный анализ проведен на примере трех компаний транспортной отрасли:
В основу расчета положены данные Росстата за период 2018-2019 финансовых годов. Исходные данные расчета по трем компаниям по годам представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные факторного анализа
Показатели |
ГК «Атэк-Логистик» |
ООО «Форум» |
ООО «Опттранссервис» |
|||
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
2018 |
2019 |
|
Выручка от реализации, тыс. руб. |
85368 |
58218 |
40354 |
47958 |
12823 |
7904 |
Переменные затраты, тыс. руб. |
82576 |
56681 |
36333 |
44052 |
12267 |
7528 |
Постоянные затраты, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Собственные средства (СС), тыс. руб. |
37888 |
34508 |
14835 |
8715 |
10415 |
13996 |
Заемные средства (ЗС), тыс. руб. |
0 |
768 |
0 |
4000 |
1596 |
635 |
Финансовые издержки по заемным средствам (ФИ), тыс. руб. |
0 |
300 |
0 |
281 |
355 |
1740 |
Нераспределенная прибыль прошлых лет, тыс. руб. |
0 |
0 |
1406 |
2367 |
664 |
834 |
Уставный капитал, тыс. руб. |
0 |
0 |
500 |
500 |
10 |
10 |
Текущие активы в % от объема реализации |
25,25 |
48 |
34,14 |
24,5 |
50,8 |
59 |
Прибыль, тыс. руб. |
2792 |
1537 |
4021 |
3906 |
556 |
376 |
Нетто результат эксплуатации инвестиции (НРЭИ), тыс. руб. |
2792 |
1837 |
4021 |
4187 |
911 |
2116 |
Валовая маржа (ВМ), тыс. руб. |
2792 |
1537 |
4021 |
3906 |
556 |
376 |
Квм |
0,033 |
0,026 |
0,1 |
0,081 |
0,043 |
0,048 |
Рост объема реализации, % |
||||||
а) сценарий I |
10 |
|||||
б) сценарий II |
20 |
|||||
Рост постоянных затрат, % |
10 |
|||||
Рост отпускной цены, % |
1 |
Настоящее исследование показало, что в деятельности логистических компаний существуют многочисленные факторы, способные оказать влияние на конечное значение прибыли. Однако далеко не все они имеют существенное влияние на конечные показатели прибыльности логистических компаний. Проведенный факторий анализ показал, что наиболее существенным влиянием на результаты деятельности логистических операторов имеют такие факторы, как цена и переменные издержки, в то время, как изменения объемов сбыта значительно меньше влияют на рентабельность и общую эффективность. В то же время, существенное влияние такого фактора, как изменение капитальных затрат, на примере деятельности трех компаний не было выявлено.
При анализе особенностей силы влияния того или иного операционного рычага было установлено, что сила влияния рычага ослабевает в зависимости от степени финансовой устойчивости бизнеса. Отсюда логически вытекает вывод о том, что предприятия малого бизнеса, не имеющие достаточных операционных активов, испытывают гораздо более существенные риски и вынуждены больше внимания уделять управлению рисковыми факторами по сравнению с крупными компаниями, способными имеющие прочный финансовый резерв. В этом выражается так называемый «эффект масштаба».
Малые предприятия, работающие в сегменте логистики, чаще всего конкурируют по цене, что является принципиальной ошибкой. Использование ценового рычага критически отражается на стабильности финансового положения таких компаний. Кроме того, немаловажно отметить, что для малых предприятий возможность привлечения заемных средств гораздо менее привлекательна с точки зрения поддержания маржинальности и малые предприятия прибегают к кредитованию в большей степени по причинам вынужденного характера.
Ключевой вывод настоящего исследования заключается в следующем: устойчивость бизнеса и потенциал развития бизнес-систем логистических операторов находятся в прямой зависимости от качества управления операциями и контроля за операционными издержками.