Оглавление
Введение............................................................................................. 3
Путь из варяги в греки...................................................................... 4
Альтернативная точка зрения........................................................... 6
Торговый путь “Из варяг в греки”.................................................... 9
Значение пути................................................................................... 11
Заключение....................................................................................... 13
Список литературы.......................................................................... 14
Актуальностью темы работы выступило тот факт, что по коротким записям, иногда всего по нескольким фразам древних летописей, сказаний, саг и житий, буквально по крупицам, ученые – историки воссоздают события, происходившие много веков назад.
Важность великого пути «из варяг в греки» в становлении и развитии Древнерусского государства нельзя переоценить. Ведь именно благодаря ему произошли значительные изменения в жизни всех людей, проживавших на территории, по которой этот путь проходил.
С севера на юг везли оружие, лес, меха, мёд, воск, янтарь, ав обратном направлении - пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, книги, хлеб, вино. Но если в начале своего возникновения «связка» Новгород - Киев была всего лишь способом торговли, то впоследствии она превратилась в политическую составляющую и утратила свои функции торгового пути. В наше время (XX-XXI вв.) многие учёные ставят под сомнение не только важность этого явления в отечественной истории, но и вообще его существование. Многие из них после многочисленных исследований, высказали мнение о том, что либо «путь из варяг в греки» - это ошибка, либо он был, но проходил по несколько иному маршруту, либо это вымысел летописца. Данный вопрос на сегодняшний день остаётся дискуссионным и актуальным.
Целью реферата является - изучение пути из варяг в греки и его роли в Древней Руси и влиянии на нее других стран и культур.
Автор «Повести временных лет» описал путь таким образом:
Бѣ путь изъ варѧгъ въ греки . и изъ грекъ по днѣпру . и верхъ днѣпра волокъ до ловоти . [и] по ловоти внити в ылмерь ѡзеро великоє . из негоже ѡзера потечеть волховъ и вътечеть в озеро великоє нево . [и] того ѡзера внидеть оустьє в море варѧжьскоє . и по тому морю ити до рима а ѿ рима прити по томуже морю ко цр҃югороду а ѿ цр҃ѧгорода прити в понотъ морѧ в неже втечет днѣпръ рѣка.
Очевидно, что, несмотря на то, что летописец называет этот путь «путём из Варяг в Греки», описан он в обратном направлении, как «путь из Грек в Варяги».
По мнению Б. Рыбакова, летописец детально описывал только вторую половину пути — «из грек», то есть из Византии, в «варяги», иначе в Балтийское море. Этот путь и проходил по русским землям. В Константинополь же варяги плыли вокруг Европы «до Рима», как значится во второй половине сообщения летописи.
По версии В. Пчёлова, летописец знал о «нормальном» направлении пути, назвав его «путём из Варяг в Греки». Но для летописца более актуальным был путь, по которому шла христианизация Руси, из Византии, с юга на север, и поэтому путь оказался описанным «из Грек».
В переводе на современные названия, путь от древних торговых центров Скандинавии (Сигтуна, Бирка или Висбю) и южного берега Балтики (Волин /Винета, Йомсбург/, Старигард, Ральсвик на острове Рюген, Щецин) проходил Балтийским морем через Финский залив, затем по реке Неве (здесь были пороги), по штормовому Ладожскому озеру, реке Волхов (ещё одни пороги) через Рюриково городище в озеро Ильмень, а оттуда вверх по реке Ловать с дальнейшим переходом в Днепр.
Как именно путь проходил от Ловати до Днепра (или в обратном направлении), точно неизвестно. Возможно, маршруты были разными. Один из возможных вариантов пути пролегал через Западную Двину: из Ловати волоком через водораздел до озёр Усвятское и Узмень, откуда по реке Усвяче в Западную Двину.
Наиболее удобные переходы из Днепра в Западную Двину были на участке между Смоленском и Оршей, с одной стороны, и Витебском и Суражем, с другой стороны, где расстояние между Днепром и Западной Двиной доходит до 80 км, а притоки этих рек подходят друг к другу на расстояние до 7-15 км, что делало возможным переправлять суда и грузы волоком.
Предполагается, что существовало два главных пути между Днепром и Западной Двиной.
Первый — из Днепра у села Катынь в озеро Купринское у деревни Лодыжицы (бывшее Лодейницы), из которого весной при высокой воде волоком через деревню Ермаки в реку Удру у деревни Соболи и далее по рекам Удре и Клец в озеро Каспля.
Летом, при низком уровне воды - волоком от озера Купринского через деревню Волоковую в реку Клец или прямо в озеро Касплянское, далее по реке Каспле в Западную Двину.
Существование этого варианта пути подтверждается многочисленными памятниками: укреплённые поселения у начала и конца волока (Лодейницы и Каспля); небольшие укреплённые убежища вдоль трассы (Куприно, Ермаки, Соболи, Волоковая); древние курганы одиночные и групповые на реке Катынке, озере Купринском, реке Удре и озере Каспля. Подтверждают местонахождение волоков и данные топонимики - названия Катынь, Лодейницы, Волоковая.
Второй вариант пути — из Днепра у деревни Комиссарово по реке Березянка до города Рудня, затем волоком через деревню Переволочье в озеро Большое Рутавечь между селом Микулино и деревней Заозерье, далее по реке Рутавечь в Касплю и Западную Двину. На этом пути были также укреплённые пункты: Приволье, Рудня, Микулино, Ковали, Понизовье, Кошевичи, а также большое количество курганов у деревень Заозерье, Ковали, Силуяново и других. Топоним Переволочье также подтверждает наличие здесь волока.
Без сомнения, были и другие варианты перехода из Днепра в Западную Двину, но они не так явно прослеживаются по археологическим данным.
Путь по Днепру выходил в Чёрное море, минуя Днепровские пороги. Далее, на запад, по морю — вдоль черноморского побережья (Румелийского берега) до Константинополя. Перед тем как выйти в Чёрное море, судам требовалась дополнительная оснастка. Близ устья Днепра на острове Березань либо на острове Хортица на Днепре купцы делали остановку для этих целей. Ещё один остановочный пункт существовал на острове Змеиный близ дельты Дуная. От устьев Южного Буга, Днестра и Дуная можно было попасть в Западную Европу.
Путь от Новгорода в Днепр был описан в середине X века византийским императором Константином Багрянородным в его трактате «Об управлении империей». Он же описал один из вариантов связи среднего Поднепровья с волжским торговым путём, через Азовское море, описанный также для IX века в «Книге путей и стран» Ибн Хордадбеха. От Киева также шли сухопутные дороги на восток, в Булгар, и на запад — через Краков в Регенсбург.
Некоторые исследователи (С. В. Бернштейн-Коган, Ю. Ю. Звягин, А. Л. Никитин, С. Э. Цветков и др.) подвергают сомнению существование пути «из варяг в греки» как постоянно действующей транзитной торговой магистрали (не отрицая возможности отдельных плаваний). Приводимые ими аргументы можно разделить на три группы:
География. Трудность плавания, в котором необходимо преодолевать волоком два водораздела — между Ловатью и Западной Двиной и между Западной Двиной и Днепром. Причём расстояние по маршруту Балтика-Волхов-Ловать-Западная Двина-Днепр (с двумя волоками) в 5 раз больше, чем по маршруту Балтика-Двина-Днепр (с одним волоком), проходящему напрямую из Балтийского моря по Западной Двине через города Рига, Полоцк и Смоленск. Затем через волоки в Верхнее Поднепровье (река Друть) и далее вниз по Днепру в Чёрное море. Существует и не менее удобный путь Балтика-Висла-Буг-Припять-Днепр (также с одним волоком), проходящий через города Хельм, Плоцк, Брест, Пинск и Туров, сразу выходящий в район Киева.
Источники. Отсутствие упоминаний о подобных плаваниях в скандинавских сагах и отсутствие в византийских источниках упоминаний о скандинавских купцах и скандинавах вообще ранее второй половины XI века. Впервые о воинах скандинавского происхождения — «варангах» — говорится в императорском хрисовуле 1060 года (прочие упоминания находятся в более поздних документах, даже если они описывают события более ранних лет). Однако Бертинская летопись под 839 годом однозначно упоминает скандинавов, как послов Руси при византийском дворе.
Археология. Отсутствие кладов между Витебском и Великими Луками свидетельствует, что путь из Днепра на Ловать имел в основном внутреннее значение. Курганы № 38 и № 47 из Лесной группы Гнёздова, безусловно связанные как со скандинавской, так и с балтийской культурами, свидетельствуют о функционировании пути между верхним Днепром и Балтийским морем через устье Западной Двины. А по малому количеству археологических находок византийского происхождения, как в Швеции и Готланде, так и по всему предполагаемому маршруту, можно предполагать отсутствие развитых связей между ними и Византией, в том числе через Русь. Например, при раскопках в Бирке (Швеция) арабские монеты найдены в 106 погребениях, англосаксонские — в восьми, и только в двух — византийские; из более чем 110 тыс. монет, найденных в 700 кладах на острове Готланд к середине XX века византийских — всего 410. Немногочисленные вещи византийского происхождения, найденные в Новгороде, относятся к культурным слоям XI века. Если по другому важнейшему торговому пути Восточной Европы — Волжскому — археологические находки: оружие, украшения, клады, в том числе с византийскими монетами (всего более трёхсот монет), свидетельствующие о постоянном движении по этому маршруту, присутствуют и по Волге (вплоть до верховий и далее по Волхову до Ладоги), по Оке, по Западной Двине, то в Поднепровье, за исключением районов Киева и Смоленска, таких находок нет. Соответственно на средний Днепр (на север вплоть до земли радимичей) монеты попадали со средней Волги через Оку и Сейм, а на верхний Днепр — с верхней Волги.
Среди историков существует также мнение, что путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления: 1) Смоленско-Новгородско-Балтийское — по нему, начиная с XIII века, шла основная торговля с Ганзой; 2) «греческое» — по нему до середины XIII века осуществлялись связи Киева с Византией; 3) Киево-Новгородское — использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.
Широтный путь росов с верховьев Днепра «в чёрную Булгарию и Хазарию» на Волгу, описанный в 42 главе византийского трактата X века «Об управлении империей», совпадает с выводами археологов о том, что широтный торговый путь «Западная Двина — Днепр — Ока — Волга» был главной коммуникационной артерией в истории раннего Гнёздова, а «Путь из варяг в греки» стал в Гнёздове основной торговой магистралью только с середины X века.
А. Л. Никитин показал, что «Путь из варяг в греки» по Днепру практически не использовался до правления кагана Святослава, а древность этого пути была выдумана редактором «Повести временных лет» для обоснования посещения апостолом Андреем Русской земли в то время, когда он путешествовал из Константинополя в Рим по Дунаю по пути в 5-6 раз короче, чем путь по Днепру. Система волоков, соединявших Новгород на Волхове и верховья Днепра, в отличие от Волжского торгового пути, до второй половины X века не претендовала на общеевропейское значение и связывала только русские земли. До XII века проложенный в духовной литературе, возможно, Наумом Охридским маршрут апостола Андрея из «грек в варяги», где место варягов занимали славянские народы, особенно Великой Моравии, проходил по Дунаю. Видимо, именно для доказательства пребывания апостола Андрея в Киеве «Повесть временных лет» не только перенесла торговые пути конца X века в I век, но и утверждала их существование в последующие века, пересказывала также из того же списка, где была и легенда о путешествии апостола Андрея по Дунаю, якобы происходившие на пути из варяг в греки и другие события и легенды из жизни славянских народов, живших на берегах Дуная, Эльбы и Одера, причём перенесла их на берега Днепра и Волхова вместе с добросовестно переписанными киевским летописцем, не знакомым с нижним течением Днепра, географическими особенностями устья Дуная.
Легендарный путь “из варяг в греки” – это водный торговый путь Древнерусского государства, который связывал купеческими отношениями Русь Северную с Южной Русью, государства Прибалтики и Скандинавии с византийскими торговыми городами. Торговый путь “Из варяг в греки” традиционный купеческий путь по рекам, озерам и морям из-за отсутствия дорог и большого количества враждебных племен, которые разбойниками рыскали в поисках добычи. Этот путь определился к IX веку благодаря походам Олега и Игоря на Царьград и установлению постоянной торговли между греческими и русскими купцами.
Прежде всего, этот торговый путь имел огромное экономическое значение для Древней Руси. Ведь основные города, возникшие на территории древнерусского государства, в географическом плане повторяли очертания главного речного пути “из варяг в греки”. Эти старинные города вытянулись длинной цепью по линии Днепр – Волохов. И в дальнейшем, вплоть до потери Киевской Русью своего величия, что привело к потери значения этого пути, все князья ставили и ставили новые города, которые развивались и процветали именно благодаря торговому пути “из варяг в греки”. Из стран Скандинавии везли железо-сырец, моржовую кость и китовую кожу. Из Прибалтики уникальную ископаемую смолу – янтарь. Из новгородских земель отправляли в заморские страны меховую рухлядь – соболей, куниц, бобров, лен, мед, воск, оружие. Южная Русь везла на продажу хлеб, ремесленные и ювелирные изделия и тому подобное. Эта торговля, или вернее сказать, товарообмен, были закреплены законодательно и оговорены особыми условиями. В этих договорах учитывались законы не только Византии, но и Древнерусского государства. Поэтому торговый путь “из варяг в греки” имел большое значение для развития не только экономических связей, но и политических.
Русские князья с помощью династических браков роднились со многими знатными династиями Византии, которые были возможны благодаря развитой торговле. Сам термин “из варяг в греки” встречается в "Повести временных лет". Автор подробно описывает маршрут, по которому движутся купцы с верховьев до устья Днепра. Караваны деревянных ладей, однодревок, начинают собираться в Смоленске, Любече, Чернигове и сплавляются до Киева. Здесь ладьи оборудуют дополнительной оснасткой и отправляют в низовья Днепра. Часть порогов проходят, искусно лавируя, а самый крупный Ненасытицкий обходят волоком. В этом месте приходилось отражать нападки печенегов, которые делали этот трудный путь еще и опасным. На острове Хортица отдыхали и, одновременно ставили морские паруса в днепровском лимане и вдоль западного берега Черного моря направлялись к торговым площадям Царьграда. А потом, возвращались обратно тем же путем. Судя по протяженности торгового пути “из варяг в греки”, наших предков едва ли можно упрекнуть в лености или отсутствии трудолюбия.
Перевозимые товары
Из Скандинавии вывозили железо-сырец, амбру, моржовую кость, изделия из китовой кожи (корабельные канаты и др.), оружие, художественные изделия, а также предметы, награбленные викингами в Западной Европе (французские вина, ювелирные изделия и драгоценности, шёлковые и батистовые ткани, серебряную утварь); из Византии — вина, пряности, ювелирные и стеклянные изделия, дорогие ткани, иконы, книги; из Прибалтики — янтарь; из Северной Руси (Новгорода) — «мягкое золото» (меха соболей, куниц, выдр, бобров и др.), льняные ткани, лес, мёд, воск, кованую и керамическую утварь, оружие, кожи, смолу; из Южной Руси (Киева) — хлеб, различные ремесленные и художественные изделия, серебро в монетах и т. д.; с Волыни — шиферные пряслица и др. Другим важным товаром были рабы: дети и молодые люди, забранные викингами на землях покоренных славянских племен для продажи на рынках Константинополя
Считается, что разведку речных путей к Черному морю и далее к Миклагарду (Константинополю) проводил ещё Ивар Широкие Объятья (VII в.). Скандинавские саги приписывают открытие пути Эйрику Путешественнику, дошедшему до «Луга бессмертия» Одаинсак. Это подтверждается набегами скандинавов на Крым (Сурож) и южное побережье Черного моря (Амастрида) в VIII — начале IX в.; кладами дирхемов, отчеканенных до 832 г. на Правобережье Днепра и в Молдове; связями Ладоги с Великой Моравией через Плеснеск; находками скандинавского происхождения на Волыни; наличием в византийской элите выходцев из Скандинавии. Так Ингер-Ингвар, отец Евдокии, жены Василия I стал митрополитом Никеи в в 825 году. Наибольшее значение путь имел в X — 1-й трети XI вв., то есть во времена княжения Святослава Игоревича и Владимира Святославича. Во 2-й половине XI — начале XII вв. усилились торговые связи Руси с Западной Европой, и путь «из варяг в греки» уступил место Припятско-Бужскому, Западно-Двинскому и др.
Вначале этот путь, как и параллельные ему, использовались варягами для грабительских набегов на экономически и культурно более развитые города и страны Европы, а также Византию. Впоследствии этот путь стал важным торговым маршрутом между Скандинавией, Северной Европой, богатой Византией, Востоком.
По мере освоения этого пути варяги расселялись на прилегающие к нему земли и ассимилировались с заселёнными славянскими, балтскими и финно-угорскими племенами. Существовали сильные славянские племенные союзы, которые вели суровую борьбу с германскими племенами. В пору создания племенных союзов у восточных славян прибалтийские славяне уже имели государственные образования с князьями, дружинами, детально разработанной языческой религией, очень близкой к восточнославянскому язычеству. Отсюда и шли постоянные переселения на восток, на берега озера Ильмень.
Рюрик был приглашён на княжение у ильменских словен в городе Старая Ладога, затем перешёл в Великий Новгород, что и способствовало дальнейшему развитию государства-княжества династии Рюриковичей. Сохранились сведения, что приглашённые князья были родственниками прежней местной княжеской династии приильменских словен.
Со временем значение торгового пути падало. Этому способствовали раздробленность Руси, централизация в странах Скандинавии, упадок Византии (когда в 1204 году Четвёртый крестовый поход разрушил Константинополь и центр мировой торговли переместился в Венецианскую республику).
Он, наконец, окончательно пришёл в упадок, когда ордынцы захватили Нижнее и Среднее Поднепровье, и положили конец пути «из варяг в греки»
Несмотря на археологические находки, в наше время (XX-XXI вв.) многие учёные (Ю.Ю. Звягин, А.Л. Никитин, С.Э. Цветков) ставят под сомнение не только важность этого явления в отечественной истории, но и вообще его существование. Многие из них после многочисленных исследований, высказали мнение о том, что либо «путь изваряг в греки» - это ошибка, либо он был, но проходил по несколько иному маршруту, либо это вымысел летописца. Об их сомнениях подробно написано в реферате.
Возникший в начале IX в., «Путь из варяг в греки» способствовал торговым контактам славян с окружающим миром, а так же связывал воедино сами восточно-славянские земли. На этом пути возникали крупные славянские городские центры - Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, которые играли позднее очень важную роль в истории Руси. Этот путь играл решающую роль в образовании Древнерусского государства.
Завершая наше исследование, тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что благодаря именно знаменитому «пути из варяг в греки» Древняя Русь получила огромный толчок в развитии своей государственности; происходит подъём экономики и зарождение новой единой религии, о чём свидетельствует легенда о хождении по этому пути святого апостола АндреяПовесть временных лет.
Янин В. Л. Денежно-весовые системы домонгольской Руси и очерки истории денежной системы средневекового Новгорода http://krotov.info/libr_min/28_ya/ni/n_1.htm
Щавелев А. С. В самых же верховьях реки Днепр обитают Росы… (DAI. 42. 60-61): к вопросу о первом упоминании торгово-ремесленного поселения руси у д. Гнёздово // Мiста Давньоi Русi. Киiв, 2014 — С. 369 — 373.
Повесть временных лет / Пер. с древнерусского Д. С. Лихачева, О. В. Творогова. Коммент. А. Г. Боброва, С. Л. Николаева, А. Ю. Чернова при участии А. М. Введенского и Л. В. Войтовича. — СПб.: Вита Нова, 2012. — С. 218. — 512 с.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до конца XVII века. М., Просвещение, 2003
Сфрагістичний щорічник. Київ, 2011, Інститут української археографії та джерелознавства ім. М. С. Грушевського НАН України, ст. 196, 197