Содержание
Введение................................................................................................. 3
1 Понятие макроэкономики и ее методы.............................................. 4
2 Сущность макроэкономической концепции региона........................ 6
3 Стратегия макроэкономического развития регионов....................... 8
Заключение........................................................................................... 18
Список литературы.............................................................................. 20
Макроэкономика – часть, раздел экономической науки, посвященный изучению крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом.Она имеет дело со свойствами экономической системы как единого целого, изучает факторы и результаты развития экономики в целом.
В развитии макроэкономики выдающуюся роль сыграл английский экономист Дж. Кейнс. Фактически макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его книги « Общая теория занятости, процента и денег ». В ней автор разработал систему новых для экономической науки понятий и категорий и использовал их в качестве инструментов функционального макроэкономического анализа, которыми пользуются в настоящее время учёные всех школ и направлений экономической теории.
Макроэкономика как самостоятельная научная дисциплина изучается в Российской Федерации 18 лет.
Актуальность работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, макроэкономика не просто описывает макроэкономические явления и процессы, но выявляет закономерности и зависимости между ними, исследует причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических зависимостей и связей позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики. В-третьих, знание макроэкономики дает возможность предвидеть, как будут развиваться процессы в будущем, т.е. составлять прогнозы, предвидеть будущие экономические проблемы.
В учебниках различных авторов понятие «макроэкономики» интерпретируется по-разному. Вот некоторые из них:
Макроэкономика – составная часть экономики, наука об общем уровне национального объёма производства, безработицы и инфляции [2; с.9].
Макроэкономика исследует общеэкономические процессы в целом, т.е. условия и результаты деятельности на рынке всех субъектов экономических отношений. Для поддержания равновесия между ними необходим особый субъект – государство [4;с. 264].
Под методом понимается совокупность способов, приемов, форм изучения предмета данной науки; конкретный инструментарий научного исследования.
Макроэкономика, как и другие науки, использует как общие, так и специфические методы изучения.
К общенаучным методам относятся:
Вместе с тем каждая наука использует собственные, специфические методы исследования, обладает своими терминами и принципами. Например, в химии используется понятие «молекула», в физике — «квант», в математике — «интеграл», «радикал» и т. д. Макроэкономика использует собственные понятия, основные из которых называются категориями. Вместе с развитием макроэкономики одни категории отмирают, другие модифицируются. Иными словами, категории носят исторический характер.
Основным специфическим методом макроэкономики является макроэкономическое агрегирование, под которым понимается объединение явлений и процессов в единое целое. Агрегированные величины характеризуют рыночную конъюнктуру и ее изменение (рыночная ставка процента, ВВП, ВНП, общий уровень цен, уровень инфляции, уровень безработицы и др.).
Макроэкономическое агрегирование распространяется на экономические субъекты (домашние хозяйства, фирмы, государство, заграницу) и рынки (товаров и услуг, ценных бумаг, денег, труда, реального капитала, международный, валютный).
В макроэкономике широко используются экономические модели — формализованные описания (логические, графические, алгебраические) различных экономических явлений и процессов для обнаружения функциональных взаимосвязей между ними. Макроэкономические модели позволяют отвлечься от второстепенных элементов и сосредоточиться на главных элементах системы и их взаимосвязях. Макроэкономические модели, выступая абстрактным выражением экономической реальности, не могут быть всеобъемлющими, поэтому в макроэкономике существует множество различных моделей, которые могут быть классифицированы по различным критериям:
В макроэкономике существует множество самых различных моделей: модель круговых потоков; крест Кейнса; модель IS–LM; модель Баумоля–Тобина; модель Маркса; модель Солоу; модель Домара; модель Харрода; модель Самуэльсона–Хикса и др. Все они выступают как общий инструментарий, не имея при этом национальных особенностей.
В каждой макроэкономической модели исключительно важным является выбор факторов, которые были бы существенными для макроанализа конкретной проблемы в конкретный период времени.
В каждой модели выделяются два типа переменных:
Первые вводятся в модель извне, они задаются до построения модели. Это исходная информация. Вторые возникают внутри модели в процессе решения выдвинутой задачи, являются результатом ее решения.
Инструментарий региональной политики включает все средства, используемые в экономической политике, которые могут быть условно разделены на две группы:
Средства макроэкономической политики включают в себя налоговую (фискальную); бюджетную; ценовую; кредитно-денежную; социальную; внешнеторговую и др. политики
Меры макроэкономической политики могут быть реализованы двояким образом: либо частичный контроль над теми или иными инструментами региональной политики передается на уровень отдельных регионов, либо он сосредоточивается в руках центральной власти
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
*Кредитно-денежная политика традиционно определяется на национальном уровне. Поскольку на рынке капиталов отдельные регионы выступают какценополучатели, попытки дифференцировать процентные ставки для различных регионов практически не предпринимаются.
*Внешнеэкономическое регулирование также осуществляется, как правило, на национальном уровне, за исключением случаев особого регулирования в отдельных регионах, например, в СЭЗ.
Наиболее распространенным инструментом макроэкономического регулирования является фискальная политика, которая используется на национальном уровне и на уровне отдельных регионов.
*Государственная фискальная политика состоит в воздействии на уровень выпуска продукции и доходов через изменение налогов и государственных расходов. Ее использование на национальном и региональном уровнях исходит из двух основных посылок:
рост государственных расходов (государственные закупки, социальные выплаты) увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции и уровня занятости;ü
увеличение суммы налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, ведет к сокращению расходов, снижению спроса и через него - к снижению объема выпуска продукции и занятости.ü
Инструменты фискальной политики используются на региональном уровне, также как и на национальном, в двух формах: как автоматические стабилизаторы и как активные регулирующие меры.
Автоматические стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию производства на изменения совокупного спроса. Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог.
Однако автоматические стабилизаторы не в состоянии решить множество задач, которые стоят перед экономической политикой, поэтому все правительства пользуются мерами активной фискальной политики, которые состоят в регулировании налоговых ставок и величины государственных расходов.
Дифференциация фискальной политики осуществляется по следующим направлениям:
Влияние мер фискальной политики на регион ограничивается множеством факторов.
За счет действия межрегиональных эффектов распространения влияние проводимых мер фискальной политики может оказаться существенно меньшим или просто не дать результатов, если, например, дополнительный спрос будет стимулировать только импорт товаров в регионе и не скажется на местном производстве и занятости.
В придачу к проблемам межрегионального перераспределения эффектов фискальной политики дифференциация налоговых ставок вызывает, как правило, сильную политическую оппозицию со стороны регионов, которые оказываются объектами налоговой дискриминации. В этом отношении государственные расходы являются более гибким инструментом.
Стратегия экономического развития регионов – система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, географическое положение), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления.
При анализе качества регионального развития важно применять концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии к основным отраслям относятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др.
Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона.
Экономическое развитие сегодня представляет собой не столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное – не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический вызов, определить конкурентов, учесть новые запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля.
В настоящее время в России происходят два противоречивых по направленности процесса: деиндустриализация и рост удельного веса сектора услуг. Первый процесс – падение удельного веса перерабатывающих отраслей, с одновременным укреплением добывающих – является отчасти вынужденной и в целом с точки зрения перспектив дальнейшего развития отечественной экономики носит негативный характер. Эта тенденция смещает отечественную экономику с преимущественно индустриальной на доиндустриальную стадию развития, что свидетельствует не о прогрессе, а скорее о регрессе. Однако, в то же время в российской экономике происходит рост удельного веса услуг, торговли и финансовых учреждений, что характерно в целом для постиндустриальной стадии развития общества [1, c. 74]. В ближайшие годы в России прогнозируется весьма существенное перераспределение трудовых ресурсов.
Развитие любого региона России в значительной мере зависит от создания в данном регионе условий для привлечения иностранных экономических агентов (партнеров, инвесторов). Создание благоприятных условий для деятельности иностранных экономических партнеров сегодня является одним из главных факторов социально-экономического развития региона в целом.
В целом региональная администрация в своей деятельности, направленной на социально-экономическое развитие региона, сегодня широко использует новые управленческие технологии:
Новые управленческие технологии развития регионов требуют постоянного обновления знаний и постоянной модернизации персонала администраций. Для их реализации необходимы постоянные вложения в человеческий капитал регионов и городов. Необходимо при формировании и развитии дееспособной команды администрации непрерывно повышать ее квалификацию, используя инновационные семинары и стажировки. Целесообразно использовать приемы бенчмаркинга, т.е. целенаправленного применения передового опыта других регионов и городов.
Таким образом, подытоживая выше сказанное, следует сделать вывод о том, что:
В настоящее время наиболее действенными инструментами управления социально-экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.
Стратегическое планирование может успешно применяться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще только предстоит внедрить в практику работы администраций субъектов РФ.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, – это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния граждан и заложить прочный фундамент для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается созданию условий, обеспечивающих высокий уровень качества жизни человека.
Цикл стратегического планирования экономического развития регионов можно представить в следующем виде:
Планирование социально-экономического развития регионов РФ представляет собой сложныйнепрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет принимать решения на обоснованной и проработанной базе. Важно понимать, что сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
Специально проведенные исследования показывают, что различия социально-экономического развития субъектов РФ не только существенны, но и проявляют тенденцию к возрастанию.
Это обусловлено тем, что во многие субъекты РФ оказались в значительной степени зависимым от территориальных факторов, от внешнеэкономических условий, политики сопредельных государств.Немало регионов, где подорваны основы воспроизводства. Остаются чрезмерными различия институциональных преобразований, развития рыночной инфраструктуры, действенности методов управления, самоуправления и государственного регулирования, взаимодействия органов власти с новыми экономическими структурами и т.д.
Все это – критические факторы, представляющие огромную угрозу экономической системе и государству в целом.
Следует отметить, что исследование путей формирования условий и механизмов устойчивого развития экономики регионов России, функционального обоснования соответствующих рыночных и административных методов еще не закончено в силу таких причин, как утрата методологических ориентиров, неясности перспектив территориальной социально-экономической организации РФ и др.
Научная концепция устойчивого социально-экономического развития регионов, а так же городов и административных районов, должна включать:
Оценка перспектив устойчивого развития регионов РФ, проведенная на основе типологизации субъектов РФ, предложенной Советом Федерации Федерального Собрания России, позволила выделить по уровню экономического развития, структуре производства, уровню развития инфраструктуры и обеспеченности квалифицированными кадрами и другим показателям следующие группы областей, краев и республик [4, c. 47].
Первая группа (республики Башкортостан и Татарстан, Белгородская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Самарская, Свердловская и Челябинская области) отличается достаточно диверсифицированной структурой производства, высоким производственным потенциалом, развитой инфраструктурой и квалифицированными кадрами. Следует отметить, что спад производства в этих районах относительно ниже, чем в других регионах, что свидетельствует о большей устойчивости их экономики к негативным влияниям внешних и внутренних факторов, к кризисным явлениям.
Переход к устойчивому развитию регионов этой группы связан с недопустимостью потери имеющихся преимуществ, развитием эффективных секторов экономики и отраслей специализации.
Республики Коми, Саха (Якутия), Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Магаданская, Омская, Оренбургская, Томская, Тюменская области условно образуют вторую группу субъектов РФ. Перспективы устойчивого развития их экономики в значительной степени связаны с действием внешнеэкономических факторов. Дело в том, что преимущественно экстенсивная эксплуатация отечественных месторождений природных ресурсов при значительной удаленности мест их расположения от регионов потребления обостряет проблемы эффективности, рентабельности и др.
В третью группу регионов следует отнести Владимирскую, Ивановскую, Курскую, Московскую, Смоленскую, Тульскую, Ульяновскую и Ярославскую области. Все они отличаются высокой степенью хозяйственной освоенности территории, развитой инфраструктурой и наличием квалифицированного персонала. Здесь относительно высока доля региональных рынков продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Следовательно перспективы формирования здесь устойчивых экономических структур можно оценить как хорошие. Это справедливо и в отношении инвестиционного климата.
Республика Карелия, Архангельская, Вологодская, Воронежская, Калужская, Камчатская, Костромская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Орловская, Пензенская, Пермская, Рязанская, Сахалинская, Тверская области и Санкт-Петербург составляют четвертую группу регионов. Ситуация в их экономике близка к средним по России показателям, поэтому их перспективы в наибольшей степени связаны с преодолением угроз (т.е. возможного ущерба), имеющих прежде всего общенациональное значение: недостаток инвестиций в человеческий потенциал; низкое качество управления и общее ухудшение управленческого потенциала; чрезмерная затратность экономики, труда, капитала, материалов и энергии; возрастающая роль теневого сектора; ослабление научно-технического потенциала; деформации структуры экспорта и импорта и как следствие – зависимость от конъюнктуры мирового рынка; утечка капталов за рубеж и монопольное поведение иностранных производителей на внутреннем российском рынке; неурегулированность межбюджетных отношений и др.
Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область объединяют в пятую группу регионов. Спецификой этих регионов является опережающий спад в сельском хозяйстве и сельскохозяйственном машиностроении. В сочетании с неблагоприятной ценовой ситуацией это обусловило существенное ухудшение экономического положения. Однако важно учесть, что неким балансом стала пищевая промышленность, относительно более устойчивая к кризису.
Перспективы устойчивого развития данного региона связываются с улучшением эффективности развития сельскохозяйственного производства, реализацией стратегии России на обеспечение своей продовольственной независимости, а также расширением услуг бальнеологического комплекса Кавказских Минеральных Вод.
Шестая группа регионов включает Республику Марий Эл, Мордовию, Удмуртскую, Чувашскую республики, Хабаровский край, Брянскую, Кемеровскую, Курганскую, Псковскую и Саратовскую области. К началу 1990 г. их экономика в значительной степени определялась ситуацией в ВПК. Дело в том, что кризис резко обозначил диспропорции между производствами оборонной промышленности, имеющими высокие технологии и передовую организацию, и другими секторами народного хозяйства. Отсталость последних не смогла компенсировать резкий спад производства на оборонных предприятиях. Поэтому проблемы устойчивости и устойчивого развития экономики здесь могут быть решены при значительной помощи извне.
Седьмая группа включает в себя республики Алтай, Бурятия, Калмыкия, Тыва, Алтайский и Приморский края, Амурская, Астраханская, Тамбовская и Читинская области. Согласно оценкам экспертов, данные регионы одновременно попадают в разряд как подверженных наиболее глубокой депрессии, так и в число наиболее отсталых по уровню социально-экономического развития.Здесь определяющее значение имеет преодоление рисков нарастания неустойчивости, угроз целевой государственной поддержке. Осуществить это достаточно непросто в силу того, что некоторые из перечисленных регионов являются приграничными. А, следовательно, особо сильным является и будет впредь обостряться международный фактор.
Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Ингушетия, Северная Осетия – Алания составляют восьмую группу регионов. Устойчивое развитие здесь в значительной степени зависит от урегулирования острейших политических, национальных, пограничных и других проблем.
Таким образом,цели разработки стратегии устойчивого развития диктуются стремлением администрации любого уровня – республики, края, области, муниципального образования – повысить уровень благосостояния жителей своей территории за счет увеличения занятости населения и вовлечение его в наиболее производительный труд в различных секторах экономики [2, c. 180].
Подытоживая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что стратегия социально-экономического развития дает возможность определить общие и секторальные ориентиры внутреннего развития региона, учесть и «применить» интересы и стратегические планы отдельных хозяйствующих субъектов, точно взвесить и задействовать ресурсный, инфраструктурный и гео-экономический потенциал, получив, таким образом, синергетический эффект (возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему) для развития региона на длительный период времени.
Подводя итоги, можно выделить, что именно стратегия социально-экономического развития позволяет:
Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки эффективной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и ее устойчивого сбалансированного социально-экономического развития.
Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона решение проблемы субсидирования из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета.
1.Видяпина, В. И., Степанова, М. В. Региональная экономика /[Текст]: учебник/ Видяпина, В. И., Степанова, М. В.– М.:ИНФРА-М, 2014. – 666 с.
2.Морозова, Т. Г., Региональная экономика/[Текст]:учебник/ Морозова Т. Г., – М.:ЮНИТИ, 2013. –234 с.
3.Морозова, Т. Г., Региональная экономика мира /[Текст]: учебник для вузов/ Морозова, Т. Г.– 4-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 472 с.
4.Общество и экономика /[Текст]: международный научный и общественно-политический журнал. – М.: Наука – 2012.
5.Россия в цифрах /[Текст]: статистический сборник. – М.: Финансы и статистика, 2016. –255 с.
6.Экономическая география и регионалистика /[Текст]: учебное пособие.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2012.