Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту
Содержание
Введение................................................................................................. 2
Понятие юридического лица................................................................. 3
Виды некоммерческих юридических лиц............................................. 7
Правовой статус политической партии и религиозной организации. 9
Заключение........................................................................................... 15
Список литературы.............................................................................. 17
Целью реферата является анализ законодательства РФ о некоммерческих организациях.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие, признаки и правоспособность некоммерческой организации как юридического лица;
2. рассмотреть организационно-правовые формы некоммерческих организаций на основе законодательства о некоммерческих организациях.
Объектом реферата выступают гражданские правоотношения, одним из участников которых являются некоммерческие юридические лица.
Предметом реферата является законодательное регулирование гражданско-правового статуса некоммерческих организаций как юридических лиц.
Методическую основу работы составляют общенаучные и частно-научные методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, формально-логический метод, сравнительно-правовой метод.
При написании реферата были использованы труды ученых в области гражданского, предпринимательского (хозяйственного) права В.В. Залесского, Ю.В. Крицкой, Р.Ф. Каллистратова, Е.Н.Сидорова, А.М.Гатина .
Нормативно-правовая основа реферата - Гражданский кодекс РФ, ФЗ "О некоммерческих организациях", ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и др.
Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.[1]
Обязательные признаки юридического лица
Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:
-наличие организационного единства. Признак организационного единства - наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;
-обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность - это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;
-способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;
-возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо - самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование[2].
Коммерческие и некоммерческие организации
Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.
Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.
Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.
Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.
К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица
Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.
Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).
Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.
Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).
Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.[3]
Прекращение юридического лица
Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.
Реорганизация - это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Ликвидация - это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).
Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц отличаются гораздо большим разнообразием по сравнению с коммерческими. Следует отметить, что установленный Гражданским кодексом открытый перечень некоммерческих организаций с возможностью его расширения отдельными федеральными законами, разрешение этим субъектам заниматься предпринимательской деятельностью привели к неоправданному увеличению числа их форм.
В рамках одного вида может существовать несколько разновидностей некоммерческих организаций, статус которых регламентируется не только Гражданским кодексом, но также федеральными законами и другими правовыми актами РФ.
Гражданским кодексом предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
1) потребительский кооператив;
2) общественная или религиозная организация (объединение);
3) объединение юридических лиц (ассоциация или союз);
4) фонд;
5) учреждение.[4]
Иные федеральные законы существенно расширяют этот перечень, допуская возможность создания некоммерческих юридических лиц также в формах:
1) некоммерческого товарищества, в том числе товарищества собственников жилья; садоводческого, огороднического или дачного товарищества;
2) некоммерческого партнерства;
3) автономной некоммерческой организации;
4) государственной корпорации;
5) товарной биржи;
6) торгово-промышленной палаты;
7) объединения работодателей.
Большинство некоммерческих организаций, подобно коммерческим, являются корпорациями, т.е. построены на началах фиксированного членства: потребительские кооперативы, общественные организации, некоммерческие партнерства и др. Однако встречаются некоммерческие юридические лица, не являющиеся корпорациями: учреждения, фонды, автономные некоммерческие организации и др.
Среди некоммерческих организаций обнаруживаются и смешанные формы. Благотворительные общественные либо религиозные организации могут быть названы учреждениями с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а по сути представляют собой учреждения (ст. ст. 6, 7, 10, 15 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях; ст. ст. 8, 10 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях). Существенным отличием названных организаций от классических корпораций является то обстоятельство, что, даже если благотворительная общественная или религиозная организация основана на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управлении организацией и ее имуществом. Высшим органом управления благотворительной организации выступает ее коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом этой организации (ст. 10 Закона о благотворительной деятельности и благотворительных организациях).
Напротив, Российская академия наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия художеств, иные отраслевые академии наук, имеющие государственный статус, могут служить примерами корпораций, созданных в форме учреждения. Формально указанные юридические лица являются некоммерческими организациями - учреждениями (ст. 120 ГК). Однако в соответствии с законодательством РФ и уставами указанных академий они наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом, находящимся в федеральной собственности. В частности, от учреждений они отличаются тем, что могут иметь в своем составе структурные подразделения - юридические лица, обладая правом на их создание, реорганизацию и ликвидацию, закрепление за ними федерального имущества, утверждение их уставов и назначение руководителей
В соответствии с законом политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Политическая партия должна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано только одно региональное отделение данной политической партии;
б) в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии;
в) руководящие и иные органы политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации.[5]
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
Запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии. Структурные подразделения политических партий создаются и действуют только по территориальному признаку. Не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процесс образовательных учреждений. Создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и структурных подразделений указанных партий не допускаются.
Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, а также обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание определенной религии;
совершение богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователен.
Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Однако, запрещается создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и муниципальных организациях.
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и без приобретения правоспособности юридического лица.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, в установленном законом порядке, зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации,
Религиозные объединения отделены от государства. Государство, его органы и должностные лица ие имеют права вмешиваться:
в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;
в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствия со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления и не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она ие противоречит закону.
Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой.
Выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям, не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления.
Также религиозное объединение не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, ие участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
Религиозные объединения вправе:
-основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
-проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
-производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения;
-пользоваться исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового назначения;
-осуществлять благотворительную деятельность, как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций;
-создавать культурно-просветительские организации, образовательные и другие учреждения, а также учреждать средства массовой информации;
-создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала;
-устанавливать и поддерживать международные связи н контакты;
-религиозные объединения обладают правом собственности на имущество, а также они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.
Надзор за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры.
Орган, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
Лнца, виновные в нарушении законодательства о свободе совести, могут быть субъектами нарушений законодательства о свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, что влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.
Некоммерческая организация признается юридическим лицом, если она имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность некоммерческой организации является специальной. Такая организация вправе совершать лишь такие юридические действия, которые направлены на достижение ее уставных целей.
Деятельность таких юридических лиц как некоммерческие организации различных организационно-правовых форм регулируется целым рядом федеральных законов и подзаконных актов, среди них основополагающими в рассматриваемой сфере являются Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон № 7 от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях".
Однако при этом нет четкого представления о базовом гражданско-правовом статусе некоммерческой организации, не определено понятие гражданско-правового статуса некоммерческой организации, его структура, особенности содержания элементов статуса применительно к конкретным видам некоммерческих организаций.
Несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих отношения с участием некоммерческих организаций как в целом, так и отдельных их видов в предпринимательской деятельности этих организаций посвящено небольшое количество норм.
Ряд из них носит общий характер, в особенности это касается условий осуществления предпринимательской деятельности. Многие нормы получили неоднозначное толкование и практическое применение. Недостаточность правового регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций обусловливает необходимость совершенствования соответствующих нормативных правовых актов, дальнейшего развития содержащихся в них общих положений.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017)
3.Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации"
4.Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях"
5.Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред.23.07.2008)//СЗ РФ.-1997.-№39.- Ст.4465
6.Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О политических партиях"
7.Гражданское право: Учебное пособие/Под ред.проф.Гатина А.М.-М.: Дашков и К, 2014. - 384 с.
8.Комментарий к ФЗ "О некоммерческих организациях" (издание 4-е, дополненное и переработанное)/Под ред. В.В. Залесского, Р.Ф. Каллистратовой. - М: Издательство "Юрайт", 2013.- 85 с.
9.Крицкая Ю.В. Некоммерческая организация как субъект гражданского права.- Режим доступа: georg-vl.ru.-2017.
10.Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций.- Режим доступа: www.law.edu.ru.-2016.
11.Шекова Е.Л. Правоспособность и предмет деятельности некоммерческой организации.- Режим доступа: www.georg-vl.ru.-2014.
[1] Гражданское право: Учебное пособие/Под ред.проф.Гатина А.М.-М.: Дашков и К, 2014. - с.74
[2] Шекова Е.Л. Правоспособность и предмет деятельности некоммерческой организации.- Режим доступа: www.georg-vl.ru.-2014.
[3] Крицкая Ю.В. Некоммерческая организация как субъект гражданского права.- Режим доступа: georg-vl.ru.-2017.
[4] Гражданское право: Учебное пособие/Под ред.проф.Гатина А.М.-М.: Дашков и К, 2014. - с.42
[5] Шекова Е.Л. Правоспособность и предмет деятельности некоммерческой организации.- Режим доступа: www.georg-vl.ru.-2014.