Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Общественная экологическая экспертиза комплекса по переработке отходов

В наличии
5 руб. 100 руб.
Экономия: 95 руб. (-95%)

Скачать реферат за 5 рублей Общественная экологическая экспертиза комплекса по переработке отходов

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму


Введение........................................................................ 3

Общественная экологическая экспертиза в российском законодательстве................................................ 4

Функции руководителя экспертизы и организации, проводящей экспертизу.......................................................... 6

Результат общественной экологической экспертизы 8

Проект экологической экспертизы по переработке отходов................................................................................... 12

Заключение.................................................................. 19

Список литературы..................................................... 21


Введение

“Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления, и проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение общественной экологической экспертизы, которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации” .

Таким образом, для проведения общественной экологической экспертизы необходимо наличие зарегистрированной общественной организации, устав которой предусматривает возможность проведения общественной экологической экспертизы. Если организация не зарегистрирована или не имеет необходимого пункта в уставе, то для того, чтобы организовать экспертизу, ей придется пройти регистрацию в установленном порядке, дополнить устав или объединить свои усилия с другой общественной организацией, устав которой предусматривает возможность осуществлять соответствующую деятельность.

Общественная экологическая экспертиза в российском законодательстве

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) является одним из немногих формальных механизмов общественного участия в процессе принятия решений в Российской Федерации. Она представляет собой процедуру экологической оценки, которая проводится общественными организациями. ОЭЭ организуется и проводится в соответствии со статьями 20-25 Федерального закона «Об экологической экспертизе» (1995), а также в соответствии с федеральными законами «Об охране окружающей среды» (2002), «Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996), «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (2000).

ОЭЭ организуются общественными организациями и их выводы имеют рекомен-дательный характер для государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Объектами ОЭЭ могут являться те же объекты, что и объекты государственной экологической экспертизы, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. C 2007 г. из перечня объектов государственной экологической экспертизы были исключены практически все виды деятельности проектного уровня. Это резко сократило возможности общественных организаций по проведению экспертизы объектов проектного уровня, которые обычно и вызывают озабоченность общественности.

В настоящее время к объектам ОЭЭ могут относиться только следующие объекты:

— объекты на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, во внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ;

— проектная документация объектов на землях особо охраняемых природных территорий;

— проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов;

— проектная документация искусственных земельных участков на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации (введено в 2011 г.) Проектная документация по остальным проектам является объектом Государственной экспертизы проектной документации (Главгосэкспертизы), которая проводится в соответствии с Градостроительным кодексом. Главгосэкспертиза также рассматривает проектную документацию с экологической точки зрения, однако на нее не распространяются принципы экологической экспертизы, в том числе принцип гласности, участия общественных организаций и учета общественного мнения. Кроме того, эксперты Главгосэкспертизы не обязаны рассматривать заключение общественной экспертизы.

Других нормативных документов по вопросу организации и проведения общественной экологической экспертизы нет. Тем не менее, в ряде регионов обсуждается необходимость принятия законодательства по этому вопросу, а в некоторых — даже рассматриваются проекты нормативных актов.

Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления, и проводится общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение общественной экологической экспертизы, которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2, Ст. 20].

Таким образом, для проведения общественной экологической экспертизы необходимо наличие зарегистрированной общественной организации, устав которой предусматривает возможность проведения общественной экологической экспертизы. Если организация не зарегистрирована или не имеет необходимого пункта в уставе, то для того, чтобы организовать экспертизу, ей придется пройти регистрацию в установленном порядке, дополнить устав или объединить свои усилия с другой общественной организацией, устав которой предусматривает возможность осуществлять соответствующую деятельность. Особо отметим, что Закон не требует от общественной организации никакой специальной лицензии на право проведения общественной экологической экспертизы.

Напомним, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона “Об экологической экспертизе” [2], общественные объединения (организации), осуществляющие общественную экологическую экспертизу, имеют право участвовать в государственной экологической экспертизе в качестве наблюдателей. Эту возможность не следует упускать из виду, поскольку это наиболее действенная возможность участия в государственной экологической экспертизе, которую данный закон предоставляет общественности.

Функции руководителя экспертизы и организации, проводящей экспертизу

На основе предыдущего обсуждения можно подытожить функции руководителя экспертизы. К этим функциям относятся:

• выработка (и при необходимости корректировка) стратегии проведения экспертизы;

• приглашение, в случае необходимости, дополнительных экспертов (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);

• постановка технических заданий перед экспертами (по согласованию с организацией, проводящей экспертизу);

• обеспечение взаимодействия между экспертами;

• проведение заседаний экспертной комиссии;

• подготовка (или руководство подготовкой) сводного заключения.

Более общая, но, пожалуй, важнейшая задача руководителя, которую необходимо принимать во внимание при выполнении любой из перечисленных функций, — обеспечение целостности и согласованности всего процесса общественной экологической экспертизы.

К функциям организации, проводящей экспертизу, относится:

• регистрация экспертизы;

• получение необходимых документов, связанная с этим переписка;

• подбор руководителя, формирование экспертной комиссии;

• взаимодействие с государственной экологической экспертизой (подбор и направление наблюдателей, передача заключения общественной экспертизы);

• создание условий для работы экспертной комиссии (например, обеспечение помещения для заседаний);

• заключение договоров с экспертами, оплата их труда (если эксперты работают не на общественных началах);

• организация работы с общественностью;

• решение вопросов, связанных с финансированием экспертизы.

Специального обсуждения заслуживает вопрос, в какой степени общественная организация должна принимать участие в руководстве экспертизой после того, как назначен ее руководитель. Как нам представляется, организации следует участвовать в принятии ключевых решений, определяющих стратегию экспертизы — прежде всего, в подборе дополнительных экспертов и постановке перед ними заданий. Может оказаться полезным выработать вместе с руководителем “рамочное” техническое задание на проведение экспертизы. С другой стороны, хотя в момент “первичного” формирования комиссии руководителя официально не существует, полезно обсудить состав комиссии и направления ее работы с потенциальным руководителем.

Результат общественной экологической экспертизы

Результатом общественной экологической экспертизы является Сводное заключение — итоговый документ, отражающий точку зрения экспертной комиссии (или организации, проводящей экспертизу) в отношении объекта экологической экспертизы (проекта строительства хозяйственного объекта, проекта программы, законопроекта и т.д.).

Как должно быть составлено Сводное заключение и на какие вопросы оно должно отвечать? Действующие нормативные акты регламентирует этот вопрос только для государственной экологической экспертизы. В соответствии с Федеральным законом “Об экологической экспертизе”, заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта экспертизы.

Установленной формы Заключения общественной экспертизы не существует. Мы предлагаем структуру Сводного заключения, которая, по нашему мнению, ориентирует комиссию на подготовку качественного документа, удовлетворяющего требованиям самой строгой профессиональной критики. Мы полагаем, что Сводное заключение общественной экологической экспертизы должно отражать следующие аспекты:

1. Правовые и процедурные вопросы;

2.Оценку качества проектной документации (в части оценки воздействия на окружающую среду) и процесса ОВОС;

3.Оценку допустимости реализации проекта.

В целом, для того чтобы точка зрения общественной экспертной комиссии была учтена в процессе принятия решений по проекту, следует излагать ее как можно более ясно, избегая выражений и доводов эмоционального характера.

Правовые и процедурные аспекты

Раздел “Правовые и процедурные аспекты” очень важен. Следует помнить, что даже судебные дела часто выигрываются (или проигрываются) по процедурным вопросам.

Поэтому к вопросам соблюдения процедур в процессе подготовки проекта следует отнестись особенно внимательно. К подготовке этого раздела нужно привлечь специалиста, хорошо знакомого с вопросами природоохранительного законодательства, а также специалиста, хорошо знающего процедурные аспекты разработки проекта. Очень полезно участие профессиональных юристов–экологов в подготовке именно этого раздела.

Раздел должен включать проверку соответствия процесса подготовки проекта установленным процедурам. Как правило, плохо проработанные проекты содержат серьезные нарушения процедуры согласований. Поэтому следует тщательно проверить корректность этой стороны подготовки проекта. Нередко нарушенной оказывается процедура отвода земельного участка под строительство. При экспертизе проекта строительства объекта хозяйственной (или иной) деятельности по крайней мере один из членов комиссии должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с землеотводом (по крайней мере, следует получить консультацию соответствующего специалиста). В других случаях нарушенными оказываются Водный, Земельный или Лесной кодексы. В заключении одной из общественных экологических экспертиз упоминается двадцать семь законодательных и других нормативных актов, нарушенных при подготовке проекта.

При обсуждении правовых и процедурных аспектов целесообразно иметь ввиду широкий спектр нормативных документов — от федеральных законов до ведомственных инструкций. Ведомственные инструкции становятся обязательными к исполнению для всех лиц, вне зависимости от ведомственной подчиненности, при условии их регистрации в Министерстве юстиции. Следует помнить, что часть проектов требуют от заказчика обязательного проведения процедуры оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), в том числе — процедуры согласования проекта с общественностью. Часто именно этот аспект остается вне сферы внимания заказчика. Поэтому следует обратить особое внимание на выполнение заказчиком процедур, предусмотренных “Положением об оценке воздействия на окружающую среду” [10].

Качество документации по экологическому обоснованию проекта

Ряд нормативных документов требует обязательного экологического обоснования намечаемой деятельности при подготовке проекта. Требования к этому разделу проектной (предпроектной) документации устанавливаются “Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности”, утвержденной Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (приложение к приказу Минприроды РФ от 29.12.95 № 539)3 [11]. Именно этой Инструкцией мы предлагаем руководствоваться общественным экспертам, оценивая качество документации по экологическому обоснованию. В России понятие качества обосновывающей документации практически не используется при проведении экологической экспертизы. Тем не менее, уровень подготовки материалов по экологическому обоснованию намечаемой деятельности — важный показатель качества проекта в целом. Низкокачественная, небрежно подготовленная документация по экологическому обоснованию намечаемой деятельности, как правило, свидетельствует о недостаточной проработанности проекта в целом и, конечно, его экологических аспектов.

Во многих странах качество процесса оценки воздействия на окружающую среду, а также качество итогового документа этого процесса4, рассматривается как один из важнейших факторов, от которых зависит возможность осуществления проекта. Итоговый документ низкого качества может служить источником серьезных проблем для инициатора деятельности. Для оценки качества итогового документа в ряде стран используют формальные критерии, которые помогают экспертам, готовящим EIS, а также экспертам, участвующим в оценке экологической приемлемости проекта, оценить качество подготовленной документации. Мы сочли, что подобные критерии могут существенно облегчить работу общественной экологической экспертизы.

Таким образом, анализируя проект, следует обратить особое внимание на качество документации оценки воздействия на окружающую среду.

В этой части Сводного заключения не пытайтесь оспорить (или принять) конкретные цифры, характеризующие величины выбросов и сбросов будущего предприятия. Обратите внимание, например, на то, что разработчики ограничились оценкой предполагаемых выбросов проекта. Большинство разработчиков не идет дальше этого шага. Между тем, оценка воздействия на окружающую среду — понятие, не сводящееся к прогнозу выбросов.

Оценка экологических последствий только начинается с факта установления количественных величин выбросов (сбросов). По крайней мере, несколько пунктов Инструкции [11] требуют дать обоснованный прогноз изменения состояния экосистемы при реализации намечаемой деятельности (п.п. 4.6, 4.7, 6.6, 6.12, 6.17). Другие пункты той же Инструкции требуют, чтобы в экологическом обосновании намечаемой деятельности было представлено достаточно материалов для оценки прогнозируемого воздействия на окружающую среду (п. 6.11). В целом, если документация экологического обоснования составлена в соответствии с Инструкцией [11], можно считать, что задача сводится к проверке прогнозов проектировщика и сопоставлении его выводов с экспертными заключениями членов комиссии. Если же проектная документация не содержит обоснованных прогнозов об изменении состояния окружающей среды, задача экспертов существенно упрощается, и документы могут быть возвращены на доработку как не соответствующие требованиям нормативного акта. В этом случае вопрос о допустимости реализации проекта мог бы вообще не рассматриваться. Тем не менее, поскольку мнение общественной экспертной комиссии не является решающим, мы рекомендуем в любом случае оценить принципиальную допустимость реализации проекта.

Проект экологической экспертизы по переработке отходов

В Санкт-Петербурге, городе с населением более 5 млн. и развитой промышленностью, отсутствуют площади для захоронения отходов. В Ленинградской области проблема размещения отходов также решена не полностью, значительный объем муниципальных отходов размещается на несанкционированных и необорудованных свалках.

В 2005 г. в Санкт-Петербурге была принята «Концепция по обращению с отходами на 2006-2014 годы», в которой было предусмотрено размещение полигона к югу от Санкт-Петербурга, на территории Ленинградской области. В 2009-2010 гг. Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области выбрали участок на границе Кировского и Тосненского районов Ленинградской области для размещения «Комплекса по переработке и размещению отходов на территории Ленинградской области».

В начале 2011 г. был разработана проектная документация «Комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга», который планировалось разместить Тосненском муниципальном районе Ленинградской области на площади около 200 га. Общая мощность Комплекса должна была составить 420 тыс. т/год, из них не менее 40 тыс. т/год будет перерабатываться.

На Комплексе предполагалась следующая схема обращения с отходами:

— сортировка ТКО, поступающих из Ленинградской области (в Санкт-Петербурге нет раздельного сбора ТБО);

— туннельное компостирование «хвостов» после сортировки и твердых пищевых отходов Санкт-Петербурга;

— захоронение брикетированных отходов, поступающих от мусоросортировочных и мусороперерабатывающих организаций Санкт-Петербурга, а также измельченных инертных строительных отходов.

Организация общественной экологической экспертизы

Планы по строительству вызвали серьезную озабоченность населения Тосненского района, в первую очередь города Никольское и поселка Ульяновка. Сложность экологической ситуации для жителей этих мест состоит в близости полигона для размещения опасных отходов «Красный Бор», на который попадают отходы до 1 класса опасности со всего северо-западного региона.

В 2010 г. группа активистов из Тосненского района обратилась в общественную организацию «Центр экспертиз ЭКОМ» (региональная общественная организация «Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей»), который зарегистрировал и провел общественную экологическую экспертизу проектируемого «Комплекса...».

Ключевыми факторами, сделавшими возможным проведение ОЭЭ, стали финансирование общественной экспертизы и предоставление проектной документации. Финансирование экспертизы осуществлялось за счет целевых благотворительных пожертвований местных жителей. Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга, выполняющий функции государственного заказчика, сотрудничал с Центром экспертиз ЭКОМ и передал документацию на ОЭЭ в полном объеме.

Общественная экологическая экспертиза проектной документации «Комплекс по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга» была зарегистрирована в ноябре 2010 г. Однако собственно экспертиза началась через полгода, когда проектная документация и результаты инженерных изысканий были переданы на ОЭЭ. Наряду с основным проектом, объектами ОЭЭ являлись два вспомогательных проекта — «Реконструкция системы водоснабжения и водоотведения» и «Реконструкция автомобильной дороги». Таким образом, общий объем представленной документации превысил 70 томов.

Была сформирована экспертная комиссия ОЭЭ, в состав которой, кроме председателя и ответственного секретаря, вошли специалисты следующего профиля:

— эксперт в области геологии;

— эксперт в области гидрогеологии;

— эксперт в области растительности и животного мира;

— эксперт в области охраны водной среды;

— эксперт в области охраны ландшафтов;

— эксперт в области охраны воздушной среды;

— эксперт по санитарно-защитным зонам;

— эксперт в области обращения с отходами;

— эксперт в области очистки сточных вод;

— эксперты в области права.

Председатель формировал технические задания для экспертов, в которые были включены следующие задачи:

1. Определить достоверность, актуальность и достаточность информации, представ-ленной в проектной документации.

2. Оценить качество проведения оценки воздействия на окружающую среду и раз-работки перечня природоохранных мероприятий и проверить достоверность про-ектной документации в части

— полноты и правильности описания природных условий;

— полноты и правильности выявления и прогноза воздействий на окружающую среду;

— полноты оценки предложенных альтернатив;

— достаточности предложенных мероприятий по охране окружающей среды;

— достаточности предложенных программ мониторинга и послепроектного анализа.

3. Изучить технологические аспекты намечаемой деятельности, и сделать выводы о соответствии предложенных решений современным требованиям и лучшему мировому опыту.

4. Определить соответствие проектной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством РФ в области охраны окружающей среды.

5. Сделать обоснованные выводы о допустимости воздействия и реализации проектной документации с учетом состояния окружающей среды и здоровья населения.

6. Определить необходимость доработки проектной документации по природоох-ранным вопросам.

На организационном заседании экспертной комиссии ОЭЭ эксперты получили документацию для работы.

Заключение общественной экологической экспертизы

Анализ в ходе ОЭЭ шел в двух основных направлениях:

— оценка соответствия проектной документации законодательству, где, в свою очередь, объектами оценки были:

• состав проектной документации;

• характеристика окружающей среды;

• прогноз воздействий проекта;

• мероприятия по охране окружающей среды.

— оценка соответствия намечаемой деятельности требованиям экологической безопасности, где оценивались

• обоснование выбора земельного участка;

• выбор технологий и других альтернатив;

• участие общественности.

Общественная экологическая экспертиза пришла к выводу, что проектная докумен-тация «Комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга» не в полной мере соответствует экологическим требованиям и требованиям экологической безопасности:

— в ОВОС не были рассмотрены альтернативы намечаемой деятельности, в том числе альтернатива отказа от деятельности («нулевая» альтернатива).

— описание окружающей среды не содержит всей необходимой информации для проведения ОВОС и разработки природоохранных мероприятий;

— ОВОС выполнена не в полном объеме, в частности, не была проведена оценка воздействия для этапов строительства и, частично, ликвидации намечаемой де-ятельности;

— мероприятия по охране окружающей среды не в полной мере обеспечивают защиту от возможных негативных последствий намечаемой деятельности;

— в процессе ОВОС не было учтено общественное мнение.

ОЭЭ пришла к выводу, что документация по проекту должна быть доработана в соответствии с действующим законодательством.

Общественная экологическая экспертиза «Комплекса по переработке и размещению отходов Санкт-Петербурга» была завершена в августе 2011 г. Ее заключение было передано представителям общественности Тосненского района, направлено инициатору деятельности, размещено на сайте Центра экспертиз ЭКОМ. При проведении государственной экологической экспертизы по объекту заключение было направлено в ее адрес.

Принятие решений по проекту

На протяжении всего времени обсуждения проекта и проведения ГЭЭ общественная оппозиция к проекту была очень активна, использовались как формальные, так и неформальные механизмы общественного участия, жители активно принимали участие в слушаниях, использовались инструменты лоббирования и пр. .

На государственную экологическую экспертизу поступили заключения от трёх общественных экологических экспертиз, в том числе заключение ОЭЭ, проведенной Центром экспертиз ЭКОМ. Два положительных заключения, подготовленные другими НГО, возможно, были инициированы заказчиком. Они не были рассмотрены ГЭЭ, так как были проведены до окончания разработки проектной документации. Инициатор деятельности доработал документацию в соответствии с замечаниями ОЭЭ, но основные недостатки, связанные с выбором участка и технологии, сохранились. Автор данной статьи присутствовала в качестве наблюдателя на заседание комиссии государственной экспертизы. Выводы государственной экологической экспертизы в целом совпали с выводами общественной и в мае 2012 г. было утверждено отрицательное заключение ГЭЭ.

Заключение

По опыту проведения данной экспертизы можно сделать следующие выводы:

1. Для проектов, являющихся объектами государственной экологической экспертизы, ОЭЭ остается эффективным механизмом экологической оценки и участия общественности.

2. «Узкими местами» ОЭЭ остаются финансирование и получение объекта экспертизы.

3. Успешному проведению ОЭЭ способствует активная позиция местного населения.

4. Низкое качество проработки экологических аспектов в проектах переработки и размещения отходов связано с рядом факторов:

— формальное применение принципа альтернативности, в результате чего на ранних этапах проектного цикла принимаются неоптимальные решения по выбору земельного участка, технологии переработки и пр.;

— качество проведения инженерных изысканий по ряду аспектов низкое, что не позволяет в дальнейшем адекватно разработать природоохранные мероприятия. Это, в частности, касается охраны растительности и животного мира;

— несогласованность природоохранных мероприятий с проектными решениями, что, по-видимому, является результатом того, что разработка разделов ОВОС и ПМООС (перечень мероприятий по охране окружающей среды) рассматривается проектировщиками как вторичная деятельность, изолированная от основного процесса проектирования.

Заключение

В заключение отметим, что возможности экологической экспертизы как инструмента влияния на принятие экологически значимых решений ограничены. Это связано не только с ограниченными правами общественной экспертизы, но и с местом экологической экспертизы, как государственной, так и общественной, в цикле подготовки проекта.

Экспертиза проводится, когда проект полностью готов и практически все решения уже приняты заказчиком (проектировщиком), когда инерция этих решений уже очень велика.

Поэтому экспертной комиссии в большинстве случаев остается лишь согласиться с готовым проектом или полностью отвергнуть его. Хотя существует возможность отправить проект на доработку, на практике такая доработка, как правило, уже не может затронуть принципиальных проектных решений и часто носит “косметический” характер.

Рассмотрение возможных альтернатив, сбор, анализ и учет различных мнений, позиций и предложений, организованные на этапе экспертизы, вряд ли могут повлиять на окончательное решение.

Поэтому экологическая экспертиза может стать инструментом остановки “катастрофического проекта”, но плохо приспособлена для обеспечения серьезной доработки проекта и внесения в него существенных изменений (как в случае, когда намечаемая деятельность рассматривается общественностью как необходимая или полезная).

Поэтому мы еще раз хотим обратить внимание читателя на процедуру ОВОС, потенциально обладающую значительно большей гибкостью, проходящую на более ранней стадии подготовки проекта и специально ориентированную на рассмотрение и анализ альтернативных вариантов в достаточно широкой перспективе. Правда, участие общественности в этой процедуре регламентировано еще менее подробно, чем вопросы, связанные с общественной экологической экспертизой, и тактика использования потенциальных преимуществ этого процесса нуждается в специальном обсуждении. Тем не менее, с нашей точки зрения, ОВОС является весьма перспективным инструментом экологического планирования, если она внедряется и проводится с учетом как мирового опыта, так и российских условий.

Разумеется, ни проведение общественной экологической экспертизы, ни даже внесение изменений в проектную документацию не является конечной целью общественностью.

Даже самые серьезные успехи, достигнутые на стадии экологической экспертизы, могут никак не повлиять на конечный результат. Возможно “ползучее” внесение изменений в проект заказчиком на стадии его осуществления (хотя это запрещено Федеральным законом “Об экологической экспертизе”), нарушение условий природопользования и т.п.

Поэтому общественный контроль за осуществлением проекта и последующей эксплуатацией хозяйственного объекта является естественным продолжением действий по проведению общественной экологической экспертизы.


Список литературы

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ

2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами от 15.04.1998 № 65-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ

Научная литература

1. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2015.

2. Дубовик О.В. Экологическое право. - М.: Издательство Проспект. 2018.

3. Ерофеев Экологическое право России. – М. 2017.

4. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2014.

Периодические издания

1. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. - 2015. - №8.

2. Чегасов Г.С. О работе управления Государственной экологической экспертизы // Экологическая экспертиза и ОВОС. - 2012. - №1.

Год сдачи
2020
Loading...

Последние статьи из блога

Методы урегулирования межличностных конфликтов в трудовой сфере

Межличностные конфликты в трудовом коллективе: причины и сущность

Сущность распределительной логистики

Теоретические основы развития воображения младших школьников в процессе обучения в условиях инклюзивного образования

Аннотация на статью Брагинская. В « Норманны VS славяне. 300-летняя война»

Интеграционные процессы в АТР

Сравнительная таблица «Монархия и республика»

Интеллектуальная поддержка дистанционного образования и экстерната

Функциональная структура использования СИИ

Основные виды и технологии интеллектуальных информационных систем

Искусственный интеллект в образовании

Проблема формирования представлений об архитектуре у детей среднего дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

Особенности представлений об архитектуре у детей среднего дошкольного возраста

Возможности формирования представлений об архитектуре у детей 4 -5 лет в ходе интегрированных занятий

Принцип права коренных народов

История олигофренопедагогики

Теоретические аспекты организации процесса товародвижения

Коллизии законодательства в области наследования в вопросах международного частного права

Правовое регулирование наследственных правоотношений граждан зарубежных государств на территории России и российских граждан за рубежом

Формы взаимодействия органов исполнительной власти Омской области и Администрации города Омска