План
Анализ этой темы стоит начать с постановки узких вопросов исследования. При раскрытии вопроса, который следует из темы, а именно: «Какова проблематика изучения свободного времени в рекреационной географии и географии туризма в 20 веке?» необходимо понимать, в какой именно промежуток времени данный вопрос был наиболее актуальным. Если мы говорим о проблемах и вопросах изучения свободного времени, логично, что наиболее остро этот вопрос стоял в период, когда количество этого самого свободного времени резко начало расти.
При рассмотрении любого вопроса, каким-либо образом привязанного к временному промежутку, следует учитывать индивидуальные особенности исследуемого периода. Для детальности и точности исследования необходимо описать выбранный для него временной промежуток.
Двадцатый век без сомнений стал эпохой рассвета как туризма, так и науки, изучающей это явление, географии туризма. Вовлечение широких масс общества в процесс туризма и как следствие глобальный, повсеместный рост числа туристских поездок обратил внимание научного сообщества на проблему низкой изученности вопроса миграций с целью туризма. Двадцатый век начался как-раз в таком настроении. Начались публикации первых строго научных публикаций, постепенно в научный обиход внедряются понятия: «география туризма», «туристический район». Научные публикации все чаще начали освещать экономическую и культурную важность туризма для принимающих туристов стран и районов. Ученые все чаще стараются дать точную характеристику влияния и воздействия туристских прибытий на природный и культурный ландшафт принимающих регионов. Все эти исследования в последствии дополняются статистикой, тем самым углубляют исследования, делают их более обоснованными. Резко, в течении первых трех десятков лет, диапазон изучаемых территорий вырос, повысив число изучаемых объектов
и явлений, которые были связаны с туристским движением. Накопление знаний в сфере туризма привело к тому, что эти знания было необходимо структурировать. В Берлине при Высшей торговой школе был создан
Исследовательский институт туризма. Параллельно Европейским исследованиям в США возникает тенденция на природно-рекреационную оценку и туристское планирование территорий, впервые в научных трудах употребляется термин «рекреационная география».
Пик популярности туристских поездок пришелся на 50е года 20го века, и это именно то время, о котором было сказано в начале. Рост количества свободного времени основного рабочего класса – необратимый процесс, который шагает в след за ростом научно-технического потенциала. Вспомним, как именно научно-техническая революция позволила людям меньше работать, заменив их ручной труд работой объектов крупного машиностроения и энергией пара. Рабочее время сокращается, вводится система отпусков, материальные возможности простых рабочих возрастают, позволяя им тратить эти ресурсы на рекреационную деятельность. Параллельно этим процессам развивается транспорт. Его совершенствование на фоне роста популярности путешествий приводит к тенденции на снижение его стоимости за счет исключения лишних опций. Создаются неправительственные организации из экспертов в области туризма. Вектор туристских исследований постепенно смещается в сторону системы, где человек является центром изучения. Таким образом ученые приходят к выводу о важной, а главное изменчивой временной системе «труд – досуг». Новейший этап в развитии географии туризма приходится на конец 20го века и продолжается уже в мире с более открытыми государственными границами и в условиях перехода экономики большинства бывших социалистических стран от плановой к рыночной.
Помимо всего прочего важно иметь понимание, что именно из себя представляет свободное время. Свободное время - есть часть внерабочего времени, которое не тратится на транспортное перемещение к месту работы, на удовлетворение базовых потребностей в еде, сне и пр. и на домашний быт. Как следствие мы понимаем, что «свободное время», «досуг», «рекреация» — это совокупность мероприятий, проводимых в определенный период времени.
Таким образом, поняв специфику изучаемого периода и определившись с понятием свободного времени, мы можем более аргументированно и точно определить проблематику изучения свободного времени в 20м веке.
Подводя итоги, стоит выделить три наиболее четко выделяющихся проблемы изучения свободного времени в 20м веке.
1.Сложность выдвижения каких-либо прогнозов, по причине отсутствия похожего исторического опыта.
2.Индивидуальность каждого члена общества, необходимо множество подходов для адаптации и усреднения.
3.Вариативность и зачастую мешающая взаимоисключаемость подходов изучения досуга, которая избегается комплексным их использованием.
Все эти проблемы не столько мешали развитию и накоплению знаний в изучении свободного времени и досуга, сколько помогали ученым и всему научному сообществу модернизировать и улучшать качество своих исследований.