Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Денежно-кредитная политика в Российской Федерации

В наличии
0 руб.

Скачать реферат Денежно-кредитная политика в Российской Федерации

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

Скачать

COДEPЖAНИE

Введение........................................................................................................... 3

1. Направление, цели и методы денежно-кредитной политики……………….4

2. Денежно-кредитная политика 2017 года……………………………………..9

Заключение.................................................................................................... 14

Список использованной литературы............................................................ 15

Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время в России экономическая ситуация и обстановка в денежном секторе является достаточной сложной: Правительство, Министерство финансов и Банк России вынуждены действовать в условиях недостаточности денежной массы, недооценки финансовых активов и активного платежного баланса. Поэтому тема работы является актуальной, т.к. именно от того, как Россия будет строить свою денежно-кредитную политику, насыщать экономику деньгами, возвращая им роль всеобщего средства обращения, платежа и накопления, изживать суррогаты и иностранную валюту из внутреннего национального оборота, будет зависеть ее будущее.

Объект исследования - экономика Российской Федерации в целом, а также область исследования ЦБ РФ.

Предмет исследования - роль центрального банка в экономике РФ, а также его участие в денежно-кредитной политике РФ.

Целью исследования является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:

- раскрытие понятия денежно-кредитной политики,

- анализ принципов денежно-кредитной политики,

- рассмотрение инструментов и критериев денежно-кредитной политики,

- ознакомление с «Основными направлениями единой государственной денежно - кредитной политики».

1. Направление, цели и методы денежно-кредитной политики

Высшая конечная задача денежно-кредитной политики состоит в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла на второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся оставшаяся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

С 1992 года денежно-кредитная политика Банка России направлена на достижение финансовой стабилизации, в первую очередь, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. В основе денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Банком России, лежит принцип количественных ограничений на прирост денежной массы.

С 1996 года приоритеты политики в денежно-кредитной сфере сместились в направлении увеличения реального предложения денег в экономике при дальнейшем снижении среднемесячных темпов инфляции. Нужно отметить, что кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что Центральный Банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита). Инструментов денежно-кредитной политики довольно много, и они очень разнообразны. Их подразделяют на экономические и административные.

Среди экономических методов классики выделяют обычно три метода это регулирование учетной ставки, норма обязательных резервов и операции на рынке ценных бумаг. Банк России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы[1]:

рефинансирование банков и предоставление кредитов. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило в виде векселей).

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам, т.е. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Это и является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке. Нормы данных резервов определяются именно ЦБ.

Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Минимальные резервы выполняют две основные функции:

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. К примеру, если коммерческий банк обанкротится, то именно эти резервы должны погасить вклады клиентов банка.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков, а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно - денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов. Операции на открытом рынке Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе.

Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральный банк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяет интенсивность своих операций, их частоту. Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе. Таким образом, операции на открытом рынке, этот метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих.[2]

Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности. Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, данный метод является прямым методом воздействия на деятельность банков.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён. Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.


2. Денежно-кредитная политика 2017 года

Денежно-кредитная политика учитывает среднесрочные прогнозы по мировой экономике и финансам, подготовленные международными организациями и ведущими зарубежными регуляторами. Эти прогнозы носят далеко не оптимистический характер, т.к. формулируются с учетом негативных текущих событий в ведущих странах. С начала 2016 г. в целом преобладают неблагоприятные тенденции в динамике мировых финансовых показателей, а также фондовых индексов, что во многом вызвано высокой волатильностью цен на нефть и негативными ожиданиями как политического, так и экономического характера. Так, в 2016 г. мировые валютные, фондовые и сырьевые рынки несколько раз оказывались в состоянии, которое некоторые специалисты даже характеризовали как критическое.

В целом предполагается, что темпы роста мировой экономики останутся на довольно низком уровне. При этом в развитых странах экономический рост будет более выраженным, тогда как в странах развивающегося мира сохранится более высокая степень неопределенности, и ожидается замедление роста.

В рассматриваемый период 2017-2019 гг. предполагается, что при реализации новых подходов будут сохранены антироссийские санкции. Даже в случае их отмены последствия санкций продолжат оказывать влияние (полностью изменились оценки долгосрочных рисков экономическими агентами). Кроме того сохранятся и неблагоприятные глобальные тенденции (в т.ч. геополитического характера). Нельзя исключать риск их дальнейшего углубления.

При этом под воздействием добычи из нетрадиционных источников (сланцевые нефть и газ), циклических закономерностей, структурных изменений экономики в связи с ростом нового технологического уклада, а также иных факторов, ценовая конъюнктура на мировом рынке нефти, газа и других сырьевых товаров, вероятно, также останется в целом неблагоприятной, даже несмотря на возможность некоторого роста цен на сырье.

Учитывая негативное влияние на экономику РФ внешней конъюнктуры, необходимо более активно использовать внутренние источники развития. Это будет минимизировать фактор внешних шоков и иных форм негативного воздействия на российскую экономику извне.

Необходимое условие благополучного перехода экономики РФ к длительной повышательной стадии роста и улучшения его качества (т.е. увеличение роли отраслей с высокой степенью переработки по сравнению с добычей) – это повышение инвестиций и более интенсивное, широкое и последовательное внедрение передовых технологий.

В России по итогам 2015 г. отношение кредит/ВВП составило 41%. При этом доля кредитов банков в инвестициях достигает всего 7,8%.

Для активизации инвестиционного процесса регуляторы и бизнес должны быть готовы к применению качественно новых мер в принципиально иных условиях. С этой целью предполагается использование механизма целевой эмиссии для доведения финансовых ресурсов до приоритетных отраслей по заниженным ставкам и на длительные сроки с обязательностью контроля за целевым расходованием этих средств.

Наибольший вклад в усиление инфляции в России в 2015 г. внесло ослабление рубля (на 80%). Вклад продовольственных контрсанкций к концу года значительно уменьшится.

В 2016 г. при стабилизации рубля, его вклад в инфляцию понизится. Эффект от контрсанкций – практически сойдет на нет. Влияние монетарных и прочих внутренних факторов будет примерно на уровне 5,5 п.п. (т.е. ок. 85% от общего итога) к концу 2016 г.

Кроме того, сжимается внутренний спрос – важнейший «драйвер» экономического роста. Стабилизация цен на существенно более высоком уровне (чем до девальвации) постоянно снижает внутренний спрос и возможности для экономического роста. При этом даже достижение нулевого уровня инфляции не будет нейтрализовать такое негативное воздействие (т.к. многие товары масштабно подорожали и население не может их приобретать, даже если цены на эти товары перестали расти).

«Обвал рубля» в 2014 – 2015 гг. привел к тому, что по параметру «отношение курс/ППС» Россия сегодня все больше отдаляется не только от развитых, но и от многих стран с развивающимися рынками. Это ставит РФ в положение неэквивалентного обмена при совершении сделок на мировом рынке (в т.ч. при покупке передовой технологии).

По подсчетам ОЭСР и Мирового банка, курс рубля к доллару по ППС составлял 19-23 руб./долл. в 2014 - 2015 гг. 2, т.е. курс рубля еще до его «обвала» в конце 2014 г. был почти в 3 раза занижен относительно ППС. В январе-феврале 2016 г. средний курс составил 77 руб./долл., т.е. курс рубля был примерно в 3,3 раза ослаблен относительно курса по ППС. В то же время, целесообразным представляется сегодня менее значимый уровень недооценки курса рубля относительно ППС.

Целевой сценарий развития денежно-кредитной политики в 2017-2019 гг.

При расчете параметров данного проекта ДКП на период 2017-2019 гг. был использован (целевой) сценарий, который предполагает активное наращивание денежной базы. Средний годовой прирост денежной эмиссии принимается на уровне 22-26%.

Понижение процентных ставок повысит спрос отраслей на денежные ресурсы, что приведет к росту показателей мультипликатора (М2/денежная база). Это приведет к повышению объема денежной массы. Вследствие этого в рассматриваемом сценарии прогнозируется, что рост эмиссии будет способствовать достижению уровня монетизации экономики (М2/ВВП) до 70-75% к 2020 г., что обусловлено необходимостью быстрого вывода экономики РФ на траекторию достаточно высоких темпов роста (4-8% в год).

Определенный вклад в рост денежной массы будут вносить также снижение норм обязательного резервирования, а также средства, направляемые регулятором на санацию банков. В частности, снижение нормы резервирования на 0,5 п.п. в год приведет к повышению денежной массы приблизительно на 150 млрд. руб.

Наряду с повышением денежного мультипликатора будет наблюдаться рост кредитного мультипликатора (под воздействием уменьшения норм обязательного резервирования). Расширение кредитования при этом будет способствовать росту инвестиций.

Одновременно одним из каналов повышения монетизации является складывающаяся тенденция увеличения золотого компонента в ЗВР. При покупке золота на национальном рынке регулятор также осуществляет эмиссию, повышая тем самым монетизацию экономики, и стимулируя рост добывающей промышленности.




Заключение

Денежно-кредитная политика эффективна лишь в сочетании с другими составляющими единой финансовой политики государства и не способна обеспечить долгосрочный эффект экономического роста.

Долгосрочного эффекта можно достичь лишь с помощью эффективной инвестиционной политики, для которой требуется создание комплекса благоприятных условий в краткосрочный период. Это и должны обеспечить денежно-кредитная и фискальная политика государства.

В данной курсовой работе проведена попытка последовательного анализа деятельности ЦБ России в направлении осуществления денежно-кредитного регулирования начиная. Не претендуя на полноту (учитывая обширность вопроса), приведенного анализа по традиционным методам осуществления денежно-кредитного регулировании, и как следствие - изменений в экономике страны в общем, вышеизложенный материал позволяет выделить основные, характерные моменты текущего периода в рамках рассматриваемого вопроса:

  • высокая степень взаимосвязи динамики по механизмам осуществления денежно-кредитного регулирования и динамики процессов в экономике РФ позволяет говорить об увеличивающейся действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;
  • следует отметить более решительный переход в политике Банка России от административно-командных к рыночным методам регулирования;
  • сочетание мер принимаемые ЦБ в области валютной политики и в области дисконтной политики по национальной валюте позволили добиться определенных успехов в процессе обеспечения устойчивости рубля, повышения размеров золотовалютных резервов;

Список использованной литературы

  • Абдулсаламова, А.А. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ: содержание, цели, теории и методы / А.А. Абдулсаламова // В сборнике: Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2016. - С. 22-23.
  • Моисеев, С. Р. Денежно-кредитная политика. Теория и практика / С.Р. Моисеев. - М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2015. - 784 c.
  • Грачева, Е. Ю. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики государства (финансово-правовой аспект) / Е.Ю. Грачева, Н.М. Артемов, Л.Л. Арзуманова. - М.: Проспект, 2015. - 641 c.
  • Дробышевский, С. М. Влияние выбора целей и инструментов политики денежных властей на уязвимость экономик / С.М. Дробышевский, Т.В. Евдокимова, П.В. Трунин. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 204 c.
  • Леонтьева Е. А., Механизм кредитно-денежной трансмиссии в России / Е.А. Леонтьева. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2015. - 120 c.
  • Марина Абрамова О, координации денежно-кредитной и финансовой политики в России / Абрамова Марина , Ирина Шакер und Ольга Захарова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 184 c.
  • Зиниша, О.С. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России в условиях кризиса / О.С. Зинища, А.А. Дышеков // Экономика и социум. - 2016. - № 5-1 (24). - С. 773-778.
  • Ачмизова, З.О. Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики / З.О. Ачмизова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 27-32.
  • Нугуманова, Л.М. Инструменты денежно-кредитной политики Банка России / Л.Г. Нугуманова // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 2. - № 52. - С. 98-104.


[1] Моисеев, oc С. oc Р. oc Денежно-кредитная oc политика. oc Теория oc и oc практика oc / oc С.Р. oc Моисеев. oc - oc М.: oc Московская oc Финансово-Промышленная oc Академия, oc 2015. oc - oc 784 oc c.

[2] Марина oc Абрамова oc О, oc координации oc денежно-кредитной oc и oc финансовой oc политики oc в oc России oc / oc Абрамова oc Марина oc , oc Ирина oc Шакер oc und oc Ольга oc Захарова. oc - oc М.: oc LAP oc Lambert oc Academic oc Publishing, oc 2015. oc - oc 184 oc c.


Loading...

Последние статьи из блога

Разработка системы финансового планирования (бюджетирования)

Architectonika of management system in agrarian sphere in conditions of sanction economy

Конверсия веб-сайта

Взаимодействие PHP и MYSQL

Синтаксис языка PHP

Адаптивная вёрстка сайта

Основные понятия, принципы и системы бережливого производства

Система прохождения государственной службы

Принципы служебной деятельности

Виды государственной службы

Практические рекомендации по совершенствованию поддержки малых форм хозяйствования в АПК Новосибирской области

Анализ деятельности управления развития сельских территории и инвестиций Новосибирской области в сфере поддержки АПК

Характеристика развития АПК Новосибирской области

Анализ ликвидности банковского сектора Российской Федерации

Теоретические аспекты обеспечения банковской ликвидности

Практическая реализация подсистемы голосового управления информационно-измерительных и управляющих систем

Аналитический обзор алгоритмов обработки речевых команд и систем голосового управления

Связь прецедентных текстов и языковой личности

Прецедентные тексты в лингвистике

Мошенничество в сфере государственных закупок