Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Советское государство и право в период Великой Отечественной войны

В наличии
5 руб. 100 руб.
Экономия: 95 руб. (-95%)

Скачать реферат за 5 рублей Советское государство и право в период Великой Отечественной войны

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Содержание

Введение........................................................................ 2

Реорганизация органов государственного управления; военное положение и его правовой режим..... 4

Развитие права в военное время.................................. 7

Суд и процесс в период войны.................................. 16

Заключение.................................................................. 21

Список литературы..................................................... 23


Введение

Тема моего реферата «Советское государство и право в период Великой Отечественной войны». Я считаю, что она наиболее интересна и актуальна в современном мире.

Цель данной работы дать глубокий анализ того, что было сделано в государстве и праве Советского Союза в период Великой Отечественной воны. А это перестройка советского государств, органов государственной власти и управления на военный лад; необходимость перестройки органов следствия, прокуратуры и суда с тем, чтобы обеспечить максимальную оперативность в борьбе с преступностью, установление твердой дисциплины и правопорядка как в тылу, так и на фронте при соблюдении принципа социалистической законности; война обусловила преобразование в различных отраслях права: трудовом, гражданском, семейном, уголовном.

Период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – важнейшая страница в истории отечественного государства и права. В это время общественный строй и государственное устройство подверглись серьезной проверке. Война поставила перед Советским государством новые и чрезвычайно сложные задачи: необходимо было отстоять социалистический строй, целостность, свободу и независимость нашей Родины; помочь порабощенным народам Европы в их борьбе против фашизма за свободу и демократию, спасти современную цивилизацию и культуру от фашистских варваров. Страна вынуждена была срочно перестраиваться на военный лад. Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным и советским органам с директивой, в которой была изложена в общей форме программа агрессором. В новой обстановке была проведена серьезная перестройка государственного аппарата. В условиях военного времени еще более усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе с тем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостью оперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно изменилась структура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многие подразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены.

Более подробно я рассказываю изложенное выше в главах своей работы.

Реорганизация органов государственного управления; военное положение и его правовой режим

Во время войны действовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти и управления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекали осенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны было три сессии ВС, посвященные ратификации союзных договорах, бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешних сношений. Кроме того, создавались чрезвычайные органы. При СНК СССР был создан Совет по эвакуации и другие специальные органы: Комитет по учету и распределению рабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих и др. В сентябре 1941 г. был создан Наркомат танковой промышленности, а в ноябре Наркомат минометного вооружения .

С первых дней войны Госплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Первый такой план на 3-й квартал 1941 г. был представлен через неделю после начала войны, а в августе - уже план до конца 1942 г. Органы статистики регулярно проводили срочные переписи имеющихся в стране материалов и оборудования (за время войны было проведено 105 переписей). Создавались чрезвычайные хозяйственные организации. Так, 8 июля 1941 г. были созданы Особые строительно-монтажные части (ОСМЧ), которые быстро перебрасывались с места на место для строительства и монтажа оборонных предприятий. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ с 400 тыс. человек (они находились на казарменном положении), а всего в ОСМЧ было преобразовано 90% организаций Наркомата строительства. За годы войны наркомат заново построил в восточных районах 3500 крупных предприятий и восстановил в европейской части 7500 предприятий.

Был учрежден Государственный Комитет Обороны, сосредоточивший всю полноту власти в вопросах войны (возглавил его И.В.Сталин). Вначале в ГКО входило пять человек, затем девять. ГКО не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК и ЦК ВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны (всего более 60).

В июле 1941 г. органы госбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВД. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены. При этом органы военной контрразведки были выведены из состава НКВД и переданы в наркоматы обороны и военно-морского флота (Главное управление контрразведки “СМЕРШ”).

В местностях, объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны, обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов, армий, военных округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которых влекло ответственность до уголовной.

В связи с успешным продвижением советских войск большое внимание стало уделяться восстановлению народного хозяйства на освобожденных территориях. Для общего руководства этой работой в августе 1943 г. при СНК СССР был создан Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации .

2 ноября 1942 г. была образована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба. В ее состав были введены видные общественные деятели (писатель А.Н.Толстой, академик Е.В.Тарле, митрополит Николай и др.). Она собрала и систематизировала огромный фактический материал. На оккупированной территории разными способами оккупанты непосредственно уничтожили 6,39 млн. человек гражданского населения. 5,62 млн. гражданских лиц были насильно вывезены на работы в Германии. Из них более 2,8 млн. погибли в Германии, и около 0,6 млн. скончались сразу после репатриации от тяжелых болезней и увечий.

Были расширены права союзных республик: в 1944 г. были учреждены наркоматы обороны республик, и созданы республиканские воинские формирования. Тогда же союзным республикам были предоставлены полномочия в области внешних сношений и созданы наркоматы иностранных дел. Белорусская и Украинская ССР участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.

23 июня 1941 г. по решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР для стратегического руководства вооруженными силами была создана Ставка Верховного Главнокомандования, в которую вошли члены Политбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля ее возглавил И.В.Сталин. 19 июля И.В.Сталин был назначен Наркомом обороны, а 8 августа Главнокомандующим вооруженными силами. Генштаб был переподчинен Верховному Главнокомандующему и стал оперативным органом Ставки. При Ставке был также создан Центральный штаб партизанского движения.

С июля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институт военных комиссаров, однако без права контроля над командным составом. В январе 1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия - погоны. Были учреждены новые ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Нахимова, Невского и др.

22 июня 1941 г. были учреждены военные трибуналы в районах военных действий и местностях, объявленных на военном положении. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и госбезопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Лишь о приговорах к высшей мере сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение. В 1943 г. было объявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте. Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны .

По Приказу Наркома обороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3-5 заградительных отряда на армию. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случае паники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. В публицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость, хотя сведений о расстрелах за градотрядами не приводилось. На деле это была мера психологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первого года войны показал, что самые большие потери войска несли с случае паники и беспорядочного отхода.

Во время войны широко использовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особо строгий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвата территории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941 г.).

Развитие права в военное время

Правовое регулирование трудовых отношений

В годы войны существенные особенности имело правовое регулирование трудовых отношений. Огромная масса трудоспособных мужчин была отвлечена от производительного труда вступлением в армию. К тому же в 1942 г. в зоне оккупации оказалась территория, на которой до войны проживало 40 % населения страны .Дефицит рабочей силы в советской экономике сказывался с тем большей силой, что война потребовала создания новых трудоемких производств, необходимых для обороны. В этих условиях государство вынуждено было прибегнуть к ряду чрезвычайных мер в области организации труда. Они применялись в сочетании с сохранившим силу законодательством, принятым до войны.

Можно наметить следующие основные направления развития институтов советского трудового права: 1) максимальная мобилизация трудовых ресурсов; практика создала множество видов и форм юридических актов, нацеленных на решение кадровой проблемы, приказами директоров совхозов, обязывавших всех лиц, проживавших на территории совхоза, включиться в выполнение тех или иных производственных заданий; 2) всемерное формирование трудовой отдачи, что решалось по средствам механизма институтов рабочего времени (обязательные сверхурочные работы, отмена отпусков и т.д.) и заработной платы (неограниченная сдельщина, премирование, аккордовая оплата и т.д); 3) всемерное укрепление трудовой дисциплины с использованием в качестве средств ее поддержания мер государственного принуждения вплоть до уголовной ответственности; 4) широкое развертывание сфер социального обеспечения ( издание новых нормативных актов по государственному социальному страхованию, мероприятия по материальному обеспечению семей советских воинов, трудоустройству инвалидов и членов их семей и т.д.).

Указом от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособного городского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на период военного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизации освобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а также матери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать). Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждан сроком до 2 месяцев .

В годы войны действовали и другие методы привлечения граждан к общественно-производительному труду, помимо трудовой мобилизации. Так, привлекались к труду инвалиды 3 группы и несовершеннолетние. Особенностью военного периода было использование в отдельных случаях на предприятиях промышленности в сельском хозяйстве и на транспорте труда военнослужащих, широко практиковались обязательные переводы на работу на другие предприятия и в другую местность.

В годы война балы проведена дополнительная система мер по переготовке и переподготовке кадров.

Вместе с тем трудовое право в военное время характеризуется рядом новых положений: оплата труда в трудовых рабочих и служащих, командированных в колхозы в порядке трудовой мобилизации; многообразие видов премирования, гарантийных и компенсационных выплат по различным основаниям (эвакуация, направление на сельскохозяйственные работы, обеспечение при переквалификации и т.п.).

Общей тенденцией в развитии института дисциплины труда во время войны является повышение ответственности работника за нарушение порядка на производстве и суровость мер взыскания.

Применяются меры, направленные на совершенствование организации труда и укрепление трудовой дисциплины в колхозах. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 13 04.1942 г. в зависимости от районов и характера хозяйства на время войны для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы был повышен обязательный минимум трудодней. При этом не только устанавливался общегодовой минимум, обязательный для выполнения, но и проводилась его разбивка по определенным периодам сельскохозяйственных работ. Обязательный минимум трудодней в году до 100 в Московской и других специально указанных областях и до 120 - в остальных районах СССР. Подростки в возрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году. Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезон работ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6 месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов за уклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней, сами привлекались к судебной ответственности.

Трактористам и ряду других механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. В страду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекались горожане, не работающее на предприятиях промышленности и транспорта, а также часть служащих, учащиеся и студентов с оплатой в трудоднях и сохранением по месту работы 50% оклада, а студентам стипендии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3.07.1941 г. была введена временная надбавка к сельскохозяйственному и подоходному налогам с населения. Его взимание было прекращено в связи с введением специального военного налога с 1.01.1942 г .к его уплате привлекалось все городское и сельское население с 18- летнего возраста. От налога освобождался четко очерченный круг лиц, например военнослужащие действующей армии, инвалиды, престарелые граждане. С 1.01.1946 г. взимание налога было прекращено.

Преимущества социалистической экономики в области финансов ярко проявилась в том что и в условиях исключительно тяжелого военного времени основным и решающим источником доходов бюджета продолжали оставаться накопления социалистического хозяйства, и прежде всего налог с оборота и отчисления от прибыли. Прекращение с 1944 г. эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита укрепило денежное обращение. Прочные финансы в годы войны явились одной из важных предпосылок победы Советского Союза на немецко-фашистскими захватчиками.

Правовое регулирование гражданских правоотношений

Гражданское право в те годы регулировало имущественные отношения с участием граждан таким образом, чтобы прежде всего обеспечить нужды фронта и жизненные интересы населения в тылу. Одновременно расширилась сфера административно- правового регулирования. Так, Указ Президиума верховного совета СССР от 22.06.1941 г. о военном положении предоставил военным властям в местностях, объявленных на военном положении, право производить изъятие транспортных средств и иного необходимого для обороны имущества не только у общественных и кооперативных предприятий и организаций, но и у граждан .

По мере освобождения оккупированных врагом территорий гражданское право начало сталкиваться с фактическими имущественными отношениями, сложившимися в условиях оккупации, а также со сделками, заключенными советскими гражданами на временно оккупированной врагом территории. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 1.12.1944 г. указа, что в соответствии с общим принципом, согласно которому на временно оккупированной территории в течении всего времени оккупации действовали советские законы, сделки советских граждан, совершенные на оккупированной территории в противоречии с советским законодательством, а так же заключенные по распоряжению или под давлением оккупационных властей, должны считаться не действительными, а возникшие на их основе правоотношения судебной защите не подлежат.

Расширялись права государства в отношении некоторых объектов права личной собственности (например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники). Граждане освобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейное имущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны. СНК в 1943 г. обязал органы власти восточных областей возвратить колхозам освобожденных районов скот, эвакуированный на восток.

В целом сужалось применение гражданско-правовых договоров и возрастала роль административно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военной продукции, поставок нефти, угля, металла и т. д.

Гражданское право усилило также охрану права личной собственности в связи с тем, что многие граждане по условиям военного времени оказались лишенными возможности наблюдать за своим имуществом. Были уточнены условия договора жилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращением жителей городов, введением льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи с гибелью большого числа граждан был расширен круг наследников, в него были включены трудоспособные родители, братья и сестры . Также на время войны за всеми лицами служившими в рядах армии и флота, сохранялась их жилая площадь.

Семейное право было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетных семей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременным выдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке и усыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, с фамилией и отчеством усыновителей). По Указу от 8 июля 1944 г , только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов. Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она не состояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода. Теперь развод производился только в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирению супругов. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд только в том случае, если супруги не примирились. Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней. Увеличивалась государственная помощь многодетным и одиноким матерям.

Охрана общественного порядка и борьба с преступностью

Обеспечение твердого общественного порядка, успешная борьба с преступностью в годы Великой Отечественной войны имели первостепенное значение для укрепления обороноспособности страны, прочности тыла, были важным условием успешной перестройки работы всех предприятий, учреждений, организаций на военный лад.

В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «О военном положении» на органы милиции были возложены обязанности по проведению в жизнь приказов военного командования, касающихся поддержания общественного порядка, и приказов, связанных с установлением особого режима в местностях, объявленных на военном положении.

Милиция оказывала содействие военным властям в привлечении граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны важных объектов, борьба с пожарами, в проведении военно-квартирной обязанности, и автогужевой повинности, в изъятии транспортных средств у государственных и общественных организаций и отдельных граждан; в надзоре за соблюдением правил работы предприятий; за правильностью отпуска продуктов и товаров населению.

Война на много усложнила и увеличила объем работы, выполнявшейся органами милиции, ввиду того что возросло число опасных преступлений, нередко совершавшихся в самых дерзких формах. К тому же трудные задачи, диктуемые условием военного времени, приходилось решать с меньшим числом квалифицированных сотрудников, так как более четверти личного состава милиции ушло на фронт.

Основными структурными подразделениями управления милиции республик, краев и областей были отделы: политический, уголовного розыска, БХСС, оперативный, службы и боевой подготовки, паспортно-регистрационный, ГАИ и секретариат.

Железнодорожная милиция включала дорожные, линейные отделы, отделения, линейные пункты.

От органов милиции требовалось умение проводить военные операции по задержанию вооруженных преступников, в частности дезертиров. Проживая на нелегальном положении по поддельным документам, дезертиры объединялись в группы и, и втягивали других лиц, занимались разбоями, грабежами и кражами. Уголовные элементы имели тогда большие возможности вооружаться за счет похищенного оружия и оружия, подобранного на полях сражений.

В условиях военного времени необходимо было усилить ответственность за хищение социалистической собственности, нарушения воинской и трудовой дисциплины, а также за многие другие деяния, общественная опасность которых в этот период значительно повысилась. В ряде постановлений ЦК ВКП (б), СНК СССР, приказов Прокуратуры СССР указывалось на необходимость сурового наказания расхитителей зерна и других сельскохозяйственных продуктов; в деятельности судов широкое применение находил Закон от 7.08.1932 г. .Уголовная ответственность за хищение горючего в МТС и совхозах специально устанавливалась Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.06.1942 г.( от 3 до 5 лет лишения свободы) .

В связи с тем что были установлены факты незаконного награждения лиц, которые не проявляли отличий на фронте и даже не были в действующей армии, Указом Президиума Верховного Совета от 2 мая 1943 г. устанавливалась уголовная ответственность соответствующих воинских начальников за незаконное награждение, а также присвоение орденов, медалей и нагрудных знаков.

В период войны лица которые были осуждены могли снять судимость при помощи заслуг в армии.

Сложной и разнообразной была административная деятельность милиции. Она состояла в патрулировании улиц в городах и других населенных пунктах с целью предупреждения правонарушений, регулирования движения, осуществления паспортной системы, реализации правил и строжайшем надзоре за их соблюдением.

Работа советской милиции по обеспечению общественного порядка в стране в годы войны, как и в мирное время, велась в тесном контакте с трудящимися. Кроме ранее существовавших бригад содействия милиции, возникла новая форма содействия милиции- группы охраны общественного порядка. Так же советская милиция вела активные боевые действия против фашистских захватчиков .

Совершив вероломное нападение на Советский Союз, гитлеровские захватчики стали чинить коварные злодеяния, варварски истребляли сотни тысяч мирных советских граждан. Фашистские оккупанты не только не считались с законами и обычаями войны, но совершали самые бесчеловечные преступления. Гитлеровцы расстреляли и замучили в душегубках и газовых камерах 12 млн. человек .

В ноябре Советское государство установило принцип уголовной ответственности для немецко-фашистских захватчиков и их сообщников за совершение ими чудовищных преступлений на территории СССР: «пытки, истязания, убийства мирных жителей, насильственный увоз в иноземное рабство сотен тысяч населения и вывоз в Германию личного имущества советских граждан, накопленного их честным трудом, а также колхозного и государственного имущества; разрушение памятников искусства и культуры народов Советского Союза и расхищение художественных и исторических ценностей; разрушение зданий и разворовывание утвари религиозных культов». За указанные преступления ко всем преступникам применялись санкции, установленные в советском уголовном праве еще ранее,- высшая мера наказания в виде расстрела и лишение свободы в виде тюремного заключения .

По Указу Президиума Верховного совета СССР от 19 апреля 1943 г. «Об уголовной ответственности немецко-фашистских захватчиков и их пособников» в отношении них вводились новые для советского уголовного права наказания: смертная казне через повешение и ссылка в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет. В отношении преступников, организовавших душегубки, лагеря смерти, наказание преследовало одну цель- справедливое возмездие.

Таким образом, перестройка деятельности органов государственной безопасности, милиции, судебного аппарата применительно к условиям военного времени явилась одним из факторов обеспечения прочного тыла страны и тем самым способствовала победе советского народа над гитлеровским фашизмом.

Вывод: Таким образом, перестройка деятельности государственных органов, законодательства и судебного аппарата применительно к условиям военного времени явилась одним из факторов обеспечения прочного тыла страны и тем самым способствовала победе советского народа над гитлеровским фашизмом.

Суд и процесс в период войны

Великая отечественная война диктовала необходимость перестройки органов следствия, прокуратуры и суда с тем, чтобы обеспечить максимальную оперативность в борьбе с преступностью, установление твердой дисциплины и правопорядка как в тылу, так и на фронте при соблюдении принципа социалистической законности.

Как уже отмечалось, Указ Президиума Верховного совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливал, что в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности принадлежат военным советам фронтов, армий, военных округов, а там, где нет военных советов,- высшему командованию войсковых соединений. За неподчинение распоряжениям и приказам военных властей, а также за преступления, совершенные в местностях, объявленных на военном положении, виновные подлежали уголовной ответственности по законам военного времени.

В изъятии из действующих правил о рассмотрении уголовных дел, в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передавались на рассмотрение военных трибуналов, подсудность которым расширялась.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» для обвинения в этом преступлении предавались на рассмотрение военных трибуналов .

Военным трибуналам, как уже отмечалось выше, были подсудны дела о самовольном уходе рабочих и служащих с предприятий военной промышленности и с предприятий других отраслей, обслуживающих военную промышленность. Самовольный уход с этих предприятий рассматривался как дезертирство, и лица, виновные в этом, подлежали ответственности в виде тюремного заключения на срок от5 до 8 лет .

В целях более оперативного реагирования на преступные действия в условиях войны Положение о военных трибуналах представляло военным трибуналам право рассматривать дела по истечении 24 часов с момента вручения обвиняемому копии обвинительного заключения. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Военным советам округов, фронтов, флотов, армий, флотилий предоставлялось право приостанавливать исполнение смертных приговоров с одновременным телеграфным сообщением об этом Представителю Военной коллегии Верховного Суда СССР, Главному военному прокурору Красной Армии и Главному прокурору Военно-Морского Флота (по принадлежности).

Общая судебная система, за исключением отмеченных реформ, оставалась неизменной. Не были изменены и основные принципы её организации и деятельности. В условиях войны в местностях, не объявленных на военном положении, народные суды оставались основным звеном судебной системы. Они рассматривали подавляющее большинство уголовных и гражданских дел. Каковы бы ни были условия военной обстановки, военные трибуналы не допускали рассмотрения дел в отсутствие обвиняемого.Они неуклонно соблюдали требования закона о вызове в судебное заседание свидетелей, показания которых имели существенное значение для дела.

Строго карая лиц, которые своими злостными действиями наносили ущерб обороне страны и подрывали боеспособность войск, военные трибуналы в то же время широко применяли примечание 2 к ст.28 УК РСФСР, дававшее суду право отсрочить исполнение приговора и направить осужденного для искупления своей вины в действующую армию. Подавляющее большинство осужденных, проявивших в последствии отвагу и храбрость в боях против немецко-фашистских захватчиков, было освобождено от дальнейшего наказания со снятием судимости.

В связи с тем что приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию на подлежали, широкое распространение получил надзорный порядок, контроль вышестоящих за нижестоящими.. Такая практика обеспечивала проверку всех дел, рассмотренных нижестоящими трибуналами, и исправление допущенных ошибок.

Принцип выборности судей военных трибуналов в период Великой Отечественной войны не применялся. Вопросы перемещения судей решались народным комиссаром юстиции СССР в отношении работников военных трибуналов фронтов, флотов, округов и армий, а в отношении нижестоящих трибуналов- представителями военных трибуналов фронтов, флотов, округов.

Военные трибуналы в период войны поделали большую работу, ведя борьбу со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами, расхитителями военного имущества, со всеми кто своими действиями подрывал дисциплину, боеспособность воинских частей. Значительный вклад в дело победы над врагом внесли и общие суды.

Великая Отечественная война не повлекла серьезных организационных изменений в системе органов прокуратуры, хотя и потребовала перестройки их работы применительно к новым условиям. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г «О военном положении» произошло расширение сети военных прокуратур. В действующей армии были созданы: военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений(общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, и тд.) В тылу возникли военные прокуратуры военных округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад и некоторых других.

В связи с переводом железнодорожного и водного транспорта на военное положение транспортные прокуратуры были преобразованы в военные.

Руководство органами военной прокуратуры осуществлял Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Главные военные прокуратуры Красной Армии, Военно-Морского флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.

Задачи органов прокуратуры во время войны были весьма разнообразны, но главные из них- решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, а с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, дезертирами, расхитителями военного имущества с дезорганизаторами тыла. Как и в мирное время прокуратура выполняла свои задачи путем общего надзора за соблюдением законов, расследования уголовных дел и привлечения виновных к уголовной ответственности, надзора за следствием и дознанием, за законностью и обоснованностью приговоров и решений судебных органов и т.д.

С окончанием войны и снятием в 1946 г военного положения с транспорта военные прокуратуры железнодорожного и водного транспорта были преобразованы в транспортные, а в 1960 г. упразднены вовсе .

Органы суда и прокуратуры в годы войны провели большую работу по предупреждению правонарушений как в тылу, так и на фронте. Они выявляли причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимали меры к их устранению, разъяснению военнослужащим и трудящимся советские законы, проявляли заботу о семьях защитников Родины и инвалидов войны.

Вывод: Таким образом, и во время войны процесс укрепления единства советского государства, усиления централизма и расширение полномочий органов Союза ССР сочетался с развитием инициативы органов государства, увеличение их прав, укрепление их суверенитете.

Заключение

Подводя итог выше сказанному, я попытался понять что было сделано в государстве и праве Советского Союза в период Великой Отечественной воны.

Война началась для СССР в крайне неблагоприятной обстановке. Фашистская Германия, совершившая разбойничьи нападения на нашу страну, обладала рядом преимуществ как в экономическом, так и в военном отношениях.

Вероломно напав на нашу Родину, Германия почти добилась полного уничтожения первого в мире социалистического государства, истребления десятков миллионов советских людей. Никогда еще за всю историю наша страна не подвергалась такой опасности. Война поставила перед Советским государством новые и чрезвычайно сложные задачи: необходимо было отстоять социалистический строй, целостность, свободу и независимость нашей Родины; помочь порабощенным народам Европы в их борьбе против фашизма за свободу и демократию, спасти современную цивилизацию и культуру от фашистских варваров.

Война потребовала подчинения деятельности государства задаче разгрома вражеского захватчика. ЦК партии, Советское правительство выработали конкретную программу перестройки страны на военный лад, мобилизации сил на разгром врага. Функции обороны страны были выдвинуты на первое место, хотя во время войны выполнялись и остальные функции Советского социалистического государства.

Условия войны потребовали существенной перестройке органов государственной власти и управления на военный лад; необходимость перестройки органов следствия, прокуратуры и суда с тем, чтобы обеспечить максимальную оперативность в борьбе с преступностью, установление твердой дисциплины и правопорядка как в тылу, так и на фронте при соблюдении принципа социалистической законности; война обусловила преобразование в различных отраслях права: трудовом, гражданском, семейном, уголовном.

Победа в Великой Отечественной войне, одержанная советским народом и его Вооруженными Силами, неопровержимо доказывает, что строительство и руководство ими, несмотря на отдельные ошибки и просчеты, проводились правильно, в соответствии с требованиями войны.

Важную роль в достижении победы советского народа в Великой Отечественной войне играли: быстро возраставшие возможность экономики страны по обеспечению фронта всем необходимым, боевое могущество Советских Вооруженных Сил, морально-политическая сплоченность советских людей, их беззаветная верность идеалам коммунизма, неугасимая любовь к своей социалистической Родине, массовый воинский и трудовой героизм. Великая Отечественная война вновь подтвердила, что подвиг во имя Родины- это норма поведения советских воинов в бою

Список литературы

1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.12.1941 г. Ведомости ВС СССР.1942

2.Научная литература

1. Деборина Г.Л. , Тельпуховского Б.С. Итоги и уроки ВОВ.М.,1970

2. Жукова Г.К. Воспоминания и размышления.М.,1974

3. Горный А.Г., Долгопятов Г.П, Медведев А.М. Организация и деятельность советской военной прокуратуры. В кН., На страже советских законов. М., 1972

4. Косицин А.П.История СССР. М., Наука.1973

5. Серебровский В.И. История развития советского наследственного права. М.,Л.1945

6. Еропкин М.И. Развитие органов милиции в Советском государстве. М., ИШ МВД СССР.1967

7. Устинов Д.Ф. Шестьдесят лет на страже завоеваний Великого Октября. В кН.,60 лет Вооруженных Сил СССР. М.,Политиздат.1978

8. Чистяков О.И. История отечественного государства и права. М.2000

9. Исаев И.А. История отечественного государства и права.М.1999.

3.Журналы

1. Жилин П.И. Уроки прошлого и заботы настоящего// Коммунист.1981. №7. С.61.

2. Шевякова А.А. Жертвы среди мирного населения в годы Отечественной войны//СОЦИС.1992. № 11.С.32.

3. Синицын А.М. Чрезвычайные органы Советского государства в годы Великой Отечественной войны// Вопросы Истории.1955. №2.С.41.

Год сдачи
2020
Loading...

Последние статьи из блога

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ