Содержание
Введение……………………………………………………….…………………..3
1. Характеристика груза и описание конструкции склада……………………..5
2. Характеристики склада………………………………………………………...6
3. Определение основных параметров склада…………………………………12
4. Определение среднесуточного грузооборота……………………………….14
5. Определение длины фронта погрузочно-разгрузочных работ…………….16
6. Разработка технологии погрузочно-разгрузочных работ…………………..19
7. Основные производственные фонды по складу после его реконструкции.21
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………25
Введение
Актуальность темы. Верный выбор и расчет технических и экономических показателей работы склада дает возможность минимизировать расходы на хранение, что позволяет повысить рентабельность.
Хозяйственная деятельность невозможна без функции хранения, поэтому важным звеном в организации работы предприятия является организация складского хозяйства. Прием, выгрузка, хранение, переработка, погрузка и отправка грузов, все это требует специальных грузовых площадок, платформ с подъездными путями, специально оборудованных и оснащенных технологическими средствами пунктов взвешивания, сортировки. И такие объекты логистической инфраструктуры предприятия представляют собой склады.
Склад — это комплекс зданий, сооружений и устройств, который предназначается для приемки, размещения и хранения поступивших грузов, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям, тем самым обеспечивая сохранность товарно-материальных ценностей, и позволяющий накапливать необходимые запасы.
По-своему назначение склад используется для хранения запасов, обеспечению бесперебойного и равномерного снабжения потребителей на основании заказов.
Современный мир технологий и совершенствований меняет свое отношение к складированию: оно уже рассматривается не просто как изолированный комплекс внутрискладских операций хранения и грузопереработки, а как эффективное средство управления запасами и продвижением материальных потоков в логистической цепи поставок предприятия. А склады, при этом, используются только лишь в тех случаях, когда они объективно необходимы и действительно позволяют снизить общие логистические издержки или повысить качество логистического сервиса.
Цель работы:
1. Рассмотреть организацию складского хозяйства на предприятии.
Задачи:
1. Определить назначение, основные задачи и функции складского хозяйства.
2. Изучить классификацию складов.
3. Рассмотреть какие встают задачи при организации складов.
4. Ознакомиться с возможными направлениями совершенствования организации работы складского хозяйства.
1. Характеристика груза и описание конструкции склада
На предприятии имеется склад материальнотехнического снабжения размерами в плане 126Х24 м (рисунок 1), на котором перерабатывается Qг 23 тыс. т грузов в год при сроке хранения хр сут. Из 1500 наименований грузов 20 % составляют метизы, 40 % - электротовары, 40 % - инструмент. Склад оснащен трехъярусными стеллажами с 1728 ячейками (три яруса по высоте, восемь стеллажей по ширине, 72 поддона по длине), которые обслуживаются электропогрузчиками. Склад работает в три смены на разгрузке железнодорожных вагонов и в одну смену на комплектации и выдаче грузов в цеха.
Рисунок 1 Существующий склад материально-технического снабжения до реконструкции с электропогрузчиками 1 и трехъярусными клеточными стеллажами
2. Характеристики склада
Складское хозяйство - это неотъемлемая часть любого предприятия, так как оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов.
Организация складского процесса - это система мер, предусматривающих качественное выполнение складских работ в установленные сроки при минимальных затратах труда и средств. Наравне с внедрением современной технологии переработки грузов, в основе которой лежат комплексная механизация и автоматизация технологических операций, важной предпосылкой дальнейшего повышения эффективности складского хозяйства является рациональная организация складского процесса.
Все работы по организации складского хозяйства определяются рядом факторов: складской хозяйство предприятие
* вид груза и условия его поступления на склад (так, например, организация работы по выгрузке пакетированных и непакетированных грузов различна по содержанию);
* размер партии грузов, который поступает на склад одновременно (партии грузов, принятые на склад, которые оказываются большими, чем в среднем за смену, нуждаются в организации дополнительных мероприятий по их разгрузке в установленные сроки);
* режим работы базы (работа в одну смену, отличается от организации работ в две или в три смены);
* тип складского здания или сооружения - открытая площадка, навес, закрытое помещение;
* способ отпуска и доставки материалов - в вагонах или автомобилях, крупными или мелкими партиями, централизованно или путем самовывоза. [3]
Складское хозяйство -- это комплекс складов и обслуживающий персонал, который исполняет приемку материальных ресурсов, а также их размещение, хранение, учет, проверку состояния и, непосредственно, подготовку к потреблению и отпуск.
Складское хозяйство имеет ряд основных задач:
· бесперебойное снабжение производства необходимыми материальными ресурсами;
· обеспечение сохранности материальных ресурсов;
· по возможности, максимальное уменьшение затрат, которые связанны с осуществлением складских операций.
А также складские помещения располагают набором функций:
- прием и хранение материальных ценностей;
- подготовка их к выдаче в производство (расфасовка, комплектование и т.п.);
- выдача в производство в установленном порядке;
-подготовка уже готовой продукции к отправке потребителю (комплектование, этикетирование, упаковка и т.п.), а также ее отпуск с оформлением необходимой документации;
- учет и управление движением запасов;
-разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию складского хозяйства.
Как уже было отмечено выше, одной из функций складов является обеспечение сохранности материальных ценностей, например, таких как: не допускать старения, окисления материалов, соблюдать пожарную безопасность, и другие. Поэтому на основании химических, физических, и других качеств хранимых материальных ценностей выбирается конструкция хранилища, устанавливаются наиболее рациональные параметры хранения, которые должны определять влажность воздуха, освещенность, температуру на складе, и т.д.). И от того, как правильно организовывается производственный процесс, зависит бесперебойность обеспечения производства всеми необходимыми материальными средствами. Правильное хранение помогает успешно выявлять сверхнормативные запасы и избегать потерь.
Организация складского хозяйства содержит следующие виды работ:
-анализ производственной структуры предприятия на предмет пропорциональности, непрерывности и ритмичности производственных процессов;
-определение номенклатуры и типа складских помещений;
-разработка схем размещения новых складских помещений, их проектирование, строительство;
-разработка оперативно-календарных планов работы складских помещений;
-организация учета и контроля движения материальных потоков через склады;
-организация выдачи и доставки грузов потребителям;
-анализ эффективности работы складского хозяйства, разработка и внедрение предложений по улучшению его работы.
В свою очередь эффективность складского хозяйства зависит прежде всего от складских помещений. Применение универсальных складов с низким уровнем механизации увеличивает стоимость складских операций и может привести к сбою в их работе. В то же время высокомеханизированные и специализированные внутризаводские склады позволяют добиваться высокой организации их работы.Склад - это ограниченное охраняемое пространство, приспособленное для хранения и переработки грузов с целью сохранения их качествами выравнивания материалопотоков по времени, объемам и ассортименту. Площади на товарных складах обычно делят на помещения основного производственного назначения и вспомогательные. Первые служат для выполнения основных технологических операций, в том числе для хранения товаров, экспедиции и переработки. Вспомогательные помещения предназначены для хранения тары, размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также различных служб и иных целей.
Условно пространство склада можно разделить на две основные части: площади, непосредственно используемые для хранения товара, и площади, не используемые для хранения. При планировании склада рекомендуется поддерживать соотношение этих площадей в пропорции не менее чем 2:1.
Планировка складских помещений должна обеспечивать возможность применения эффективных способов размещения и укладки единиц хранения, использования складского оборудования и условия для полной сохранности количеством колонн или пролетов. Такой принцип внутренней планировки зон склада позволяет поддерживать поточность и непрерывность складского технологического процесса.
Для улучшения условий эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться организовать единое пространство склада, без перегородок и с максимально возможным зрения является однопролетный склад (шириной не менее 24 м). Эффективность использования складского объема во многом зависит также от высоты складирования, которая должна учитывать размеры транспортных единиц и максимально приближаться к технологической высоте склада. На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет само содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливают состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их взаимное расположение. Рассмотрим планировку товарного склада общего пользования как наиболее распространенного вида склада.
Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке продукции покупателям на складах выделяют следующие основные зоны:
зона разгрузки транспортных средств, которая может располагаться как внутри, так и вне помещения;
экспедиция приемки товара, в том числе с операциями по приемке продукции по количеству и качеству;
основная зона хранения;
зона комплектования заказов;
экспедиция отправки товара;
зона погрузки транспортных средств, которая располагается вне зоны хранения и комплектования.
Перечисленные операционные зоны склада должны быть связаны между собой проходами и проездами.
Зона разгрузки транспортных средств должна примыкать к экспедиции приемки товара (зоне приемки продукции по количеству и качеству). Под зону хранения продукции отводится основная часть площадей. Она состоит из территории, занятой единицами хранения, и площади проходов. К зоне хранения должна примыкать зона комплектования заказов. Эту зону в свою очередь следует располагать рядом с экспедицией по отправке единиц хранения.
Зона разгрузки товара используется для механизированной и ручной разгрузки транспортных средств, а также для выемки товара из транспортной тары, приемки по количеству и кратковременного хранения до момента передачи в экспедицию приемки товара. Экспедиция приемки товара (может размещаться в отдельном помещении склада) служит для приемки товара по количеству и качеству, ведения учета прибывшего товара, его временного хранения до передачи в зону основного хранения склада.
На участке подготовки товара к хранению (размещается в зоне приемки товара или в основном помещении склада) происходит формирование мест хранения. Товар в эту зону может поступать из экспедиции приемки товара и или с участка разгрузки.
В зоне хранения (главная часть основного помещения склада) выполняют операции по хранению товара.
В зоне комплектования (может размещаться в основном помещении склада) осуществляется формирование единиц транспортировки потребителям, содержащих подобранный в соответствии с заказами необходимый ассортимент товара.
Экспедиция отправки используется для приемки товара экспедитором (получателем товарной партии), а также для кратковременного хранения подготовленных к отправке грузовых единиц.
В зоне погрузки происходит ручная и/ или механизированная загрузка транспортных средств.
3. Определение основных параметров склада
Предварительный анализ показывает, что основными недостатками существующего склада являются неполное использование объемов и недостаточная перерабатывающая способность. Для того чтобы устранить эти недостатки, рассмотрим вариант оснащения склада более высокими стеллажами, мостовыми кранами-штабелерами и некоторыми другими устройствами, о которых будет сказано далее. Определяем нагрузку (т) на поддон с размерами а= 1,2 м, b= 0,8 м при высоте укладки грузов с = 0,9 м по формуле:
Принимая для метизов объемную массу = 0,9 т/м и коэффициент заполнения объема поддона fm=0,9; для электротоваров = 0,5 т/м и fm = 0,7; для инструмента = 0,65 т/м и fm = 0,8.
G метизы = т
G электротовары= т
G инструменты = т
Находим среднюю нагрузку поддона:
,
принимаем вероятности Pi отдельных групп грузов в общей номенклатуре (см. исходные данные) - 0,2; 0,4; 0,2.
G ср. =0,03 т.
В пролете длиной 24 м можно установить два мостовых крана-штабелера с длиной моста 1м= 11,1 м. Тогда число поддонов (стеллажей), помещающихся по ширине склада:
принимаем k c b = 1,0 и c c b = 0,85 - ширина подкранового и среднего стеллажей; Впр= 1,4 м - минимальная ширина прохода для колонны и грузозахвата крана- штабелера
х = 1,23
Высота яруса в стеллажах:
Ся = 1,22
Число ярусов по высоте:
принимаем Hп = 5,1 м - высота подъема грузозахвата крана-штабелера при высоте здания Н = 7,2 м
z = 3
Число поддонов по длине склада:
y = 74
Общее число мест для хранения поддонов в складе:
R = 1,23*74*3 =273,06
4. Определение среднесуточного грузооборота
Суточное количество выдаваемых скомплектованных грузов при годовом грузопотоке Qг= 23 тыс. т/год
Среднесуточный грузооборот определяем по формуле:
принимаем Тв= 260 сут - число дней работы склада на выдачу грузов; kв= 1,4 — коэффициент суточной неравномерности выдачи грузов.
= 23 000*1,4/260 = 123,84 т/ в сутки
Число поддонов, которые нужно хранить в течение одних суток со скомплектованными грузами:
Rв = 123,84/1,46=84,82
Основной запас хранения грузов: Е=(R-Rв) G =(4440-281.4)0.44=1829,8 т.
Годовой грузопоток, который может быть переработан в данном складе при сроке хранения грузов хр сут:
Таким образом, при оснащении склада мостовыми кранами-штабелерами в нем может быть переработан заданный грузопоток Qг=23 тыс. т/год при сроке хранения грузов =25 сут.
Qг = 1829,8*360/260 = 2533,57
Суточный грузопоток прибытия грузов:
Количество отправляемых и прибываемых полувагонов определяем по формуле:
где – средняя загрузки полувагона,
Nв = 2533/ 25 = 101 вагон
5. Определение длины фронта погрузочно-разгрузочных работ
Длина разгрузочного железнодорожного пути: Lж=120/2+6+15*3+3=114 м. где 120 и 6 м - общая длина зоны хранения, а также технических и бытовых помещений; 15м - длина пути для установки одного вагона.
Время электропогрузчика при разгрузке вагонов: 0,0183 0,144 H 0,2 К 0,49 р t э l h h [мин], принимаем l = 18 м - средняя длина перемещения груза;
hH = 0,2 и hК = 1,5 м - средняя высота подъема вилочного грузозахвата в начале и в конце рейса.
Необходимое число электропогрузчиков для разгрузки подачи из трех вагонов в нормативное время ж = 2,25 ч, при времени вспомогательной операции 0 =10 мин:
Время цикла мостового крана-штабелера при приеме грузов в склад из вагонов:
принимаем s = 2 - число поддонов в ячейке каркасных стеллажей; k1 v = 50, в v = 12,5; м v = 20 м/мин - скорости передвижения крана, грузозахвата по высоте и тележки по мосту; а = 1,2 м - длина поддона; Ся = 1,22 м - высота яруса стеллажей;
z = 3 - число ярусов в стеллажах; n = 2,5 об/мин - частота вращения колонны крана-штабелера.
Число кранов-штабелеров для приема грузов на склад в нормативное время ш = 2,25 ч из четырех вагонов с загрузкой каждого в q = 24 т:
принимаем t k = 0,9- коэффициент использования оборудования по времени. Время цикла крана-штабелера при выдаче грузов из хранилища для отборки и комплектации заказов цехов принимаем:
Средняя порция выдачи одного наименования грузов:
принимаем 1 = 0,3; 2 = 0,15; 3 = 0,27 т - порции выдачи в цехи метизов, электротоваров, инструмента (задаются в исходных данных);P1= 0,2; P2= 0,4; P3= 0,4 - вероятности выдачи этих же групп грузов. Число кранов-штабелеров, занятых на выдачи грузов на комплектацию:
Время цикла крана-штабелера при погрузке автомобиля:
принимаем lш= 8 м - среднее расстояние передвижения моста кранаштабелера при погрузке скомплектованных пакетов, временно хранящихся в ближайших ячейках стеллажей; 0,33 и 0,28 мин - время передвижения грузозахвата по высоте и тележки по мосту (взяты из времени цикла кранаштабелера при приеме грузов в зону хранения).
Время погрузки одного автомобиля:
принимаем qa = 2 т - средняя загрузка одного автомобиля. Число одновременно загружаемых автомобилей:
принимаем в k = 1,4 - коэффициент неравномерности суточной выдачи. Принимаем ma=1. Число кранов-штабелеров, занятых на погрузке автомобилей:
6. Разработка технологии погрузочно-разгрузочных работ
Погрузка или выгрузка тарно-упаковочных и штучных грузов с применением погрузчиков осуществляется бригадой в составе одного водителя и четырех грузчиков. Рационально, если отдельные грузчики имеют права водителя, что позволяет им при необходимости работать на погрузчиках. Бригада такого состава обслуживает секции склада, где осуществляется выгрузка груза из вагонов и погрузка его на автотранспорт или выгрузка груза из автотранспорта и погрузка его в вагон.
Для лучшего использования площади складов и обеспечения нормальных условий работы погрузчиков бригадир перед началом смены совместно с производителем работ планирует рациональное размещение в складе поддонов с грузом и определяет порядок складирования груза в штабеля. В зависимости от рода груза применяются разнообразные грузозахватные и груз поддерживающие приспособления: поддоны, съемные наконечники-удлинитель т.д.:
В начале выгрузки водитель электропогрузчика подвозит порожние поддоны на склад, к дверям вагона, а грузчики открывают двери и приступают к укладке груза на поддоны у дверей вагона. Поддоны с грузом водитель отвозит в склад.
После освобождения междверного пространства в вагоне грузчики по двое с каждой стороны вагона загружают поддоны внутри вагона, а водитель электропогрузчика отвозит поддоны с грузом в склад.
Состав работы: только формирование или расформирование пакетов, т.е. взятие груза в вагоне, автомашине, складе и укладка на поддон или снятие груза с поддона и укладка в вагоне, автомашине, складе; перемещение груза погрузчиком и укладка его в штабель (снятие со штабеля).
Количество электропогрузчиков определяется по формуле:
n =Qp / П
где Qp - суточный расчетный грузопоток, т;
П- производительность погрузочно-разгрузочной машины.
Производительность погрузочно-разгрузочной машины определяется по формуле:
Пдн(н)см=Нвыр*tдн(н)см/tр;
Где tсм- продолжительность смены, час;
Нвыр - норма выработки электропогрузчика-114т, для различного рода грузов в пакетах до 1,5 тонн;
t р - продолжительность рабочего дня принимается 12 ч.
Определяем производительность погрузочно-разгрузочной машины в дневную смену, продолжительность работы погрузчика в дневную смену 9 часов:
Пднсм=114*10/12=95
Определяем производительность погрузочно-разгрузочной машины в ночную смену, продолжительность работы погрузчика в ночную смену 10часов:
Пнсм=114*9/12=85,5
Определяем количество электропогрузчиков отдельно для ночной и дневной смен:
- в дневную смену:
n = 2533/95=26,67=27 шт
- в ночную смену:
n = 2533/85,5=29,63=30 шт.
7. Основные производственные фонды по складу после его реконструкции
Принимаем Hх = 8,4 м – высота здания; X = 24 м – ширина пролета здания; Lc = 126 м – длина здания; (Hx) = 15 руб./м3 - стоимость м3 полезного объема склада; R – число поддонов на складе; я = 0,04 т – расход металла на стеллажи в расчете на один хранящийся поддон; kст = 280 руб./т – стоимость 1 т металлоконструкций стеллажей; kэ, kш – стоимость одного погрузчика и крана-штабилера; Kвор – затраты на сооружение ворот для автовъезда на склад; lкон = 14 м – длина конвейера для подачи пакетов грузов в зону действия кранов-штабилеров; kкон = 150 руб./м – стоимость 1 м длины конвейера; Gпп=15 т – расход металла на подкрановые пути для крановштабилеров; kм = 200 руб./т – стоимость 1 т металлоконструкций.
Годовые эксплуатационные расходы по складу после его реконструкции:
,Э2=Зр+(381+12+3+5)*0,05+15*0,34+49,8*0,52+16*0,15+2,1*0,25=53,98,
принимаем Кзд = 381 тыс. руб. - стоимость здания; Кж = 12 тыс. руб. - стоимость железнодорожного пути; Кпп = 3 тыс. руб. - стоимость подкрановых путей для кранов-штабелеров; Квор = 5 тыс. руб. - стоимость ворот для автовъезда на склад; Кэ=15 тыс. руб. - стоимость трех электропогрузчиков; Кст = 49,8 тыс. руб. - стоимость стеллажей; Кш =16 тыс. руб. - стоимость четырех мостовых кранов-штабелеров; Кк = 2,1 тыс. руб. - стоимость конвейера; 1= 0,05; 2= 0,34; 3= 0,052; 4= 0,15; 5 = 0,25 - отчисления на содержание, амортизацию и ремонт зданий и строительных сооружений, электропогрузчиков, стеллажей, кранов-штабелеров, конвейеров. Себестоимость переработки 1 т груза после реконструкции склада:
е2= 53,98/
Приведенные затраты по складу после реконструкции:
принимаем EН = 0,15 - нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений.
П2= 53,98+ 0,15 =54,13
Приведенные затраты на 1 т годового грузопотока:
54,13/2533,57 = 0,03 (руб\т).
Для определения экономической эффективности реконструкции склада
определяем технико-экономические показатели существующего положения.
Для сравнения результатов эти расчеты должны быть проведены по той же методике, что и для проектного варианта.
Заключение
Основное назначение склада - концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов и потребителей.
Традиционно склады рассматривались как места для долгосрочного хранения товаров, и основной их функцией считалось складирование, которое заключалось в содержании и обеспечении сохранности запасов участниками логистического канала. Под понятием "складирование" обычно понимается совокупность следующих операций: размещение товаров; количественная и качественная сохранность запасов; учет запасов; обновление запасов.
Склад обладает рядом функций, к которым относятся: формирование ассортимента внутри склада в соответствии с заказом клиента; обеспечение концентрации и хранения запасов; сглаживание асинхронности производственного процесса; утилизация партии отгрузки; предоставление услуг.
Все виды и типы складов, в зависимости от различных признаков, классифицируют по укрупненным группам: назначению, видам или степени родственности хранимых материалов; степени механизации складских операций, типу здания или его конструкции; сфере действия и месту размещения; степени огнестойкости, возможности доставки и вывоза груза, местоположению и т. п.
Организация складского хозяйства является важным звеном в организации работы предприятия, поскольку оказывает непосредственное влияние на ход производственных процессов. Основным направлением повышения эффективности работы складского хозяйства является комплексная механизация и автоматизация работ, а также улучшение использования складских помещений.
При выполнении курсового проекта была приведена характеристика груза, выбрана схема комплексной механизации и описана конструкция склада. Определен объем суточной грузо переработки.
Был произведен расчет средств механизации и контингента рабочих. Рассчитали технико-экономические и экономические показатели.
Привели работы, которые выполняются при обслуживании техники.
Список используемой литературы
1. Журин А.В. Склады и складское оборудование предприятий автомобиле- и тракторостроения: Учеб. пособие для ВУЗов /А.В. Журин, Г.В. Поздеев, Ю.Ю. Покровский. – Тула: Изд-во ТулГУ. 2011. – 212 с., ил.
2. Волгин, В. В. Кладовщик. Устройство складов. Складские операции. Управление складом. Нормативные документы / В. В. Волгин .— 5-е изд., стер. — М. : Ось-89, 2008 .— 544 сРазмещено на Allbest.ru