Введение......................................................................................................... 3
Начало великого переселения гуннов.......................................................... 4
Гунны и Рим.................................................................................................. 5
Гуннский этап Великого переселения народов игерманские миграции... 7
Формирование этнического облика Европы............................................... 9
Заключение.................................................................................................. 16
Список использованной литературы.......................................................... 17
Второй этап Великого переселения народов начался сактивного перемещения кочевников, тюрко-монгольских хуннов, надвигавшихся на Европу с востока.
Хунны не пожелали войти в государство Сяньби. В 155 г. сяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви: из которых одна слилась с победоносными сяньбийцами; другая — убежала в Китай, третья попряталась в горных лесах и ущельях Тарбагатая и бассейна Черного Иртыша; четвёртая с боями отступила на запад и к 158 г., в ходе миграции объединилась с угорскими и самарскимиплеменами, достигла Приуралья, а затем Поволжья и нижнего Дона.
Через 200 лет они стали известны как гунны, эти кочевники инициировали (начали) Великое переселение народов, изменившее политическую карту Европы.
Первый натиск гуннов испытали южноуральские племена и позднесарматское население Нижнего Поволжья. Подошедшие к Каспийскому морю, а вскоре и к Нижней Волге, гунны в значительной степени восприняли местную сарматскую культуру. В 370-х гг. они двинулисьдвумяпотоками: соднойстороныпосеверному побережьюЧерногоморяивосточно-европейскихстепей,сдругой — через Кавказ, Грузию и Армению в Сирию, покоряя и тесня всех на своем пути.
Гунны переходят Волгу и обрушиваются на Предкавказье. Во второй половине IV в., продвигаясь на запад, гунны разгромили в бассейне Дона племя ираноязычных аланов, включив его в свой племенной союз. Было разгромлено государство причерноморских готов, в подчинении у которого находились многие соседние племена, так же, впрочем, как и вестготов (с Атанарихом во главе). Часть остготов вошла в состав гуннского объединения, другая же передвинулась на запад. Преследуя их, гунны разрушили несколько пограничных римских городов.Далее захватили Крым, потомэллинские города бывшего Боспорского царства, в том числе Пантикапей (ныне – Керчь).Боспорское царство, столетиями существовавшее на Керченском полуострове, особенно не пострадало. Скорее всего, правители Боспора сразу признали верх пришельцев и вынесли им дань добровольно. Ко второй половине IV в. гунны представляли уже смешанные преимущественно тюрко-угорские и ираноязычные племена. Сарматы, аланы и готы, вынуждены были признать сюзеренитет гуннского хана или переселиться в отдаленные и более безопасные районы. Затрудненные в своем движении огромной добычей захваченной при разгроме остготского царства, гунны не пошли дальше Днестра и вернулись в Предкавказские степи через Дербентский проход.
Подударамикочевниковземледельческиенародыпокидалиобжитыеместа,вступаливборьбуссоседями.Натиск тюрко-монгольских кочевников гуннов сдвинул с места готов и славян. Затем пришли в движение остальные народы Западной Европы. Этот процесс получил название Великого переселения народов и стал причиной вытеснения германцев из Восточной Европы, а также падения Западной Римской империи.
Разрушая и уничтожая на своем пути все не мастерством, не особым военным искусством, а упорством, дикарским бесстрашием и, главное, своей ужасающей численностью, гунны сокрушали какую угодно оборону и побеждали! Вихрем налетали они на стройные, подготовленные для привычного боя отряды противника, стреляли из луков, метали копья, набрасывали арканы... и вдруг рассыпались по степи, волоча за собою пленных. Потом снова нападали, разом со всех сторон — и опять разбегались поодиночке.
Гунны применяли давнишнюю тактику номадов: они гнали только что покорившихся на передовую линию против следующих врагов, а сами оставались позади, подстегивая своих подчиненных и помогая им в самые решительные моменты. Это предохраняло их от значительных потерь в людях. Таким образом, нарастая, как снежный ком, появились они и в Средней Европе, захватили в своем движении на запад и среднеевропейские славянские племена, которые стали служить им буфером против их врагов на западе.
С гуннами Рим столкнулся еще в 379 г., когда те, идя по пятам вестготов, вторглись в Мезию. С тех пор они неоднократно нападали на балканские провинции Восточной Римской империи, иногда терпели поражение, но чаще уходили лишь по получении откупного.Такконстантинопольское правительство превратилось в их данника. В 395-397 гг. они вторглись в Сирию, Каппадокию и Месопотамию, затем во Фракию и Иллирию.
Гунны стремительно проходят путь от Танаиса на Балканы. Разгромив остготов,около 400 г. гунны появились на Дунае.Сплошным потоком двигались уходившие от гуннов германские племена: алеманны, бургунды, свевы; племя вандалов было унесено этим потоком на другой берег моря — в Африку. Над Европой почти безраздельно царили гунны. Оставаясь в основной своей массе кочевниками, гунны нуждались главным образом в пастбищах для скота и военной добыче и поэтому продолжали свои завоевания. При этом они беспощадно уничтожали целые деревни и города, взимали дань с покоренного населения.
Вызванное движением гуннов переселение народов привело к разделению Римской империи в 395 году. Восточную часть империи стали называть Византией, по имени города Византия, на месте которого в 30-х годах Ⅳ века император Константин построил свою новую столицу — Константинополь.
Распаду и падению Западной Римской империи в немалой степени способствовало восстание багаудов. Багауды — («возмущенные», «мятежные») — название галльских повстанцев. Гнетущие налоги, злоупотребления властей, насилия завоевателей — все эти факторы рождали народные волнения. Волнения были особенно сильными в тех северных и западных провинциях, где сохранились свободные крестьянские общины. Арморика (Бретань), запад и юго-запад Галлии оказались охваченными в IV-V вв. настоящими восстаниями.
Переселение основной массы придунайских готов в Империю произошло именно после ее раздела. АрмияЗападной Римской империи состояла к этому времени по большей части из варваров, во главе ее стоял вандал Стилихон и его войска состояли по большей части из германцев.Стилихон понимал, что силы империи истощены и стремился по возможности откупиться от варваров.В 397 году, после разгрома готов римским полководцем Стилихоном, они получили права федератов и были поселены в Македонии.В 408 г., обвиненный в потворстве своим соплеменникам, разорявшим тем временем Галлию, и вообще в чрезмерной уступчивости варварам, он был смещен и вскоре казнен. После этого германцы отказались защищать Италию.
Везеготам досталась одна из самых богатых провинций Галлии – Вторая Аквитания. С 412 г. вестготы воюют в Галлии и Испании с врагами империи, иногда и против нее,пока в конце концов не оседаютформально на правах федератов — в Юго-Западной Галлии, в районе Тулузы. Районы северного побережья Галлии стали занимать саксы. В районе рейнской границы вновь начали передвижения салические франки. Они жили в Токсандрии на положении федератов и контролировали укрепленную линию римских дорог вдоль городов Кёльн-Тонгерен-Бавэ-Булонь, а также сдерживали натиск аламаннов и бургундов на южной границе Германии.В то же время рипуарские франки со Среднего Рейна заселяют районы между Маасом и Рейном. В 436 г. они заняли область вокруг Майнца, а к середине V в. окончательно заняли Кёльн. Таким образом, франки постепенно заселили земли обеих Бельгийских провинций диоцеза Галлии. Ближе к Рейну стали подтягиваться и племена бургундов. Возглавляемые конунгом Гундахаром, в 407 г. они заняли Майнц и прилегающую к нему долину Рейна. Это был второй миграционный импульс в переселении бургундов к югу. Уже в 413 г. они стали федератами Западной империи и заняли область на левом берегу Рейна. В 20–30 гг. V в. не менее напряженная и опасная ситуация сложилась в другом диоцезе Галльской префектуры – Испании. После ухода в Африку вандалов и аланов в Испании активизировались племена свевов.
В центральной Европе поселились многочисленныекочевые племена из Приволжских и Прикаспийских степей. Племена гуннов стали новыми хозяевами этих стратегически важных районов. Последнее обстоятельство неизбежно заставляло, частично осевших в приграничных районах Римской империи и в значительной степени уже ставших частью военно-политической имперской системы варваров, в основном германцев, по возможности искать выход в переселении на более отдаленные и соответственно более безопасные территории.
Основной поток Великого переселения народов принял западное направление. Около четверти века прошло с тех пор, как придунайские готы переселились в Империю. Со времени избрания Алариха конунгом они представляли собой компактную этническую массу не только близкородственных, но и отличающихся друг от друга племенных групп. Это была уже более консолидированная этносоциальная общность, которая, выполняя федератские функции, могла не только поддержать власть императора «чужого народа» и государства, но и продемонстрировала Империи готовность и желание служить своему конунгу. Массовое переселение германцев в Империю, воспринималось ими как осознаниенепреложного неизменного факта своего включения в огромную державу.
Первый этап переселения готов Алариха в Италию проходил в 400–402 гг. Усиливались территориальные споры из-за Иллирика, сенат откупился от Алариха, просьбы не были удовлетворены.
В августе 408 г. готский конунг Аларих вновь предпринял попытку переселить свой народ в Италию. Он проявлял незаурядную настойчивость, требуя от императора Гонория деньги за службу, обещая увести свой народ в Паннонию. Но даже эти предложения Алариха были отвергнуты. Уязвленное самолюбие лишенного звания магистра армии молодого конунга Алариха подтолкнуло его к походу на Рим. Перейдя Юлийские Альпы, Аларих беспрепятственно двинулся по Ломбардской низменности,пересек реку По у Кремоны и направился к Риму.
В октябре 408 г. они уже стояли у стен Рима, начав осаду города. Аларих требовал для себя звания римского полководца, а для своего «народа» ежегодной выдачи денег и зернаи получить для постоя одну провинцию Норик. Однако из Равенны последовал отказ, и в конце 409 г.
Аларих начал наступление на г. Милан (резиденция Гонория). В 410 г. Аларих блокировал порт Остье, перекрыл доступ продовольствия в Рим:хлеб с острова Сицилия. 24 августа 410 года войска Алариха,почти без сопротивления захватили Рим. Подступив к Риму, Аларих потребовал все золото, все серебро и все драгоценности — все, что было в городе. «Что же ты оставишь жителям?» — спросили послы римлян, и Аларих коротко ответил: «Жизнь!» Готы три дня грабили захваченный город, его роскошные дворцы, храмы и церкви — а затем внезапно оставили Рим, сгрузили награбленное в огромные телеги и двинулись на юг.
Вестготы уходят из столицы империи. В их планы не входило подчинить ее политически. Цель была — добиться справедливости, получить недовыплаченное чиновниками, а также заодно — новые, еще лучшие земли на законном основании, а не путем захвата. Аларих хотел переправить свое племя в Африку, подальше от гуннов — но не смог; в конце концов, готы ушли из Италии и основали свое княжество в южной Галлии, на берегах Гаронны.
24 августа 410-го Великий Рим впервые со времен становления государства переживает высшее унижение — он взят врагами впервые за свою тысячелетнюю историю.
Падение Вечного города многие восприняли как крушение всей империи. Однако, получив военную помощь с Востока, правительство Западной Римской империи сумело в короткий срок взять ситуацию под контроль.
Великое переселение народов явилось переломным этапом во всемирной истории, начало которому положил именно гуннский союз племен своим продвижением из глубин Центральной Азии на запад европейского континента. Начиная с этого времени, происходил синтез, интеграция общественных отношений, культур и традиций племен и народов, населявших евразийское пространство.
При этом отметим, что еще задолго до гуннов в Европе имели место переселения и миграции. Здесь прежде всего следует сказать о германцах. Самым ранним античным источником по средним и североевропейским областям являются сообщения Пифея из Массалии (ГУ в. до н.э.), греческого автора, ученика Аристотеля. Пифей первым подчеркнул отличие кельтов и скифов (Skythen) и передал свидетельства о землях и их обитателях, которые позднее назывались германскими [1].
В качестве прародины племен, которые позже называли себя «германцы» (“Germani”), выступает Южная Скандинавия, Дания и германские области Северного и Балтийского морей. В Ув. до н.э. их продвижение в направлении к югу доходило уже до Гарца и Зале, где германцы сталкивались с кельтами [2].В дальнейшем с начала нашей эры германские союзы племен находились в постоянных передвижениях и столкновениях с Римской империей.
Подлинным этапом, апогеем Великого переселения народов явились передвижения гуннов с востока на запад евразийского континента. Гунны (хунны) с древности населяли Центральную Азию. Они относились к тюркоязычным племенам. Еще в IV в. до н.э. китайцы называли гуннов среди своих самых серьезных противников. Гуннские военные вожди добились значительных успехов в войнах с Ханьской империей. В первые века нашей эры происходит миграция гуннских племенв том числе с территории Казахстана и других регионов Центральной Азии на запад. В середине IV в. н.э. гунны вторглись на земли между Волгой и Доном. Завоевав аланов на Северном Кавказе, подчинив Боспорское царство, они перешли Дон, сокрушили многоплеменную державу остготского короля Эрманариха в Юго-Восточной Европе (375 г.). Этот год послужил началом целого ряда передвижений, приведших к Великому переселению народов в Евразии и Европе.
В 376 г. теснимые гуннами вестготы перешли Дунай и с разрешения римского правительства поселились в пределах римской провинции Мёзии с обязательством военной службы и подчинения. С тех пор гунны неоднократно нападали на балканские провинции Восточной Римской империи. Отношения же гуннов с Западно-Римской империей поначалу строились на другой основе. Так, гуннские наемные отряды составляли определенную часть армии Рима, особенно с 20-х гг. V в. Империя использовала их, в частности, для борьбы с то и дело поднимавшими мятеж франками и бургундами, обосновавшимися на Рейне, а также с багаудами - крестьянами северо-западной Галлии, пытавшимися отложиться от Рима. В конце 40-х гг. ситуация изменилась. Правитель гуннов Аттила (род.ок. 395 г., ум. в 453 г.) стал вмешиваться во внутренние дела Западной Римской империи. Аттила правил с 434 г. по 453 г., при нем Гуннская держава достигает своей наибольшей мощи.Накопив и сконцентрировав силы, правитель гуннов организовал поход на Западную Европу, ставивший целью расширение территории своей державы. Борьба с гуннами объединила Римскую империю и вестготов и другие союзы кельтских и германских племен. Были забыты прежние противоречия и борьба. Объединенное войско Рима, Вестготского королевства и других союзов племен Запада возглавил патриций Флавий Аэций. Последний в свое время в период борьбы за власть в Риме бежал к гуннам, получил их поддержку и, вернувшись в 433 г. с гуннским войском в Италию, снова занял высшие должности в государстве и получил командование вооруженными силами Империи.
В апреле 451 г. в огне пылали города Галлии Мец, Тонгерен, Шпейер, Реймс. Сильная паника ох-ватила и Париж. Жители древней Лютеции хотели уже бежать. Легенда приписывает спасение города необычайно храброму поведению некоей женщины - св.Геновеи (Женевьевы) [Heilige Genovea], которая впоследствии стала известна как покровительница Парижа. Из “Жития св.Геновеи” мы узнаем: “В то время король гуннов Аттила начал опустошать провинции Галлии. Поскольку жители Парижа опасались его жестокостей и гнева, решили они отправить всех женщин и детей и некоторое имущество в надежные места. Тут явилась св. Геновея с тем, чтобы во что бы то ни стало уговорить женщин не покидать в час опасности город, в котором они родились и выросли, более того, готовить себя и своихмужчин к обороне. Они должны просить бога о помощи и спасении. Матери послушали святую и решили оставаться в городе и полагаться на божию милость. Так, святая уговорила мужчин не уходить из
Парижа и оставаться, прося бога о помощи, который может спасти их от нависшей опасности...” [3].Но Аттила не дошел до Парижа, с левого фланга гунны подступили к Орлеану, начав его штурм. Следует заметить, что он был хорошо защищен каменными мостами через Луару и высокими крепостными башнями. Как мог выстоять Орлеан натиску столь грозного врага? Осажденным Орлеана вовремя подоспело римское войско и силы Вестготского королевства. Это, конечно, осложнило захват города.
Не исключено, что Аттила, усомнившись в быстром его захвате, снял осаду. Может быть, Аттила обратился к Оракулу, поскольку гуннские прорицатели советовали ему не продолжать осаду. Возможно, и Аттила искал для сражения более удобное открытое место... И местом решающего (генерального) сражения стали Каталаунские поля в Шампани (Франция).
В оценке рассматриваемой крупнейшей битвы ряд западных ученых нового и новейшего времени, черпая сведения у хронистов раннего средневековья, используют их некритически. А это всегда затрудняет задачу объективной оценки исторической реальности. Как писал бельгийский историк А.Пиренн, Аттила, пройдя Рейн весной 451 г., опустошает все до Луары. “С помощью германцев остановил его [Аттилу - К.Ж.] Аэций вблизи Труа. Франки, бургунды и вестготы и др. оказались хорошими союзниками; военное искусство римлян и германская храбрость решили здесь все... Смерть Аттилы в 453 г. повлекла за собой развал его державы и спасла тем самым Запад...” [4].
Традиции западной историографии в оценке истории гуннов во многом повлияли и на русскую, советскую историографию, в том числе и постсоветскую литературу. Положение в Галлии, на наш взгляд, можно объяснить слишком большим размахом походов Аттилы и невозможностью в пределах огромной территории сдерживать под единым руководством массу племен и образований, которые социально и этнически с гуннами не были связаны. И, действительно, силы гуннов после “битвы народов” 451г. отнюдь не были исчерпаны[5]. Свидетельством тому служит тот факт, что буквально в следующем году Аттила предпринял новый поход теперь уже в сердце Римской империи - Италию.
Сразу же после возвращения с галльского похода 451 г. Аттила возобновил требования к Восточно-Римской империи об уплате дани в прежних размерах, как было ранее при императоре Феодосие. В противном случае, как писал Приск, Аттила угрожал войной. И это обстоятельство также свидетельствует о том, что силы и боевой пыл гуннов были далеко не исчерпаны. Напротив, их властитель по-прежнему соперничает с двумя Римскими империями одновременно. Уже весной 452 г. он собрал боеспособное войско и приступил к организации нового похода и теперь уже ни куда-нибудь, а в сердце Римской империи - Италию. В таком исходе свою роль сыграла, по-видимому, и византийская дипломатия, которая путем сложных интриг сумела направить Аттилу против Запада и тем самым отвести от себя нависшую угрозу.
В этом походе войска гуннов захватили такие города, как Аквилея, Конкордия, Альтин, Патавий /ныне Падуя/, Вицетия /ныне Виченца/, Верона, Бриксия /ныне Брешия/, Бергамо, Милан, Тицин /ныне Павия/. При этом разрушениям подверглись те города, которые оказывали сопротивление; некоторые из них предпочли сдаться, не выдерживая наступления гуннов. И если Аттила, стоявший у стен Рима, остановился перед папой, то этого нельзя сказать о другом персонаже того времени Гейзерихе, короле вандалов. Тремя годами позже, в 455 году тому же Льву I не удалось удержать его. Вандалы опустошили и разрушили, до нитки обобрали его население; отсюда понятие «вандализм» - массовое уничтожение культурных и материальных ценностей, зверства и бессмысленная жестокость. После 14 -дневного разграбления Рима Гейзерих со своими войсками ушел из города. Есть сведения, что король вандалов вывез оттуда и тысячи пленных римских ремесленников. Как писал, в частности, Прокопий Кесарийский, Гейзерих, «нагрузив на корабли огромное количество золота и иных царских сокровищ, отплыл в Карфаген, забрав из дворца и медь, и все остальное. Он ограбил и храм Юпитера Капитолийского и снял с него половину крыши. Эта крыша была сделана из лучшей меди и покрыта густым слоем золота, представляя величественное и изумительное зрелище.
Из кораблей, что были у Гизериха, один, который вез статуи, говорят, погиб, со всеми же остальными вандалы вошли благополучно в гавань Карфагена» [6]. Возвратившись в Паннонию правитель Гуннской державы занялся подготовкой нового похода, но уже против Восточно-Римской империи. Как писал Иордан, «Аттила вернулся на свои становища 58и, как бы тяготясь бездействием и трудно перенося прекращение войны, послал послов к Маркиану, императору Восточной империи, заявляя о намерении ограбить провинции, потому что ему вовсе не платят дани, обещанной покойным императором Феодосием..
Последние месяцы своей жизни король гуннов провел в подготовке похода на Восток. Но новой войне с Византийской империи не суждено было случиться. Весной 453 г. правитель Гуннской державы Аттила умер. Итак, мы рассмотрели события 451- 452 гг. Обе европейские войны гуннов свидетельствуют о военной мощи Гуннской державы. Если в 451 г. Западно-Римская империя объединила почти весь Запад против гуннов, - то через несколько месяцев (менее года) она не смогла противостоять их вторжению в самое сердце Империи. И то, что властитель огромной Гуннской державы, данниками которой были обе Римские империи, остановился перед капитулирующим городом Римом, внимая просьбам посольства во главе с папой римским, - говорит о мудрости Аттилы. Он остановил буйство своего войска, отказываясь, по существу, от бессмысленных разрушений и жертв. Здесь Аттила выгодно отличается от короля вандалов Гейзериха или - вестготов Алариха. Гуннские вторжения сер. V в. - 451-452 гг. объективно еще более расшатали Западно-Римскую империю, приближая её падение. Это событие произойдет очень скоро, т.е. в 476 г., когда последний западно-римский император Ромул Августул будет смещен предводителем германских наемников Одоакром - сыном Эдеко (Эдикон), который в свое время занимал высокое положение при Аттиле.
Здесь мне хотелось бы сказать о периодизации всемирной истории рубежа античности и средних веков, которая касается истории Евразии и России. Как известно, в русской и советской историографии концом эпохи древней истории и началом средних веков было принято считать 476 г. Эта дата, фигурировавшая и в советской историографии, оставшаяся в нынешней российской - это всего лишь условная дата, год низложения последнего Западно-римского императора, чем крупное историческое событие. Предпосылки были заложены веком раньше с момента бурных событий Великого переселения народов в Европе после 375 г., когда гуннские вторжения в Европе всколыхнули весь евразийский континент, Европу, имевшие далеко идущие последствия по глобальности и масштабам, способствовавшие переходу от одной эпохи к другой, от одной цивилизации к другой. Это и было эпохальным событием, общим для всех государств Европы и Азии. Поэтому мы с большим основанием можем датировать начало средневековой истории в глобальном масштабе, в том числе применительно и к истории Росии именно с 375 г. - переломного момента Великого переселения в Евразии. Такой подход к вопросу о конце истории древнего мира и начале средневековой истории был отмечен в частности в целом ряде выступлений у нас и за рубежом и отражен в типовой программе по истории средних веков, разработанной и изданной кафедрой всемирной истории, историографии и источниковедения
После смерти Аттилы держава гуннов на Западе распалась при его сыновьях. Часть гуннов оставалась севернее Нижнего Дуная. Большая их часть ушла в Причерноморье и далее на восток по направлению к Уралу и Аральскому морю, т.е. в исконные восточные пределы огромной Гуннской империи. Здешние гунны продолжают свои походы в соседние страны. Так, гунны-эфталиты после успешной борьбы с Сасанидами в конце V в. подчинили себе Гандхару. Их вожди Тораман и Михиракула в первой четверти VI в. овладели державой Гуптов в Индии.
Между Адрианопольским сражением и падением Западной империи основная масса германских племен пережила наиболее яркий период своего участия в истории Великого переселения народов. С одной стороны, именно германские племена выступили в качестве того динамита, который в конечном итоге взорвал Западную империю. Но с другой стороны, оставляя ведущие приоритеты за германцами, нельзя не учитывать и то, что последний век Западной империи был как бы обрамлен гуннским присутствием. Оно активизировало германское миграционное пространство как в начале массового переселения в Империю в 376 г., так и незадолго до окончательного крушения Западноримского государства в 476 году.
Переселениенародов, сочетавшееся с крупными восстаниями и народными движениями во многих странахЕвропы,непрекращалосьнапротяжениидлительногопериода средневековья в 5-9 вв.
За период почти векового существования в бурную эпоху Великого переселения народов, Гуннская держава объективно оказала свое воздействие на судьбы европейской, евразийской истории в плане перехода к новой эпохе и цивилизации средних веков.
После распада Гуннской державы в европейских степях остались кочевать многочисленные племена, которые упоминаются в ряде раннесредневековых источников. Среди этих кочующих этнических групп выделялись авары. Данные археологии подтверждают историческую преемственность Аварского каганата VI-VII вв.и Гуннской державы, его многоплеменность, развитие международных связей от Востока (Алтай, области Центральной Азии, Иран) - до Запада (Византийская империя, союзы германских племенных образований и королевств) [8].
В дальнейшем массовые миграции славянских племен, а затем и переселение их на территорию Византийской империи явились одним из завершающих этапов Великого переселения народов в Евразиии Европе
1.Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов // Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. https://archive.is/20130407011054/kronk.narod.ru/l...
2.Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. СПб: 2005. 346 с.
3.Гавритухин И. О. Гунны // БРЭ. Т. 8. М., 2007. — С. 160.
4.Вернадский Г. В.. Древняя Русь. Глава IV. Гунно-Антский период (370—558 гг.), 1943 г.
5.Юй Тайшан. Исследование проблем истории и этнической идентичности гуннов в китайской историографии. // Китайский институт общественных наук. Научно—исследовательский институт истории.
6.Засецкая И. П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V в.). СПб., 1994.С. 151—156; её же. Гунны на Западе// История татар с древнейших времен: В 7 т, Т. I: Народы степной Евразии в древности. Казань, 2002. С. 148—152
7.Никоноров В. П., Худяков Ю. С. «Свистящие стрелы» Маодуня и «Марсов меч» Атгилы: Военное дело азиатских хунну и европейских гуннов, — СПб /Петербургское Востоковедение, 2004; М/. Филоматис, 2004.— 320 с. (Серия «Militaria Antiqua», VI). ISBN 5-85803-278-6 («Петербургское Востоковедение»)
8.Томпсон Э. А. Гунны. Грозные воины степей. — М., 2008. — С. 77.
9.Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. — С. 259—264.
10.Томпсон Эдвард. Глава 3. Гуннское общество до Аттилы. Часть 3 // Гунны. Грозные воины степей. — 2017. — 548 с.
11.История гуннов в западной историографии. Изучение истории гуннов в Европе (рус.). articlekz.com. Проверено 22 сентября 2017.
12.Отто Менхен-Хельфен. История и культура гуннов. — Москва: Центрполиграф, 2014. — С. 12. — 479 с. — ISBN 978-5-9524-5131-5.