Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Декабристы о сибирской ссылке

В наличии
0 руб.

Скачать бесплатно реферат Декабристы о сибирской ссылке

Категория: Рефераты
Будем благодарны если Вы поддержите проект ссылка на помощь проекту

Содержание:

  • Введение
  • Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством
  • Научная деятельность
  • Медицинская деятельность
  • Педагогическая деятельность
  • Декабристы и сибирская интеллигенция
  • Общественный кружки 30-40-х годов в Сибири
  • Борьба декабристов с административным произволом
  • Декабристы и сибирская буржуазия
  • Заключение
  • Список использованной литературы


Введение

184 года назад в России произошло событие, знаменующее новый период в ее историческом развитии. История организованного революционного движения в нашей стране началась с восстания декабристов. Попытка декабристов преобразовать Россию революционным путем была прервана трагическим разгромом восстания на Сенатской площади.

Им не суждено было реализовать грандиозные планы (переустройства России) и воплотить свои замыслы в жизнь. Но эта борьба дала свои плоды. Декабристы разбудили лучшие умы России, ее лучшие интеллектуальные силы. Разгром восстания 14 декабря 1825 года уничтожил надежды декабристов на революционные преобразования в России. Но, брошенные в тюрьмы, находившиеся на каторгах и в ссылках, они в большинстве своем не только остались верны прежним убеждениям, но и мучились новыми вопросами ...

К настоящему времени по истории декабристского движения опубликовано более 15 000 научных и научно-популярных работ. Среди них капитальные труды П.Е. Щёголева, М.В. Нечкиной, Н.М. Дружинина, В.А. Фёдорова и других учёных. Меньше изучены взгляды и деятельность декабристов после восстания, но и этой проблеме в последние три десятилетия ведётся активная работа. Существует ряд центров изучения декабристского движения (Иркутск, Новосибирск, Томск, Улан-Удэ и др.). В ряде работ поднята и развивается идея о существенной эволюции ссыльных декабристов в сторону просветительской работы среди широких масс населения.

Цель данной работы - освещение деятельности декабристов в годы сибирской ссылки.

Рассматриваются следующие вопросы:

1. Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством;

2. Научная, медицинская, педагогическая деятельность;

3.Декабристы и сибирская интеллигенция;

4. Общественные кружки 30-40 х. годов в Сибири;

5. Борьба декабристов с административным произволом;

6. Декабристы и сибирская буржуазия.

Для решения задач, поставленных в моей работе, я использовала документы и литературу о сибирском периоде жизни и творчества декабристов, а также серию документальных публикаций и научной литературы по истории движения декабристов.

Хозяйственная деятельность декабристов и их связи с крестьянством

1920-е и 1930-е годы в Сибири не остались незамеченными. Годы массовой политической ссылки - они имели особое значение в жизни сибирского общества. Жившие, главным образом, своими местными интересами, отстаиванием прав, материального благополучия, временами - борьбой за лучшее будущее, оно в указанный период начинало втягиваться в круг интересов общероссийских, а иногда мировых...

Восстание на Сенатской площади; на юге России, восстание Польши, ссылка и пребывание декабристов в Сибири среди крестьянских поселении и одновременная переброска в Сибирь больших партий поляков-повстанцев, - дали богатый материал, над которым не могло не задуматься как городское, так и сельское население. По всей Сибири были разбросаны места поселения декабристов. В каторгу и ссылку были отправлены не только представители дворянских фамилий (причастных к восстанию 14-28-го декабря), во многих селах и деревнях были водворены и солдаты-декабристы, плоть от плоти народной. Интерес, проявленный к декабристам со стороны крестьян Сибири поддерживался бессознательно самим правительством, а также многолетним житьем-бытьем крестьян с изгнанниками земли родной. Как только некоторые из декабристов устраивались в назначенном месте ссылки, так вдруг для строгого присмотра за ними прикрепляется казак/курьер и таинственно увозит то Чернышева из Якутска, то Толстого из Тунки, то Кривцова из Туруханска.

Подобные факты, нарушая однообразные, серые будни хозяйственной возни селян, производили определенный эффект: заставляли крестьянина создавать предположения, отыскивать причины столь странных действий власти. Крестьянин понимал, что сосланных декабристов, видимо, боятся, как людей опасных для государственного порядка - все это заставляло селян внимательней присматриваться к жизни декабристов, интересоваться ими и говорить о них. Деятельность в Сибири рассматривалась декабристами как ответственное и трудное поприще, достойное того дела, за которое сложили свои головы их товарищи, как непосредственная работа среди населения, как общественно-политическое служение своей Родине и своему народу, как подготовка светлого будущего Сибири и как продолжение борьбы с крепостничеством только иными путями, новыми средствами, выработанными на основании извлечения уроков из поражения восстания в период совместного пребывания в казематах. Исходя из своих общих взглядов на Сибирь и программы ее развития, декабристы ставили целью показать населению, Сибири и русскому правительству, что же может дать этот богатый край при разумной и рациональной разработке его богатств и в каком направлении нужно их использовать, какие отрасли народного хозяйства развивать, чтобы поднять производительные силы края, от которых зависит улучшение материального положения трудящихся масс Сибири. В казематский же период жизни декабристами были организованы первые участки, где теория прилагалась к практике. Им удавалось выращивать всевозможные овощи, которые не особо были востребованы среди местного населения. В эту деятельность так же активно включились и жены декабристов. По выходе на поселение деятельность декабристов приобретает более многосторонний характер. Те из них, которые еще в каземате предметом своей будущей деятельности избрали с/х, с выходом на поселение приступили к организации образцовых хозяйств, устройству всевозможных опытов. Ссыльные декабристы были обязаны «зарабатывать на себе» в поселениях. Когда они убедились, что меры, рекомендованные властями, без права на выезд (без специального разрешения) не могут дать даже хлеб, декабристы в письмах региональным властям и самому Николаю выразили мнение, что трудно вести «крестьянский образ жизни» без отводов земли.Правительство, засыпанное письмами декабристов и сообщениями региональных властей о положении безземельных поселенцев, предоставило декабристам 15 десятин. Крестьянские общества в соответствии с указом 1835 года должны были «распределить сенокосы и пахотные земли» среди декабристов, которые были подняты среди них «с лучших земельных дач». После того, как некоторые из декабристов получили земельные участки, они сразу же вернули их фермерам и составили закон о добровольной передаче земли, отведенной им фермерскому сообществу. В лице декабристов, которые жили в деревнях и селах Сибири, крестьяне видели прежде всего людей, которые вместе с народом поднимали новь в этом краю, делились своими редкими радостями с новым поселенцем и горестями с неудачами, которые щедро одаривали его капризным характером.Будучи хозяйственниками, декабристы не только поднимали новь, улучшили сельскохозяйственную культуру, не только помогали стимулировать сельское хозяйство и повышать производительность в сельском хозяйстве, но и дать отличную мысль местным властям в этом направлении. Крестьянам и инородцам во всей Восточной Сибири было разрешено очищать и удобрять из «под лесов и болот, которые не имеют земли для пахотных и сенокосных угодий, с правом владения такой землей в течение 40 лет. "

Декабристы, поселенные в деревнях и селах Восточной Сибири, идя рука об руку с крестьянином, обсуждая с ним меры улучшения производительности труда, свое благополучие, прежде всего, строили на земледелии, главным образом некоторые из них им и жили. Вот почему декабристы, как общинники-земледельцы, глубоко остались в памяти крестьян. Декабристы принесли с собою в страну изгнания искреннее желание быть полезными приютившему их краю, принявшей их среде. Желанием "служить словом и примером" руководит деятельностью Бестужевых, Торсона, Спиридова, Муравьева-Апостола, Андреева, Беляевых, Завалишина и др. Торсон оборудовал в Селенгинске небольшую, мастерскую для приготовления земледельческих орудий, и он убедил крестьян в преимуществе машины. Занимаясь изучением Забайкальского края в каземате, Завалишин накопил знания о его природных богатствах и возможностях социально-экономического развития. Завалишин ставил целью своей общественной деятельности "...способствовать усовершенствованию людей просвещением ума, возвышением нравственности, усилением энергии в деятельности на пользу общую". В процессе сельскохозяйственной практики, распространения грамотности, оказания медицинской помощи шло сближение декабриста с народом. Придавая большое значение торговли в подъеме производительных сил края, декабристы считали, что для ее развития с Китаем по Амуру и на Дальнем Востоке необходимо совершенствовать сельское хозяйство, скотоводство, пушные промыслы и удешевлять товары собственного производства. В Восточной Сибири (под Красноярском), в деле усовершенствования орудий труда на помощь крестьянам приходит Спиридов. Он не только улучшает сельскохозяйственные орудия, но и готовит новые. Андреев, поселенный в далекой Олекме, со всем рвением посвящает себя служению крестьянскому народу. Он первым построил мельницу и в поисках жерновов идет по берегам Лены. Бучасный, первый в Смоленской области, построил маслозавод. Даже в Чите и на Петровском заводе декабристы, управляя фермой, уделяли пристальное внимание выращиванию овощей. Они принесли знания и опыт нескольких лет в деревни и города Восточной Сибири и поделились ими с крестьянами.Декабристы заказывали семена огородные у своих родственников и друзей через Урал и привозили их с Петровского завода; Семена, "собранные из тюремных кустов", дают отличные овощи. Урик, Усть-Куда, Хомутово, Регулируемый, Олонки с приходом декабристов были покрыты прекрасными садами. Декабристы познакомили крестьян с теплицами. Хороший пример был дан населению северной части Восточной Сибири М.И. Муравьёв Апостолом.Живя в Вилюйске, он принимается за огородничество и садит картофель. Одновременно с совершенствованием хлебопашества декабристы (Завалишин, Бестужевы, Нарышкин и др.) занимались выведением, более продуктивной породы молочных ковров, лошадей и тонкорунных овец. Опыты по разведению мериносов производились составившейся компанией в селе Бурети и в Минусинске. Так как и в том и в другом месте не было человека, который был бы хорошо знаком с овцеводством, то председательствующий в Совете Главного Управления Восточной Сибири, просил генерал-губернатора Лавинского перевести М. Кюхельбекера из Баргузина в Буреть и разрешить ему и Беляеву поступить на службу в компанию по разведению мериносов в Восточной Сибири. Но Лавинский не нашел удобным допускать государственных преступников к "подобным занятиям, могущим открыть для них связи с многими лицами" и вдали от полицейского надзора, быть может, влиять на крестьян, заинтересовавшихся новым делом.

Декабристы пошли дальше и втянули крестьян в новые промыслы для них. Крестьяне очень учитывали важность новых вспомогательных ремесел в их экономике и, видя декабристов как людей широкой инициативы, пытались сотрудничать с ними. План Николая - изолировать «государственных преступников» от трудящихся масс и задержать их в Сибири - никогда не мог быть полностью осуществлен. Декабристы пытались развить интерес общественности у крестьян. Муравьев-Апостол, видя, что прилегающее к селу кладбище (Вилюйск) не огорожено, что в нем бродят не только домашние животные, но и дикие животные, предложил крестьянам совместно построить забор. Сибирское село поразило декабристов полным отсутствием в нем растительности. Это нашло отражение в многовековой борьбе крестьянина-земледельца с тайгой.Декабристы; поселившись в деревне, построив дома, в первую очередь убеждали крестьян в пользе разведения садов. Живя среди крестьян, декабристы не подчеркивали своего культурного превосходства над ними. Большинство из них, живя в селах и деревнях Сибири, по одежде не отличались от крестьян. Декабристы не пренебрегали стародавними обычаями, господствовавшими в той или иной деревне, и, принимая живейшее участие в жизни крестьян, внимательно изучали крестьянский быт, нравы и обычаи. Крестьянство увидело в лице декабристов не только изобретателей, давших им молотилку, усовершенствованный плуг и носителей знания и опыта, которыми они щедро делились, но и людей, ценивших в крестьянине прежде всего человека и считавших для себя незазорным не только сдружиться с пахарем, но и войти в его семью, породниться.

За все, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение трех десятков лет тесного, сожительства с ними, они получили достойную награду. Крестьяне завещали своим детям, ныне уже старикам, чтить память "декабристов, этих лучших людей", каких только знавала сибирская деревня в первую половину прошлого века.

Научная деятельность

Декабристы оставили яркий след не только в истории русского революционного движения, но и в истории отечественной науки и культуры. Среди них были гениальные литераторы и историки, экономисты и философы, естествоиспытатели и механики, педагоги и врачи. Николай I, отправляя участников восстания в ссылку, надеялся также и на их духовную смерть, т.к. не предполагал, что они смогут там заниматься наукой и развивать свои знания. Но случилось по-другому. Еще на каторге они составляли планы научных занятий, настойчиво искали и находили возможность совершенствования. В подтверждение этому есть множество примеров.Например, братья Борисовы вместе с Волконским собрали гербарий забайкальской флоры и коллекцию насекомых. Князь Ф. Шаховской начал работу «Записки о Туруханском крае» (не удалось завершить), в которой он исследовал местную флору и фауну и провел фенологические наблюдения. Декабрист М. Митков, отправившийся в поселок в Красноярске в 1836 году, также занимался метеорологией и делал свои наблюдения по просьбе академика Купфера.

В Ялуторовске Якушкин И.Д. написал философский трактат «Что такое жизнь?». Декабрист подошел к решению вопроса о сущности жизни и месте человека в природе с материальных позиций, продемонстрировав при этом глубокое знание новейших результатов в области естествознания и философии.

Медицинская деятельность

Эта наука сыграла особую роль в сибирской ссылке. В исследованиях ученых основное внимание уделяется доктору декабристу Ф.Б. Вольф. Многие декабристы занимались медициной под его руководством и приобрели практические навыки. Только Вольф был профессиональным врачом среди декабристов, изгнавших в Западную Сибирь, но многие другие понимая острую необходимость медицинской помощи для широкого круга людей, самостоятельно изучали медицину и фармацию, изучали народные свойства лечения, постоянно совершенствуя свои знания в этих областях науки и успешно управлять и лечить пациентов. (П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Бассаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт). Некоторые декабристы помогали своим соратникам в случае необходимости (А.М. Муравьев, П.Н. Свистунов, М.А. Фонвизин). Положение тяжело больных людей в деревне было беспомощным. Медицинская помощь полностью отсутствовала. Из ближайшего города, за несколько сотен верст, врач не всегда имел возможность приехать к больному крестьянину, а к больному государственному преступнику он мог прийти только с согласия высшего регионального органа власти. В деревнях, далеких от монгольской границы, и этих «целителей» не было.Чтобы как-нибудь выйти из такого положения, краевая власть рекомендовала иногда и "заочное лечение" декабристов. Ко времени расселения декабристов, по данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Большую медицинскую практику в Тобольске имел Вольф и Бобрищев-Пушкин. Ф.Б. Вольф оказывал бесплатную медицинскую помощь городской бедноте, крестьянам, что способствовало его популярности в этих местах. Также медицинской деятельностью занимался И.С. Повало-Швейковский, Е.П. Нарышкина в Кугране давала медицинские советы и снабжала лекарствами приезжавших к ней в дом крестьян; приготовлением лекарств и лечением больных в Ялуторовске занимался А.В. Ентальцев. Об интересах Ф.П. Шаховского в Туруханске можно судить по официальным донесениям (1827) местного начальства: "Шаховской занятием имеет чтение книг, составляет из оных лекарства, коими пользует одержимых болезненными припадками туруханских жителей". Имея познания в медицине, Ф.П. Шаховской лечил туруханских жителей. Енисейский окружной начальник доносил гражданскому губернатору Степанову: "Шаховской имеет достаточные сведения как в медицине, так и в фармакологии, коих лекции слушал он у доктора Лозера.

Поэтому, в отсутствие или острой нехватке врачей, медицинская помощь, оказываемая сибирякам декабристам, имела практическое и социальное значение. Медицинская деятельность декабристов была одним из способов сближения с народом, по которому шли первые русские революционеры во время сибирской ссылки.

Педагогическая деятельность

В 19 веке в Сибири было всего три гимназии: в Иркутске в 1825 году - 47 учеников; Тобольск в 1827 г. - 40, а Томск в 1838 г. - 78 чел. Не было женского или высшего образования от слова совсем. Следовательно, образовательная деятельность декабристов имела большое значение для этого региона. Декабристы были знакомы с европейской политической, экономической и философской литературой. Использованы лучшие практики российской и мировой педагогики. В учебные программы декабристы использовали творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений. Выйдя на поселение, педагогикой занялись Бестужевы, Горбачевский, Д. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, В.Ф. Раевский. В основном это были те, кто остался верен своим идеалам. Те же, кто был настроен умеренно, занимались в основном хозяйственной деятельностью: Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие, Завалишин к тому же соединял общеобразовательное обучение с производственным. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, М.И. Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других при материальной поддержке местного купца Медведева И. Якушкин в 1842 г. открыл первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири. Кроме общеобразовательных предметов там преподавалась механика, а также изучение края: ученики должны были самостоятельно вычертить карту Западной Сибири. С целью изучения флоры и фауны устраивались частые экскурсии в поле под непосредственным руководством Якушкина. За время деятельности И. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, некоторые из них были определены в средние учебные заведения — Тобольскую и Иркутскую гимназии и часто содержались на средства декабристов. До Якушкина были попытки организовать школы в Тобольске, но Якушкину только к 40-м годам удалось сломать сопротивление местной администрации. Следует учитывать в этой связи, что все материальные расходы по организации школ происходили за счет благотворительности, в том числе и самих декабристов, особенно А.М. Муравьева, П.Н. Свистунова, М.А. Фонвизина. Декабристы явились основателями женского образования в Сибири - это явление передовой педагогической мысли и практики в России второй четверти и середине XIX века. В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири — школа декабриста Раевского, применявшего в ней ланкастерскую систему. Просвещением занимались и сосланные в Енисейскую губернию декабристы. В 1826 г. первым на поселение прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей. В 1839 г. на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей.

Таким образом, педагогическая деятельность декабристов внесла большой вклад в дальнейшее культурное развитие не только сибирского народа, но и всей России.

Декабристы и сибирская интеллигенция

Из декабристов, их друзей, а затем и их детей образовалась сибирская интеллигенция. Так, одна из дочерей М. Кучельбекера провела беседы об эффективности преподавания в Екатеринбурге. Михаил Волконский, сын декабриста Волконского, с 1872 года был другом Министерства общенародного просвещения в России.

Мария Свистунова, Варвара Поджио и др. – прародители мелодических династий. Как говориться, что талантливые люди талантливы во всем. Вопрос о связях декабристов с населением мест их каторги и ссылки, с деятелями культуры края - составная доля сибирских декабристоведческих исследований. Его разработка надобна будто для более совершенного соображения круга, аналогично для характера деятельности декабристов в ссылке, ее влияния на общественное формирование края, на подъем уровня культуры, образования его населения. Трудна была участь декабристов, поселенных в Туруханске, особенно Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина, пришедшего в Туруханск в 1827 г. Он и его брат Павел Сергеевич - члены Южного общества принимали функциональное отношение в сокрытии "Русской правды" - самого радикального программного документа декабристов! Бесчеловечность следствия, тюрьмы, ссылки побудили у Н. С. Бобрищева-Пушкина психологическое расстройство, которое особенно заострилося после присутствия его первоначально в Троицком монастыре в Туруханске,а впоследствии в Спасском монастыре в Енисейске. В 1833 г. в Красноярск спустя завершения срока каторжных работ приехал Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин. В 1828 г. в Минусинск переброшен изо Верхоянска Семен Григорьевич Краснокутский. Он был обер-прокурором Сената и в тайное общество вошел благодаря совершенного воззрения в необходимости лимитирования монархии и уничтожения крепостного права. Несмотря на нелегкий недуг (паралич ног), Краснокутский и в ссылке сохранил энтузиазм к вопросам общественной жизни. Кругом живущих в Красноярске декабристов сформировался кружок прогрессивно думающих чиновников. Фонвизин, продолжая штудировать ситуацию освободительного движения в России, активизировал записывать труд "Обозрение проявлений политической жизни в России". В 1836 г. с освобождением декабристов, осужденных по второму разряду, в Красноярск приехал Миша Фотиевич Митьков. Спустя десятилетней каторги, с подорванным здоровьем, он занимался синоптическими наблюдениями. Похожим занятием в Красноярске еще никто не занимался. Митьков систематически фиксировал температуру воздуха, давление, положение астрального неба и т. д. Академик Купфер, постоянно корпевший над развитием синоптического обстоятельства в России, обработал и подготовил к печати наблюдения Митькова. Труд декабриста был разослан всем синоптическим и астрономическим обсерваториям и естествоиспытателям. Научную активность в губернии вел и декабрист Александр Иванович Якубович, живший в 1841-1845 гг. в Енисейском уезде, в селе Назимове. Наблюдения Якубовича были использованы академиком А. Ф. Миддендорфом, который расположил их в книжке "Путешествие на север и восток Сибири" и, несмотря на запрещение, упомянул фамилию Якубовича в своем исследовании. В 1839 г. , спустя тринадцати лет каторги в Нерчинских рудниках и в Петровском Заводе, в Красноярск с семьей экспатриировался Василий Львович Давыдов. В. Л. Давыдов относился к знатной, состоятельной и цивилизованной семье, оставившей явный отклик в российской истории, военном искусстве, литературе. Он был в родственных отношениях с героями войны 1812 г. генералом Н. Н. Раевским, Денисом Давыдовым, с декабристами С. Н. Волконским и М. Ф. Орловым. В его имении Каменка под Киевом собирались на совещания декабристы. В Каменке у Давыдовых посещал А. С. Пушкин. Сам Василий Львович отличился как герой в Бородинском сражении, водясь адъютантом Багратиона. В. Л. Давыдов заключался в Союзе Благоденствия, был одним из руководителей Южного общества. Впрочем в восстании он не принимал непосредственного участия, осужден был по первому разряду. Супруга его, Александра Ивановна, одной изо первых последовала за мужем в Сибирь. Вскоре после приезда Давыдовых в Красноярск из Каменки пришел обоз со всем необходимым, в том числе внушительной библиотекой. Квартирка Давыдовых стала центром цивилизованной жизни города. Запущенные в дикий и суровый край, вынужденные после установки царя "снискивать питание личными трудами", ссыльнокаторжные декабристы, естественно, должны были отыскивать себе занятия, которые не только пред кое-какой ступени гарантировали б их материально, но также позволяли вступать в контакт с местным населением. Большинство декабристов занялись домовитой деятельностью. Михаил Матвеевич Спиридов, заработав пятнадцать десятин земли в окрестностях Красноярска, увлекся хлебопашеством и огородничеством. Его маленькое примерное оборудование служило школой для местных крестьян, исключительно пространной известностью употреблялся сорт картофеля, показанный декабристом и названный крестьянами "спиридовкой". Декабрист Петр Иванович Фаленберг развел табачные плантации в Шушенском. Своим образцом и советом он помогал крестьянам в ведении хозяйства. Поселенный там же Александр Филиппович Фролов пытался обучить крестьян прогрессивным агротехническим приемам, занимался столярным и токарным делом, соорудил мельницу, оказывал населению мед помощь. Передовые, высокообразованные люди, гуманисты, декабристы своей деятельностью подогревали патриархальный обиход старых городов и сел, вдохновляли всех беспорочных людей раздумывать над общественными вопросами, критически относиться к существующему порядку. Безостановочно пропагандируя прогрессивные идеалы, они многое сделали для формирования местной интеллигенции. Время, как не прискорбно, сберегло не все, связанное с пребыванием декабристов на территории нашего края, тем более существенно сохранить все то, что осталось до наших дней. В Красноярске, по ул. Мира, 67, располагается старое сооружение - бывшее Общественное собрание. Возведено оно в 1854 г. по плану неповторимого сибиряка-декабриста Гавриила Степановича Батенькова. В Красноярском краевом краеведческом музее присутствуют некоторые личные вещи, письма декабристов. В Енисейске, в бывших кельях Спасского мужского монастыря, где содержался Н. С. Бобрищев-Пушкин, размещена музейная экспозиция, повествующая о жизни декабристов в годы ссылки. В г. Минусинске сохранились и находятся на государственной охране дома Н. О. Мозгалевского и братьев Н. А. и А. А. Крюковых. Не многим декабристам после Манифеста 1856 г. получилось возвратиться в Россию. Одиннадцать человек навечно остались в Енисейской земле. На могилах декабристов в советское время сооружены памятники. В г. Назарове главная улица носит имя декабриста А. П. Арбузова, в память о декабристах, живших в Красноярске, одна изо улиц наименована улицей Декабристов. Практически во всех краеведческих музеях края присутствуют разделы экспозиций, посвященные пребыванию и деятельности декабристов в период ссылки. После восстания декабристов прошло 160 лет. Но в памяти народной навсегда остается благородный подвиг декабристов - первенцев свободы.

Общественные кружки 30-40-х годов в Сибири

Одним из важных результатов пребывания декабристов в Сибири стало создание программы повышения ее производительных сил и культурного уровня. Заслуживает внимания деятельность декабристов по реализации этой программы. Следует отметить, что его создание началось через несколько лет после значительного события в истории Сибири: осуществления реформы М.М. Сперанского (1812-1822). Помимо экономических и социальных последствий реформа дала толчок развитию общественного сознания сибиряков, одним из проявлений которого стало создание кружка красноярской интеллигенции, сложившегося вокруг первого губернатора Енисея А.П. Степанова (1823-1831). Он пытался распространять просвещение в регионе, был близок к числу декабристов, основанных в Сибири. Чиновники из европейской части России и сибирских городов прибыли вместе с ним, чтобы служить в новом провинциальном городе. В 1823 году была создана компания «Разговоры о Енисейском крае», в которой были поставлены историко-географические, этнографические и экономические учебные задачи региона. Переписка с учреждениями Министерства образования, а также с выявленным кружком краеведческих работ красноярцев, посвященных Сибири, свидетельствует о том, что компания «Разговоры на территории Енисея» работает уже несколько лет. К наиболее крупным произведениям красноярцев, хорошо известным историкам, этнографам и литературоведам, принадлежат "Письма о Восточной Сибири" А.И. Мартоса (М., 1827), "Записки о Енисейской губернии Восточной Сибири 1831 г." И. Пестова (М., 1833), "Енисейская губерния" А.П. Степанова (СПб., 1835). Существует некоторая отрывочная информация о том, что декабристы читали произведения писателей из Красноярска. Итак, Ф.П. Шаховской, находясь в ссылке в Туруханске, попросил жену прислать ему Мартосу «Письма в Восточную Сибирь» и тд.

Представленные данные свидетельствуют о том, что декабристы были заинтересованы в краеведческих работах сибиряков. Члены Красноярского круга поддерживали отношения с декабристами, сосланными в Сибирь. Круг общих интересов, который их объединял, включал исследования и развитие производительных сил региона.Сибиряки-люди, которые интересовались как конкретным экономическим опытом, так и теоретическим пониманием проблем социально-экономического развития Сибири. Декабристы знакомились с проблемами Сибири. В том числе на основе изучения литературы по Сибири, созданной сибиряками. В свою очередь сибиряки проявили активный интерес к развитию декабристского мышления. Результатом такого обмена можно считать наличие общих черт во взглядах сибиряков на особенности социально-экономического развития Сибири.В 30-х годах в Нерчинске уже был целый круг молодых прогрессистов. Это было составлено из И.И. Голубцов, В.И. Седаков, Н.Н. Попов, В.П. Паршин, А.А. Мордвинов, сын чиновника Н.И. Бобылев, преподаватели Стуков и Боголюбский из духовной школы, молодой купец М.А. Зензинов и другие. Они интересовались историей края, работали в местных архивах, записывали традиции пожилых людей, пробовали образцы устного искусства, собирали различные коллекции естествознания, организовывали длительные экскурсии и даже своего рода экспедиции.Результатами этих занятий стали «литературные эксперименты» на местные этнографические и бытовые темы, а также статьи и заметки о природе и истории региона. К сожалению, биографическая информация о перечисленных деятелях культуры, особенно о первой половине 19-го века, несмотря на тщательные и длительные исследования, страдает от фрагментации и неполноты. В 30-х и 40-х годах на многих культурных мероприятиях нерчинцов нельзя не заметить известное влияние, а иногда и прямое влияние декабристов, изгнанных в Забайкалье.Местная молодежь внимательно слушала его слова. Однако влияние декабристов на сибирское общество не ограничивалось только периодами пребывания в Сибири. Сибирцы, принявшие основные идеи декабристов, продолжили активную общественную деятельность, инициированную «лучшими из дворян». В связи с этим представляется важным выявить контакты декабристов с их сибирскими друзьями и учениками после изгнания из Сибири, чтобы изучить роль их учеников в общественной жизни в регионе.В конце 1950-х годов в Иркутске образовался кружок передовой молодежи, в который вошли ученики декабристов, Белоголовые братья. Его участники были близки к декабристам В.Ф. Раевский Д.И. Завалишин и политическая ссылка следующего поколения - петрашевцы. Исследователи, которые занимались проблемами политического изгнания в Сибири (С.Ф. Коваль, В.Г. Карцов, А.В. Дулов), рассматривали деятельность этого кружка в своих работах.

Морально-идеологическое влияние декабристов во многом определяло жизненные позиции братьев Белоголовых. Об этом свидетельствует и их деятельность в кружке передовой молодежи Иркутска, образовавшемся в конце 1850-х годов. Анализ эпистолярного наследия Н.А. Белоголового позволяет по-новому взглянуть на этот кружок, поскольку оказалось, что он имел организационное оформление и, возможно, определенную программу. Н.А. Белоголовый неоднократно называет кружок «Обществом зеленых нулей» или «0ZP», придавая слову «зеленый» символическое значение (зеленый - это цвет надежды, молодые люди).Членами "ОЗП", по-видимому, были купцы А.А. Белоголовый, И.И. Пиленков, публицист М.В. Загоскин, учителя Ф.К. Геек, П.И. Полынцев, Н.П. Косыгин, А.А. Никонов, И.О. Катаев, чиновники А.П. Юрьев, В.П. Калинин, Д.А. Макаров. Более сложный вопрос-это тип и направление кружка. Огромное внимание, которое декабристы уделяли просвещению людей в сибирский период и рассматривали это как средство приобщения их к сознательной революционной борьбе, хорошо известно. Мы не можем утверждать, что и кружок Белоголовых ставил такие же цели, но четкая просветительская линия в его деятельности прослеживается.Вслед за декабристами кружок боролся за развитие образования в Сибири, против произвола администрации и за повышение благосостояния масс. В действиях членов кружка мы видим попытки создать общественное мнение, повлиять на сибирскую общественность - и они также следуют по пути, взятому декабристами. Вместе с декабристами, оставшимися в Сибири, изгнанными петрашевцами и другими общественными деятелями в Иркутске, члены ОЗП были инициаторами и участниками многих прогрессивных инициатив. Впервые в округе (еще в 1857 г.) возникла идея издать в Иркутске частную газету.Впоследствии М.В. Загоскин (Амурский редактор), А.А. Белоголовый и И.И. Пиленков (его издатели) реализовал эту идею вместе с петрашевцами. В «Амуре» и «Иркутских губернских ведомостях» опубликованы статьи сотрудников М.В. Загоскина, А.П. Юрьев и другие. Члены района вели борьбу за создание женской гимназии и Сибирского университета, за открытие воскресных школ. Несмотря на свою «ненадежность» в глазах властей, Белоголовы и члены их круга много сделали для того, чтобы собрать передовые силы сибирской общественности.Сам Н.А. Белоголовый был одним из организаторов и активных участников создания Общества врачей Восточной Сибири.

Таким образом, мы видим отдаленные результаты влияния декабристов, живую связь поколений. Участие воспитанников декабристов в общественной жизни Сибири еще раз подтверждает то, что дело декабристов не пропало. И в далекой Сибири, в ссылке и изгнании они продолжали свою борьбу, способствуя пробуждению разночинцев, формированию оппозиционных элементов русского общества.

Борьба декабристов с административным произволом

Наряду с борьбой за светлое будущее Сибири декабристы считали своим долгом вести всеми имеющимися у них средствами борьбу с основным злом сибирской действительности, - если можно так сказать, "сатрапской" формой управления и всеми вытекающими отсюда последствиями: системой собирательства и т.д. В этом отношении своей полезной деятельностью особенно выделились

Loading...