Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать за 50 руб на тему Особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ.. 5

§ 1.1 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия. 5

§ 1.2 Порядок учреждения государственных унитарных предприятий. 8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 11

§ 2.1 Органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий. 12

§ 2.2 Отличительные особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Государственные и муниципальные предприятия играют ключевую роль в российской экономической системе. Мировой опыт подтверждает необходимость государственного вмешательства в экономику для любого современного общества, особенно в России, где государство традиционно занимало ведущие позиции в этой сфере. Однако возникает множество вопросов относительно объема государственного сектора и способов решения проблем, связанных с функционированием таких предприятий. Государственные и муниципальные предприятия часто не могут эффективно выполнять социальные задачи и демонстрируют низкие показатели экономической продуктивности. Будучи участниками имущественных отношений, решение их проблем в основном лежит в области гражданско-правового регулирования. Кроме того, данная система должна обеспечить предсказуемость этих предприятий как участников имущественных отношений для других элементов гражданского оборота.

Важность исследования вопросов правового статуса унитарных предприятий определяется значимостью данной темы и масштабом связанных с ней проблем.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с созданием, ликвидацией, реорганизацией унитарных предприятий, их участием в отношениях по поводу приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Предметом работы являются нормы гражданского права Российской Федерации, регулирующие правовое положение государственного и муниципального унитарного предприятия, его права и обязанности.

Целью работы является исследование правового положения государственных и муниципальных унитарных предприятий.

К задачам исследования относятся:

-раскрыть понятие и признаки государственного унитарного предприятия,

- определить порядок учреждения государственных унитарных предприятий,

- рассмотреть органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий,

- выявить отличительные особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий.

Теоретическую основу исследования составляют труды: Абдрахманова Д. М., Вознюк Н. Ю., Долинская В. В., Закуракина О. В., Золотарев А. С.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и библиографический список.


ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ: ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

§ 1.1 Понятие и признаки государственного унитарного предприятия

Унитарное предприятие представляет собой коммерческую организацию, не обладающую правом собственности на имущество, переданное ей владельцем. Государственные и муниципальные предприятия могут быть образованы в форме унитарных. Правовой статус унитарного предприятия не коммерческая организация, которая не обладает правом собственности на имущество, переданное ей собственником, называется унитарным предприятием. Такие предприятия могут быть созданы только государственными или муниципальными властями[1].

Особенность правовой природы унитарного предприятия заключается в ограничении форм собственности при его создании — унитарное предприятие может быть основано только на государственной (федеральной или субъектной) либо муниципальной собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 закона). Закон запрещает создание унитарных предприятий путем объединения имущества, принадлежащего различным уровням государственной или муниципальной власти (п. 4 ст. 2 закона). Унитарное предприятие имеет только одного учредителя (ст. 8 закона), которому принадлежит закрепленное за предприятием имущество. Оно является неделимым и не может распределяться по долям или паям, в том числе между сотрудниками предприятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 закона)[2].

Следовательно, уставный фонд унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), если он создается, является единым и неделимым, а в казенных предприятиях уставный фонд вовсе не формируется (ст. 12 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Учредитель сохраняет важнейшее право на имущество унитарного предприятия — право собственности — которое реализуется через ограниченные вещные права, такие как право хозяйственного ведения или право оперативного управления (п. 2 ст. 294 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 закона)[3].

Собственник определяет стратегическое развитие унитарного предприятия, контролирует его основные действия, а также целевое использование и сохранность имущества, осуществляет другие ключевые полномочия, которые не могут быть переданы другим лицам (ст. 20 закона).

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит назначаемое собственником лицо, являющееся единоличным исполнительным органом и несущим перед ним ответственность. Это руководитель предприятия (директор, генеральный директор). Никакие другие исполнительные органы в унитарном предприятии не предусмотрены ГК РФ или законом, однако допускается создание совещательных органов (ст. 21 закона). Унитарное предприятие также является единственным видом коммерческих организаций, обладающих специальной, а не общей правоспособностью.

Имущество унитарного предприятия принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Органы государственной власти соответствующего уровня осуществляют права собственника имущества унитарного предприятия в пределах своей компетенции, установленной нормативными актами, определяющими их статус.

Активы унитарного предприятия закрепляются за ним на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления, являясь неделимыми и не подлежащими распределению на доли или вклады, включая пай представителей трудового коллектива. Унитарное предприятие не вправе создавать другие унитарные предприятия путем передачи части своего имущества, то есть формировать дочерние компании. Оно может от своего имени получать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в судах.

Унитарному предприятию необходимо вести обособленный баланс, который отражает денежную стоимость всего имеющегося имущества. В отличие от балансов структурных подразделений (например, филиалов), обособленный баланс предприятия фиксирует все поступления, активы, пассивы и расходы, которые могут не учитываться в балансе структурного подразделения. Главной характеристикой унитарного предприятия по сравнению с коммерческими организациями иных форм является отсутствие права собственности на закрепленное за ним имущество – оно находится в собственности Российской Федерации или её субъектов[4].

В отличие от бюджетных учреждений, чье имущество также принадлежит государственным органам, унитарное предприятие создаётся для систематического получения прибыли, то есть предпринимательской деятельности. По закону, унитарное предприятие не вправе создавать другие унитарные организации путем передачи части своего имущества. Создание дочерних структур иных форм, по сути, допустимо, но сопряжено с передачей имущества, собственником которого унитарное предприятие не является.

Унитарное предприятие обязано иметь круглую печать с полным наименованием на русском языке и указанием места расположения. Печать также может включать наименование на языках народов России или иностранных языках. Предприятие вправе использовать штампы и бланки со своим наименованием, свою эмблему, зарегистрированный товарный знак и другие средства индивидуализации. Эти положения закона напоминают правила для акционерных обществ и ООО, что подчеркивает сходство в использовании средств индивидуализации унитарными предприятиями и другими коммерческими организациями[5].

Законом запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и её субъектов. Со вступлением этого закона в силу создание унитарных предприятий с имуществом органов управления разных уровней (например, федерального и регионального) невозможно. Формулировка закона допускает ограничения и на объединение имущества на одном уровне управления (например, городском и районном).

Такой запрет может осложнить управление некоторыми комплексами, в том числе коммунальными. До законодательных разъяснений подобная интерпретация возможна. Статус унитарных предприятий, ранее созданных на основе объединения имущества разных уровней управления, остаётся неясным. Их правомерное преобразование путём разделения ещё не детализировано в законодательных или нормативных актах.

§ 1.2 Порядок учреждения государственных унитарных предприятий

Учредителем государственного унитарного предприятия может являться Российская Федерация или её субъект. Решение о создании федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или соответствующими федеральными органами исполнительной власти согласно актам, регламентирующим их полномочия[6].

Решение об основании государственного предприятия субъекта Российской Федерации принимается уполномоченным государственным органом этого субъекта в соответствии с актами, определяющими их компетенцию.

Согласно статье 8 Закона об унитарных предприятиях, государственное предприятие может быть создано при определённых условиях[7]:

-необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;

-необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

-необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;

-необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;

-необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

-необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Создание федерального казенного предприятия происходит по указу правительства Российской Федерации. Учреждение казенного предприятия на уровне субъекта Российской Федерации осуществляется решением местного органа государственной власти, который вправе принимать такие решения согласно установленным нормам.

Казенное предприятие может быть учреждено при наличии следующих условий:

-большая часть выпускаемой продукции или оказываемых услуг предназначена для нужд федерального, регионального или муниципального уровня;

-необходимо использовать имущество, не подлежащее приватизации, включая объекты, обеспечивающие безопасность страны и функционирование различных видов транспорта;

-требуется производство товаров и услуг по ценам, установленным государством, для решения социальных вопросов;

-необходимо создание продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;

-необходимо производство товаров, ограниченных в обороте;

-требуется ведение субсидируемых видов деятельности и поддержание убыточных производств;

-деятельность предусмотрена федеральными законами как исключительно для казенных предприятий.

Решение о создании унитарного предприятия должно четко определять его цели и сферу деятельности. Порядок определения состава имущества, закрепленного за унитарным предприятием на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, а также правила утверждения устава и заключения контракта с руководителем устанавливаются правительством Российской Федерации и соответствующими органами власти субъектов.

Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием при его создании, определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Унитарное предприятие обязано пройти государственную регистрацию в органе, ответственном за регистрацию юридических лиц, согласно федеральному закону от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[8].

Унитарное предприятие приобретает статус юридического лица с момента регистрации соответствующей записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), в соответствии с особенностями, прописанными в статье 10 закона об унитарных предприятиях.

Для государственной регистрации унитарного предприятия необходимо предоставить: решение уполномоченного государственного органа Российской Федерации или субъекта Российской Федерации о создании унитарного предприятия, устав данного предприятия, а также информацию о составе и стоимости имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

§ 2.1 Органы управления государственных и муниципальных унитарных предприятий

От имени Российской Федерации или её субъектов права собственника имущества унитарного предприятия исполняют органы государственной власти РФ или органами государственной власти субъектов РФ в пределах установленной их компетенцией, определенной нормативными актами, регулирующими статус этих органов.

Собственник имущества унитарного предприятия, работающего на основе права хозяйственного ведения, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях выполняет следующие функции[9]:

  • принимает решение о создании унитарного предприятия;
  • устанавливает цели, задачи и виды деятельности унитарного предприятия, а также даёт согласие на его участие в ассоциациях и прочих объединениях коммерческих организаций;
  • определяет порядок составления, утверждения и утверждает показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
  • утверждает устав унитарного предприятия и вносит в него изменения, включая утверждение новой редакции устава;
  • принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы в порядке, предусмотренном законодательством;
  • формирует уставный капитал государственного предприятия;
  • назначает руководителя унитарного предприятия, заключает, изменяет и расторгает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, регулирующими трудовые отношения;
  • примерная форма трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия установлена приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 2 марта 2005 года №49;
  • согласовывает назначение главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
  • утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
  • дает согласие на распоряжение недвижимостью, а также на совершение иных сделок в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными актами или уставом унитарного предприятия;
  • осуществляет контроль за использованием и сохранностью имущества унитарного предприятия по назначению;
  • утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
  • дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
  • дает согласие на участие унитарного предприятия в других юридических лицах;
  • дает согласие на совершение крупных сделок, сделок, в которых существует заинтересованность, а также иных сделок в установленных законом случаях;
  • принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях, бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определённых собственником, подлежит обязательной ежегодной проверке независимым аудиторов[10].

Порядок выбора аудиторских организаций для заключения государственных контрактов на проведение инициативного аудита федеральных государственных унитарных предприятий и организаций, в капитале которых есть доля Российской Федерации, регламентируется федеральным законом от 21 июля 2005 года №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Организации имеют и другие права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет полномочия собственника федеральных государственных унитарных предприятий.

Решения о создании, реорганизации (разделение, выделение), преобразовании в федеральные государственные учреждения, а также об изменении типа таких предприятий на федеральные казенные, принимает Правительство Российской Федерации.

Проект решения правительства о создании или реорганизации предприятия должен включать цели, предмет и виды его деятельности.

Проекты таких решений представляются в правительство федеральными министерствами, агентствами или службами, деятельность которых курирует президент или правительство, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Собственник имущества казенного предприятия обладает расширенными правами, включая:

  • изъятие излишнего, не используемого или не по назначению имущества;
  • установление обязательных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;
  • утверждение сметы доходов и расходов казенного предприятия.

Полномочия собственника имущества федерального казенного предприятия по созданию, реорганизации, ликвидации, утверждению устава и внесению в него изменений осуществляются Правительством Российской Федерации.

Другие права собственника имущества федерального казенного предприятия выполняются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти[11].

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса РФ, главный распорядитель бюджетных средств контролирует использование бюджетных средств, переданных государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Прямой контроль за использованием бюджетных средств унитарными предприятиями осуществляется органами государственного финансового контроля по инициативе главного распорядителя бюджетных средств.

Владелец имущества унитарного предприятия имеет право подать в суд иски о признании спорных сделок с имуществом недействительными и требовать применения соответствующих последствий в случаях, установленных Гражданским кодексом РФ и законом об унитарных предприятиях. Сделки, совершенные в нарушение указанных ограничений, считаются ничтожными и недействительными.

Также владелец имущества унитарного предприятия вправе возвращать имущество из неправомерного владения третьих лиц.

Полномочия собственника имущества унитарного предприятия, находящегося в собственности Российской Федерации, не могут быть переданы субъектам федерации или муниципальным образованиям. Аналогично, полномочия собственника имущества унитарного предприятия, находящегося в собственности субъекта федерации, не могут быть переданы Федерации, другим субъектам или муниципальным образованиям[12].

Согласно статье 26 закона об унитарных предприятиях, владелец имущества унитарного предприятия осуществляет контроль за его деятельностью.

По окончании отчетного периода унитарные предприятия обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность и другие документы уполномоченным органам государственной власти. Перечень этих документов определен Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов России. В состав бухгалтерской отчетности может включаться и аудиторское заключение, если проведение аудита является обязательным[13].

Согласно статье 7 федерального закона от 7 августа 2001 года №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», обязательный аудит проводится в следующих случаях:

  • Если организация является государственным унитарным предприятием с объемом выручки, превышающим в 500 тысяч раз минимальный размер оплаты труда или если сумма активов баланса на конец отчетного года превышает данный минимум в 200 тысяч раз.
  • Обязательный аудит предусмотрен федеральным законом, например, статьей 26 закона об унитарных предприятиях, определяющей, что бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в установленных случаях.

В соответствии со статьей 21 закона об унитарных предприятиях, директор (или генеральный директор) унитарного предприятия представляет собой его единственный исполнительный орган. Назначение данного руководителя осуществляется собственником имущества предприятия. Условия проведения конкурса на вакансию руководителя федерального государственного унитарного предприятия определены постановлением правительства РФ от 16 марта 2000 года №234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий». Форма трудового договора для руководителя затверждена приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 2 марта 2005 года №49 «Об утверждении примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия». Директор подотчетен собственнику имущества предприятия.

Директор унитарного предприятия действует от его имени без доверенности, представляя его интересы, заключая сделки, утверждая структуру и штаты предприятия, принимая на работу сотрудников, заключая с ними, изменяя и расторгая трудовые договоры, издающими приказы и выдавая доверенности в соответствии с законом (постановление ФАС Уральского округа от 13 июля 2004 года по делу №Ф09-2123/04-ГК).

Руководитель организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия. Часть 2 статьи 21 закона об унитарных предприятиях устанавливает ограничения для директора. Он не может:

-быть учредителем (участником) юридического лица;

-занимать должности или выполнять другую оплачиваемую деятельность в госорганах, муниципалитетах, коммерческих и некоммерческих организациях, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

-заниматься предпринимательской деятельностью;

-быть единственным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если такое участие входит в его должностные обязанности;

-участвовать в забастовках.

Директор унитарного предприятия проходит аттестацию в соответствии с порядком, установленным собственником имущества. Согласно пункту 4 постановления правительства РФ от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия», при аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, руководящих деятельностью по указанию президента РФ или правительства РФ, создание комиссий осуществляется этими органами. Для предприятий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в ведении министерств, соответствующие комиссии создаются министерствами.

Постановление правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 года №234 утвердило правила проведения аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий. Согласно данному документу, аттестация не распространяется на руководителей, занявших должность менее года назад, а также на беременных женщин. Также в документе указано, что руководители, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, должны проходить аттестацию не ранее чем через год после возвращения на работу. Отчеты о деятельности унитарного предприятия руководитель предоставляет в сроки и порядке, установленные собственником имущества предприятия[14].

Приведем примеры федеральных государственных унитарных предприятий[15]:

1. Федеральное государственное унитарное предприятие "Архангельское" Федеральной службы исполнения наказаний (г. Санкт-Петербург, пос. Металлострой).

2. Федеральное государственное унитарное предприятие "Владимирское" Федеральной службы исполнения наказаний" (г. Владимир).

3. Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное промышленно-строительное управление" Федеральной службы исполнения наказаний (г. Красноярск).

4. Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное строительное управление Федеральной службы исполнения наказаний" (с. Каменка Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики).

5. Федеральное государственное унитарное предприятие "Калужское" Федеральной службы исполнения наказаний (г. Калуга).

6. Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-промышленный дом" Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва).

7. Федеральное государственное унитарное предприятие "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний (г. Москва) и иные соответствии с Указом Президента РФ от 8 сентября 2021 г. № 515 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний".

В случаях, установленных федеральными законами и соответствующими правовыми актами, в унитарных предприятиях могут формироваться консультативные органы (такие как ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия необходимо определить организационную структуру этих органов, их состав и полномочия.

Согласно статье 25 закона об унитарных предприятиях, руководителю предприятия надлежит действовать в интересах унитарного предприятия с добросовестностью и разумностью при выполнении своих обязанностей и реализации прав.

Соответственно статье 277 Трудового кодекса Российской Федерации, руководитель организации обязан возмещать прямой действительный ущерб, который был нанесен организации в полном объеме.

При определенных федеральным законом обстоятельствах, руководитель организации должен компенсировать убытки, причиненные его виновными действиями. Расчет убытков осуществляется по нормам, установленным гражданским законодательством.

Статья 25 закона об унитарных предприятиях устанавливает, что руководитель предприятия несет ответственность, предусмотренную законом, за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (или бездействием), включая случаи утраты имущества унитарного предприятия.

Собственник имущества унитарного предприятия имеет право подать иск о возмещении убытков, нанесенных унитарному предприятию, против руководителя унитарного предприятия.

§ 2.2 Отличительные особенности правового статуса государственных и муниципальных предприятий

Одной из тенденций развития отрасли российского гражданского права стало совершенствование законодательного регулирования положений, определяющих систему и особенности правового положения отдельных видов юридических лиц.

Реформирование организационно-правовых форм организаций является необходимой основой для развития современного общества. Система юридических лиц должна отвечать реалиям современного государства и общества в целом, учитывать, как экономические, так политические и социальные условия развития современного российского общества, при этом в условиях трансформации экономических отношений наиболее дискуссионной продолжает оставаться концепция реформирования такого вида юридических лиц, как государственные и муниципальные предприятия.

Однако на сегодняшний день проблемные аспекты правового статуса унитарных предприятий указывают на то, что данная организационно-правовая форма не отвечает потребностям современного гражданского оборота[16].

Целесообразность реформирования государственных и муниципальных предприятий, использующих для осуществления своей деятельности комплекс государственного или муниципального имущества, объясняется их негативным влиянием на развитие добросовестной конкуренции в Российской Федерации. Кроме того, особый правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий, характеризующийся ограниченным вещным правом на имущество и строго целевой правоспособностью, подрывает основы стабильности гражданского оборота, поскольку контрагенты таких юридических лиц находятся под постоянной угрозой оспаривания собственником имущества совершенных унитарным предприятием сделок, при том что сам собственник имущества не несет практически никакой имущественной ответственности за результаты своего «управления».

В этой связи в Концепции развития гражданского законодательства РФ делался вывод о бесперспективности существования такого вида юридических лиц и целесообразности ее постепенной замены другими видами коммерческих организаций, в том числе хозяйственными обществами со стопроцентным или иным решающим участием публично-правовых образований в их имуществе, с сохранением только федеральных казенных предприятий, осуществляющих свою деятельность в особо важных сферах экономики.

Между тем необходимость сохранения государственных и муниципальных предприятий обусловлена многими факторами[17].

Во-первых, публично-правовые образования, имея в собственности огромный пласт имущества, должны обеспечивать его эффективное использование, поскольку доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, являются одним из основных источников неналоговых доходов бюджетов.

Кроме того, непосредственное участие публично-правовых образований в осуществлении предпринимательской деятельности ввиду их особого правового статуса либо невозможно, либо крайне ограничено, поэтому вовлечение имущества в гражданский оборот, в том числе его использование для осуществления предпринимательской деятельности, возможно путем закрепления его на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями.

Во-вторых, в структуре государственной и муниципальной собственности существует имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Соответственно, управление данным имуществом возможно только через такие конструкции, как государственные и муниципальные предприятия и учреждения.

Таким образом, государственные и муниципальные унитарные предприятия, по своей сути, являются формой опосредованного участия публично-правовых образований в предпринимательской деятельности, когда обособляется часть их имущества, закрепляется за некой юридической личностью и вовлекается в гражданский оборот.

В Гражданском кодексе Российской Федерации и в Федеральном законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» содержится определение данного вида юридических лиц.

Так, унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия в отличие от большинства коммерческих организаций имеют специальную правоспособность, обусловленную целями создания данного вида юридических лиц, которые определены законодателем исчерпывающим образом. Условно их можно подразделить на три группы[18]:

1) обеспечение убыточных производств (услуг), субсидируемых государством, а также производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;

2) решение социальных задач государства, обеспечение его безопасности;

3) необходимость управления имуществом, не подлежащим приватизации.

Следует отметить, что, хотя унитарные предприятия отнесены к коммерческим юридическим лицам, извлечение прибыли фактически не является главной целью их создания. Сферы, в которых осуществляют свою деятельность унитарные предприятия, это либо заведомо убыточные и дотационные производства, либо это сферы, в которых исключена возможность деятельности иных хозяйствующих субъектов.

Более того, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что сферы создания унитарных предприятий зависят от уровня имущества, на базе которого они созданы, причем действующее законодательство содержит запрет создания унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований разного уровня.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные унитарные предприятия могут создаваться для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Таким образом, случаи создания унитарных предприятий, поименованные в ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», для муниципальных унитарных предприятий дополнительно ограничиваются вопросами местного значения, которые исчерпывающим образом определены в гл. 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В отличие от иных видов коммерческих организаций виды деятельности унитарного предприятия не только должны соответствовать предмету и целям его создания, но и исчерпывающим образом должны быть поименованы в Уставе предприятия.

Одним из проблемных вопросов правового статуса унитарного предприятия является вопрос его имущественной обособленности.

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, которое возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

Особый правовой статус унитарных предприятий, а именно ограниченные случаи их создания и сферы деятельности, обусловливают необходимость закрепления за ними исключительно профильного имущества, т.е. имущества, необходимого для осуществления уставных видов деятельности.

Так, в соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» порядок [19]определения состава имущества унитарных предприятий устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия собственника имущества.

Принципиально важно иметь представление о составе и структуре имущества унитарного предприятия при принятии собственником решения о его закреплении, поскольку в дальнейшем изъять из хозяйственного ведения закрепленное имущество собственник уже не сможет.

Однако зачастую на уровне муниципальных образований соответствующие порядки не приняты, что не позволяет эффективно формировать имущественную базу унитарных предприятий.

Следует отметить, что к источникам формирования имущества унитарного предприятия Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» помимо имущества, закрепленного за предприятием собственником этого имущества, относит также имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников.

К сожалению, действующее законодательство не содержит требования о приобретении предприятием за счет собственных средств исключительно имущества, необходимого для осуществления уставных видов деятельности, что приводит к тому, что в состав имущественного комплекса унитарного предприятия включается не только непрофильное имущество, но и имущество, целесообразность приобретения которого экономически не обоснована.

Это всего лишь некоторые из проблемных вопросов правового статуса унитарных предприятий, но без их решения возможность дальнейшего существования данного вида юридических лиц ставится под сомнение. Действительно, правовая конструкция унитарных предприятий объективно нуждается в преобразованиях, однако в рамках реформирования законодательства, определяющего правовой статус унитарных предприятий, необходимо создавать правовые нормы, позволяющие унитарным предприятиям интегрироваться в современную экономику.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе курсовой работы мы провели исследование и пришли к следующим заключениям: правовое положение государственных унитарных предприятий, выражающих интересы государства и общества, олицетворяет их взаимодействие и режим функционирования с учетом государственных интересов в экономической сфере. Государство выступает субъектом различных правоотношений; как государственная властная структура в публично-правовых отношениях оно координирует и контролирует деятельность таких предприятий. В качестве собственника государство может участвовать в экономических и частно-правовых процессах через государственные предприятия, которые служат инструментом для осуществления этой роли. Поэтому, в экономике, где действуют унитарные предприятия, происходит слияние элементов частного и публичного права.

Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях требует усовершенствования с учетом этих аспектов. Недостаточно просто определить статус предприятий как унитарных юридических лиц, не являющихся собственниками. Важно синхронизировать нормы различных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических условиях.

Подводя итог исследования правовой основы государственных унитарных предприятий, можно заключить, что система их правового регулирования находится в стадии формирования и состоит из двух уровней: федерального и уровня субъектов Российской Федерации. Основу этой системы составляют Конституция РФ и федеральные законы, устанавливающие основные принципы функционирования этих предприятий. Законы субъектов РФ конкретизируют эти принципы в зависимости от своих социально-экономических условий. Они служат базой для принятия отраслевых правовых актов, регулирующих организационные структуры, полномочия и иные вопросы деятельности государственных унитарных предприятий с учетом особенностей унитарных образований.

При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов РФ, должно регламентировать наиболее важные институты деятельности государственных унитарных предприятий, предоставляя достаточно возможностей для законодательной инициативы самим предприятиям, чтобы максимально учитывать мнение трудовых коллективов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Официальные документы, нормативные правовые акты

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 04.10.2022) // РГ. — 2022.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.
  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410
  • Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультанПлюс
  • Абдрахманова, Д. М. «Физическое и юридическое лицо». Понятие, характеристика, особенности регистрации в РФ // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 4—7.
  • Абдрахманова, Д. М. Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 7—10.
  • Вознюк, Н. Ю. Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 96-98.
  • Долинская, В. В. Организационно – правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. — 2019. — № 1 (229). — С. 13—22.
  • Закуракина, О. В. Формирование и развитие теорий юридического лица в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 3—7.
  • Золотарев, А. С. Побочные эффекты реформирования системы юридических лиц в гражданском праве России // Молодой ученый. — 2019. — №7.3. — С. 26—27.
  • Давудов, Д. А. К вопросу о целесообразности использования понятия «юридическое лицо публичного права // Право и практика. — 2019. — № 4. — 274—277.
  • Иншакова, А. О. Юридическая ответственность из деликтных обязательств: межотраслевые интерпретации современной юридической мысли // Legal concept. — 2019. — № 1. — Т. 17. — С. 6—8.
  • Килабов, М. М. Юридические лица, понятие и особенности их признаков // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 350—352.
  • Килабов, М. М. Виды юридических лиц и их особенности // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 347—350.
  • Лаптева А. М. Понятие «бюджетных инвестиций» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. — 2020. — Т. 9. — Вып. 3. — С. 330–342.
  • Маркова Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Молодой учёный. — 2021. — № 18. — С. 230–232.
  • Никитина, С. С. Правовое регулирование деятельности юридических лиц: обзор изменений законодательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1—4. — С. 17—19.
  • Репьев, А. Г. Юридические лица в гражданском праве: некоторые аспекты типологии // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. — 2019. — № 14—1. — С. 282—284.
  • Рой, А. А. Особенности гражданской правоспособности публично – правовых образований // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 5 (112). — С. 96—99.
  • Тихонова, М. М. Генезис понятия «юридическое лицо» в науке и законодательстве // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2019 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 120—126.
  • Чунаев Д. В. Оценка влияния управления финансами в государственных и муниципальных унитарных предприятиях на социально-экономическое развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. — 2020. — № 5. — С. 42–48.

5. Указ Президента РФ от 8 сентября 2021 г. № 515 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний"// КонсультанПлюс

Научная и учебная литература, материалы периодической печати,

интернет-источники

[1] Абдрахманова, Д. М. «Физическое и юридическое лицо». Понятие, характеристика, особенности регистрации в РФ // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 4—7.

[2] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.

[3] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. № 238–239. 08.12.1994.

[4] Абдрахманова, Д. М. Предпринимательство без образования юридического лица. Порядок регистрации и прекращения деятельности // Молодой ученый. — 2019. — №11.4. — С. 7—10.

[5] Вознюк, Н. Ю. Унитарные предприятия в аспекте современной правовой действительности // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 96-98.

[6] Долинская, В. В. Организационно – правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. — 2019. — № 1 (229). — С. 13—22.

[7] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультанПлюс

[8] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультанПлюс

[9] Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // КонсультанПлюс

[10] Долинская, В. В. Организационно – правовые формы хозяйствования: система и новеллы // Журнал российского права. — 2019. — № 1 (229). — С. 13—22.

[11] Закуракина, О. В. Формирование и развитие теорий юридического лица в России // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 3—7.

[12] Золотарев, А. С. Побочные эффекты реформирования системы юридических лиц в гражданском праве России // Молодой ученый. — 2019. — №7.3. — С. 26—27.

[13] Давудов, Д. А. К вопросу о целесообразности использования понятия «юридическое лицо публичного права // Право и практика. — 2019. — № 4. — 274—277.

[14] Килабов, М. М. Юридические лица, понятие и особенности их признаков // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 350—352.

[15] Указ Президента РФ от 8 сентября 2021 г. № 515 "О федеральных государственных унитарных предприятиях, находящихся в ведении Федеральной службы исполнения наказаний"// КонсультанПлюс

[16] Килабов, М. М. Виды юридических лиц и их особенности // Молодой ученый. — 2019. — №7. — С. 347—350.

[17] Маркова Ю. В. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Молодой учёный. — 2021. — № 18. — С. 230–232.

[18] Никитина, С. С. Правовое регулирование деятельности юридических лиц: обзор изменений законодательства // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1—4. — С. 17—19.

[19] Рой, А. А. Особенности гражданской правоспособности публично – правовых образований // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2019. — № 5 (112). — С. 96—99.

Год сдачи
2024
Loading...

Последние статьи из блога

Актуальные проблемы торгового сотрудничества России и Египта

Речевой лаконизм: коммуникативный аспект

Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Государственная пошлина в системе судебных расходов

Понятие, правовая природа и виды судебных расходов

История становления и развития института судебных расходов в гражданском процессуальном праве России

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле

Международные расчеты по экспортно-импортным операциям

Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Визуальный мерчандайзинг