Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Формы и типы коммуникации

В наличии
10 руб.

Скачать за 10 рублей реферат Формы и типы коммуникации

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом


Работа с технической уникальностью

Содержание

Введение....................................................................................................... 2

1 Теоретические аспекты форм и типов коммуникации............................ 4

1.1 Сущность и способы коммуникации................................................. 4

1.2 Формы и виды коммуникации......................................................... 10

2 Формы и типы коммукации.................................................................... 16

2.1 Формы коммуникаций в организации............................................ 16

2.2 Типы коммуникации в организации................................................ 18

Заключение................................................................................................. 22

Список литературы.................................................................................... 24


Введение

В жизни большинства людей коммуникации занимают до 70% времени. Так как умение говорить, слушать, писать, читать – важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.

Важную роль при осуществлении менеджерами управленческих функций и принятии решений играет информация. Ее получают и передают посредством процесса, который называется коммуникацией. Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в функционировании системы управления. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не смогут работать вместе, формулировать цели и достигать их.

Однако, коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов, каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать мысли человека понятными другому лицу. Каждый шаг – это пункт, в котором, если человек будет небрежен, и не будет думать о том, что делает, – смысл может быть утрачен. Отсюда следует, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации. Неэффективные коммуникации – одна из главных сфер возникновения проблем. Эффективно работающие руководители – это те, кто эффективны в коммуникациях. Они представляют суть коммуникационного процесса, обладают хорошо развитым умением устного и письменного общения и понимают, как среда влияет на обмен информацией. Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица к другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений.

Информация как основная составляющая процесса коммуникации сегодня превратилась в важнейший ресурс социально – экономического, технического, технологического развития любого предприятия. От современности и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия.

В литературе тема коммуникации проанализирована в трудах Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, В.В. Знакова, Н.Н. Обозова, Т. Шибутани и многих других ученых.

Поэтому изучение специфики коммуникаций является актуальной темой на сегодняшний день.

Цель нашей реферата заключается в полном раскрытии форм и типов коммуникации.

Задачи:

  • раскрытие сущности коммуникаций
  • изучение форм и типов коммуникации
  • исследование значения коммуникаций в организации

Предметом реферата выступает коммуникации.

Объектом является коммуникации в организации.

При разработке методологии используются принципы и подходы Форсайта. Форсайт – это система методов экспертной оценки перспектив и согласования приоритетов форм и типов коммуникации, выявления технологических прорывов, способных оказать максимальное воздействие на организации и общество в средне – и долгосрочной перспективе.

1 Теоритические аспекты форм и типов коммуникации

1.1 Сущность и способы коммуникации

Термин коммуникации широко применяется в обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта до другого. Инженерные коммуникации образуют сложную подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и другое. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.

Термин коммуникация имеет достаточно много определений, например, согласно И.П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах и средствах и др.[4]

Согласно С.В. Борисневу, коммуникация – социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общения по различным каналам с помощью разных коммуникативных средств.[3]

Согласно Никласу Луману, под коммуникацией следует понимать «некое исторически-конкретное протекающее, зависимое от контекста событие», специфическую операцию, характеризующую исключительно социальные системы, в ходе которой происходит перераспределение знания и незнания, а не связь или передача информации или перенос «семантических» содержаний от одной обладающей ими психической системы к другой.[3]

По общему признанию, коммуникации имеют огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации. В теории управления, коммуникация рассматривается, прежде всего, как предпосылка принятия решений и как способ существования и функционирования социальных систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры.

В настоящее время в России в условиях становления рыночной экономики и большей прозрачности процесса принятия управленческих решений коммуникация приобретает все большое значение для развития организации. Организации начинают принимать меры по совершенствованию практики коммуникации, созданию условий для делового общения.

Общение людей осуществляется с помощью вербальных и невербальных коммуникаций.

Вербальная коммуникациявзаимодействие людей с помощью речи. Устная передача информации осуществляется в процессе речевого диалога, совещания, переговоров, презентаций, телефонного разговора, когда наибольший объем информации передается посредством голосовой связи. Несмотря на развитость вербальных коммуникаций, их удельный вес в процессе человеческого общения, по мнению ученых, не превышает 10%.[5]

Письменная коммуникация сегодня считается единицей, как вербальной, так и не вербальной сферы. Она реализуется через документы в форме писем, приказов, распоряжений, инструкций, положений, когда руководитель передает подчиненному письменные указания. В процессе чтения литературы мы изучаем историю, экономику, политику, культуру и тем самым черпаем знания из книгохранилища мировой культуры.

Невербальные коммуникации осуществляются посредством языка телодвижений и параметров речи. Язык телодвижений – главный компонент невербальных коммуникаций, оказывающих воздействие на другого человека (до 70% всех коммуникаций). К нему относятся одежда, осанка, жесты, мимика, собственно телодвижения, фигура человека, поза, выражение лица, контакт глазами, размер зрачков, расстояние между говорящими. Параметры речи – второй по значимости компонент невербальных коммуникаций. К параметрам речи относится интонация, тембр голоса, частота дыхания, выбор слов, употребление жаргона, громкость голоса, произношение слов и другое.[4]

Невербальные коммуникации помогают в установлении хороших межличностных взаимоотношений. Эти отношения во многом зависят от степени выражения душевности во время коммуникаций друг к другу.

Естественно, в коммуникации, осуществляемой вербальными средствами, передается громаднейший объем информации. Иначе говоря, больше всего люди общаются на своем естественном языке.

Однако современному менеджеру необходимо владеть базовыми знаниями и о невербальных средствах коммуникациями.

Коммуникации в организации – это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.

Коммуникации в организации выполняют ряд значимых функций:

  • Информационная
  • Мотивационная
  • Контрольная
  • Экспрессивная
  • Коммуникативная

Она осуществляет процесс движения информации, играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации, поддержания отношений между людьми.

Она побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.

Отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности.

Она способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

В организации она специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:

  • раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции
  • рассмотрение и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах
  • характеристика разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации
  • установление структурных элементов и ключевых этапов коммуникативного процесса
  • выявление и разрешение типичных проблем и ошибок (так называемых «коммуникационных барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции
  • формулирование принципов оптимальной коммуникации и отображение общих требований, направленных на совершенствование коммуникативной функции

В деятельности руководителя коммуникация играет значимую и, при этом, специфическую роль. Данная особенность заключается в том, что, будучи существенной сама по себе, коммуникативная функция входит в совокупность иных управленческих функций, является средством их реализации и взаимной координации.

Коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Его цель – обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимного понимания не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль.[3]

Коммуникационный процесс – это взаимодействие совокупности элементов.

Существует пять базовых элемента коммуникационного процесса (см. рис. 1):

  • Отправитель – лицо, генерирующее идею или собирающее информацию и передающее ее.
  • Сообщение – непосредственно информация, закодированная с помощью символов. Смыслом и значением сообщения являются принадлежащие отправителю идеи, факты, ценности, отношения и чувства. Сообщение посылают с использованием передатчика в передающий канал, доводя его до получателя. В качестве передатчика может выступать непосредственно человек, и возможно использование технических средств.
  • Канал – средство передачи информации (устная передача, совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки, отчеты). Каналом передачи может выступать сама среда, а также технические устройства и приспособления. Выбор канала должен быть совместим с типом символов, используемых при кодировании.
  • Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.
  • Обратная связь – реакция получателя на сообщение. Она делает коммуникацию динамическим двусторонним процессом. Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем она эффективней.

Помехи, барьеры и информационный шум нарушают качество сигнала. Помехами могут служить: отвлечения, неправильная интерпретация, семантические проблемы, статусное различие отправителя и получателя (получатель не увязывает информацию с источником, то есть с тем, от кого поступила информация), получатель слышит то, что хочет слышать.

Барьерами в коммуникации могут стать: сложная иерархическая структура в организации – чем больше и сложнее организация, тем с большими изменениями через нее проходит информация (идея, распоряжение, инструкция и пр.); исходная информация, если она плохо организована, закодирована. При кодировании и расшифровке барьерами могут стать язык и культура (слова имеют различный смысл, используется специальная терминология), обычаи и традиции. Отправитель и получатель имеют разные индивидуальные особенности, разное восприятие.

Итак, поддерживать порядок в организации, получать информацию, перерабатывать ее и принимать решения, то есть управлять, можно только с помощью коммуникаций.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача – составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Рисунок 1. Основные элементы коммуникации[1]

Взаимосвязанные этапы:

  • Зарождение идеи
  • Кодирование и выбор канала
  • Передача
  • Декодирование

Зарождение идеи – очень важный, так как часты случаи, когда процесс обмена информацией прерывается именно на этом этапе (в основном это из-за того что, отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи). Начало обмена информацией – выбор информации и формулирование идеи. Отправитель выбирает нужную информацию, он должен сделать свою идею интересной и притягательной для получателя.

Важно помнить, что идея еще не трансформирована в слова или не приобрела другой такой формы, в которой она послужит обмену информацией. Чтобы осуществить обмен эффективно, отправитель должен принять в расчет множество факторов.

При кодировании и выборе канала идея превращается в обращение, которое готово к передаче. Прежде чем закодировать обращение, необходимо выбрать систему кодирования. Не стоит забывать о том, что она должна быть известна получателю. Кодовыми знаками могут служить системы письма, видеосистемы, речевые системы (в основе с устной речью), знаки телодвижений, язык жестов и прочие. Результат кодирования – сообщение, которое является идеей, принадлежащей отправителю. Сообщение должно восприниматься получателем адекватно заложенному в него смыслу.

На третьем этапе – отправитель посылает информацию с помощью канала передачи сообщения. Зачастую многие путают этап передачи информации с самим процессом коммуникации. Но ведь передача является лишь одним из этапов коммуникации. А чтобы процесс коммуникации был эффективен, необходимо пройти все этапы коммуникации.

Декодированиепоследний этап происходит декодирование информации получателем. Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Разные получатели могут раскодировать информацию по-разному, зависит это от их опыта и представлений. Процесс коммуникации будет более эффективным, если информация будет тщательно раскодирована.

Таким образом, коммуникации выступают как определяющее условие для формирования группы и ее жизнедеятельности.

1.2 Формы и виды коммуникации

В зависимости от способов передачи сообщения выделяют две формы коммуникации — вербальную и невербальную. В то время как невербальная коммуникация отождествляется с “языком тела”, вербальная коммуникация делится на речевую (устную или телефонную), текстовую (письменную), компьютерную и графическую (визуальную). Современные тенденции технического развития позволяют предположить, что в будущем особое значение приобретут личная коммуникация и коммуникация через новые средства информации.

Вербальные средства общения — это, в первую очередь, речь, язык, слово. В процессе реального общения люди используют для передачи сообщений чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуникации является самым дифференцированным и самым продуктивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладения языком человек овладевает и культурой, которая в свою очередь обусловливает его восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как коммуникация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе.

В то же время язык не является единственным инструментом человеческого общения. Если люди взаимодействуют иными, неречевыми средствами, то для такого взаимодействия используют термин «невербальная коммуникация». Она — важнейший регулятор контекста общения. Именно невербальный контекст составляет фон для кодирования и декодирования вербальных сообщений. Как считают специалисты, лишь 35% информации в процессе коммуникации передается с помощью языка, а 65% информации, переданной в ходе общения, мы получаем с помощью невербальных средств. Среди них выделяют собственно невербальные средства коммуникации — жесты, мимику, телодвижения, взгляды, дистанцию общения и использование пространства, манеру держать себя, одежду и запахи; и паравербальные средства — интонацию, тембр голоса, скорость речи, аргументацию.[6]

В межличностной коммуникации невербальные средства зачастую дополняют языковые формы общения (например, мы говорим: «Привет!» и при этом улыбаемся). Невербальные знаки могут не соответствовать устному сообщению (например, мы говорим: «Рады вас видеть!», но при этом хмуримся и смотрим в сторону). Невербальное сообщение может также дополнять вербальное (сказать детям: «Тише!» и приложить указательный палец к губам). Невербальное поведение служит для регулирования общения. С помощью кивка головой, взгляда, жеста мы легко вступаем в беседу или прекращаем ее. В ряде случаев невербальные способы могут замещать вербальные (так, ребенок может не попросить подать ему игрушку, а просто указать на нее).

Вид коммуникации — вариант коммуникации, характеризуемый спецификой ее компонентов. Существуют следующие классификации социальной коммуникации.

По месту осуществления социальная коммуникация бывает внутренней, когда стороны коммуникации находятся в рамках конкретного социального сообщества, и внешней, когда одна из сторон относится к субъектам внешней среды сообщества.

По признакам субъектов коммуникации ее виды могут быть связаны с многообразными параметрами участников (между кем и кем происходит коммуникация). Здесь уместны типологии по личностным, групповым, профессионально-квалификационным и организационным характеристикам, по отношениям равенства и иерархии, по статусам и социальным ролям и т. п.

По количеству сторон, участвующих в коммуникации: односторонняя коммуникация (автокоммуникация), двухсторонняя и многосторонняя.

По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лицразличают массовую (на уровне социетальной системы), среднего уровня (ограниченную в масштабах социальных групп и организаций — внутриорганизационные коммуникации) и локальную (внутрисемейная, триадная и др.), внутригрупповую (взаимодействие не выходит за рамки определенной группы), межгрупповую (между различными группами или большой группы с ее достаточно самостоятельными подгруппами). Межличностная коммуникация осуществляется между отдельными людьми — диадные, а внутриличностные представляют собой общение с самим собой.[4]

По источникам регулирования процесса: формальная коммуникация (осуществляется на основе хорошо проработанных, легитимных, как правило, выраженных в письменной форме инструкций, руководств, методик и т. п.) и неформальная коммуникация (осуществляется на основе устных норм и правил).

По способу установления и поддержания контактакоммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные). Коммуникация непосредственная — коммуникация осуществляемая напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия (например, беседа, публичное выступление). Опосредованная коммуникация — взаимодействие, осуществляемое через посредника. Коммуникация при этом осуществляется как посредством физических лиц — посредников, так и различных средств коммуникации, включая технические (средства массовой информации и рекламы, такие технические средства, как рупор, громкоговоритель, телефон, радио, видеосвязь, компьютерные коммуникационные сети локального или глобального характера).

По инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные коммуникации. Если коммуникатор воздействует на реципиента, который не реагирует на послания, то последний играет пассивную роль, а данная коммуникация в целом также является пассивной. Коммуникация становиться активной, если все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном процессе, инициируют послания и сразу же реагируют на полученную информацию своими действиями.

По степени организованностикоммуникации подразделяются на случайные и неслучайные (организованные). Случайные коммуникации возникают стихийно. Происходит случайный обмен информацией между людьми. При случайных встречах обсуждают и деловые вопросы, и даже принимают достаточно ответственные решения. Такие виды случайных коммуникаций усиливают степень самоорганизованности системы.

В зависимости от направления потока информациикоммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее.[3]

Нисходящее направление. Коммуникативный поток, который перемещается от одного уровня в группе или организации к другому, более низкому уровню, является нисходящим. Он используется руководителями групп постановки задач, описания работ, информирования о процедурах с тем, чтобы выделить проблемы, требующие внимания, предложить варианты обратной связи по результатам работы. При этом чем больше уровней проходит информация, тем меньше вероятность того, что она не будет искажена. Наиболее характерным примером является общение начальника со своими подчиненными.

Восходящее направление. Восходящая информация от более низкого к более высокому уровню используется для обратной связи подчиненных с руководителем с целью информирования о ре­зультатах работы и текущих проблемах.

По признакам ситуации общения в основу типологии могут быть положены условия и обстоятельства, в которых находятся общающиеся системы.

По признакам предмета общения выделяют совместную деятельность, обмен эмоциями, получение информации.

Как вариант: по уровню участия сознания — осознаваемые (на уровне сознания) и неосознаваемые (на уровне подсознания).

По признакам времени взаимодействия — длительные, кратковременные, периодические, эпизодические; в реальном времени (устное общение, телефон, некоторые электронные системы) и с разделением времени (письменная информация, факсимильная связь).

По степени завершенности взаимодействия — завершенные, незавершенные коммуникации.

По отношениям между участниками — интимная, интерперсональная, деловая, ритуальная, игровая, неприязненная, враждебная, интимная.

По пространству взаимодействия — на разных дистанциях, при разном расположении партнеров друг относительно друга, в различных типах помещений и территорий (кабинет, конференц-зал, коридор, улица и т. п.)

По специфике, влияющей на содержание, процессы, параметры коммуникаций: отраслевые особенности коммуникаций (коммуникации в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, науке, искусстве, армии, общественных организациях, органах управления и т. п.) и функционально-управленческие особенности коммуникаций (коммуникации в сфере высшего, среднего и основного звена предприятия, коммуникации в маркетинге, рекламе, планировании, производстве, управлении персоналом и т. п.).

В процессе коммуникации каждое сообщение может быть интерпретировано на двух уровнях: 1) что говорится (уровень содержания); 2) как говорится (уровень отношений). Первый уровень конкретизирует суть послания, второй указывает на то, как его следует понимать. Уровень отношений редко определяется намеренно или осознанно. Иными словами, он обычно кодируется и декодируется на подсознательном уровне. Уровень содержания кодируется вербально, а уровень отношений — невербально. Различные культуры придают разную степень значения данным уровням.

2 Формы и типы коммукации

2.1 Формы коммуникаций в организации

Особую роль в системе коммуникаций в менеджменте занимают две формы: производственные совещания и заседания коллегиальных органов управления. Каждая из этих форм преследует свои цели, имеет свои правила и алгоритмы подготовки и проведения. В рамках профессиональной деятельности постоянно возникает необходимость в личных коллективных коммуникациях. Основными формами указанных коммуникаций являются: деловые совещания, собрания коллектива, заседания коллегиальных органов управления.

Деловое совещание - это личная встреча группы сотрудников с целью обмена информацией. Собрание коллектива отличается от делового совещания, главным образом, по охвату участников. На собрание приглашаются, как правило, все члены данного коллектива. Совещание же охватывает не всех, а определенной круг участников. В остальном методика подготовки и проведения совещаний и собраний сходны. Поэтому данный круг вопросов мы рассмотрим на примере деловых совещаний.

Целями делового совещания могут выступать: обмен информацией, координация действий, выработка решений. Кроме того, совещания выполняют задачи профессионального обучения и воспитательного воздействия. В зависимости от целей и стиля проведения совещания делят на следующие виды: авторитарные, сегрегативные, дискуссионные и свободные.[6]

Авторитарное совещание ведет руководитель в форме монолога. Переход в диалог происходит изредка, и только по инициативе руководителя. Он задает вопросы отдельным участникам и получает ответы на них. Нередко на таком совещании устраиваются «разносы» тем или иным подчиненным при красноречивом молчании остальных.

Сегрегативные совещания идут по заранее намеченному плану. Обычно руководитель делает сообщение (доклад), затем выступают назначенные им участники. Какие-либо отклонения от плана, инициативы участников воспринимаются отрицательно. Решение совещания готовится заранее.

Дискуссионные совещания предполагают свободный обмен мнениями. Проект решения может быть подготовлен, однако он подвергается обсуждению. Решение принимается голосованием.

Свободное совещание проводится без строго заданной повестки дня. Вместо председателя имеется ведущий (инициатор). Такие совещания часто возникают стихийно.

Плановое производственное совещание проводится в традиционно установленное время. Обычно это происходит один раз в неделю, время и место остаются неизменными продолжительное время. Такие совещания решают следующие задачи:

  • - подведение итогов работы за прошедшую неделю;
  • - постановка задач на предстоящую неделю;
  • - уточнение способов решения поставленных задач;
  • - информирование о работе друг друга с тем, чтобы все присутствующие представляли общую картину деятельности фирмы или подразделения.

Эффективность делового совещания зависит от грамотности его подготовки и проведения.

Заседания коллегиальных органов управления относятся к президиумам, коллегиям, советам, дирекциям и т.д. Их основной задачей является выработка и принятие коллективных управленческих решений, утверждение планов и бюджетов. Кстати, в нашей стране управление организациями осуществляется на принципах единоначалия. Принятие решений и ответственность за них остается прерогативой руководителя. Все коллегиальные органы управления имеют совещательный статус при руководителе. Их решения оформляются приказом руководителя.

2.2 Типы комунникации в организации

Психологический климат организации зависит от того, как сотрудники общаются между собой. А сотрудники перенимают примеры общения у своих руководителей. Как говорится, «о чем голова — туда и ноги».

В состоянии кризиса, конфликта, обострения конкуренции — когда компания переживает не лучшие времена — на поверхность вылезают все скрытые, но уже заложенные традиции в области коммуникаций. Если в компании нарушаются законы менеджмента, хорошее на поверхность не всплывает.

Культура управления и типы коммуникаций в организации и ее подразделениях связаны между собой. Слабая культура управления оказывает развращающее влияние на коммуникации сотрудников. Порождает местничество и работу на личные выгоды. Как следствие — падение качества работы сотрудников.

Управление определяет взаимосвязи: если А связано с В — значит это кому-то нужно в рамках конкретного проекта. Коммуникации работают на реализацию определенной идеи, проекта. Управление в этом случае — это наполнение коммуникаций целевым содержанием. На основе такого определения появляется простая классификация типов внутренних коммуникаций:

Уточним ключевые факторы[7]:

«+связи»: сотрудники доступны друг для друга, способны находить время и место для общения, переговоров и пр. Если Александру необходимо встретиться с Михаилом — встреча происходит оперативно. Если Елене нужно уточнить у Галины информацию — та оперативно отвечает. Нужно сотрудника легко найти и назначить с ним встречу.

«-связи»: сотрудники недоступны друг для друга. Каждый занят своим узким делом и игнорирует сигналы коллег. Негативизм мешает созданию устойчивых связей. Для того, чтобы назначить встречу — необходимо преодолеть сопротивление сотрудника. Для уточнения или передачи информации требуется длительное время. Чтобы найти нужного сотрудника и провести встречу — нужно набраться терпения.

«+контент»: содержание коммуникаций интересно и актуально для сотрудников, идеи — «двигательны», плодотворны. Елена с интересом идет на переговоры с Галиной. Михаил оперативно отвечает Александру — поскольку ему интересен проект, которым тот занимается.

«-контент»: содержание серо, имеет малую ценность вследствие примитивизма, формализма, репродукции и пр. Василий не торопится на переговоры, поскольку ему не хочется терять время на выслушивание примитивной информации от Виктора. Ольга отвечает на письма Марии в последнюю очередь — поскольку ей непонятны причины обращения Марии именно к ней.

Рассмотрим сочетание факторов.

  • «Транслятор глупости»: есть связи, но нет содержания.

Сотрудники легко находят друг друга, быстро собираются, чтобы родить примитивные идеи и принять примитивные решения.

В первую очередь мы отнесем сюда руководителей, которые не способны наполнить управление актуальным содержанием. Они тяготеют к проведению совещаний на громоздкие темы с принятием примитивнейших количественных решений.

Во вторую очередь — сотрудников в виде «офисного планктона», активно и бойко распространяющих глупость в организации. Сотрудники получают массу информации, которая по качеству является примитивнейшей и просто не нужна, а порой вредна в их деятельности.

В третью очередь — «экспертов», которые, не задумываясь об этиологии современного кризиса, уверенно и заочно учат принимать антикризисные решения.

  • «Свалка»: нет ни связей, ни содержания.

Судорожные попытки наладить коммуникации натыкаются на пустоту. Сотрудники не умеют слушать и слышать, хотя вежливы и улыбаются друг другу. Как вариант — начальники орут, подчиненные шипят. Идеи нет — поскольку для рождения идеи нужна общность, а с такими формами общения каждый будет сидеть на своем «шестке», стремясь отодвинуть коллегу. Не помогают ни тренинги, ни выпивки. Возникающая после них иллюзия «дружной команды» рассеивается на следующий рабочий день.

  • «Кризис роста»: есть содержание, но не связей.

Генерация идеи, новых решений сдерживается разобщенностью сотрудников. Сильные сотрудники не объединены в группы, работа, как привило, не приводит к реализации проектов. Талантливые одиночки в организации не эффективны. Ресурсы дезинтегрированы, содержание, идеи, новые решения не способны выйти на системный уровень.

  • «Система ресурсов»: содержание и связи адекватны и усиливают друг друга.

Сотрудники и ресурсы вовремя находят друг друга, идеи выходят на системный уровень. Система, в которой грамотно соединены ресурсы — это превосходно, но не каждому дано. Чтобы использовать этот ключ, необходимо понимать, чем наполняются связи в организации, и находить тех, кто сможет это делать.

Типы организационной коммуникации необходимо узнавать и анализировать. Пока руководство не позволит себе быть честными перед собой — в компании ничего не изменится. А в ситуации внешнего кризиса внутренний кризис будет развиваться намного быстрее. И если в мирное время результаты подобной работы могли быть отсрочены на годы, то во время кризиса процесс ухода от его решения будет недолгим.[4]

Если вы узнали хотя бы один «вирус» из перечисленных выше — спросите себя, насколько вы готовы действовать по антивирусной программе спасения вашей компании.

Заключение

В реферате рассмотрено понятие коммуникации, проанализированы ее функции, рассмотрены формы и типы коммуникации.

Итак, коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка, телодвижений и параметров речи. Цель коммуникации – добиться от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Коммуникации в организации – это сложная, многоуровневая система, охватывающая как саму организацию и ее элементы, так и ее внешнее окружение.

Таким образом, значение коммуникаций трудно переоценить, они важны для руководителей организаций по следующим причинам:

  • Коммуникации необходимы для эффективности управления;
  • Коммуникации необходимы для утверждения авторитета и выражения воли руководителя;
  • Хорошо налаженные коммуникационные сети содействуют обеспечению организационной эффективности. Если организация эффективна в области коммуникаций, она эффективна и во всех других видах деятельности;
  • Коммуникации имеют сложную и гибкую структуру. Только знание закономерностей построения коммуникаций может принести успех.

Вообще, коммуникации важны во всех сферах деятельности человека. Все мы живем, обмениваясь информацией друг с другом. И чем эффективней этот обмен, тем больше у нас открывается возможностей для эффективной работы и благополучной личной жизни.

Итак, коммуникация отражает смысловой аспект социального взаимодействия. Она выступает важнейшей составляющей процесса делового общения и связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми, с учетом отношений между партнерами, их установок, целей, намерений. Важной характеристикой эффективного коммуникативного процесса является намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, необходимым условием чего выступает не просто использование единого языка, но и одинаковое понимание ситуации общения. Таким образом, коммуникация в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел представляет собой процесс передачи и приема информации в виде сообщений, кодируемых с помощью вербальных и не вербальных средств и передаваемых по визуальному, аудиальному, кинестетическому, аудио-визуальному, визуально-кинестетическому каналам. Умелое использование коммуникативных средств и каналов, коммуникативной дистанции и угла общения позволяет достигать цели делового взаимодействия.

Список литературы

1. Голуб, О.Ю. Теория коммуникации: Учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М.: Дашков и К, 2012. - 388 c.

2. Голуб, О.Ю. Теория коммуникации: Учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М.: Дашков и К, 2015. - 388 c.

3. Голуб, О.Ю. Теория коммуникации: Учебник / О.Ю. Голуб, С.В. Тихонова. - М.: Дашков и К, 2016. - 388 c.

4. Дзялошинский, И.М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И.М. Дзялошинский, М.А. Пильгун. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 433 c.

5. Зарецкая, Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации: Монография / Е.Н. Зарецкая. - М.: Проспект, 2016. - 472 c.

6. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2012. - 415 c.

7. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2013. - 415 c.

8. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации: Учебник для бакалавров / М.Ю. Коноваленко, В.А. Коноваленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 415 c.

скачать

Уникальность
75
Год сдачи
2017
Loading...

Последние статьи из блога

Рожа

Обучения школьников математике посредством решения задач

Особенность технологии обучения математике посредством решения задач

Актуальные проблемы торгового сотрудничества России и Египта

Речевой лаконизм: коммуникативный аспект

Теоретико-методические особенности познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции

Государственная пошлина в системе судебных расходов

Понятие, правовая природа и виды судебных расходов

История становления и развития института судебных расходов в гражданском процессуальном праве России

Экономические реформы 1990-х годов: как переход к рыночной экономике отразился на жизни населения и экономике России?

Дидактический потенциал использования структурнофункциональной модели развития профессиональной мотивации у обучающихся вуза

Процесс координации деятельности проектной команды

Судебные штрафы

​ Причины возникновения проблемных кредитов

Экономическое содержание банковского кредитования

Реализация информационной безопасности предприятий на основе специализированных программно-аппаратных комплексов

Задачи стратегической политики развития муниципального образования

Понятия, виды, этапы формирования организационной культуры

Формы и правовые основы франчайзинга в розничной торговле