Введение..........................................................................................................................................................................................3
Раздел 1. Организационно-экономическая характеристика АО «Почта Банк»..........................................................................................................................................................................................5
Раздел 2. Анализ основных финансовых показателей АО «Почта Банк»..........................................................................................................................................................................................9
Раздел 3. Оценка уровня конкурентоспособности АО «Почта Банк»..........................................................................................................................................................................................15
Раздел 4. Пути повышения конкурентоспособности банка..........................................................................................................................................................................................20
Заключение..........................................................................................................................................................................................22
Библиографический список..........................................................................................................................................................................................24
Приложения..........................................................................................................................................................................................28
Все коммерческие банки, разрабатывая стратегию своего развития, привлекая ресурсы, ища более выгодные условия размещения средств, борясь за клиентов, следя за надежностью и финансовой устойчивостью своего банка, стремятся, в конечном счете, к увеличению конкурентоспособности. Такой путь развития - повышение конкурентоспособности - является самым верным способом достижения главной цели существования банка - получение максимальной прибыли при приемлемой степени риска.
Однако, несмотря на то, что такая характеристика банка как конкурентоспособность выходит на первый план, данной категории крайне мало уделяется внимания в современных научных исследованиях. В то же время проблема обеспечения конкурентоспособности не только на уровне отдельного хозяйствующего субъекта, но и на уровне экономики страны считается многими сверх актуальной, решающей в деле обеспечения России достойного места в мировой экономике, ибо в рыночной системе хозяйствования конкурентоспособность является одним из ключевых понятий. В ней концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, кадровые и иные возможности не только отдельного предприятия или организации, но и экономики страны в целом.
Цель и задачи. Цель написания отчета изучить теоретические и практические основы конкуренции в банковской сфере на примере АО «Почта Банк».
В согласии с целью были поставлены задачи:
- провести анализ и дать оценку конкурентоспособности коммерческих банков на примере АО «Почта Банк»;
- предложить пути повышения конкурентоспособности коммерческих банков.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования в работе является АО «Почта Банк».
Предметом данной работы является способность коммерческого банка конкурировать с другими банковскими организациями,
анализ финансового состояния коммерческого банка на основании финансовой отчетности.
Непосредственной предпосылкой формирования конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта является механизм рыночного хозяйства, без которого невозможно его существование. Это конкуренция. От ее вида, интенсивности, специфики, способов ведения зависит то, какими конкурентными преимуществами должны обладать те или иные организации и предприятия, как им повышать свою конкурентоспособность. Конкуренция имеет свои специфические черты в разных странах и секторах экономики. Внимание к такому явлению рыночной экономике, как банковская конкуренция в ближайшее время будет увеличиваться в связи с усилением позиций крупных коммерческих банков, появлением новых банковских организаций, оживлением экономики.
К специфическим чертам конкуренции на российском рынке банковских услуг можно отнести следующие:
- существование трех групп банков, находящихся в неравных условиях функционирования: 1) банки, созданные в дореформенные времена на базе государственных банков, 2) банки, на чью деятельность государство оказывает непосредственное внимание, в частности с помощью государственных ресурсов, сосредоточенных в данных организациях, 3) и созданные в недавнем прошлом с помощью капитала, полученного благодаря коммерческим операциям на начальном этапе реформ;
- неравномерное распределение банковских организаций по территории страны;
- концентрация капитала у крупных банков;
- экспансия крупных банков в регионы как основной способ организации банковских организаций;
- универсализация деятельности большинства банков;
- особое место Центрального банка России на рынке банковских услуг;
- закрытость банковской системы России для иностранных банков;
- слабое развитие небанковских кредитных организаций.
Проведенная работа позволила расширить существующее представление о конкурентоспособности, выделить его виды, классифицировать факторы, влияющие на нее, оценить величину ее развития, подойти к управлению ею как к системе.
В работе были выделены основные факторы влияющие на конкурентоспособность, в том числе и финансовые показатели коммерческих банков. Были рассмотрены банковские рейтинги, как одни из основных показателей конкурентоспособности банков.
Проведенный анализ общей экономической характеристики и финансового состояния АО «Почта Банк», позволил сделать выводы об уровне конкурентоспособности Банка и дать некоторые рекомендации по укреплению его позиций. Одной из основных таковых мер является определение приоритетных направлений развития Банка и решение стратегических задач, которые поспособствуют повышению уровня конкурентоспособности и укреплению позиций на рынке предлагаемых банками услуг.
Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности в банковской сфере является маркетинг. Маркетинговое исследование позволяет ответить на вопросы: какие характерные черты банковских услуг наиболее важны для клиентов?, есть ли какие-либо явные тенденции, которые представляют особую важность для клиентов при выборе банка?.
Для банка, осознающего необходимость целенаправленного управления конкурентоспособностью, дающего основу для долгосрочного успешного развития, указанные направления могут стать основой укрепления конкурентных позиций и повышения прибыли.