Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Профессиональное выгорание специалистов экстремального профиля

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать курсовую на тему Профессиональное выгорание специалистов экстремального профиля

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

1 Тема Профессиональное выгорание специалистов экстремального профиля 2 Актуальность В настоящее время проблема профессионального выгорания личности приобрела острую актуальность. Такие, присущие современности, характеристики трудовой деятельности, как увеличение объемов работ и индивидуальной нагрузки, темп, интенсивность, инновационность процесса профессиональной деятельности и готовность к изменениям, закономерным образом определяют повышение у человека физического и психоэмоционального напряжения, проявление стрессовых состояний и дистрессовых расстройств. Все это отражается не только на состоянии человека на физическом и психологическом уровне, но и провоцирует у него профессиональное выгорание в рамках трудовой деятельности. 3 Цель Исследовать симптомы синдрома профессиональное выгорание, изучить факторы, влияющие на его развитие и разработать рекомендации по профилактике данного явления среди работников экстремальных профессий 4 Объект профессиональное выгорание специалистов экстремальных профессий 5 Предмет Профилактика профессионального выгорания специалистов экстремального профиля 6 Задачи 1. Изучить теоретические подходы к проблеме изучения синдрома эмоционального выгорания в трудах зарубежных и отечественных авторов; 2. Изучить симптоматику и факторы, влияющие на возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания; 3. Описать методы предотвращения и профилактики синдрома эмоционального выгорания. 7 Тип научно-психологического исследования Теоретико-аналитическое 8 Методы исследования Анализ публикаций, обобщение и систематизация информации ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 4 1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ “ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ” И “ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ” 4 1.2. ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 8 1.3. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 13 1.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ВЫВОДАМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ 22 ТЕЗАУРУС 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ “ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ” И “ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ” Понятие "профессиональное выгорание" (burnout) относится к состоянию эмоционального, физического и психологического истощения, возникающему в результате продолжительного стресса на рабочем месте. Профессиональное выгорание обычно проявляется у людей, работающих в профессиях, связанных с высокой степенью эмоционального вовлечения и заинтересованности в работе со сложными и требовательными клиентами или ситуациями. Основные признаки профессионального выгорания включают изнурение и усталость, падение мотивации, эмоциональное отчуждение от работы и клиентов, а также снижение профессиональной эффективности. Люди, страдающие от профессионального выгорания, могут испытывать эмоциональную и физическую истощенность, а также ухудшение качества жизни и отношений. С другой стороны, понятие "эмоциональное выгорание" (emotionalburnout) относится к состоянию, когда человек ощущает потерю эмоциональной энергии, эмоциональную истощенность, апатию и равнодушие. Это состояние может возникать не только в профессиональной сфере, но и в личной жизни в результате длительной негативной эмоциональной нагрузки или переживания стрессовых событий. Основные симптомы эмоционального выгорания включают потерю интереса и радости от прежних занятий, чувство безысходности, раздражительность, осознание собственной бесполезности или неполноценности. Человек может также испытывать сниженную мотивацию к достижению целей, потерю силы воли и ухудшение сна и пищеварения. В начале 70-х годов XX века американский психиатр Х.Д. Фрейденберг ввёл в научную литературу понятие «эмоциональное выгорание» - «состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности». Позднее американские психологи К. Маслач и С. Джексон выделили важные составляющие феномена «эмоционального выгорания»: а) эмоциональное истощение, которое «проявляется в ощущении эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности»; б) деперсонализация, которая «связана с возникновением равнодушного, а иногда и негативного отношения к людям (в скрытой и открытой форме)», когда контакты обретают формальный характер, растёт вероятность конфликтов; в) сниженная рабочая продуктивность, проявляющаяся в редукции личных достижений, снижении самооценки в сфере профессиональной компетентности. В последние годы в России и за рубежом всё чаще говорят не просто о синдроме эмоционального выгорания, а о синдроме профессионального выгорания. Профессиональное выгорание, или эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности (ЭВПД), - синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. По существу, это – выраженный дистресс [14]. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) выражается, согласно А.Н. Моховикову, в психической и физической усталости, ощущении несостоятельности, нежелании идти на работу, раздражительности, агрессивности, ощущении незначимости решаемых проблем, сомнении в эффективности выполняемой работы, стремлении сменить профессию и жалости к себе. Проявление синдрома в профессиональной деятельности усиливается и закрепляется при отсутствии диагностики и работы по снижению действия отрицательных и закреплению положительных факторов в деятельности человека. В целом, профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание связаны с длительным и интенсивным стрессом, и оба состояния могут сильно повлиять на физическое и психологическое благополучие человека. Однако профессиональное выгорание акцентирует взаимосвязь с работой, тогда как эмоциональное выгорание может быть вызвано и другими факторами в жизни человека. "Профессиональное выгорание" и "эмоциональное выгорание" - это понятия, которые описывают состояние физического, эмоционального и психологического истощения у людей, занятых работой или деятельностью, которая требует высокой эмоциональной или интеллектуальной нагрузки. "Профессиональное выгорание" характеризуется чувством усталости, отсутствием мотивации, цинизмом, апатией и дезинтересом к работе. Человек испытывает чувство беспомощности и неспособности справиться с поставленными перед ним задачами. Возникает чувство усталости, истощения и разочарования. С другой стороны, "эмоциональное выгорание" относится к переживаниям более узко на эмоциональном уровне. Человек испытывает чувство истощения из-за переживания сильных эмоций, часто отрицательных, например, гнева, страха, грусти или беспокойства. Эмоциональное выгорание может проявляться как утомление от постоянной эмоциональной напряженности, а также потери интереса к профессиональной деятельности или жизни в целом. В обоих случаях важно обращать внимание на собственное состояние и свои эмоции, чтобы предотвратить или справиться с выгоранием, например, через отдых, психологическую поддержку, изменение рабочей среды или рационализацию рабочих процессов. Симптомы профессионального и эмоционального выгорания могут включать в себя повышенную раздражительность, чувство отчуждения, пессимизм, потерю сил и энергии, а также физические проявления, такие как головные боли, проблемы со сном, изменения в аппетите и т.д. Основные причины выгорания могут быть связаны с: - Переутомлением из-за больших объемов работы или чрезмерного стресса; - Недостатком поддержки со стороны коллег или руководства; - Несовместимостью личностных черт с профессиональной средой; - Отсутствием контроля над рабочими процессами; - Монотонностью или недостатком интереса к работе. Для предотвращения профессионального и эмоционального выгорания важно балансировать работу и отдых, находить способы самоутешения и релаксации, общаться с коллегами и близкими, и, при необходимости, обратиться за помощью к профессионалам, таким как психологи или консультанты. Осознание своего состояния и принятие мер по предупреждению выгорания помогут сохранить психологическое и физическое здоровье. Другими способами предотвращения выгорания являются: - Установление ясных границ между работой и личной жизнью, чтобы избежать излишних переработок и поддерживать баланс между работой и отдыхом. - Поощрение здорового образа жизни, включая правильное питание, физическую активность и достаточный сон. - Развитие навыков управления стрессом, таких как медитация, йога, глубокое дыхание и другие техники релаксации. - Поддержка социальных связей и общение с близкими и друзьями для выражения эмоций и получения поддержки. - Осознание собственных потребностей и нахождение способов для их удовлетворения. - Развитие навыков управления временем и задачами для повышения эффективности работы без перегрузки. Помните, что важно принимать свои эмоции и чувства, и когда вы понимаете, что начинаете чувствовать признаки выгорания, не стесняйтесь обратиться за помощью и поддержкой. Забота о своем физическом и эмоциональном благополучии - важная часть поддержания здорового образа жизни. 1.2. ПРИЧИНЫ И СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Профессиональное выгорание — это состояние, при котором эмоции притупляются, а человек постоянно чувствует себя истощённым. Профессиональное выгорание (burnout) может иметь множество причин, и наиболее типичные из них включают: 1. Высокая нагрузка и перегрузка работой: Продолжительный период работы под давлением, постоянный стресс, большой объем работы или чрезмерные ожидания и требования могут привести к истощению ресурсов и энергии [14]. 2. Отсутствие контроля и ресурсов: Ощущение отсутствия влияния и контроля над собственной работой, отсутствие ресурсов или поддержки со стороны работодателя или коллег могут усугубить чувство бессилия и непродуктивности. 3. Межличностные сложности: Конфликты с коллегами, неприятные взаимодействия с клиентами или неудачи в отношениях на работе могут оказать сильное влияние на эмоциональное состояние и вызвать чувство испытанных сверхъестественных нагрузок. Некоторые из самых распространенных симптомов профессионального выгорания включают: 1. Эмоциональное истощение: Человек чувствует сильное эмоциональное и физическое истощение, усталость и пресыщение работой. Он может проявлять отчуждение и равнодушие к своей работе и клиентам. 2. Деперсонализация: Человек начинает относиться к своим клиентам или коллегам безразлично и отчужденно, проявляя негативное отношение. 3. Снижение профессиональной компетенции: Работник начинает сомневаться в своих навыках и способностях, страдает от снижения производительности и качества работы. Он может испытывать чувство неполноценности и неуверенности в своей профессиональной роли [17]. 4. Эмоциональные проблемы: Человек может проявлять раздражение, злость, тревогу, апатию и депрессию. Возникают проблемы со сном, аппетитом и общим физическим и психическим здоровьем. Важно отметить, что симптомы профессионального выгорания могут различаться у разных людей и в разных профессиональных сферах. Однако, если у вас есть подозрения на профессиональное выгорание, важно обратиться за профессиональной помощью и поддержкой, чтобы предотвратить его дальнейшее развитие и заботиться о своем физическом и психическом благополучии. Вот как дословно определяет выгорание Всемирная организация здравоохранения: «синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, с которым не удалось справиться. Характеризуется тремя параметрами: • чувством эмоционального истощения и нехватки энергии; • повышенной психической дистанцированностью от работы, чувством негативизма или цинизма, связанными с работой; • снижением профессиональной эффективности. Выгорание относится конкретно к явлениям в профессиональном контексте и не должно применяться для описания опыта в других сферах жизни». Получается, что термины профессиональное выгорание и эмоциональное выгорание — равнозначны и обозначают одно и то же состояние. Причины выгорания можно поделить на внутренние и внешние. Внутренние причины выгорания: • перфекционизм — желание сделать работу идеально и не ударить в грязь лицом, отказ самому себе в праве на ошибку; • неумение говорить «Нет» — готовность выполнить любую просьбу коллег или руководителей, даже в ущерб своему личному времени; • неумение планировать — отсутствие навыков тайм-менеджмента, неумение разграничивать личное и рабочее время; • трудоголизм, зацикленность на работе — нарушение worklife баланса, перекос в сторону работы и отказ от других аспектов жизни. Внешние причины выгорания: • плохие условия труда — постоянные переработки, неудобное рабочее место и другие факторы, которые ухудшают рабочий процесс; • проблемы в коллективе — недопонимание и конфликты между коллегами, в отношениях с руководством; • неинтересные задачи — обязанности, которые сотрудник уже перерос или которые ему просто неинтересны; • низкий доход — несправедливая оплата труда или просто маленькая зарплата, необходимость искать подработки, стресс из-за нехватки денег; • эмоциональное одиночество — невозможность обсудить с кем-то свою работу и поделиться проблемами; • неприятности в семье или со здоровьем — то, что усиливает внутреннее напряжение и сказывается на работе [5]. Интересно, что профессиональное выгорание начинается не со стресса, а наоборот — с влюблённости в работу. Джеррольд Гринберг, психолог, профессор Мэрилендского университета (США), в своей книге «Управление стрессом» выделил 5 стадий эмоционального выгорания: Медовый месяц. Человек с энтузиазмом погружается в работу, каждая задача — в кайф. Казалось бы, что тут плохого? Но именно на этом этапе работа начинает отнимать слишком много времени и словно заполняет собой всю жизнь. Если вовремя не притормозить, то наступает вторая стадия [3]. Недостаток топлива. Снижается продуктивность. Задачи решать всё сложнее, и они уже не приносят радость. Накапливается усталость, а вместе с ней и зависшие проекты — на них не хватает времени и мотивации. Но «выгорающий» продолжает по инерции работать, выжимая из себя остатки сил. Хронические симптомы. Постоянная усталость начинает сказываться на здоровье: появляется слабость, частые недомогания, обостряются хронические заболевания. На этом фоне человек чувствует себя подавленным, становится раздражительным, начинает срывать плохое настроение на коллегах и близких. Кризис — кульминация выгорания. Накрывает чувство полного эмоционального истощения: человек становится апатичным, перестаёт радоваться и замечать позитив вокруг себя, не получает удовольствия даже от того, что очень любил раньше. Значительно портятся отношения с окружающими [12]. Пробивание стены. Проблемы на работе и в семье нарастают как снежный ком. Кажется, что невозможно вырваться из этого круга и справиться со своим состоянием. Под угрозой не только карьера, но даже физическое здоровье и жизнь человека. Всемирная организация здравоохранения включила выгорание в Международную классификацию болезней. При этом синдром определяется не как заболевание, а как фактор, который влияет на здоровье человека. Учёные сходятся во мнении, что выгорание может привести к депрессии — это серьёзное заболевание, при котором необходимо обращаться к врачу. На начальных стадиях выгорания становятся нормой переработки. Именно они приводят к хронической усталости и психоэмоциональному стрессу. По результатам исследования ВОЗ, это значительно повышает риск инсульта и сердечно-сосудистых заболеваний [3]. В Японии даже есть понятие «кароси» — смерть от переработок. Термин ввели в 1978 году, когда стало резко расти количество инфарктов и инсультов, вызванных переутомлением и недоеданием. Кароси как явление существует во многих азиатских странах. Тревогу бьют Китай и Южная Корея, в которых проблема трудоголизма стоит так же остро, как в Японии. Интересно, что западный мир, в отличие от востока, лишь несколько лет назад заговорил о проблеме выгорания. Ещё в начале XXI века культ работы, «достигаторства» и стремления к прибыли был очень популярен. Такой подход обусловлен привычным укладом: трудоголизм поощрялся протестантской трудовой этикой, а в СССР, например, тунеядство даже каралось законом. В начале 2000-х годов на традиции трудоголизманаложилось стремительное технологическое развитие. Вчерашние стартапы начали превращаться в гигантские корпорации, а их сотрудники стали буквально жить на работе. К возможным последствиям выгорания относятся: • ухудшение ментального здоровья — тревожность, апатия, раздражительность, агрессивность, состояние общей подавленности и отсутствия смысла жизни, появление новых или возвращение старых зависимостей (курение, алкоголь, компульсивное переедание); • ухудшение физического здоровья — обострение хронических заболеваний или появление новых болезней на фоне стресса; • снижение качества работы, которое может привести к увольнению, испорченной репутации и невозможности найти новую должность; • потеря контакта с окружающими, ухудшение отношений с близкими, друзьями, коллегами. 1.3. МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Профилактика эмоционального выгорания является ключевым аспектом заботы о своем физическом и психическом благополучии. Вот несколько методов, которые могут помочь предотвратить или снизить риск развития эмоционального выгорания: Установите границы и управляйте своим временем: Важно научиться грамотно распределять свои задачи и устанавливать приоритеты. Определите время для работы, время для отдыха и время для себя. Помните, что вы не обязаны брать на себя все задачи и помогайте другим распределять нагрузку. Позаботьтесь о своем физическом здоровье: Регулярное физическое упражнение, здоровое питание и достаточный отдых играют важную роль в профилактике эмоционального выгорания. Обратите внимание на свой режим сна, позвольте себе отдыхать и расслабляться [3]. Развивайте свои навыки управления стрессом: Научитесь использовать методы релаксации и дыхательные упражнения, чтобы справиться со стрессом. Изучите техники медитации, физическую активность или хобби, которые помогут вам расслабиться и снять напряжение. Также не забывайте об осознанности, оставаясь в настоящем моменте и уделяя внимание своим эмоциям и потребностям. Создайте поддерживающую среду: Важно иметь поддержку со стороны коллег и друзей. Общайтесь с ними о своих чувствах и переживаниях, ищите поддержку и совет. Создайте систему поддержки в вашей работе и стимулируйте коллег к обмену опытом и поддержке друг друга [8]. Ищите радость в своей работе: Найдите способы наслаждаться своими рабочими задачами, обращайте внимание на успешные моменты и достижения. Развивайте свои компетенции и интересы, чтобы чувствовать себя увереннее и удовлетвореннее в своей работе [12]. Заботьтесь о своих эмоциональных потребностях: Выделите время для самообслуживания. Порадуйте себя чем-то, что приносит удовольствие и позволяет вам расслабиться и отключиться от работы. Проявляйте заботу и любовь к себе, уделяя время для отдыха, хобби, социальной активности и связей с близкими людьми. Важно помнить, что каждый человек уникален, поэтому подходы к профилактике эмоционального выгорания могут варьироваться. Выберите те методы, которые соответствуют вашим потребностям и помогут вам сохранить эмоциональное равновесие и благополучие. 1.4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ По данным исследований СП. Безносова, к категории работников, подверженных риску развития «эмоционального выгорания», относятся и пенитенциарные служащие, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов. Её успешность определяется не только и не столько профессиональными знаниями, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счёт развития профессионально важных и личностных качеств. Особенно это касается тех отделов уголовно-исполнительной системы (УИС), представители которых непосредственно общаются с заключёнными. Все это требует разработки и использования соответствующих профилактических мероприятий в пенитенциарной системе. Так же в юридической психологии в последнее десятилетие защищен ряд диссертаций по профессиональному развитию, стрессу и профессиональной деформации сотрудников пенитенциарных учреждений [3]. Эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих - это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительно-трудовых учреждениях, обнаруживающая себя в снижении профессиональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие профессиональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета. Достаточно большое количество работ направлены на выявление факторов, вызывающих «выгорание». По мнению К. Маслач, причины выгорания могут крыться в личности человека и в ситуациях. Развитию этого состояния могут способствовать и определенные личностные особенности – высокий самоконтроль, высокий уровень эмоциональной лабильности, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, рационализация мотивов своего поведения. Деятельность сотрудников ФСИН относится к типу «человек-человек», служебная деятельность в пенитенциарных учреждениях связана с общением, оно строго целенаправленно; регламентировано нормативными документами; носит функционально-ролевой характер; позиционно оформлено (иерархично); проявляется в определенных формах общения; атрибутивно (предполагает наличие определенного помещения, обстановки). Так как сотрудники УИС относятся к тем группам, для которых характерно наличие постоянное действие стрессогенных факторов, что может повышать риск возникновения явлений, таких как хронический стресс, суицидальное поведение, профессиональная деформация, эмоциональное выгорание. Сама деятельность работников уголовно-исполнительной системы протекает в напряженных, конфликтных ситуациях. В большей степени на развитие данного синдрома оказывают влияние эмоциональные факторы, такие как, изменение личностных качеств ,поведение сотрудников, характер общения, различные раздражители, что может привести в дальнейшим к рукоприкладству, грубости, применению спецсредств без должной необходимости (необходимость подавлять проявления негативных личностных качеств, требовать подчинение режиму). – это крайние формы проявления профессиональной деформации [8]. Объективные и субъективные группы факторов связаны между собой. Т.к. длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к деформации, изменению профессионала. А субъективные факторы они могут негативно проявлять себя именно при дополнительном воздействии объективных факторов [3]. В профессиональной деятельности сотрудников структуры ФСИН присутствует высокая, как психологическая нагрузка, так и эмоциональная. Так как им приходится часто взаимодействовать с особым контингентом в условиях изоляции, принимать срочные решения, постоянно общаться в узком кругу коллег, реагировать определенным образом на провокацию со стороны осужденных, получать штрафные санкции, взыскания. В связи с этими параметрами, у любого сотрудника может возникнуть эмоциональное выгорание как средство психологической защиты. Повседневная профессиональная деятельность работников УИС связана с осуществлением охраны заключенных, обеспечением безопасности, принятием мер конвоирования, а в необходимых случаях и с задержанием и преследованием правонарушителей и преступников. Подобные условия оказывают сильные воздействия и являются экстремальными. Тогда перечисленные факторы определяют психическое и физическое состояние индивида, ослабление возможностей по преодолению стрессовых состояний, снижение его устойчивости к воздействию непосредственных и главных причин стресса. В том числе работник пенитенциарной системы постоянно испытывает эмоциональные и физические перегрузки. Повышенная психическая напряженность деятельности сотрудника УИС, необходимость постоянной оперативной реактивности предъявляют особые требования к его нейрофизиологической организации и психическим качествам. Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами выгорания. Значимые корреляции были обнаружены между общим показателем выгорания и характеристиками работы: значимость задачи, продуктивность, намерение поменять работу; между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью специфики работы. В научных работах разных стран мира обнаруживается определенное единство в понимании факторов риска выгорания для представителей различных профессий. Профессия в целом характеризуется следующими особенностями: правовой характер деятельности, стрессовые воздействия и постоянная готовность к риску, повышенная ответственность и напряжённость. Тогда, чтобы деятельность сотрудника ФСИН была успешной, ему должны быть присущи такие черты, как: принципиальность, справедливость, скромность, деловитость, последовательность, тактичность, выдержанность, доброжелательность, внимательность, настойчивость и общительность. Поэтому научный и практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации. Что может усилить частоту случаев дисквалификации по профнепригодности, отдельно в периоды профобучения, профадаптации и профессиональной деятельности. На более ранних этапах службы личностные изменения проявляются лишь в усвоении профессионального жаргона, подражании некоторым манерам поведения осужденных, а в последующем – в потере способности к сопереживанию чужому горю, в формировании установки на ужесточение наказания. Сам процесс исполнения наказания постоянно сопровождается различными профессиональными явлениями для сотрудников, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, профессиональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают нравственные страдания, порой нанося непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния проявляются в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования. Все это, безусловно, требует понимания данного класса психических явлений, профессионально грамотной их оценки сотрудниками уголовно-исполнительной системы при изучении поведения осужденных, учета этих психических состояний в коммуникативных процессах [5]. Психологические исследования свидетельствуют, что негативные профессиональные состояния, возникающие у сотрудников органов внутренних дел при выполнении служебных обязанностей в экстремальных, опасных для жизни и здоровья ситуациях, очень часто ведут или к агрессивно-хаотическим, аффективным действиям, или к отказу от необходимых действий и уходу от выполнения служебных задач, что значительно осложняет успех профессиональной деятельности и нередко приводит к несчастным случаям, ранениям и гибели личного состава. А.В. Пищелко подчеркивал, что сотрудникам УИС приходится систематически выдерживать и преодолевать высокие физические и профессиональные нагрузки, действовать в условиях межличностного противоборства, применяя волевые усилия, устранять профессиональные проявления, негативно воздействующие на эффективность деятельности. Повышение профессиональной напряженности воздействует на сознание, и постепенно познавательная активность может определяться уже не объективными условиями и реальными возможностями субъекта, а качеством, силой доминирующих у него профессиональных переживаний, что иногда приводит к свертыванию процесса познания и, как следствие этого, к субъективизации, одностороннему подходу к принятию решений. Зачастую сотрудники УИС перестают видеть в осужденном просто человека, заслуживающего хоть какого-то внимания и сочувствия. Все осужденные становятся обезличенными существами, к которым нельзя испытывать ничего, кроме призрения и ненависти [4]. Крапивина О.В. в своем исследовании выявила, что симптомы «выгорания» у пенитенциарных служащих тесно связаны с неудовлетворенностью материальных потребностей, пресыщением потребностей социального плана, снижением смысложизненных ориентации, неумением и нежеланием справляться с профессиональными трудностями, низким статусом в профессиональной группе [2]. Гумерова Л.Р. определила, что среди базовых подходов к работе в направлении профилактики синдрома выгорания у сотрудников УИС нужно выделить два основных: первый, направленный, преимущественно на профилактику проявлений синдрома; второй, направленный на недопущение возникновения «выгорания». Мероприятия, направленные на профилактику синдрома «профессионального выгорания», должны охватывать личностные, организационные и социальные аспекты деятельности каждого сотрудника [1]. Михеева А.А., Черникова Т.В.проводили сравнение результатов диагностики профессионального выгорания у испытуемых с различным стажем службы в УИС, которое демонстрирует картину, неблагоприятность которой усиливается по мере увеличения стажа работы в должности контролера. Почти три четверти лиц со стажем свыше 15 лет (72,4%) находится в состоянии противодействия непрерывному трудовому стрессу; половина всей выборки таких сотрудников оказывается бессильной в этом противостоянии и обретает [28]. Тропов В.А., Новикова И.А., Сидоров П.И. выявили, что синдром профессионального выгорания является одним из первых признаков профессионально личностных изменений у оперативных сотрудников УИС. Около 1/2 (49,2 %) служащих имеют выраженные симптомы синдрома. Эти сотрудники характеризуются большей склонностью к фиксации на телесных ощущениях и вытеснению психотравм, более низким самоконтролем поведения, обособленностью, отчужденностью, конфликтностью. Профессионально личностные изменения свойственны 1/3 обследованных оперативных сотрудников и проявляются в большей раздражительности, вспыльчивости, затруднениях взаимоотношений с окружающими, более жестком отношении к осужденным, возникновении преимущественно материальных мотивов деятельности, формальном исполнением своих должностных обязанностей, склонности к алкоголизации. В связи с этим можно сказать, что профессиональная деятельность сотрудников УИС протекает в постоянном стрессе. Среди экстремальных ситуаций работы в УИС выделяют захваты заложников, массовые беспорядки, неповиновение и т.д [7]. Следовательно, можно сказать, что развитие и высокий уровень профессионального выгорания у сотрудников УИС России детерминирован как характером и условиями профессионально-служебной деятельности (высокая ответственность и стрессогенность деятельности, ее публичность и рутинность, неуверенность в социально-экономической стабильности, социально-правовая незащищенность), так и их личностными особенностями. ЗАКЛЮЧЕНИЕ С ВЫВОДАМИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ Выгорание представляет собой комплекс психических переживаний и поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника. Наиболее популярная модель выгорания разработана К. Маслач и С. Джексон. Она включает три группы симптомов (факторов): профессиональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений. Профессиональное истощение – переживание опустошенности и бессилия; деперсонализации – дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости); редукции личных достижений – занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. Факторами профессиональной деятельности сотрудников ФСИН, способствующими развитию профессионального выгорания, являются: наличие постоянных напряженных, конфликтных ситуациях, а также экстремальных ситуаций и опасных для жизни обстоятельств; высокая психологическая и профессиональная нагрузка и др. Профессиональное выгорание у пенитенциарных служащих - это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительно-трудовых учреждениях, обнаруживающая себя в снижении профессиональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие профессиональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета. Симптомы «выгорания» у пенитенциарных служащих тесно связаны с неудовлетворенностью материальных потребностей, пресыщением потребностей социального плана, снижением смысложизненных ориентации, неумением и нежеланием справляться с профессиональными трудностями, низким статусом в профессиональной группе. Профессиональное выгорание – это комплекс представлений человека о себе как профессионале, это целостный образ себя как профессионала, система отношений и установок к себе как к профессионалу. Главными компонентами структуры профессионального выгорания выступают компоненты, характеризующие когнитивный, аффективный, поведенческий уровни, а также процессы профессиональной идентификации, как ключевые механизмы интеграции «профессионального Я». Когнитивный компонент — это знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Компонент включает в себя оценочные суждения, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости. Регулятивный или поведенческий компонент — тенденция действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как к профессионалу. При анализе исследований было выявлено то, что молодые специалисты не имеют четкого представления и понимания специфики службы в уголовно-исполнительной системе. У курсантов имеется поверхностное содержание оценочных суждений их рассогласованности, отсутствии подтверждения самооценки реальными фактами, неадекватностью самооценок, фрагментарным представлением о себе и своей будущей профессиональной деятельности, отсутствием планов на будущее, ориентацией на мнение окружающих, отсутствие способности к рефлексии. Мужчины имеют более высокие показатели самооценки успешности и удовлетворенности профессиональной деятельностью, чем женщины. В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена актуальная проблема профессионального выгорания специалистов экстремального профиля. Исследование позволило выявить основные причины и факторы, влияющие на возникновение данного явления, а также охарактеризовать последствия психологического и эмоционального истощения у данной категории работников. Анализ литературных источников, проведенное исследование и опрос практикующих специалистов позволили сделать вывод о том, что профессиональное выгорание является серьезной проблемой, требующей внимания не только со стороны самих работников, но и со стороны руководства компаний. Для предотвращения профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля необходимо разработать комплексные программы поддержки и профилактики, совершенствовать условия труда, организовывать тренинги по управлению стрессом и развитию методов саморегуляции. Проделанная работа позволила более глубоко понять причины и последствия профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля, а также выработать рекомендации по предупреждению данного явления для повышения качества труда и сохранения здоровья работников. Ключевыми моментами работы стали выделение основных факторов, способствующих развитию профессионального выгорания: перегрузка работой, недостаток поддержки со стороны коллег и руководства, конфликты на рабочем месте, отсутствие возможности самовыражения. Важно отметить, что профессиональное выгорание существенно снижает эффективность труда, повышает риск возникновения психосоматических заболеваний, ухудшает качество жизни работников. Для успешной борьбы с профессиональным выгоранием специалистов экстремального профиля необходимо реализовать комплексный подход, включающий в себя как психологическую поддержку работников, так и изменения в организации труда и взаимодействии в коллективе. Важно проводить регулярные обучающие мероприятия, поощрять саморазвитие и заботиться о балансе между работой и личной жизнью. Проблема профессионального выгорания специалистов экстремального профиля требует серьезного внимания и немедленных действий со стороны руководства и работников. Развитие культуры заботы о себе и о своих коллегах сможет значительно снизить риск возникновения данного явления и повысить общий уровень благополучия и профессионального развития в организации. Важно отметить, что эффективная борьба с профессиональным выгоранием требует не только реактивных мер, но и проактивного подхода к организации труда и управлению персоналом. Ключевыми моментами для предотвращения выгорания являются поддержка руководства, развитие эмоционального интеллекта среди сотрудников, создание благоприятной рабочей атмосферы и культуры заботы. Руководство компаний должно быть более внимательным к потребностям своих сотрудников, регулярно проводить анкетирования и опросы для выявления возможных проблем и стрессовых ситуаций на рабочем месте. Также важно стимулировать командную работу, поддерживать открытый диалог и обеспечивать возможность самовыражения сотрудников. Помимо этого, необходимо уделить внимание профилактике выгорания через проведение тренингов по управлению стрессом, развитию навыков работы с эмоциями и установлению границ в рабочих отношениях. Чем раньше будут приняты меры по предотвращению выгорания, тем более стабильным и продуктивным будет коллектив. В целом, профессиональное выгорание – это серьезная проблема, которая требует системного подхода и участия всех сторон, включенных в рабочий процесс. Развитие высокой эмоциональной культуры, поддержка сотрудников и создание условий для самореализации помогут повысить эффективность труда и улучшить качество жизни работников. ТЕЗАУРУС Деперсонализация - отчуждение от себя и других людей, проявляющееся в отношении к клиентам, коллегам и работе в целом как к объектам, а не к индивидуальностям (Б.Н. Рыжов); Профессиональное выгорание - особый феномен человеческой психики, обусловливающий саморегуляцию личностью своих действий в профессиональной сфере на основе познания профессиональных требований, своих профессиональных возможностей и эмоционального отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности (С.В. Васьковская); Профессиональная рефлексия — компетентность, образ Я-профессионала, профессиональная зрелость (Е.А.Климов, А.Г.Портнова, А.Р.Фонарев, Е.Л.Холодцева); Посттравматический стрессовый синдром - психологическое расстройство, возникающее после переживания или наблюдения травматических событий, включающее симптомы повторных посттравматических воспоминаний, повышенной тревожности и эмоциональной реактивности (Е.В. Соболева); Профессиональное саморазвитие - стремление к развитию профессиональных навыков, повышению компетенции и расширению знаний в рамках экстремальной профессии (С.В. Тиунов); Потеря смысла - утрата понимания смысла и ценности своей работы, что приводит к негативному отношению к ней (В.П. Шейнов); Редукция профессиональных достижений - проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим (Е.И. Чердымова); Эмоциональное истощение - чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Основная составляющая «профессионального выгорания», проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении (Л.С. Чутко, А.В. Рожкова); Эмоционально-оценочный компонент — отношение к себе как к профессионалу и оценка профессионального Я. (Ефремов Е. Г.); Эмоциональные переживания в профессии — сила собственного «Я», самоуверенность, сензитивность к себе, спонтанность, самоинтерес, удовлетворенность, эмоциональная насыщенность жизни, активность «Я»; принятие агрессии (А.А. Бодалев, М.И. Лисина, А.К. Маркова, Н.В.Кузьмина, И.И. Чеснокова и др.); СЭВ - (синдром эмоционального выгорания)— это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижении. (А. В. Буданов); УИС – уголовно - исполнительная система; ФСИН - Федеральная служба исполнения наказания. Эмоциональное выгорание у пенитенциарных служащих - это форма профессиональной деформации субъекта профессиональной деятельности, приобретенная им в результате действия защитных механизмов в ответ на психотравмирующее воздействие условий работы в исправительно-трудовых учреждениях, обнаруживающая себя в снижении профессиональной отдачи, в стремлении сократить профессиональные обязанности, требующие профессиональных затрат, а также в стремлении оправдать это путем обесценивания деятельности и ее предмета. Когнитивный компонент — это знание о себе как о субъекте профессиональной деятельности. Компонент включает в себя оценочные суждения, мнения об объектах. На основе этих мнений объектам приписываются качества полезности-вредности, желательности-нежелательности, приемлемости-неприемлемости. Регулятивный или поведенческий компонент — тенденция действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, связанные с его профессиональной позицией, знанием себя как субъекта профессиональной деятельности и отношением к себе как к профессионалу (Н.Ю. Федунина) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Безносов С. П. Профессиональные деформации личности: подходы, концепции, метод :автореф. дис. ... д-ра психол. наук / СПб.- 2020. - 36 с. 2 Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей // Дальневосточный медицинский журнал. 2012. № 2. С. 117-120. 3 Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука.-2021. - 154 с. 4 Бойко В.В. Психоэнергетика – Пб.: Питер, 2018. - 416 с. 5 Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. [Текст] / В. В. Бойко. - СПб.: Питер. - 2019. - 434 с. 6 Бойко И. М., Мосягин И. Г., Маруняк С. В. Психофизиологические маркеры безопасности летной деятельности на Европейском Севере России // Медицинское обеспечение сил флота в условиях Кольского Заполярья: материалы VIII научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня образования госпиталя Беломорской военно-морской базы Северного флота (Северодвинск, 15-16 ноября 2012 г.). Северодвинск: [б. и.], 2012. С. 100-104. 7 Бодров В. А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов. М: ПерСэ, 2000. 352 с. 8 Большакова Т.В. Личностные детерминанты и организационные факторы возникновения психического выгорания у медицинских работников Ярославль: ЯГУ им. П. Г. Демидова. - 2022. - 173 с. 9 Бабанов, С.А. Профессиональные факторы и стресс: синдром эмоционального выгорания / С.А. Бабанов // Новые Санкт-Петербургские Врачебные Ведомости. - 2010. - №1. - С. 30-35. 10 Волчанский, М.Е. Синдром эмоционального выгорания как следствие доминирующей психологической защиты в общении у специалистов помогающих профессий / М.Е. Волчанский, О.Н. Карпенко // Бюллетень Волгоградского научного центра РАМН и администрации Волгоградской области. - 2010. - №2. - С. 5-8. 11 Водопьянова Н. Е, Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. - 2021.- Вып. 2.- Серия 6. № 13. - С. 83 - 91 12 Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: «Речь». - 2019. - С. 276 - 282. 13 Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. — СПб.: Питер . - 2018. - 258 с. 14 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер. - 2017. - 276 с. 15 Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб. - 2020.- С.143-156. 16 Гумерова Л. Р. Основные направления психопрофилактики синдрома «эмоционального выгорания» у сотрудников уголовно-исполнительной системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - Т. 13. - С. 3896 - 3900. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85780.htm 17 Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. № 10 С. 63-54. 18 Доценко, О.Н. Эмоциональная направленность как фактор "выгорания" у представителей социономических профессий / О.Н. Доценко //Психологический журнал. - 2008. - Том 29, №5. - с. 91-100. 19 Додонов Б.И. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб.- 2022. - С.132 – 134. 20 Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для вузов. М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. 330 с. 21 Евтешина Н.В. Социально-психологические особенности профессиональной идентичности психологов в различных сферах: сопоставительный анализ - 2018 - Рязань.- 319 с 22 Ефремов Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения. Томск. - 2022 23 Зеер Э.Ф.Психология профессий. Екатеринбург. - 2021. - 385с. 24 Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв. ред. И.А. Зимняя. Вып. №2. - М. – 2020. – 560 с. 25 Ильичева, О.Е. Междисциплинарные взаимодействия в области нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности / О.Е. Ильичева И.В. Вождаева, С.И. Зарков // Сборник: "Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: Менеджмент качества и инновации Материалы III Всероссийской (VI внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2015. - с. 39-40. 26 Кабанова Т. Н., Дубинский А. А., Московская М. С. Стаж профессиональной деятельности как фактор, детерминирующий различия в восприятии стресса у сотрудников следственных органов // Прикладная юридическая психология. 2019. № 1 (46). С. 59-68. 27 Корехова М. В., Новикова И. А., Соловьев А. Г. Особенности проявлений психической дезадаптации у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем работы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2013. № 2. С. 67-72. 28 Котовская С. В. Взаимосвязь продолжительности служебно-трудового стажа с восприятием профессиональной нагрузки субъектами профессиональной деятельности // InternationalJournalofMedicineandPsychology. 2021. Т. 4. № 4. С. 49-53. 29 Кузнецов Ю. Д., Поваренков Ю. П., Цветкова Н. А. Профессиональный стаж как фактор измерения удовлетворенности трудом // Вестник ТГПУ 2006. № 2. С. 27-33. 30 Китаев-Смык Л.А. Выгорание персонала, выгорание личности, выгорание души // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021.- № 2.- С. 43–50. 31 Козина Н. Синдром эмоционального выгорания / Н. Козина, Л.Чутко. - М.: МЕДпресс-информ . - 2021. - 310 с. 32 Крапивина О.В. Эмоциональное выгорание как форма профессиональной деформации у пенитенциарных служащих: Дис. ... канд. психол. наук. - Тамбов. – 2021. 33 Крапивина О.В., Косырев В.Н. К вопросу о профилактике и коррекции эмоционального выгорания у пенитенциарных служащих // Вестник Тамбовского гос. ун-та. Серия гуманитарных наук. Вып. (29). - 2022. - С. 36-47. 34 Лотарева Т. Ю. Влияние стажа работы на жизнеспособность профессионалов социальной сферы // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 4. С. 99-116. 35 Муртазов А. М. Профессиональный стресс и психосоматические заболевания у сотрудников правоохранительных органов // Медицина труда и промышленная экология. 2014. № 5. С. 41-44. 36 Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М: Ин-т психологии РАН, 2005. 330 с. 37 Петрова О. А. Влияние стажа и других факторов на психологические особенности личности демонстративного педагога // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9. С. 97-99. 38 Полянский А. И., Быковская Л. И. Синдром выгорания как феномен в современной науке // Горизонты гуманитарного знания. 2018. № 5. C. 85-92. 39 Психологические особенности личности профессорско-преподавательского состава в зависимости от стажа трудовой деятельности / Т. М. Богданова и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. С. 198-202. 40 Рыбников В. Ю., Дубинский А. А., Булыгина В. Г. Индивидуально-психологические предикторы адаптации и дезадаптации специалистов экстремального профиля деятельности // Экология человека. 2017. № 3. С. 3-9. 41 Рыжов Б. Н. Системная психология. М.: Т8 Издательские Технологии, 2017. 356 с. 42 Соболева, Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45. 43 Тиунов, С.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания у специалистов, работающих в экстремальных условиях / С.В. Тиунов, М.Ю. Крылов //Психологические проблемы семьи и личности в мегаполисе - М.: Изд-во "Институт психологии РАН".2012. - с. 285-295. 44 Чердымова Е. И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 2019. 124 с. 45 Чутко Л. С., Рожкова А. В., Сурушкина С. Ю. Клинические проявления синдрома эмоционального выгорания // Журнал неврологии и психиатрии им. C. C. Корсакова. 2019. Т. 119. № 1. С. 14-16. 46 Шейнов В. П. Взаимосвязи виктимизации с самоэффективностью и стилями поведения // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2019. Т. 4. № 3. С. 150-169. 47 Федунина, Н.Ю. Экстренная психологическая помощь. Законы жанра / Н.Ю. Федунина // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - №4. - с. 6-24. 48 Hakansson C., Ahlborg G. Occupational imbalance and the role of perceived stress in predicting stress-related disorders // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 4. P. 278-287. DOI: 10.1080/11038128.2017.1298666 49 Maran D., Varetto A., Zedda M. Occupational stress, anxiety and coping strategies in police officers // Occupational Medicine. 2015. Vol. 65. № 6. P. 447-466. 50 Newton C., Teo S. Identification and occupational stress: A stress-buffering perspective // Human Resource Management. 2013. Vol. 53.
Год сдачи
2024
Loading...

Последние статьи из блога

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Теоретические основы управления процессами интеграции

Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Теоретические основы формирования конфликтной компетентности будущего педагога-психолога

Физико-химические свойства эпоксидных связующих

Вопросы по международному праву

Задачи по УК РФ

Структурно-логическая схема состава преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ

Методы очистки сточных вод от СПАВ