ГБНОУ ДОД СПб ГЦДТТ
2021год
Содержание
Введение.
Целью моей работы было осветить состояние современной семьи и коснуться методов современного воспитания.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
· научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”
1.Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают.
Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.
Важность влияния семьи на становление и развитие личности ребенка очевидно. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
Семья выступает важным фактором в формировании дисциплины и поведения у ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении. У родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
Общение в семье становится образцом для ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
В семье у ребёнка близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, – здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий – там он свой.
Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей – продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья – это определенный морально-психологический климат, для ребенка – это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.
Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга.
Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей. Иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.
Если в семье нет гармонии чувств, то в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.
Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит – различные ценностные ориентации, различные критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения. Один и тот же человек может быть и воспитуемым и воспитателем: дети – мамы, папы – бабушки и дедушки – прабабушки и прадедушки. И, несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения.
2.Современная российская семья своими корнями уходит в советскую семью. Сороковые, пятидесятые годы прошлого столетия отмечены пожаром войны. Мужское здоровое населения было жестоко выбито, погибла огромная армия молодых мужчин, способных дать здоровое потомство. Во вновь созданных семьях мужчин ценили любыми, женщины несли на себе все тяготы послевоенной жизни. Разводов было, сравнительно немного. Надо было выживать.
В 60-е 70-е годы прошлого столетия ситуация стала меняться. Люди освободились от страха голода. Заработало послевоенное поколение. Появились средства контрацепции, пособия по беременности. Существовали детские ясли, сады, летние пионерские лагеря. Женщины легко могли найти работу. Были введены пенсии по старости. Активизировалось жилищное строительство. Появилась относительная свобода. Заключалось много браков, но стало и много разводов.
«Поколение детей, родившееся после войны – это дети, родившиеся в коммуналках, помнящее керосинки и керогазы, многие с печками в своих домах, нередко без водопровода, общие бани раз в неделю и тазики в комнате. Поколение, росшее без мультиков и с диафильмами, двумя каналами чёрно-белого телевизора с крохотным экраном, если был телевизор. Поколение, росшее под пионерские горны и рассказы о героизме. Поколение, читавшее везде, всюду, и всё подряд. Поколение, стоявшее в очередях за всем – молоком, маслом, билетами на премьеры, за книгами. Взрослые и дети сдавали макулатуру за талоны на книги. Поколение, не чуравшееся физической грязной работы – колхозы, овощные базы, субботники, воскресники, коммунальные уборки. Поколение, не знавшее стиральных машин, резиновых перчаток, памперсов для своих детей».
Поколение, пережившее социализм и с большими потерями вошедшее в рыночную экономику.
Что происходит с современной семьёй? Удивительное время. Никогда не было так, чтобы опыт родительского поколения был так мало востребован. Часто детям приходится учить старших, как общаться с интернетом, документами и т.п. Наличие стиральных машин, пылесосов, посудомоечных машин и других бытовых удобств, готовой доступной еды создают возможность прожить семье без многих помощников. Меняется уклад жизни. Появились семьи из одного, двух человек. И утрачиваются навыки живого общения: терпение, умение считаться с иным пониманием долга, обязанностей. Как считают социологи, современная семья «трещит по швам». В семейные отношения люди вступают ближе к 30-и годам, стараясь обеспечить себе материальную независимость. По-прежнему в семье ценится взаимопонимание, общие интересы, секс, материальный достаток. Однако, по статистике моногамная семья держится 5 – 7 лет, до достижения детьми возраста минимальной зрелости. А затем половина браков распадается. Но, возникают новые семьи, рождаются дети – и им приходится общаться с прежними семьями и детьми. Тут и должны пригодиться терпение, понимание, доброжелательность, взаимопомощь и юмор. Меняется современный стандарт семьи. Мужчины нередко занимаются с ребёнком, хозяйством в доме. Муж имеет право брать декретный отпуск, или часть отпуска, если в семье есть в этом необходимость и возможность. И в этом есть огромный смысл – мужская любовь и привязанность к детям приносит счастье, сохраняет семью. Уводит людей от типично мужских бед – алкоголизма, травматизма, ранних заболеваний, суицида.
3.Тем не менее, принципы семейного воспитания остаются прежними:
- гуманность и милосердие к растущему человеку;
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи;
- открытость и доверительность отношений с детьми;
- оптимистичность взаимоотношений в семье;
- последовательность и разумность родителей в своих требованиях;
- оказание посильной помощи ребенку;
- готовность к диалогу с ребёнком и членами семьи;
- атмосфера доброжелательности и любви;
- родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть;
- воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
В педагогике родители должны стараться соблюдать:
Родители не должны:
1. Применять физическое наказание.
2. Постоянно морализовать.
3. Говорить слишком много.
4.Требовать немедленного подчинения.
5. Потакать капризам.
Заключение.
Мой предмет преподавания – дизайн и изобразительное творчество. Я считаю его важным в культурном развитии ребёнка. Это не только «тактильные навыки». Это те веточки культуры, до которых часто не достают педагогические стандарты. Мои задания разнообразны, бумажная пластика, рисунки у детей не повторяют друг друга На занятиях индивидуальность изображения и оригинальность приёма приветствуется. Но начальные навыки композиции, чувствование цвета и точность и сложность рисунка обязательны. Это ведёт учеников к пониманию красоты, гармонии. А те, в свою очередь, к более тонким и сложным чувствам. Умению услышать, другого человека, уходу от жестоких игр и примитивной лексики. Творческие задания по программе крайне необходимы маленькому человеку. Экономический рост развитых стран (Япония, Финляндия, Англия), применяющих эти методики, говорит о целесообразности этого направления.
Основная литература: