Аннотация
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, все, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
In the life of every person, the family has a special place. A child grows up in the family and from the first years of his life he learns the norms of the hostel, the norms of human relations, absorbing from the family good and evil, all that is characteristic of his family. The family is a source and a mediating link in the transmission to the child of socio-historical experience and, above all, the experience of emotional and business relationships between people. Given this, we can rightly assume that the family was, is and will be the most important institution of education, socialization of the child
Актуальность и практическая значимость данной работы заключается в проблеме современного мира, где сказываются в глобальном масштабе изменения социальной, экономической и политической политики государства, изменяет и социальное развитие семьи, которое на сегодня нуждается в социальной защите, а особенно дети. Семья имеет разную категорию относительно социального статуса и очень хорошо, если этот статус благоприятный. Общество, имея семьи положительного направления, также имеет и отрицательные стороны. К отрицательной стороне относятся семьи с неблагоприятным микроклиматом. Создавая условия проживания в семье отрицательного воздействия, дети попадают в «группу риска», которой необходимо оказывать помощь со стороны социальных служб и если семья утратила способность из за нежелания выполнять воспитательскую функцию по причинам занятости, разводов, а также по причине низкого социально-экономического положения, то часто дети, попадая в уличную среду, начинают сами того не осознавая, нарушать правила и нормы общественности.
На фоне возникших противоречий в социальном положении детей, растет число преступлений, падает уровень образовательного процесса, нарушается процесс восприятия ценностей, обостряется поведение детей, а в частности: распитие спиртных напитков, употребление психотропных препаратов, принятие наркотического вещества.
Увеличение число разводов семьи, дает нам нарушение в психоэмоциональном фоне, дети уходят из семьи, испытывают физическое и психологическое насилие со стороны взрослых и сверстников.
Детство – это незащищенная социализацией категория. Неблагоприятная атмосфера в периоде детства дает результат, который подводит детей к «группе риска». Л. Я. Олиференко говорил о том, что: «к «группе риска» относятся дети, которые не смогли противостоять негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальным элементам, что стало дезадаптацией ребенка» [24, с59]
Особенности работы с «группой риска» детей занимались и такие ученые как И. С. Кон, Н. Н. Образов, Г. М. Андреева, С. Бир, И. М. Ильинский, Е. И. Холостова, Т. А. Васильева.
А. Ю. Коджаспарова, Г. М.Коджаспаровой трактуется понятие «группы риска» в словаре, где акцент делается на категорию людей, которые склонны к девиантному и делинквентному поведению (отклонение от нормы ли уголовно наказуемые) [22, с58]
Все нами, выше сказанное, дает обоснование для принятия мер социальной защиты детей, при котором ребенок может помещен в социальный приют, в детский дом, сходные государственные учреждения.
Таким образом, мы можем определить:
Объект исследования: семьи «группы риска», нуждающимися в социальной помощи (на примере «КЦСПС и Д» г Елизово).
Предмет: методика работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Гипотеза: своевременное выявление нарушенных связей в семье, способствует разрешению трудных жизненных ситуаций детей в семьях «группы риска» в условиях Центра социальной защиты.
Цель: изучить методику работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи.
Задачи:
Методы исследования: анализ литературы по проблеме, наблюдение, беседа, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Экспериментальная база исследования находилась в г Елизово на стационарном отделении «КЦСПС и Д», где были изучены архивы 88 детей из неблагополучных семей с целью изучения причин для поступления в отделение и тем самым для подтверждения нашей гипотезы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.