СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………………...6
1.1 Понятие и сущность мотивации труда персонала предприятия…………6
1.2 Основные подходы к мотивации персонала………………………………9
1.3 Теории мотивации и их применение на практике……………………….13
2 СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ООО «МУЗТОРГ»……....18
2.1 Характеристика деятельности ООО «МУЗТОРГ»……………….……...18
2.2 Анализ мотивации персонала в организации...………………………….28
2.3 Оценка эффективности системы мотивации персонала в ООО «МУЗТОРГ» и предложения по ее совершенствованию…………….………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………50
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….55
Современные условия становления инновационной экономики диктуют получение максимальной отдачи от всех имеющихся у компании ресурсов, в том числе, трудовых. В значительной степени эффективность трудовой составляющей ресурсов компании определяется используемыми в ней механизмами в сфере управления мотивацией персонала. Построение системы мотивации, при которой человек, который трудится в любой области деятельности, чувствует себя самодостаточным (что возможно лишь при реализации сотрудником своих внутренних потребностей), является приоритетом гуманистической концепции управления человеческими ресурсами.
Основная цель деятельности любой компании состоит в извлечении и максимизации прибыли. Руководители предприятий для обеспечения этой цели должны воздействовать на работников различными методами, которые имеются в арсенале современного менеджмента, но, как показывает практика, не все они используются в полной мере, особенно это касается вопроса мотивации труда сотрудников. Система мотивации сотрудников выступает одной из наиболее важных подсистем компании, которая позволяет достигать значительных результатов при небольших организационных воздействиях.
Большое количество литературных источников по проблемам мотивации сопровождается многообразием точек зрения на их природу, что, конечно, вызывает большой интерес к проблематике мотивации и стимулирования человека к труду. Вопросы мотивации трудовой деятельности широко освещены в научной литературе зарубежными и отечественными учеными такими как А.С. Афонин, Т.Ф. Витевская, А.Г. Здравомислов, В.И. Ковалев и др.
Среди зарубежных авторов стоит выделить А. Маслоу, А. Маршалла, П. Друкера, М. Портера, И. Шумпетера, Бы. Твисса, Т. Шульца и др. В работах данных исследователей обосновывается необходимость поощрения развития и использования творческого потенциала личности.
Однако, убедительно показывают многочисленные исследования, что структура мотивации труда российских сотрудников претерпела изменения в сторону увеличения роли материальных стимулов, что является большой проблемой с точки зрения развития как отдельной личности, так и в целом общества, так как жизнедеятельность и развитие общества и личности осуществляться должны не только на уровне удовлетворения физиологических первичных потребностей, но и на уровне полного раскрытия потенциала, заложенного в человеке и обществе. Сегодня поэтому все более важной становится необходимость построения такой системы мотивации трудовой деятельности, которая способствовала бы сбалансированному развитию как экономических, базовых, так и высших человеческих потребностей.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка направлений совершенствования мотивации труда персонала в сети музыкальных магазинов ООО «МУЗТОРГ».
Объект исследования — мотивация труда персонала в ООО «МУЗТОРГ».
Предмет исследования — экономические отношения, которые складываются в процессе управления трудовой мотивации и стимулированием труда персонала в ООО «МУЗТОРГ».
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность мотивации труда работников предприятия;
- изучить основные виды мотивации труда;
- исследовать основные теории мотивации и их применение на практике;
- охарактеризовать деятельность ООО «МУЗТОРГ»;
- проанализировать мотивации персонала ООО «МУЗТОРГ»;
- провести анализ факторов и причин, влияющих на мотивацию работников;
- разработать рекомендации и предложения по совершенствованию мотивационной системы;
- оценить эффективность предложенных мероприятий по мотивации персонала в ООО «МУЗТОРГ».
Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили труды зарубежных и отечественных ученых по вопросам оплаты труда, стимулирования персонала к трудовой активности, мотивации работников, социально-трудовых отношений.
В исследовании использовались методы синтеза и анализа, системный подход, логического сопоставления и сравнения, а также социологические методы сбора и обработки эмпирических данных.
Информационную базу исследования составили научная, учебно- методическая, справочная и специальная литература, нормативные и законодательные акты, материалы периодической печати, результаты экспертного опроса, глобальная информационная сеть Интернет, а также внутренняя документация ООО «МУЗТОРГ»
В настоящее время все более актуальным становится вопрос мотивации персонала в условиях развития кризиса и постоянно меняющихся потребностей людей.
Мотивации персонала отводится одно из центральных мест в управлении подчиненными, так как оно выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация сотрудников на достижение целей компании является по существу главной задачей руководства персоналом. В условиях научно-технического прогресса из-за изменения содержания труда, повсеместной автоматизации и информатизации производства, в результате роста уровня образования и социальных ожиданий работников значение мотивации персонала ещё более увеличивается, усложняется содержание этого рода управленческой деятельности.
В представленной выпускной квалификационной работе была исследована тема «Повышение эффективности системы мотивации персонала на примере ООО «МУЗТОРГ». В ходе изучения выбранной темы была поставлена конкретная цель — раскрыть содержание темы в теоретическом и практическом аспекте и провести анализ полученных сведений и материалов. В процессе исследования и изучения были решены следующие задачи:
- рассмотрены понятие и сущность мотивации персонала компании;
- изучены основные подходы к мотивации персонала;
- исследованы основные теории мотивации и их применение на практике;
- охарактеризована деятельность ООО «МУЗТОРГ»;
- проанализирована мотивация работников ООО «МУЗТОРГ»;
- проведен анализ факторов и причин, которые влияют на мотивацию персонала ООО «МУЗТОРГ»;
- разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию мотивационной системы;
- оценена эффективность предложенных мероприятий по стимулированию персонала в ООО «МУЗТОРГ».
По итогам проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
Мотивация - это внутренний процесс осознанного и самостоятельного выбора человеком определенного поведения с намерением удовлетворить свои потребности, в свою очередь, которые определяются совокупным воздействием внешних (стимулов) и внутренних (мотивов) факторов.
В настоящее время разработано огромное число теорий мотиваций. Начало содержательные теории берут в конце XIX в. и связаны с представителями школы научного менеджмента, такими, как Фрэнк Гилбрет, Фредерик У. Тейлор и Гарри Л. Гантт.
Практическая часть работы выполнена на материалах ООО «МУЗТОРГ».
Основная идея сети музыкальных магазинов ООО «МУЗТОРГ» - предложить покупателю широкий ассортимент профессионального звукового, светового, кино- и видео оборудования.
С помощью метода SWOT-анализа выявлены основные возможности и угрозы, сильные и слабые стороны компании ООО «МУЗТОРГ». Существует главная возможность: появление новой рыночной ниши для магазина (возможность покупки торговых площадей закрывающейся торговой сети). В компании время от времени ощущается нехватка наличных средств.
Основная угроза для ООО «МУЗТОРГ» в нестабильном курсе рубля. В связи с этим закупочные цены на товары могут резко измениться. Однако поиск новых поставщиков с более выгодными условиями поставок даст возможность найти резерв для снижения закупочных цен на товары. Своевременный банковский кредит позволит компании оплачивать поставки товаров.
PEST анализ ООО «МУЗТОРГ» позволяет сделать следующие выводы:
- политические факторы не благоприятствуют развитию бизнеса компаний в России;
- экономический кризис не способствует реализации стратегии роста, если компания не имеет сильной финансовой поддержки и навыков ведения системного бизнеса;
- состояние социальной сферы не способствует развитию компании в своем сегменте;
- технологические достижения создают компании дополнительную конкуренцию со стороны других торговых сетей.
В ООО «МУЗТОРГ» сложилась достаточно развитая система мотивации, основой которой является принцип стабильности. В первую очередь связано это с пониманием руководством того, что данный принцип для коллектива служит одним из ключевых для стимулирования к эффективному труду. Принцип стабильности используется, в первую очередь, в проводимых планомерных мероприятиях по поступательному росту уровня материального и нематериального стимулирования, а также в формировании системы социальных корпоративных гарантий.
Состояние мотивационной среды сотрудников в ООО «МУЗТОРГ» можно охарактеризовать следующими основными признаками: неудовлетворенность условиями труда, стремление иметь более высокую заработную плату, которая бы больше зависела от результатов работы, низкую значимость миссии, достижения цели и процветания организации, негативный психологический климат в командной работе.
По результатам анализа системы стимулирования персонала ООО «МУЗТОРГ», проведенного в выпускной квалификационной работе, с учетом выявленных недостатков была предложена система мер, которая направлена на ее оптимизацию:
- совершенствование системы оплаты труда;
- улучшение условий и охраны труда;
- информационное обеспечение;
- совершенствование системы социальных льгот и выплат;
- самоуправление;
- формирование командного духа и улучшение психологической обстановки в коллективе.
Разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования труда сотрудников в ООО «МУЗТОРГ» экономически оправдана: рентабельность проекта составила 129,18%%, срок окупаемости проекта равен 9,5 месяцам.
Теоретические выкладки и практические рекомендации могут быть интересны исследуемому предприятию ООО «МУЗТОРГ» для разработки проекта по совершенствованию стимулированию труда. Результаты анализа и разработанные на его основе рекомендации приняты компанией к рассмотрению в качестве консультационной помощи.