г. Тюмень, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.. 3
Введение. 5
ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА КОГНИТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ И ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. 9
1.1. Подходы к проблеме децентрации отечественных и зарубежных психологов. 9
1.2. Феномен децентрации в процессе развития мышления у старших дошкольников. 15
1.3. Игровая деятельность и ее значение для развития познавательных процессов старшего дошкольника. 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ ДЕЦЕНТРАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28
2.1. Диагностическое исследование когнитивной децентрации у старших дошкольников. 28
2.2. Разработка программы развития когнитивной децентрации у старших дошкольников посредством игровой деятельности. 34
2.3. Оценка эффективности программы развития когнитивной децентрации у старших дошкольников посредствам игровой деятельности. 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2. 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
ЛИТЕРАТУРА.. 58
ПРИЛОЖЕНИЕ. 63
Актуальность исследования. Формирование децентрации является опорой для успешного взаимодействия с окружающим миром, с обществом в целом и с отдельными людьми, как представителями общества. Именно развитая децентрация позволяет личности понять позицию другого, увидеть ситуацию не только со своей собственной, но и с других точек зрения. Необходимой реальностью сегодня стало умение, во-первых, допустить существование иной (отличной от собственной) позиции, во-вторых, увидеть (услышать) точку зрения другого и, в-третьих, координировать свою собственную точку зрения с позицией другого человек.
В условиях современного общества родители стараются идти в ногу со временем и обеспечивают своих детей дошкольного возраста разными гаджетами: телефонами и компьютерами с доступом в сеть Интернет. Дети замыкаются на компьютерах, телефонах. Такая компьютеризация сильно влияет на общение ребенка со сверстниками, с родителями, с окружающими людьми. Не смотря на то, что экспериментальных исследований в области влияния компьютерных игр на личностное и познавательное развитие дошкольников в нашей стране не проводилось, однозначного ответа о негативном или позитивном влиянии этих игр нет. Но есть наблюдения педагогов и родителей, которые указывают на то, что компьютерные игры начинают вытеснять реальную игру, которая способствует развитию ребенка [20].
Игровая деятельность у старших дошкольников является ведущим видом деятельности, и все важные психологические преобразования у детей происходят в большей степени в этой деятельности, и в частности переход от эгоцентризма к децентрации.
В связи с этим основным направлением педагогической работы в дошкольных учреждениях является руководство игрой. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки взаимодействий с другими людьми.
Согласно ФГОС ДО ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен быть «способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других» [42] и различать условную и реальную ситуации, но без таких умений как встать на точку зрения, позицию других, умения представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения, способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения, этого сделать нельзя. Именно способность к децентрации решает данные задачи на этом этапе развития мышления дошкольников. Поэтому, очевидно, что, децентрация и способы ее развития должны стать предметом пристального внимания именно педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из выше изложенного можно выделить проблему:
Наступает ли децентрация естественным путем (как считал Ж. Пиаже) или требуется особые созданные условия для формирования данной способности?
Будет ли режиссерская игра эффективна для реализации перехода с центрации на децентрацию в мышлении старшего дошкольника?
Объект исследования: развитие мышления старших дошкольников.
Предмет исследования: развитие когнитивной децентрации старших дошкольников средствами режиссерских игр.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальное изучение эффективности игровой деятельности для развития когнитивной децентрации старших дошкольников.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: если в развивающей работе со старшими дошкольниками использовать режиссерскую игру, включающую реальные и условные сюжеты, позволяющие ребенку проживать множество разнообразных ролей, то это позволит ему развить умение представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения, а также способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения, что в целом представляет собой когнитивную децентрацию.
Методы исследования:
- Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение, обобщение теоретического материала).
- Эмпирические методы (констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, математико-статистический анализ данных по критерию Макнамары и критерию знаков G).
Методики для исследования в эмпирической части: Задача «Лев» С.Д. Забрамной; Задача «Левая–правая сторона» Ж. Пиаже; Задача о «трех братьях» А. Бине–Ж. Пиаже (модификация В. А. Недоспасовой).
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка» г. Салехард. В исследовании принимало участие 52 ребенка старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования. Результаты проведенной работы могут использоваться в практике для развития когнитивной децентрации у детей дошкольного возраста воспитателями, педагогами-психологами и родителями детей.
Структура работы: работа состоит из введения, списка основных терминов, двух глав, заключения, списка литературы.
Проанализировав разные подходы к проблеме детского эгоцентризма, можем сделать выводы, что при определенных условиях к концу дошкольного возраста у ребенка формируются умения перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие децентрации способствует результативному взаимодействию с окружающим миром, с обществом в целом и с другими людьми, позволяет дошкольнику осознать позицию другого, увидеть ситуацию с разных точек зрения, в том числе со своей. Cформированная децентрация помогает: допустить существование отличной от собственной позиции, понять (услышать) точку зрения другого и согласовывать собственную точку зрения с позицией другого человека.
Децентрация проявляется в умении отойти от своей эгоцентрической направленности. Собственно, децентрация может быть сформирована у детей 5-6 лет при определённых условиях. Наличие децентрированной позиции является необходимым условием своевременного и успешного развития учебной деятельности младшего школьника.
Наиболее эффективными путями развития децентрации является игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте. Именно такие особенности режиссерской игры как: проживание разнообразных ролей, вхождение в различные условные и реальные ситуации, помогает старшему дошкольнику эффективно развивать умения вставать на точку зрения другого человека, смотреть на ситуации «глазами» другого, способности представлять, как будет выглядеть предмет с другой, отличной от своей собственной, точки зрения.
Для диагностики проявления когнитивной децентрации у старших дошкольников (при условии их нормального развития) были использованы методики, направленные на определение способности к децентрации по отношению к объекту, субъекту (реальному или условному) и по отношению к ситуации.
В экспериментальную группу вошли дошкольники, которые не справились с заданиями, то есть у них не проявились компоненты когнитивной децентрации. Их количество составило 12 человек. Это 23,1 % от общего числа исследуемых детей.
После проведения развивающей программы по результатам математико-статистического анализа, испытуемые показали следующие успехи: по задаче «Лев» из двенадцати человек с заданием справились семь; по задаче о «трех братьях» (реальные братья) из семи человек не справившихся с заданием на констатирующем этапе, и после реализации программы справились шесть человек, а в задаче об условно допускаемых братьях из не справившихся девяти человек на констатирующем этапе, на формирующем этапе справились восемь человек; по задаче «Левая–правая сторона» с низкого уровня сформированности децентрации по отношению к субъекту из двенадцати человек у пяти сформировался данный компонент на средний, у шести дошкольников на высокий уровень, и у одного ребенка данный компонент остался на низком уровне.
Разыгрывание разнообразных готовых сюжетов (сказки, мультфильмы), организация режиссерской игры с достаточно большим числом персонажей приводит к тому что ребёнок начинает смотреть на событие с различных позиций, мысленно ставя себя на место каждого персонажа.
По результатам математического анализа, способность вхождения в условную ситуацию у старших дошкольников развилась не достаточно. С нашей точки зрения, дошкольникам за такой короткий период времени сложно привыкнуть к тому что нужно входить в групповую условную ситуацию, соотносить свое представление об этой ситуации с представлениями других участников игры, и учитывать их видения. Из этого можно сделать предположение, что если увеличить количество занятий с применением режиссерских игр, то данный компонент когнитивной децентрации будет сформирован.
В заключение можно сказать что гипотеза, которую мы поставили в начале нашего исследования подтвердилась и была достоверно доказана путем математико-статистического анализа. В развивающей работе со старшими дошкольниками использование режиссерской игры, включающей реальные и условные сюжеты, позволяющие ребенку проживать множество разнообразных ролей, способствуют развитию умения представить себя на месте другого человека и рассматривать ситуацию с его точки зрения, а также способности представить, как будет выглядеть один и тот же объект с разных точек зрения, что в целом собой представляет когнитивную децентрацию.