СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Вывод по первой главе ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ИКТ НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2.1. Диагностика уровня развития образного мышления у младших школьников 2.2. Опыт использования ИКТ на уроках по предмету «Окружающий мир» 2.3. Анализ результатов использования ИКТ на уроках по предмету «Окружающий мир» Вывод по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ |
3-5 6-24 6-14 14-22 23-24 25-29 30-47 47-50 51 52-53 54-58 59-78 |
Одной из основных задач информатизации образования является использование компьютерных информационных технологий в школе. В настоящее время все учителя должны быть знакомы с информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ) и владеть современными методиками.
Использование компьютерных технологий на уроках позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повышает качество знаний по предметам; повышает мотивацию учащихся; расширяет наглядность; формирует информационную культуру младших школьников; развивает быстроту восприятия и образного мышления. Уроки с применением ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия зрение, слух, эмоции, воображение. Уроки с применением ИКТ позволяют младшим школьникам быстро усваивать большой объем учебного материала. Учитель, используя компьютер на уроках, наполняет урок не только содержанием, но и активизирует деятельность учащихся через эмоционально-нравственное восприятие. Информационные возможности компьютера развивают визуальное мышление у учащихся.
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства. Современные образовательные технологии немыслимы без широкого применения информационно-коммуникационных технологий, которые всё плотнее входят в нашу жизнь. Обучение через применение информационно-коммуникационных технологий предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Использование компьютеров в образовании приводит к тому, что основной акцент в обучении делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умение самостоятельно учиться, развитие творческих способностей. Всё это входит в процесс радикальных изменений системы современного образования, которая переходит на новый уровень обучения – обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Цель бакалаврской работы – изучить возможности применения информационно-коммуникативных средств на уроках по предмету «Окружающий мир» в начальной школе.
Объект бакалаврской работы – учебно-воспитательный процесс в начальных классах.
Предмет бакалаврской работы – развитие образного мышления младших школьников при использовании ИКТ на уроках по предмету «Окружающий мир».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- изучить особенности развития образного мышления у детей младшего школьного возраста;
- охарактеризовать возможности использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе в начальной школе;
- провести диагностику уровня развития образного мышления у младших школьников;
- проанализировать результаты диагностики после применения ИКТ на уроках по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: развитие образного мышления у младших школьников будет протекать более динамично, если на уроках по предмету «Окружающий мир» будут использоваться средства ИКТ.
Изучению проблемы развития образного мышления и формированию личности ребенка в младшем школьном возрасте в целом посвящены труды таких известных ученых, как А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.
Также теоретической базой послужили разработки и методические пособия по методике преподавания окружающего мира в начальных классах по программам «Школа России», «Школа XXI век», «Перспектива».
Однако вопрос внедрения и использования возможностей мультимедийных и технических средств на уроках в начальных классах изучен недостаточно.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучена педагогическая и методическая литература по теме исследования, подобраны и апробированы методики для диагностики начального уровня развития образного мышления у младших школьников и выявлена динамика дальнейшего его развития.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика комплексного использования технических средств обучения на уроках окружающего мира может быть использована педагогами–практиками в своей деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.