Курсовик1
Корзина 0 0 руб.

Работаем круглосуточно

Доступные
способы
оплаты

Свыше
1 500+
товаров

Каталог товаров

Философское осмысление экологической темы в зарубежной литературе (на материале произведений "Маленький принц", "И грянул гром"

В наличии
50 руб. 500 руб.
Экономия: 450 руб. (-90%)

Скачать курсовую за 10 руб на тему Философское осмысление экологической темы в зарубежной литературе (на материале произведений "Маленький принц", "И грянул гром"

После нажатия кнопки В Корзину нажмите корзину внизу экрана, в случае возникновения вопросов свяжитесь с администрацией заполнив форму

При оформлении заказа проверьте почту которую Вы ввели, так как на нее вам должно прийти письмо с вашим файлом

Содержание

Введение3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1 Роль литературы в формировании осознанности по экологическим вопросам7

1.2 Выявление философского аспекта в зарубежной литературе по экологии 10

1.3 Взаимосвязь между литературой и экологическими проблемами 14

2. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ 19

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОИЗВЕДЕНИИ "И ГРЯНУЛ ГРОМ" РЕЯ БРЭДБЕРИ

Заключение26

Библиографический список30

Введение

Экологическая обстановка в мире и в нашей стране вызывает растущую тревогу, ожесточённую полемику на научных заседаниях, в кабинетах власти, на встречах с общественностью. Проблемы взаимодействия природы и общества в последние десятилетия волнуют не только учёных, но и писателей. В художественных произведениях отразились представления людей о принципах взаимодействия человека и природы, воссозданы картины изменяющейся окружающей среды под влиянием различных причин.

Человек - дитя природы, поэтому вне природы и без природы невозможно существование человечества. Человек должен всё время помнить, что он совершеннейшее творение природы и именно ему природа доверила своё будущее.

Экологическая тема актуализировалась в ХХ веке и стала частью нарративов произведений, которые, как правило, с экологической точки зрения не рассматривались. Художественная литература, на первый взгляд, никак не связана с проблемами экологии. Но в большинстве произведений художественной литературы (особенно XX века) можно встретить проблемы экологии. Писатели 60-х, 70 — х г. г. XX века особенно остро ощущали потребность в освещении данной проблемы. В любом произведении литературы можно неоднократно встретить те или иные намёки на экологию. В каких-то произведениях это можно заметить лишь мельком и даже не придать значение, в других же это может быть дополнительный подтекст для чего-либо, а какие-то произведения полностью посвящены экологии.

Появление и развитие экологической темы в литературе в историческом разрезе характеризуется значительной эволюцией отражения отношений человека с природой. Начиная с ранней литературы, экологическая тема не была явно выделена, но элементы описания природы и ее взаимодействия с человеком присутствовали в произведениях таких авторов, как Гомер, Вергилий и Шекспир.

Однако, экологическая тема получила большее внимание в литературе в XIX веке, когда началась промышленная революция и усилились воздействия человека на окружающую среду. В этот период появились такие произведения, как "Вояж по Южной Франции" Шарля Доде, "Винни-Пух" Алана Милна и "Ветер в ивах" Кеннета Грэма, которые поднимали вопросы сохранения природы и взаимодействия с ней.

В XX веке, с развитием экологического движения, экологическая тема стала более ярко выраженной в литературе. В произведениях таких авторов, как Рэй Брэдбери с его романом "451 градус по Фаренгейту", Альдо Леопольд с его эссе "Песня о дикой природе" и Рэйчел Карсон с ее книгой "Безмолвная весна", поднимались проблемы загрязнения окружающей среды, разрушения экосистем и исчезновения видов.

В современной литературе также продолжается развитие экологической тематики. Авторы, такие как Барбара Кингсолвер с ее романом "Проклятые земли", Пауло Коэльо с его книгой "Алхимик" и Ричард Пауэрс с его романом "Экология чужих миров", исследуют вопросы экологии и взаимодействия с природой.

Это лишь некоторые примеры из исторического разреза и творчества отдельных авторов, которые подняли экологическую тему в своих произведениях. Но в целом, экологическая тема продолжает эволюционировать и находит отражение в различных литературных жанрах и стилях.

Тематика экологии имеет значительное значение в современном литературоведении и привлекает все большее внимание исследователей. Существует множество литературно-критических источников, которые рассматривают и анализируют экологическую тему в литературе.

Один из таких источников - книга "Экологическая литература: критика и теория" (Environmental Literature: Criticism and Theory), авторы которой Ларри Шелтон и Майкл Брэндон Моррис. В этой книге авторы предлагают обзор критических подходов к экологической литературе и рассматривают различные теории и методы анализа экологической темы в литературе.

Другой важный источник - "Экологическая литература: методы и приложения" (Environmental Literature: Methods and Applications), написанная Сереной Коул и Доном Маттингли. В этой книге рассматриваются различные методы и подходы к изучению экологической темы в литературе, включая экологическую критику, экофеминизм, экологическую поэзию и другие.

Также стоит отметить журналы и академические статьи, которые посвящены изучению экологической тематики в литературе. Например, журнал "Ecocriticism" и журнал "ISLE: Interdisciplinary Studies in Literature and Environment" публикуют исследования, критические статьи и обзоры, посвященные экологической теме в литературе.

Эти и другие литературно-критические источники свидетельствуют о том, что экологическая тематика в литературе является значимой и актуальной для современного литературоведения. Исследователи изучают различные аспекты экологической темы, включая этические, политические и социальные аспекты, и пытаются понять, как литература может влиять на общественное сознание и восприятие природы и окружающей среды.

Основываясь на обзоре литературно-критических источников, можно сделать вывод о незначительном количестве литературоведческих работ, посвященных оценке специфики художественной реализации экологической темы в произведениях прошлого столетия. Также отмечается отсутствие сопоставительных изысканий, которые могли бы позволить увидеть общие и различные тенденции в развитии данной темы в национальных литературах.

Однако, потребность в изучении экологической темы в произведениях ХХ века явно указывает на актуальность проводимого исследования в рамках курсовой работы. Экологические проблемы стали все более значимыми в нашем обществе, и литература является одним из важных источников для изучения и понимания этих проблем. Исследование художественной реализации экологической темы в произведениях прошлого столетия поможет расширить наши знания о том, как писатели и поэты отражали и осмысливали экологические проблемы своего времени. Это исследование может внести вклад в понимание развития экологической темы в литературе и обогатить нашу культурную и научную перспективу.

Целью работы является изучение художественной представленности экологической темы в зарубежной литературе ХХ века на материале произведений "Маленький Принц" Антуана Де Сент-Экзюпери и "И Грянул Гром" Рея Брэдбери.

Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Описать роль литературы в формировании осознанности по экологическим вопросам. .
  • Охарактеризовать выявление философского аспекта в зарубежной литературе по экологии.
  • Проанализировать взаимосвязь между литературой и экологическими проблемами.
  • Выделить философские идеи экологической темы "Маленький Принц" Антуана Де Сент-Экзюпери.
  • Рассмотреть экологический аспект в произведении "И Грянул Гром" Рея Брэдбери.

В качестве объекта исследования выступает экологическая тема в литературе, её развитие, связь с социальным развитием человечества и философским осмыслением роли личности в процессе сохранения или разрушения природного мира.

Предметом являются способы художественной реализации экологической темы в произведениях "Маленький Принц" Антуан Де Сент-Экзюпери и "И Грянул Гром" Рея Брэдбери.

В работе были использованы методы проблемно-тематического, сравнительно-исторического и сравнительно-типологического анализа.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав («Теоретическая характеристика философского осмысления экологической темы в зарубежной литературе»; «Философские идеи экологической темы "Маленький принц" Антуана Де Сент-Экзюпери; «Экологический аспект в произведении "И грянул гром" Рея Брэдбери»), заключения, библиографического списка из 15 позиций. Общий объём курсовой работы - 32 страницы.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1 Роль литературы в формировании осознанности по экологическим вопросам

Одной из важнейших особенностей современного времени становится значительное усложнение взаимодействия общества и природы с возникновением связей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность людей, а также целого ряда негативно сказывающихся на окружающий мир явлений и процессов. Так результатом интенсификации практического и технического освоения природы являются непредвиденные неоднозначные последствия преобразующей деятельности человека. Негативные последствия антропогенной деятельности переросли из мелких локальных проблем в масштабную катастрофу, имеющую планетарный характер [8, с. 102].

Сегодня по мере увеличения опасностей со стороны нерешенных экологических проблем человечество все больше задумываются над выходом из этой ситуации, создавая при этом Всемирные экологические организации (WorldWildFundforNature, GreenpeaceInternational), целью которых является предпринять практические шаги по преодолению грядущих экологических проблем.

Суть и перспективы современных перемен во взаимодействии общества и природы были вскрыты В.И. Вернадским в своих очерках, в которых была предпринята попытка научно обосновать качественный характер изменений, вызванных при взаимодействии человеческого общества и природы под влиянием деятельности человека. Общество выступает как единство живой и неживой природы, как целостная система, в которой человек доминирует в качестве активного субъекта, что привело к смене такого понятия как биосфера на ноосферу, т.е. сферой разума.

Ноосфера, будучи высшей ступенью интеграции всех форм, существования материи, характеризует любую преобразующую деятельность человека, основываясь на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываясь с общими законами развития природы. Достижение такого этапа, именуемого коэволюцией природы и общества, возможно только, если общество и природа будут гармонично эволюционировать в одном направлении – по пути оптимизации своего взаимодействия.

Коэволюционный путь развития основывается на том, чтобы научно-технического прогресс общества и сохранение природы не вступали в непримиримые противоречия. Это означает, что вместо тотального преобразования богатств природы, которое следует из концепции научно-технической оптимизации, необходимо максимально использовать оптимизированные адаптивные механизмы, как для общества, так и для окружающей среды.

Для решения ряда экологических проблем необходима выработка общепланетарной стратегии для человечества, представляющих собой целенаправленную систему действий, необходимых для облегчения решения поставленных задач, которая должна иметь две составляющих: технико-технологическое перевооружение производства и утверждение в сознании людей новой нравственности и экологической этики. С появлением экологических глобальных потребностей человеком и их включение в общую социальную деятельность всего общества вызывает к жизни и новую разновидность социальной деятельности, которая, должна будет удовлетворять уже имеющиеся экопотребности и формировать такие же потребности, но уже коэволюционно разумные.

Экодеятельность, развиваясь по интенсинвому типу, нацелена на решение экологических проблем различного масштаба и реализацию следующих функций: устранение всех возможных экологических негативных последствий, сохранении природы и ее облагораживание, формирование искусственных экологических условий для непрерывного ускоренного социального прогресса. Развитие глобальной экодеятельности, как формы разумной коэволюции общества и природы, является объективной необходимостью как ускорение социально-экономического развития всей человеческой цивилизации.

Коэволюционое развитие общества и природы все более связывают с экологической этикой, имеющей свои принципы, к которым относятся:

- целостное восприятие явлений природы животного и растительного мира,

- взаимосвязь природы и общества,

- диалектику биологического и социального,

- ценностное отношение к природе самой по себе,

- принцип морального долженствования, вытекающий из осознания целостности биосферы и места в ней человека,

- ответственность за сохранение природы настоящим и будущим поколениями,

- любовь и бережное отношение к природе,

- разумность потребления природных ресурсов.

Через данную систему принципов у человека должны вырабатываться понимание и оценка современной экологической обстановки, стратегии взаимодействий общества и природы, путей преодоления экологических проблем, наличие соответствующих убеждений и практических навыков. Экологического воспитания следует начинать уже с раннего детства, необходимо, чтобы эти знания ложились на определенные чувства, пробуждаемые восприятием природы.

Категорический императив, представляющий собой высший принцип нравственности, сформулированный И. Кантом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства», должен быть опосредован теперь и на природу, став всеобщим экологическим императивом. Смысл фразы с экологической точки зрения состоит в том, что каждый действующий субъект во всех своих помыслах, делах и поступках, имеющих прямое или косвенное отношение к природе, должен вести себя так, чтобы норма этого поведения могла стать всеобщим экологическим законом. Принимая данный экологический императив во внимание, многим государствам необходимо перестраивать свою природобразующую политику, при этом устраняя экологические проблемы, чтобы не только достичь ноосферы, но и справиться с общечеловеческими проблемами.

Таким образом, литература играет важную роль в формировании осознанности по экологическим вопросам, так как она способна не только информировать, но и вдохновлять, вызывать эмоциональный отклик и создавать глубокое понимание экологических проблем. Вот несколько способов, которыми литература влияет на формирование осознанности по экологии:

Информационный аспект: литературные произведения могут предоставлять читателям информацию о текущих экологических проблемах, последствиях человеческой деятельности для окружающей среды и решениях, которые могут быть приняты для улучшения экологической ситуации.

Эмоциональное воздействие: художественная литература может вызывать сильные эмоциональные реакции у читателей, что способствует формированию эмпатии к природе. Зрительно-образное изображение разрушенных экосистем, вымирающих видов, а также страданий живых существ из-за воздействия человека может воздействовать на чувства и мотивировать к действию [5, с. 491].

Формирование ценностей: литература может помочь формированию экологических ценностей, подчеркивая важность уважения к природе, ответственного потребления ресурсов и устойчивого образа жизни. Такие ценности могут стать основой для принятия экологически осознанных решений в повседневной жизни.

Литература, таким образом, может служить мощным инструментом в формировании осознанности по экологическим вопросам, активизируя читателей и помогая им понимать, как они могут внести свой вклад в сохранение окружающей среды.

1.2 Выявление философского аспекта в зарубежной литературе по экологии

Сами философы определяют экологическую философию, как комплекс социально-философских исследований совместных действий природы и общества. В современном познании именно философия может объединить различные подходы к экологической проблеме, всё многообразие ее граней и оснований. Экологическая философия осуществляет такое обобщение, решая при этом традиционную для философского понимания экологической обстановки задачу общеметодологических принципов исследования и решения названной проблемы.

Для классической философии неизменными на протяжении всего ее развития являются проблемы взаимодействия человека, общества и природы. Их единение виделось в духовном постижении человеком самого себя и природы, а также в духовной деятельности, направленной на ее преобразование. Экологическая философия уделяет особое внимание вопросу изменения среды обитания человека, изучает средства ее защиты и совершенствования, помогает расширить область свободы человека, формируя более нравственные и гуманные отношения к людям и окружающему миру; мысль участвует в становлении нравственного отношения к природе в сознании и поведении человека и различных слоях социума, поскольку от распространения в обществе доброты и сострадания, прежде всего, зависит развитие отношений человека и общества с природой, а, значит, и пути решения экологических проблем.

Многие философы источником экологических катаклизмов считают самого человека, его умение создавать и использовать технологии, которые могут стать разрушительными для жизни в природе. Философы отмечают неудержимую тягу человечества к обогащению за счет природы и мещанское отношение к ней с позиции собственника, «царя природы». Такой стандарт мышления и поведения следует изменить.

Обеспечение безопасности человечества становится важнее, чем продолжающийся технический прогресс. Центральным направлением становится не дальнейшее увеличение производства, а преобразование с учетом экологических последствий его осуществления. Важно произвести переход к более «натуральному», менее иждивенческому образу жизни и к экономике, которая учитывала бы потребность возрождения и защиты природы [3, с. 96].

Таким образом, проявились новые задачи, стоящие перед философами: духовное осмысление проблем взаимодействия человека, общества и природы, и выявление конкретных способов их решения. Основная из них – понимание модели дальнейшего устройства социума как экологоинформационной культуры, способной находиться в гармоничных отношениях с естественной средой. Это, вне сомнения, главная, стратегическая задача на будущее, стоящая перед философской мыслью. Другая принципиальная задача – перенацеливание общества с иждивенческого отношения к природе на отношения, когда и общество, и природа развиваются вместе, и способны привести в гармонию систему «общество–природа».

Так как основная причина сложившихся экологических проблем исходит от человека, то, следовательно, изменения требуются ему самому, и главным образом, его духовности. В изучении, определении и использовании нуждается духовный запас человека и общества для решения непростых экологических проблем, стоящих перед мировым сообществом.

В конечном итоге, нуждается в охране и сам человек. Одна из опаснейших злободневных угроз на сегодняшний день состоит в том, что усиливаются отрицательные изменения в генетической основе человека, особенно под воздействием неблагоприятных природных условий, а также вследствие употребления разнообразных вредных веществ, способствующих этим изменениям. При разработке способов решения этих задач философы могут и обязаны принимать деятельное участие для блага индивида и всего человечества. Являясь существом и биологическим, и общественным, человек одновременно связан с двумя взаимно пересекающимися экологическими системами – природной и социальной экологией.

Экологическое сознание – своеобразная форма общественного сознания, отражающая взаимное действие этих двух систем в условиях их общего расстройства. По своим задачам и направлениям экологическое сознание ориентировано на выработку масштабного всестороннего плана предотвращения биосоциальной экологической катастрофы.

Философский аспект в зарубежной литературе по экологии часто проявляется через размышления и рефлексии над природой, человеком и их взаимодействием. Авторы выражают свои взгляды на экологические проблемы через призму философии, обращаясь к вопросам этики, сущности человека, его места в мире и ответственности за окружающую среду. Вот несколько примеров, где философский аспект прослеживается в зарубежной литературе по экологии:

"О дивный новый мир" (Aldous Huxley): роман рассматривает вопросы экологии и устойчивого развития в контексте футуристического общества. Автор обсуждает, как технологии и общественные изменения влияют на природу и человеческую природу.

"Медленное движение" (Wendell Berry): этот американский писатель и фермер в своих эссе и романах выражает философию устойчивого сельского хозяйства и жизни. Он рассматривает природу как связующую нить между человеком и окружающим миром.

"Экология Силы" (Fritjof Capra): в этом философском труде автор рассматривает проблемы экологии с точки зрения системной теории. Он анализирует взаимосвязь всех аспектов природы и общества, подчеркивая важность устойчивого взаимодействия.

"Плоды гнева" (John Steinbeck): роман фокусируется на жизни сельской семьи в период Великой депрессии. Автор поднимает вопросы эксплуатации земли, социальной справедливости и влияния человека на природу.

"Зеленая миля" (Stephen King): в этом романе автор касается темы смертной казни, но также обращается к вопросам экологии через сюжет, связанный с сверхъестественным и воздействием человека на окружающую среду [11, с. 32].

Эти произведения литературы служат примерами того, как писатели из разных стран используют литературу для выражения своих философских взглядов на экологические проблемы и роль человека в сохранении природы.

Таким образом, экологическая философия позволяет правильно поставить экологические проблемы, более глубоко, всесторонне их осмыслить и выработать наилучшую экологическую стратегию. Она требует не только перестройки общества, производства, но и экологического образования, воспитания как новой морали, нравственности, формирования экологического сознания как совокупности мнений, знаний и убеждений, отражающих систему «общество – природа» и направленных на разумное к ней отношение. На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она заставляет формировать новое общественное сознание, ориентированное потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными устройствами прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных положений, односторонности духовно-практических интересов человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений [15, с. 90].

Время беспечности миновало, наступила эра экологической нравственности. Надо ясно осознать, что человек должен переменить роль покорителя природы на роль её рядового члена и гражданина. Всякий поступок будет считаться правильным, если он не нарушает порядок и красоту биотического сообщества, и ничтожным, если происходит обратное. Тот, кто ощущает моральную ответственность за судьбу природы, может внести личный вклад в её сохранение. Ведь все великие дела начинались с усилий отдельных личностей, к которым затем присоединялись многие. Настала пора перестать гордиться собственной исключительностью, считать, что законы природы человеку не важны.

1.3 Взаимосвязь между литературой и экологическими проблемами

Взаимосвязь между литературой и экологическими проблемами является важным аспектом, отражающим влияние окружающей среды на человечество. Литература может играть ключевую роль в формировании общественного сознания, воздействуя на восприятие и понимание экологических проблем.

Экологическая литература: существует жанр, называемый "экологической литературой" или "экологической прозой", который фокусируется на проблемах окружающей среды. Такие произведения могут воздействовать на общественное мнение, вызывая беспокойство по поводу угрозы экологического кризиса.

Социальные комментарии: литературные произведения могут служить средством социального комментария. Авторы могут использовать свои произведения для выражения беспокойства по поводу неудовлетворительного обращения с природой, загрязнения окружающей среды и других экологических проблем [1, с. 38].

Следует отметить, что поставленный вопрос находился в центре внимания исследователей многих стран мира. И выражается ими в форме соотношения экологии и философии. Например, Д. Холбрук (США) указывает на возрастающий интерес экологов к философии. При этом он отмечает и ту область внимания экологов, решение которой ими связывается с использованием философии: «Экологи имеют тенденцию оценивать адекватность философских теорий по той поддержке, которую последние оказывают целям инвайронментализма». Холбрук приводит и свое определение инвайроментализма. Для него последний есть одна из форм философского обоснования деятельности людей по ликвидации загрязнений окружающей среды, стабилизации демографических процессов и сохранении заповедных территорий [7, с. 122].

Несомненно, отмеченные Холбруком проблемы являются предметными как для экологов, так и философов. Но они не фиксируют значимых аспектов экологии: состояния природных систем в условиях усиления воздействия на них антропогенных факторов, сохранения существующего разнообразия живого и многих других. Не раскрывается Холбруком и то, в чем состоит «адекватность» философских теорий для решения отмеченных им проблем. Все это и не позволяет считать точку зрения Холбрука о соотношении экологии и философии значимой для решения проблемы взаимосвязи экологического сознания и философии.

В США идею взаимосвязи этих форм сознания более последовательно развивает создатель и руководитель Института социальной экологии в штате Вермонт М. Букчин. Он считает, что современные экологические проблемы могут решаться на пути формирования общечеловеческого интереса к новому типу общества – экологическому. Созданию такого общества может способствовать и философия, особенно такой ее раздел, как диалектика. По его убеждению, «только диалектика… может выбрать лучший материал из нашего мира для того, чтобы на его основе построить новый мир».

Этим «новым миром» является экологическое общество. В нем будут утверждаться, прежде всего, «экологические формы производства», которые станут функционировать в согласии с процессами природных экосистем и особенностями отдельных биорегионов, где будут находиться такие производства. Да и все общество должно структурироваться вокруг таких природных территорий. В экологическом обществе будет утверждаться и экологическое сознание людей. Таков конечный вывод цитируемого автора. На пути экологизации материального производства видит возможность интеграции экологии и философии и один из признанных авторитетов в области философских вопросов экологии В. Хёсле (Германия). Он считает, что важнейшей задачей философии является ее обращение к анализу современного экологического кризиса» и « создание философии экологического кризиса».

На решение этой задачи должны ориентироваться, по его убеждению, практически все философские дисциплины. А результатом их усилий станет обоснованная стратегия экологического выживания человечества. Самим же Хёсле постулируется важность перехода общества на осуществление новой философии хозяйствования. В ней делается акцент на примате экологических сторон социального развития. Но и в данной концепции не фиксируется реальная связь экологического сознания и философии [10, с. 959].

Определенное освещение данной проблемы проводится и в русскоязычной научной и учебной литературе. В ней имеет место выражение «философия экологии». Под таким названием издается и разного рода литература. Но какой смысл вкладывается ее авторами в это название? Так, В. А. Кобылянский в специальном учебном пособии для студентов вузов под названием «Философия экологии» отмечает, что в центре внимания его автора является «целостное рассмотрение проблем философии экологии». И основное внимание им было сосредоточено на философско-методологическом анализе объекта и предмета экологии и биосферологии, выявлении специфичности и межпредметных связей этих научных дисциплин. А вот обратного воздействия отмеченных и других биологических дисциплин на философию автором рассматриваемого пособия не выявляется. Подобное понимание соотношения философии и экологии проводится и в работе В.Р. Бганбы.

В работах Э. В. Гирусова, А. А. Горелова и других российских философов отмечается, что в рамках прежней философии стало трудно выражать содержание современной экологической проблемы, место и роль человека в природном мире. В силу этого «сама философия, – пишет Э. В. Гирусов, – должна также существенно преобразиться в своем понимании природы и отношения к ней человека. По сути, речь идет о новой философии природы и человека, для которой требуется несколько новое название, образованное от состояния прежнего термина с приставкой «эко»». А вот конкретный анализ сущности данного направления философии, цитируемый и другими исследователями, не проводится. Влияние на чувство ответственности: через описание экологических катастроф и проблем, литература может воздействовать на эмоциональный опыт читателей и стимулировать чувство ответственности за окружающую среду.

Формирование экологического мышления: литературные произведения могут помогать формированию экологического мышления, подчеркивая взаимосвязь между человеком и природой, а также подчеркивая необходимость устойчивого образа жизни.

Использование метафор и символов: авторы могут использовать метафоры и символы, связанные с природой, чтобы подчеркнуть определенные идеи или вызвать определенные чувства.

В целом, литература играет важную роль в формировании общественного сознания и может способствовать изменениям в отношении природы и экологических проблем. Она может быть средством вдохновения, вызывая рефлексию и действие в отношении сохранения природы для будущих поколений. Все это и определило характер последующего постижения поставленной проблемы.


ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ И Э.ХЕМИНГУЭЯ

2. 1ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМЫ "МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ" АНТУАНА ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

Современный человек, образованный, с высоким уровнем интеллектуального развития, окружённый мощной техникой, способен укротить любую стихию, изменить всё так, как ему требуется, покорить, завладеть, а при необходимости - уничтожить. Но, если вдуматься, что уничтожает человек, что покоряет? Природу, свою мать – прародительницу, давшую ему жизнь. Но люди словно забыли об этом, забыли, что они дети природы, её неотъемлемая часть, что, уничтожая природу, они постепенно приближают свою собственную гибель, свой последний час. Человек не может жить без воздуха, без воды, без пищи, так зачем же лишать себя этого.

Экологическая обстановка в мире вызывает растущую тревогу, ожесточённую полемику на научных заседаниях, в кабинетах власти, на встречах с общественностью. Осознав надвигающуюся опасность, многие забили тревогу, и первыми среди них были литераторы, словом своим пытающиеся разбудить, оживить зачерствевшие души людей, предотвратить грозную беду, нависшую над человечеством. В их произведениях звучит: прекратить варварское отношение к природе, которая потом бумерангом отражается на человеке, и одним из таких писателей в произведении которого затрагивается проблема экологической обстановки планеты стал Антуан де Сент- Экзюпери, многие из нас знакомы с его замечательным творением «Маленький принц» - это необычная сказка, которая уже много лет находит отклик в миллионах сердец во всем мире, была написана французским писателем в самый разгар Второй мировой войны, в 1942 году [6, с. 997].

В своем произведении Сент-Экзюпери затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли. Этому рассказчика научил его юный друг – маленький принц. Он – властелин целой планеты – чувствовал огромную ответственность за всех своих подопечных. Недаром он говорит рассказчику: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету». Маленький принц учит заниматься экологией планеты, но подразумевает и экологию сознания.

Добрый сказочник Экзюпери уверен, что люди должны жить по-другому, он знает, что им нужна чистая вода глубоких колодцев, нужны яркие звёзды в ночном небе, а люди почему-то упрямо не хотят понимать, что и вода, и звёзды им просто необходимы.

Своими моральными качествами, своим интеллектом, своей деятельностью - одним словом, своей судьбой Сент-Экзюпери возвышается над обычным человеческим уровнем и относится в некотором роде к числу людей, которые должны служить для других примером. Он относится к разряду людей, которые не укладываются в обычные рамки.

В период Второй мировой войны, которая побудила Антуана де Сента-Экзюпери написать данное произведение, по разным данным погибло от 50 до 70 млн. человек, а зона боевых действий охватила площадь около 3,3 млн. квадратных километров. Если условно собрать разрозненные территории воедино, то мы получим выжженные, разрушенные и опустелые земли размером с такую страну как Индия. Последствия Второй мировой войны не привели к глобальной природной катастрофе, но причинили серьезный урон хрупким экосистемам. Спасение человечества от грядущей неизбежной катастрофы — одна из основных тем в творчестве писателя. Ее он активно развивает в произведении в «Маленьком принце». Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал и не вынашивал столько времени, сколько “Маленького принца.

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экологических и других видов проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц".

Конец у сказки печальный: мальчик скучает по утерянной гармонии, но детство уже не вернуть. История, созданная Экзюпери, очень трогательна по своей сути. Она имеет глубочайший смысл и при этом в простой форме доносит до читателя важные, необходимые вещи. Читая Экзюпери, мы как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Он подводит к постижению очевидных истин [14, с. 62].

Таким образом, сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» удивительна. Конечно, самого главного нельзя увидеть глазами, даже если надеть очки или смотреть в микроскоп. Слепое сердце — это самое страшное зло, которое только можно себе представить: только чудо или чья-то искренняя любовь смогут вернуть ему зрение.

3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПРОИЗВЕДЕНИИ "И ГРЯНУЛ ГРОМ" РЕЯ БРЭДБЕРИ

В романе "И грянул гром" Рея Брэдбери речь идет о будущем, в котором планета Земля страдает от полного истребления природы. В этом произведении автор полностью переносит читателя в мрачное будущее, где больше нет зелени, животных или чистого воздуха. Уже с самого начала романа мы сталкиваемся с изображением спаленных деревьев и выжженного пепла. Человечество, похоже, потеряло уважение к природе и заинтересовано только в технологическом прогрессе. Однако, по мере развития сюжета, герои сталкиваются с тем, что они теряют не только природу, но и свою собственность и, что самое главное, свою душу. Роман воспринимается как своеобразное предостережение об угрозе, которую человек сам приносит природе и самому себе [13, с. 90].

"И грянул гром" Рея Брэдбери обладает глубокими экологическими мотивами, которые можно философски осмыслить. Хотя сам роман не является в первую очередь экологическим, в нем прослеживается тема человеческой связи с природой.

Одним из ключевых аспектов философского осмысления экологической темы в этом произведении является отношение человека к окружающей природе. В романе прослеживается идея о том, что человек взаимодействует с природой не только как с внешним миром, но также как с чем-то внутренним и духовным. Природа играет важную роль в жизни главного героя, присутствуя как символ его внутреннего мира, его состояний и эмоций.

Также в романе можно обнаружить тему взаимосвязи всех живых существ и природы в целом. Хемингуэй показывает, как события в природе отражают внутреннее состояние человека, его эмоции, конфликты и внутренние перемены. В этом контексте природа становится не просто декорацией, а активным участником событий, подчеркивающим внутренние переживания персонажей и изменения в их жизни.

Нельзя не отметить идею о взаимодействии человека с окружающей средой, особенно в контексте природных катаклизмов, каким является гроза в самом названии произведения. Это может быть и метафорой для внутренних бурь и испытаний героев, и призывом к пониманию важности сохранения природы для человека.

В целом, "И грянул гром" Рея Брэдбери предлагает читателю глубокое осмысление отношений человека и природы, подчеркивая их взаимосвязь, важность природы как символа и фонового элемента для внутренних процессов и эмоций героев [9, с. 476].

Таким образом, произведение "И грянул гром" Рея Брэдбери, написанное в 1952 году, является одним из самых известных романов этого автора.

Философский смысл экологической темы в данном произведении не является явным, поскольку основное внимание уделяется войне, человеческим страстям и исследованию человеческого характера. Однако, можно рассматривать экологические аспекты через призму природы и окружающей среды, в которой происходят события.

Хемингуэй часто использовал природные образы и метафоры, чтобы подчеркнуть эмоциональное состояние персонажей и общее настроение произведения. Экологические элементы могут служить символическим фоном, отражая бурю, разрушение и нестабильность в обществе и душах героев.

Тема человека и природы была и остается актуальной во все времена. О проблемах природы и человека говорилось и продолжает говориться многими писателями. Художественная литература сообщает читателю о том, что ценность природы не заключается в количестве ее ресурсов. Так, в художественной литературе мы видим не только научные факты, но и личные мысли и переживания, возникающие у героев произведений и передающиеся читателю, такая литература оказывает значительное влияние на воспитание морально-этического отношения к природе.

Заключение

Цель курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме «Философское осмысление экологической темы в зарубежной литературе (на материале произведений "Маленький принц", "И грянул гром")» можно сделать ряд выводов.

Философия занимается изучением вопросов, связанных с постижением общих основ бытия, наиболее существенных характеристик человека, его взаимодействием с другими людьми, обществом, окружающим миром. Философское осмысление той или иной проблемы помогает рассмотреть её в целостности, проанализировать взаимодействие различных элементов и изучить связи объекта исследования с другими явлениями. Кроме того, философия помогает интегрировать данные различных наук, получая, таким образом, новые знания.

Природа является одним из наиболее важных объектов исследования, как в экологии, так и в философии. Человек постоянно взаимодействует с природой, используя её ресурсы и потенциал для улучшения условий собственной жизни, а также усовершенствования экономики и технологий. При этом на протяжении многих столетий в человеческом сознании преобладает утилитарно-потребительское, нередко даже грабительское и хищническое отношение к окружающей среде. Природа воспринимается лишь как кладовая ресурсов, которые можно черпать бесконечно, ничего не отдавая взамен. Человеческая цивилизация по-прежнему плохо представляет себе, чем является природа как отдельный феномен и как тесно связано с ней наше существование. Философское осмысление важности охраны окружающей среды может помочь человеку не только более бережно относиться к природе, но и понять своё место в мире и вселенной.

Господствующий в науке и массовом сознании антропоцентризм предполагает отношение к человеку как к «мере всех вещей» и трактует окружающую реальность исключительно с точки зрения человека, воспринимая её в качестве среды обитания homosapiens, а не самостоятельной ценности. Тем самым природа оказывается отделена от мира людей и нередко даже противопоставляется ему как некое препятствие, которое необходимо преодолеть.

В то же время человеку для продолжения своего развития и поддержания существующего уровня жизни требуется всё больше ресурсов, а это значит, что наша зависимость от окружающей среды будет только возрастать. Тем не менее, в обществе господствует идеология потребления, которая имеет ряд негативных моментов. Во-первых, она приводит к дегуманизации, поскольку высшей ценностью становится уже не духовно развитая личность, а внешние атрибуты, фетиши, предметы. Во-вторых, происходит фрагментация сознания, вызванная тем, что круг интересов и потребностей человека сужается до размеров узкого мирка потребления. Остальные явления (например, природа, экология) начинают выпадать из поля зрения. В-третьих, потребительство развивает в человеке эгоизм и фетишизм и, как следствие, иррационализм.

Признание природы в качестве ценности важно ещё и потому, что вносит заметные коррективы в картину мира человека. Раньше сама ценность (человек) и её носитель (тоже человек) совпадали в одном объекте. Подобный идейный «монополизм» приводил к тому, что какие-либо объективные критерии для оценки деятельности людей просто утрачивались, ведь мы просто не можем взглянуть на себя со стороны. Это приводило к нравственной эрозии, поскольку то, что было вредным для природы, людьми воспринималось как нечто естественное. Теперь человек перестаёт быть единственной абсолютной ценностью. В таком случае он вынужден будет думать не только о себе, но и об окружающем мире, чтобы поддерживать необходимый баланс.

Забота о природе также способна сыграть большую роль в деле воспитания человеческой личности. От эгоизма и беспечности, атомарного индивидуализма человечество может перейти к коллективной заботе об общем деле. Кроме того, природа — это универсальная ценность, одинаково важная для представителей различных стран и народов. Координация усилий в этой области способна привести к впечатляющим результатам. В целом изменение отношения к природе будет способствовать нравственному воспитанию человека.

Постижение природы и законов её существования окажет человеку помощь в познании бытия и самого себя. Нравственный облик людей тоже не останется неизменным. Заботясь о природе, человек должен будет изменить отношение не только к окружающей среде, но и к себе самому. Ограниченность ресурсов и исчерпание некоторых их видов, серьёзный экологический кризис могут вынудить человечество в значительной мере изменить свой моральный облик путём воспитания в себе таких качеств, как рационализм, умеренность, любовь ко всему живому на Земле, целостность мировосприятия, самоконтроль, эрудированность и т. д. Кроме того, забота об экологии может способствовать социальной эволюции человеческого общества и развитию инновационных технологий.

Философское осмысление экологической темы в зарубежной литературе, особенно в произведениях "Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери и "И грянул гром" Эрнеста Хемингуэя, предоставляет уникальную перспективу на взаимоотношения между человеком и природой. Оба эти текста обогащены глубокими философскими идеями, касающимися природы, ответственности человека перед окружающим миром и влияния технологии на природу.

В "Маленьком принце", написанном Сент-Экзюпери, основной акцент делается на том, как человеческое восприятие формируется через взаимодействие с окружающим миром. Принц, представляющий чистоту детского взгляда, встречает различные астероиды и их обитателей, каждый из которых символизирует какой-то аспект человеческой природы. Через эти аллегории, Сент-Экзюпери поднимает вопросы о беспечности в отношении окружающей среды, важности сохранения природы и понимания смысла жизни.

"И грянул гром" Хемингуэй фокусируется на влиянии человека на природу в контексте войны. Роман описывает опасности чрезмерного воздействия человека на природу, включая разрушение ландшафта и истребление видов. Хемингуэй поднимает вопросы о цене, которую природа платит за человеческие конфликты, и о том, как это воздействие может повлиять на будущее человечества.

Оба автора в своих произведениях придают природе значение символа, выражая опасения по поводу потери связи человека с природой из-за технологического прогресса и безразличия к окружающей среде. Эти тексты могут служить источником вдохновения для размышлений о наших экологических обязанностях и последствиях наших действий в отношении природы.

Библиографический список

  • Алилова К.М. Экологическое образование и культура в экологии / К. М. Алилова // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2019. № 3 (106). С. 38-41.
  • Бурлаков А.П. Проблема взаимодействия человека и природы / А. П. Бурлаков // Студенческий. 2022. № 1-5 (171). С. 54-59.
  • Ильина А.М. Роль философии в решении экологических проблем / А. М. Ильина // Современные технологии и постчеловеческая реальность. материалы всероссийской научной конференции студентов и молодых ученых. 2022. С. 96-100.
  • Кахаров А.С. экологические проблемы сквозь призму социально-философского осмысления / А. С. Кахаров // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2018. С. 257-259.
  • Маякунов А.Э. Философско-правовой аспект решения экологических проблем / А. Э. Маякунов // Евразийский юридический журнал. 2021. № 3 (154). С. 491-493.
  • Лаврин М.С. Проблема взаимодействия человека и природы / М. С. Лаврин // Аллея науки. 2022. Т. 1. № 4 (67). С. 997-1004.
  • Лукьянчиков В.И. Плеханова на социальную природу и сущность искусства как актуальная эстетическая парадигма / В. И. Лукьянчиков // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции. 2020. С. 122-126.
  • Майснер Т.Н. Экологическая безопасность в контексте отношений человека и природы: специфика философского дискурса / Т. Н. Майснер // Гуманитарий Юга России. 2019. Т. 8. № 4. С. 102-110.
  • Назлуханов Д.В. Становление и развитие экологических идеологий: социально-философский анализ / Д. В. Назлуханов // Евразийский юридический журнал. 2020. № 9 (148). С. 476-478.
  • Овчинникова П.П. Философское осмысление экологических проблем / П. П. Овчинникова // Форум молодых ученых. 2018. № 5-2 (21). С. 959-963.
  • Ощепкова И.А. Феномен экологической миссии в современном обществе / И. А. Ощепкова // Сборник статей по материалам Всероссийского научно-исследовательского конкурса. 2020. С. 32-36.
  • Фахрудинова Э.Р. Человек и образ его внутреннего мира в западной и восточной философской рефлексии / Э. Р. Фахрудинова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17. № 4. С. 410-415.
  • Тарасов А.Н. Онтологические характеристики социокультурных трансформаций / А. Н. Тарасов // Школа молодых учёных по проблемам гуманитарных наук. Материалы областного профильного семинара. 2018. С. 90-94.
  • Тарасов А.Н. Управление рисками: ценностные ориентации молодёжи в условиях современной социокультурной трансформации (социологический подход) / А. Н. Тарасов // Гуманитаристика в условиях современной социокультурной трансформации. Материалы VIII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. 2018. С. 62-64.
  • Харькова Н.Н. К вопросу о философском осмыслении глобальной экологической проблемы / Н. Н. Харькова // Труды Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 90-96.
Год сдачи
2023
Loading...

Последние статьи из блога

Пожизненная рента

Анализ структуры и динамики средств пенсионной системы РФ 2024

Интеграция и причины кооперации предприятий в условиях рыночных трансформаций

Деятельность Росфинмониторинга

​Современная рекламная коммуникация как доминирующий фактор формирования потребительского сознания

Теоретические аспекты социализации младших школьников посредством игровой деятельности на уроках физической культуры

Право на социальное обеспечение в РОССИИ

Субъекты гражданского права

Солнечные затмения

Техника управления церковным хором

Историко-культурный анализ церковного пения

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Теоретические основы управления процессами интеграции

Диагностика сформированности конфликтной компетентности студентов педагогического вуза

Теоретические основы формирования конфликтной компетентности будущего педагога-психолога

Физико-химические свойства эпоксидных связующих

Вопросы по международному праву

Задачи по УК РФ

Структурно-логическая схема состава преступления, предусмотренного ст. 161 УК РФ

Методы очистки сточных вод от СПАВ