г. Екатеринбург 2021 г. |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 5
1.1 ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ И ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВЫХ СИСТЕМ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА.. 5
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.. 16
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 19
2.1 ВЕРТИКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА УФЫ.. 19
2.2 ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ГОРОДА УФЫ.. 25
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ.. 37
3.1 СТРАХОВАНИЕ КАК ОТДЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 37
3.2 НАПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЕ СТРАНЫ.. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
Совокупность различных сфер финансовых отношений, существующих в стране называют финансовой системой. Значение финансовой системы страны трудно переоценить, т. к. она включает в себя все финансовые отношения в стране, кроме того, совокупность фондов денежных средств и финансовый аппарат управления также являются её частями.
Сложность и многофакторность финансовой системы определяют её звенья, к которым относятся финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств и государственные финансы. Каждое звено финансовой системы выполняет свои функции, но вместе они образуют единую финансовую систему страны.
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Финансовая система представляет собой сгруппированные по определённому признаку финансовые отношения. Финансовые отношения, как таковые присутствуют практически повсеместно в нашей жизни. Так, они складываются между государством, с одной стороны, физическими и юридическими лицами, с другой; между двумя юридическими лицами, а также и между физическими лицами. Отсюда следует, что наши личные финансы, финансы домашних хозяйств (финансы населения) и семейный бюджет составляют определённую сферу финансовых отношений, т.е. входят в одно из звеньев финансовой системы.
Именно поэтому, сегодня как никогда важно иметь представление о финансовой системе Российской Федерации, знать её структуру и следить за её изменениями, чтобы быть компетентным в данном вопросе.
Все вышесказанное подчеркивает актуальность темы работы. Предмет исследования - финансовая система. Объект исследования – Россия и зарубежные страны.
Цель работы – исследование особенностей финансовой системы РФ.
Задачи работы:
- теоретическое исследование понятия финансовой системы;
- исследование особенностей финансовой системы федеративных государств;
- определение направлений совершенствования финансовой системы РФ.
Информационной базой послужат учебники, статьи экспертов в журналах и мнения специалистов в области исследований финансовой системы.
Финансовые системы являются частью финансовой экономики, они существуют на разных уровнях. Они существуют на глобальном уровне (глобальная финансовая система), на национальном уровне (особенно финансовое выравнивание, финансовые рынки, межбанковская торговля, платежные системы), а также на региональном уровне и с микроэкономической точки зрения на уровне одной или нескольких компаний (управление денежными средствами). Финансовые системы включают инструменты, институты, рынки и правила, которые отслеживают поведение рынка в денежных потоках между покупателями и продавцами и между вкладчиками и кредиторами. [1]
Несмотря на то, что финансовая система является предметом многочисленных научных исследований в теории финансов, попытки дать определение самой финансовой системе сталкивается с многочисленными трудностями. Не вызывает сомнений, что главная причина данной проблемы кроется в отсутствии единой терминологии и подходов в самой теории систем [1, с. 47-48; 2, с. 21; 3, с. 46-47]. Вместе с тем это не мешает тому, что понятие «финансовая система» используется повсеместно и является основой для современной финансовой науки.
Как уже говорилось, число научных трудов в области теории финансов, посвященных анализу финансовой системы достаточно обширно, и в то же время выводы исследователей относительно сущности финансовой системы настолько неоднозначны, что представляется необходимым предпринять попытку систематизации различных подходов к определению этого понятия. Ввиду этого автором исследуются наиболее часто встречающиеся в современной отечественной и иностранной финансовой литературе дефиниции понятия «финансовая система».
Интерпретация понятия «финансовая система» в финансовой литературе зависит во многом от научной школы, к которой принадлежит тот или иной исследователь. Необходимо сразу отметить, что рассматриваемые подходы не могут представлять все существующие. Кроме того, тот или иной исследователь может представлять различные подходы (например, В. М. Романовский и А. Г. Грязнова [5; 7] рассматривают понятие «финансовая система» как с точки зрения институционального, так и с точки зрения функционального подходов). Можно выделить несколько основных подходов к исследованию финансовой системы (см. таблицу) [33]:
- институциональный подход (institutional approach);
- узконаправленные функциональные подходы, в особенности монетарный подход (monetary approach), а также подход, отводящий ведущую роль финансовым посредникам, - распределительный подход (intermediation approach);
- функциональный подход (functional approach);
- системный подход (systemic approach).
Первый из указанных подходов к проблематике финансовой системы уделяет много внимания описанию системы, что не позволяет представить
Основные подходы к исследованию финансовой системы
Институциональный. Определяет финансовую систему с точки зрения финансовых институтов, дает их описание и классификацию; Часто дополнительной темой для анализа является одна из характеристик финансовых учреждений (например, уровень конкурентоспособности, гарантии прав инвесторов, качество финансового регулирования). Финансовая система состоит из ряда отдельных финансовых учреждений, которые классифицируются определенным образом. Дж. Ван Хорн, Р. Г. Хаббард
Денежно-кредитный (узконаправленный функциональный подход) Анализирует финансовую систему, в основном в контексте предоставления средств для реальной экономики через центральный банк и коммерческие банки. Финансовая система - это механизм предоставления средств в реальный сектор экономики. В. В. Ковалев, Центробанки
Распределительный (узконаправленный функциональный подход) Анализирует финансовую систему с точки зрения двух важных функций - функции распределения и трансформации.Финансовая система представляет собой механизм посредничества между компаниями с дефицитом и избытком средств в реальной экономике. H.G. Гарли, Э. Шау, А. Джерк
Функциональный Основой анализа финансовой системы являются функции системы. Сторонники этого подхода считают, что функции финансовых систем отдельных стран сопоставимы и относительно стабильны. Понятие «финансовая система» охватывает сеть финансовых рынков, финансовых посредников и других финансовых учреждений, через которые реализуются финансовые планы домашних хозяйств, компаний и органов власти. Б. Крейн, Р. Мертон, М.В. Романовский, А. Грязнова и другие.
Системная финансовая система анализируется с точки зрения взаимосвязей между отдельными элементами системы и влияния этих связей на функционирование всей финансовой системы (взаимодополняемость и сетевое взаимодействие). Финансовая система - это упорядоченный набор дополнительных и взаимосвязанных элементов или подсистем. Р. Х. Шмидт, М. Тиррелл, А. Хакеталь в количественном выражении по отношению к функции, структуре или характеристикам финансовой системы [22]. Противники институционального подхода неоднократно указывали на то, что этот подход не ухудшает экономические функции финансовых рынков или финансовых посредников. С этой точки зрения институциональный подход используется только в описательных работах. С методологической точки зрения этот подход дает общее описание развития финансовой системы. Сам подход возник на основе институционализма, или в современной версии - неоинституционализма [35; 36]. Также следует понимать, что институциональный подход сам по себе является предметом тщательного анализа, так как институт понимается и как правила поведения, существующие в обществе, и как искусственные ограничения, регулирующие отношения между людьми [30, стр. 3]. Также следует отметить, что в современной литературе, несмотря на методологические противоречия, термин «финансовая организация» часто соответствует термину «финансовая организация».
Примером определения финансовой системы с точки зрения данного подхода является определение исследовательского коллектива под руководством М. В. Романовского и О. В. Врублевской [5, с. 68]: «... ее можно представить в институциональной форме: как инфраструктуру различных финансовых институтов. которые осуществляют финансовые операции и одновременно являются предметом и предметом финансового менеджмента».
Следующим подходом к изучению финансовой системы является монетарный подход, который рассматривается как узконаправленный функциональный подход. Этот подход в основном используется центральными банками, которые понимают финансовую систему как механизм, обеспечивающий финансирование экономики страны [18; 31]. Подобный подход, хотя и несколько более широкий, чем в более узком денежном смысле, демонстрирует В. В. Ковалев [6, стр. 14]. Согласно его определению, «... финансовая система рассматривается как форма организации валютных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса для распределения и перераспределения всего национального продукта». Другими словами, наличие финансовой системы позволяет нефинансовым корпорациям экономики создавать прибавочный продукт в денежной форме, а также создает условия для движения денежных потоков между ними.
Создателями следующего рассматриваемого подхода к изучению финансовой системы являются Х. Г. Герли и Э. С. Шоу, предложившие в 1960 г. распределительный подход [19]. Анализируя финансовую систему, эти исследователи указали на особую роль финансовой системы и ее перераспределения и трансформации [23, с. 4-5]. Сторонники такого подхода считают, что специфика финансового сектора заключается прежде всего в выполняемых им функциях. По ее мнению, основными функциями финансовой системы являются: перераспределение финансовых ресурсов между компаниями, которые в них нуждаются, и компаниями, которые имеют их в избытке; и решение проблем, которые делают прямое финансирование затруднительным или невозможным (например, преобразование сумм, сроков, рисков и минимизация эффектов асимметрии информации). По мнению автора, такой подход является частным случаем, и анализ функций финансовых посредников должен быть дополнен анализом роли финансовых рынков в финансовой системе.
Функциональный подход во многом возник на волне критики институционального и распределительного подходов [17]. Создатели этого подхода (в частности, лауреат Нобелевской премии Р. К. Мертон) обвинили первого в неспособности объяснить изменения в институциональной структуре. возможность единой структуры, с помощью которой можно идентифицировать статические и динамические различия в институциональной структуре различных финансовых систем. Этот подход основан на двух основных принципах: во-первых, функции финансовой системы намного более стабильны, чем функции самих финансовых институтов. Во-вторых, институциональные формы напрямую отражают функции финансовой системы. Эти принципы позволили при таком подходе выделить главную функцию финансовой системы - эффективное перераспределение финансовых ресурсов, а также шесть ключевых функций.
Домашняя школа обычно признает такой подход. Типичным является следующее определение: «Финансовая система в целом состоит из ряда различных областей финансовых взаимоотношений, в ходе которых формируются и используются различные денежные средства» [5, с. 64].
Наше собственное понимание финансовой системы демонстрирует системный подход [20; 21; 32; 33; 34]. Финансовая система рассматривается как упорядоченный набор дополнительных (взаимодополняемость) и, возможно, связанных (согласованность) элементов. Системный подход анализирует финансовую систему с точки зрения отношений между ее отдельными элементами и влияния этих отношений на функционирование всей финансовой системы. При этом создатели такого подхода признают наличие информационных проблем, не позволяющих оценить взаимодополняемость всех элементов финансовой системы и уточнить характер взаимосвязи между ними.
На основе анализа можно выделить две основные группы подходов к определению финансовой системы. Основное различие между ними заключается в их понимании отдельных компонентов финансовой системы. В определениях первой группы используются структурные и институциональные аспекты финансовой системы. В эту группу входят институциональный и системный подходы. Системный подход относится к этой группе, потому что, несмотря на достаточно глубокое раскрытие проблем финансовой системы, он стремится решать структурные и институциональные проблемы и не уделяет должного внимания функциям финансовой системы. Напротив, определения, относящиеся ко второй группе, полностью игнорируют институциональные и структурные проблемы организации финансовой системы. Функции финансовой системы занимают центральное место в этой группе. Исходя из этого, в данную группу входят монетарный, распределительный и функциональный подходы.
Различия в понимании финансовой системы во многом связаны со стремлением ученых разработать единый подход (по возможности, последовательный и универсальный) для изучения различных финансовых систем. В этом контексте представляется интересным дать достаточно универсальное определение, которое представлено в энциклопедическом словаре финансов и кредита под. под ред. А. Г. Грязнова [4, с. 1021]: «Финансовая система состоит из ряда взаимосвязанных и взаимодействующих частей, связей и элементов, которые непосредственно участвуют в финансовой деятельности и способствуют ее реализации. Он состоит из финансовых институтов (организаций, учреждений, осуществляющих и регулирующих финансовую деятельность) и финансовых инструментов, которые создают необходимые условия для протекания финансовых процессов. "
По мнению автора, финансовая система состоит из ряда взаимосвязанных структурных элементов, которые как непосредственно участвуют в финансовой деятельности, так и способствуют ее реализации. Он состоит из финансовых институтов, инструментов, финансовых рынков, а также элементов инфраструктуры финансовой системы. С помощью этой системы хозяйствующие субъекты (в основном домохозяйства, корпорации и государственные учреждения) имеют возможность получать финансовые ресурсы, инвестировать свои сбережения и удовлетворять другие потребности, связанные с функционированием финансового сектора.
Также необходимо учитывать, что сама финансовая система делится на две подсистемы: децентрализованные финансы (рыночные) и централизованные финансы (государственные). В этом случае рыночная финансовая система - это механизм перераспределения и использования средств, работающий благодаря частным финансовым учреждениям. Однако государственные финансы представляют собой механизм, который обеспечивает перераспределение и использование финансовых ресурсов и позволяет государственным органам выполнять свои функции как для экономического развития страны, так и в социальной сфере.
Авторское определение финансовой системы учитывает не только функции этой системы, но и ее структурные элементы. На основании этого определения можно сделать вывод, что различия между ранее рассмотренными подходами к определению финансовой системы могут быть преодолены путем более глубокого применения системного подхода и системного анализа. При этом следует исходить из того, что при проведении систематических аналитических исследований сущность системы может быть раскрыта только через функции, характеристики, свойства и классификации. Имея это в виду, автор исследует и систематизирует обсуждаемые вопросы, связанные с функционированием финансовой системы.
Также проводится анализ функций финансовой системы, вытекающих из функционального подхода Р. С. Мертона и З. Боди [27, с. 5], а именно:
1) обеспечение движения финансовых средств во времени и пространстве;
2) обеспечение эффективных методов и процедур управления рисками;
3) обеспечение способов расчетов и проведения платежей;
4) обеспечение механизмов накопления денежных средств и разделения собственности предприятий (распределение средств на участие в капитале различных предприятий);
5) обеспечение информацией, что позволяет координировать децентрализованный процесс принятия решений в различных видах экономической деятельности;
6) обеспечение преодоления проблем недостаточной мотивации (incentive problems) при асимметричной информации.
Перераспределение экономических ресурсов большинством исследователей признается главной функцией финансовой системы [9; 14; 22]. В хорошо функционирующей финансовой системе со сбалансированной структурой перераспределение экономических ресурсов непосредственно детерминирует с их эффективным использованием. Финансовая система, выполняя распределительную функцию, помогает перемещению ресурсов во времени (temporal transfer) и пространстве (между странами, регионами и различными субъектами рыночной экономики).
Данная функция наиболее часто анализируется с точки зрения использования в финансовой системе механизмов превращения сбережений в инвестиции. Обзор современной финансовой теории позволяет выделить по меньшей мере три подхода в этом направлении:
- исследования с точки зрения предпочтений предприятий в формах финансирования;
- исследования, ставящие во главу угла проблемы финансовых предпочтений домашних хозяйств;
- исследования, в которых распределительная функция рассматривается с точки зрения структуры финансовой системы.
Последний подход непосредственно позволяет выделить относительное преобладание в той или иной финансовой системе одного из механизмов перераспределения финансов (основанного на банках или на финансовых рынках).
По словам Ханса Бюшгена , под финансовой системой можно понимать банковскую систему и финансовых посредников, в соответствии с Бундесбанком, финансовые рынки и финансовую инфраструктуру для платежных операций и обработки ценных бумаг . [2] финансовый сектор , в свою очередь включает в себя все институты и системы , которые предоставляют финансовые услуги для экономики . К ним, в частности, относятся финансовые рынки и финансовые посредники (кредитные учреждения, страховые компании и т. Д.)
Финансовые системы обеспечивают беспрепятственный обмен торговыми объектами, такими как финансовые инструменты, финансовые контракты, финансовые продукты , платежные средства или платежи . Задача финансовой системы - обеспечить потоки платежей между участниками рынка и облегчить обмен финансовыми ресурсами между субъектами с профицитом и дефицитом. [3] Этот обмен происходит через участников финансовых рынков. Финансовые рынки включают фондовые биржи, деньги, валюту и рынки капитала. Эти рынки подчиняются рыночной организации, которая более или менее интенсивно контролируется государственным регулированием рынка. По сути, предложение, спрос по сравнению с рыночной ценой уравнивает. Не все торговые объекты всегда доступны, могут быть разные глубины рынка в суб-рынках. Важными государственными учреждениями в финансовой системе являются центральные банки, наднациональные банки (например, Всемирный банк, международные банки развития с региональными сферами деятельности,Банк международных расчетов ), Международный валютный фонд и различные надзорные органы (например, Федеральное управление финансового надзора ).
Финансовые системы являются важным инструментом социальной организации распределения богатства, ценностей и богатства . [4] Организация распределения общественного богатства исторически и культурно и в соответствии с соответствующим социальным порядком и его идеями «справедливого» распределения сильно различается. Большие различия существуют в вопросе допустимости процентных ставок, торговых стратегий, налогообложения, распределения и оценки в зависимости от социальной принадлежности и доступа на рынок участников рынка.
Идеальная организационная форма финансовой системы вызывает споры. Финансовые системы промышленно развитых стран иногда значительно различаются по своей структуре. В то время как США и Великобритания имеют большее значение на рынке капитала (финансовые систем , основанные на рынке капитала), Германия и все другие государства-члены ЕС, а также Япония предпочитают в большей степени финансовых посредников (банковские финансовые системы). [5] Преимуществами банковских систем являются хорошие возможности мониторинга, которые являются результатом относительно тесных отношений между клиентами банка и их клиентами.Возникают домашние банки. Это позволяет решать проблемы корпоративного управления, основанные на асимметричной информации , более эффективно, чем у многих индивидуальных кредиторов . Напротив, в банковской системе существует риск того, что домашние банки будут злоупотреблять своей властью, если они не подпадают под контроль власти.
Наиболее важными функциями финансового сектора являются денежно-кредитная функция, функция управления ( функция распределения), то есть посредничество и координация потока финансовых ресурсов между кредиторами ( кредиторами ) и заемщиками ( дебиторами ), а также функция страхования (функция диверсификации), т. Е. Сокращение передачи финансовых ресурсов. Означает сопутствующий риск. [7]
Функция рулевого управления (функция распределения)
Финансовая система координирует поток средств от кредиторов к заемщикам. Кредиторы - это, например, домохозяйства, которые находятся в фазе накопления богатства и не потребляют весь свой текущий доход. Впоследствии накопленные сбережения можно использовать для крупных покупок или для обеспечения на старость. Заемщики, например, компании, финансовые инвестиции , частные пользователи, которые финансируют дома или потребительские желания, или местные органы власти , которые должны компенсировать в дефицит бюджета с долгом . О рыночной цене ( проценты), который должен быть оплачен за временное предоставление средств, экономия направляется на те виды использования, которые обещают наибольшую ожидаемую реальную прибыль .
Страховая функция (функция диверсификации)
Вместо того, чтобы вкладывать все сбережения в отдельные проекты, кредиторы могут вкладывать свои сбережения во множество различных целей, чтобы они могли извлечь выгоду из идей и производительности других и не пострадать от негативных событий в отдельных отраслях или регионах. В свою очередь, от снижения риска выигрывают как кредиторы, так и заемщики. Обычно предполагается, что кредиторы не склонны к риску , т. Е. Предпочитают безопасные инвестиции (с меньшей диверсификацией) с той же ожидаемой доходностью результатов) по сравнению с неопределенным. Не склонные к риску инвесторы предоставляют свои сбережения для рискованных проектов только в том случае, если они получают соответствующую премию за риск за принятие риска. Если средний риск теперь можно снизить, разделив экономию на множество целей, то премии за риск также будут ниже.
Структура финансовой системы
Функционирующая финансовая система имеет жизненно важное значение для развития и экономического роста экономики. Существуют убедительные эмпирические данные о том, что наличие финансовых ресурсов для частных заемщиков положительно влияет на средний реальный доход на душу населения в стране . Доступность финансовых ресурсов стимулирует инвестиции и технический прогресс. Помимо простого наличия финансовых ресурсов, также важна эффективность финансовой системы. [8-е]
Экономические аспекты
Стабильность финансовых систем имеет большое значение для участников рынка и всей экономической системы. Стабильность - это термин, используемый в теории равновесия и описывающий систему, в которой, начиная с любой отправной точки, « рыночное равновесие » работает само собой ». [9] Когда упоминается стабильность финансовой системы, это понятие равновесия не имеет в виду, а скорее функциональность . [10] Финансовая система является стабильной и функциональной, если финансовые отношения между экономическими агентами протекают гладко. Финансовая система, с другой стороны, нестабильна при системном кризисе, таком как финансовый кризис.или экономический кризис - присутствует. [11] Кризис системы возникает, когда неисправность существенно влияет на функциональность системы. [12]
Финансы представляют собой экономический инструмент, который позволяет регулировать производство и распределение продукции через рынок ресурсов и рынок товаров. Финансы являются неотъемлемым элементом общественного воспроизводства всех уровней хозяйствования; они необходимы как низовому звену, т.е. предприятиям и межхозяйственным объединениям, так и государственной системе управления экономикой. Финансы – это достаточно сложное общественное явление, охватывающее широкий спектр обменно-распределительных отношений, отражающихся в различных денежных потоках. Несмотря на единую сущность данных отношений, в них выделяют отдельные элементы со своими характерными признаками и особенностями. Выделение форм финансовых отношений представляет собой относительное отделение составляющих финансов. Именно эти составляющие и образуют финансовую систему.
Можно выделить следующие признаки, на которых строится финансовая система: Функциональное назначение конкретной группы финансовых отношений; Наличие специфики в финансах; Единство и взаимодействие подсистем; Наличие специализированного обслуживающее аппарата; Наличие финансовой базы. Из этого следует, что финансовая деятельного того или иного государства состоит в образовании, перераспределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, что в свою очередь обеспечивает нормальное функционирование государства на всех этапах общественного развития.
Под финансовой системой понимается совокупность различных видов фондов денежных средств, которые сконцентрированы в руках государственного аппарата, нефинансового сектора экономики (субъектов хозяйствования), отдельных финансовых институтов, населения для выполнения возложенных на них функций и удовлетворения как экономических, так и социальных потребностей. Общим признаком всех финансовых систем является наличие различных фондов финансовых ресурсов.
Финансовая система России включает следующие звенья: Бюджетную систему, которая состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов; Внебюджетные государственные и муниципальные фонды; Кредитную систему; Обязательное государственное страхование; Финансы предприятий. Первые четыре звена представляют собой централизованные финансы, которые используются с целью осуществления финансовой деятельности в масштабах государства.
Финансы предприятий – это децентрализованные финансы, поскольку имеют определенную самостоятельность, нет вертикального взаимодействия, после уплаты всех обязательных платежей по своему усмотрению распоряжаются прибылью.
Бюджетная система – это ключевое звено любой финансовой системы. В РФ бюджетная система включает крупнейшие фонды денежных средств, которые могут принадлежать к одному из трех уровней: Федеральному бюджету; Бюджету субъектов РФ; Местным бюджетам.
Посредством распределения через бюджетную систему денежных средств, государство реализует публичные функции. Бюджет страны тесно связан с другими звеньями финансовой системы, с его помощью осуществляется государственная финансовая политика. Фонды денежных средств, образующие бюджетную систему, являются гарантом финансового суверенитета страны.
Каждый вид бюджета в бюджетной системе РФ образуется в процессе финансовой деятельности государства, субъектов или муниципальных образований. Бюджет любого уровня обладает своими источниками доходов, строго определенными бюджетным и налоговым законодательством, объектами расходов, которые подлежат обязательному финансированию.
Самостоятельное звено финансовой системы – это внебюджетные фонды, которые представляют собой совокупность финансовых ресурсов, обособленных от конкретного бюджета, обладающих собственными источниками дохода и предназначенных для материального обеспечения публичных мероприятий. Внебюджетные фонды делятся на государственные и муниципальные, а образуются за счет внесения обязательных платежей физических и юридических лиц, а также за счет добровольных перечислений.
Кредитная система государства и муниципалитетов – это совокупность норм финансового права, которые регулируют общественные отношений, возникающие в ходе получения государством или размещения им же денежных средств, также при предоставлении государственных гарантий. Обязательное государственное страхование представляет собой отношения по защите имущественных и неимущественных интересов юридических и физических лиц в случае наступления определенных событий, урегулированные соответствующими нормами финансового права, за счет денежных фондов, которые формируются из страховых взносов. Как звено финансовой системы государства, страхование включает только отношения, в которых участвует государство. Развитие страховой отрасли связано с расширением социальных функций государства, таких как: пенсионное обеспечение, выплата различных пособий, медицинское обеспечение и т.д.
Страхование также является способом аккумулирования дополнительных финансовых ресурсов, поскольку страховые случаи наступают не всегда, а собранные денежные средства государство может направить на материальное обеспечение других потребностей населения. Финансы предприятий – это денежные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при формировании, перемещении и использовании основного (оборотного) капитала, финансовых ресурсов и нематериальных активов.
Бюджетный анализ может проводиться по результатам как составления, так и исполнения бюджета. Анализ бюджета должен вестись раздельно по доходам и расходам. В нашем случае мы производим вертикальный анализ расходной части бюджета города Уфы, который рассмотрим в Таблице 1.[14]
Таблица 1 - Анализ исполнения расходной части бюджета города Уфы за 2019 год
Вертикальный анализ актива баланса
АКТИВ |
Код показателя |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Отклонения удельного веса, % |
||||||||||||||||
2019 |
2018 |
2017 |
2019 |
2018 |
2017 |
2019/ 2018 |
2019/ 2017 |
2018/ 2017 |
||||||||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
1110 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Результаты исследований и разработок |
1120 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Нематериальные поисковые активы |
1130 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Материальные поисковые активы |
1140 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Основные средства |
1150 |
47476 |
41676 |
42624 |
64,39 |
58,08 |
63,04 |
6,31 |
1,35 |
-4,96 |
||||||||||
Итого по разделу I |
1100 |
47476 |
41676 |
42624 |
64,39 |
58,08 |
63,04 |
6,31 |
1,35 |
-4,96 |
||||||||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
1210 |
23084 |
29396 |
23890 |
31,31 |
40,97 |
35,33 |
-9,66 |
-4,02 |
5,64 |
||||||||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1220 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Дебиторская задолженность |
1230 |
2793 |
209 |
130 |
3,79 |
0,29 |
0,19 |
3,50 |
3,60 |
0,10 |
||||||||||
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
1240 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1250 |
379 |
473 |
973 |
0,51 |
0,66 |
1,44 |
-0,15 |
-0,92 |
-0,78 |
||||||||||
Прочие оборотные активы |
1260 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Итого по разделу II |
1200 |
26256 |
30078 |
24993 |
35,61 |
41,92 |
36,96 |
-6,31 |
-1,35 |
4,96 |
||||||||||
БАЛАНС |
1600 |
73732 |
71754 |
67617 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||||||||||
ПАССИВ |
||||||||||||||||||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
1310 |
11 |
10 |
4 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
||||||||||
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
1320 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Переоценка внеоборотных активов |
1340 |
27310 |
27310 |
27310 |
37,04 |
38,06 |
40,39 |
-1,02 |
-3,35 |
-2,33 |
||||||||||
Добавочный капитал (без переоценки) |
1350 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Резервный капитал |
1360 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
1370 |
35778 |
32968 |
29710 |
48,52 |
45,95 |
43,94 |
2,58 |
4,59 |
2,01 |
||||||||||
Итого по разделу III |
1300 |
63099 |
60288 |
57024 |
85,58 |
84,02 |
84,33 |
1,56 |
1,25 |
-0,31 |
||||||||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
1410 |
4356 |
5441 |
6568 |
5,91 |
7,58 |
9,71 |
-1,67 |
-3,81 |
-2,13 |
||||||||||
Отложенные налоговые обязательства |
1420 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Оценочные обязательства |
1430 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Прочие обязательства |
1450 |
1651 |
2536 |
3022 |
2,24 |
3,53 |
4,47 |
-1,30 |
-2,23 |
-0,93 |
||||||||||
Итого по разделу IV |
1400 |
6007 |
7977 |
9590 |
8,15 |
11,12 |
14,18 |
-2,97 |
-6,04 |
-3,07 |
||||||||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Заемные средства |
1510 |
2260 |
2810 |
- |
3,07 |
3,92 |
0,00 |
-0,85 |
3,07 |
3,92 |
||||||||||
Кредиторская задолженность |
1520 |
2366 |
679 |
1003 |
3,21 |
0,95 |
1,48 |
2,26 |
1,73 |
-0,54 |
||||||||||
Доходы будущих периодов |
1530 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Оценочные обязательства |
1540 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Прочие обязательства |
1550 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||||||
Итого по разделу V |
1500 |
4626 |
3489 |
1003 |
6,27 |
4,86 |
1,48 |
1,41 |
4,79 |
3,38 |
||||||||||
БАЛАНС |
1700 |
73732 |
71754 |
67617 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
||||||||||
Проанализировав исполнение расходной части городского бюджета, мы можем сделать вывод, что утвержденные в бюджете расходы сильно отличаются от фактических расходов. Учитывая общую сумму расходов, можно утверждать, что доля утвержденных в бюджете расходов по сравнению с фактическим исполнением составляет 116,8%, что меньше на 1059,5 млн рублей. Данная ситуация была вызвана увеличением расходов по следующим разделам и подразделам:
1) Экономика: фактическое исполнение увеличилось на 77,5 млн рублей по сравнению с утвержденным, а его доля составляет 109,1%. Этому способствовали следующие подразделы:
- Дорожное хозяйство (дорожный фонд) +69,2 млн руб.
- Прочие вопросы в сфере экономики +21,8 млн руб.
2) ЖКХ: утвержденные в бюджете расходы имели большую долю от фактического исполнения, которая составила 147,9%, с отклонением 246,2 млн руб. В основном скачку затрат в этой сфере способствовал жилищный сектор, который вырос на 334,1 млн рублей. Также были расходы на коммунальные услуги в размере 42,1 млн рублей, но они не были включены в утвержденный бюджет. При этом фактическое исполнение подраздела «Прочие жилищно-коммунальные услуги» снизилось на 170 млн рублей по сравнению с утвержденным бюджетом, что составляет 96,7 млн рублей фактически исполнено вместо 266,7 млн рублей в год. Бюджет утвержден.
3) Образование: отклонение утвержденного бюджета по данному направлению составляет 276,9 млн руб. Удельный вес утвержденного бюджета в фактическом исполнении составляет 109,9%. Один из основных скачков наблюдается в подразделе дошкольное образование в размере 243,4 млн руб., А также в подразделе общего образования с отклонением в 32 млн руб. И в некоторых других подразделах с небольшим увеличением. При этом фактическое исполнение уменьшилось в подразделах:
- Профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации (-0,2 млн руб.)
- Улучшение молодежной политики и здоровья детей (- 1,5 млн руб.)
4) Культура, кинематография: отклонение в размере 63,2 млн руб. При удельном весе утвержденного бюджета в фактическом исполнении - 152,7%. Здесь основные затраты возникли по подразделу «Культура» и вызвали отклонение в 58,9 млн руб. Объясняется это созданием условий для активного отдыха жителей города Вологды.
5) Социальная политика: наибольшее отклонение от утвержденного бюджета расходной части, которая составляет 286,2 млн руб. Рост наблюдается по таким подразделам, как «Социальная защищенность населения» (отклонение от 235,9 млн руб.) И «Защита семьи и детства» (отклонение от 51,3 млн руб.). Эти цифры объясняются увеличением социальных пособий для граждан и увеличением социальных пособий для населения города Вологды. Отрицательным отклонением отличился только подраздел «Пенсионное обеспечение» в размере 5,5 млн руб.
6) Физическая культура и спорт: утвержденные в бюджете расходы имеют отклонение от фактических показателей в размере 84,9 млн руб. Доля утвержденного бюджета составляет 170,4%. Основное увеличение произошло по подразделам «Массовый спорт» (отклонение 27,9 млн руб.) И «Спорт высших достижений» (отклонение 53,9 млн руб.). Только подраздел «Прочие вопросы в сфере физической культуры и спорта» характеризовался снижением фактического исполнения к утвержденному бюджету и составил -0,3 млн руб.
Горизонтальный анализ актива баланса
АКТИВ |
Код показателя |
Абсолютные величины, тыс. руб. |
Отклонения абсолютных величин, тыс. руб. |
Темп роста, % |
|||||
2019 |
2018 |
2017 |
2019/ 2018 |
2019/ 2017 |
2019/ 2018 |
2019/ 2017 |
|||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Нематериальные активы |
1110 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Результаты исследований и разработок |
1120 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Нематериальные поисковые активы |
1130 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Материальные поисковые активы |
1140 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Основные средства |
1150 |
47476 |
41676 |
42624 |
5800 |
4852 |
113,92 |
111,38 |
|
Доходные вложения в материальные ценности |
1160 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Финансовые вложения |
1170 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Отложенные налоговые активы |
1180 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие внеоборотные активы |
1190 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по разделу I |
1100 |
47476 |
41676 |
42624 |
5800 |
4852 |
113,92 |
111,38 |
|
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы |
1210 |
23084 |
29396 |
23890 |
-6312 |
-806 |
78,53 |
96,63 |
|
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1220 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Дебиторская задолженность |
1230 |
2793 |
209 |
130 |
2584 |
2663 |
1336,36 |
2148,46 |
|
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
1240 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1250 |
379 |
473 |
973 |
-94 |
-594 |
80,13 |
38,95 |
|
Прочие оборотные активы |
1260 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по разделу II |
1200 |
26256 |
30078 |
24993 |
-3822 |
1263 |
87,29 |
105,05 |
|
БАЛАНС |
1600 |
73732 |
71754 |
67617 |
1978 |
6115 |
102,76 |
109,04 |
|
ПАССИВ |
|||||||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||||||||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) |
1310 |
11 |
10 |
4 |
1 |
7 |
110,00 |
275,00 |
|
Собственные акции, выкупленные у акционеров |
1320 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Переоценка внеоборотных активов |
1340 |
27310 |
27310 |
27310 |
0 |
0 |
100,00 |
100,00 |
|
Добавочный капитал (без переоценки) |
1350 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Резервный капитал |
1360 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Нераспределенная прибыль(непокрытый убыток) |
1370 |
35778 |
32968 |
29710 |
2810 |
6068 |
108,52 |
120,42 |
|
Итого по разделу III |
1300 |
63099 |
60288 |
57024 |
2811 |
6075 |
104,66 |
110,65 |
|
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
1410 |
4356 |
5441 |
6568 |
-1085 |
-2212 |
80,06 |
66,32 |
|
Заемные средства |
|||||||||
Отложенные налоговые обязательства |
1420 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Оценочные обязательства |
1430 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие обязательства |
1450 |
1651 |
2536 |
3022 |
-885 |
-1371 |
65,10 |
54,63 |
|
Итого по разделу IV |
1400 |
6007 |
7977 |
9590 |
-1970 |
-3583 |
75,30 |
62,64 |
|
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
1510 |
2260 |
2810 |
- |
-550 |
2260 |
80,43 |
- |
|
Заемные средства |
|||||||||
Кредиторская |
1520 |
2366 |
679 |
1003 |
1687 |
1363 |
348,45 |
235,89 |
|
задолженность |
|||||||||
Доходы будущих периодов |
1530 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Оценочные обязательства |
1540 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Прочие обязательства |
1550 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Итого по разделу V |
1500 |
4626 |
3489 |
1003 |
1137 |
3623 |
132,59 |
461,22 |
|
БАЛАНС |
1700 |
73732 |
71754 |
67617 |
1978 |
6115 |
102,76 |
109,04 |
Бюджетные расходы города являются основой развития муниципального образования. За счет них развивается инфраструктура города, улучшается экономическое состояние, движется в положительную сторону качество жизни населения муниципального образования. С помощью местного бюджета могут финансироваться денежные средства в частную экономическую сферу (например прямая или косвенная помощь частным лицам).
Таким образов, главным приоритетом использования средств местного бюджета являются расходы, связанные с обеспечением благоприятной жизни населению муниципального образования. [13]
Итак, как и во всех городах РФ, в Вологде также есть свой бюджет и конечно же свои бюджетные расходы, которые будут анализированы в периоде.[14]
Расходы бюджета увеличились по сравнению с 2017 годом на 40% или на 9 млрд 919 млн рублей. Была перестроена структура расходов бюджета городского округа. В первую очередь, начиная с 2017 года, Администрацией города ведется активная работа по сокращению объема муниципального долга, улучшению его структуры и снижению расходов на его обслуживание. Доля рыночной задолженности в прямом долге за последние два года сократилась на 33,4 %. С 2018 года – по сегодняшний день кредиты привлекаются исключительно для рефинансирования и реструктуризации долга.
Благодаря финансовой помощи Правительства Республики Башкортостан, а также за счет внутреннего перераспределения средств удалось снизить кредиторскую задолженность по неоплаченным в срок муниципальным контрактам и договорам до 148 млн рублей, т.е. в 30 раз.
Вследствие проведенной работы за период с 2017 по настоящее время прослеживается значительное уменьшение предъявленных исполнительных листов и решений налогового органа к взысканию за счет средств городского бюджета.
Кредиторская задолженность, взыскиваемая судами по муниципальным контрактам, уменьшилась по сравнению с 2017 годом на 2,1 млрд рублей или на 96%. Оплата штрафных санкций по муниципальным контрактам уменьшилась на 104 млн руб. или на 96%. Также в 83 раза снизился объем предъявленных к оплате решений налогового органа.
Ранее в 2016-2017 гг. за счет средств бюджета города предусматривались расходы на проведение ремонта и подготовку к осенне-зимнему сезону муниципальных учреждений образования в сумме не более 40-50 млн рублей. В 2019 году благодаря поддержке из бюджета Республики Башкортостан на капитальный ремонт образовательных учреждений направлено 207 млн рублей, а в 2020 году - 263 млн рублей. Что позволило охватить капитальным ремонтом наибольшее количество муниципальных учреждений образования и укрепить их материально-техническую базу.
Кроме того, из бюджета республики выделялись средства на создание дополнительных мест в детских садах и школах (в 2019 году в детских садах – 625 мест, в школах – 850 мест, в 2020 году в детских садах – 779 мест, в школах – 1590 мест). Данные расходы проводились в рамках реализации национальных проектов «Демография» и «Образование».
Ежегодно из бюджета городского округа увеличилось финансирование субсидий муниципальным унитарным предприятиям: «Управление инфраструктурой транспорта», «Управление электротранспорта», «Уфагортранс».
В 2020 году из республиканского бюджета выделены субсидии на приобретение подвижного состава в количестве 10 троллейбусов в сумме 196,9 млн рублей и из бюджета города - 6,0 млн рублей.
В 2019 году было приобретено 39 единиц коммунальной техники, из них на сумму 184,2 млн рублей - за счет городского бюджета. В этом году приобретено 84 единицы техники, из них – 61 единица на сумму 259 млн рублей также за счет муниципального бюджета.
Увеличены объемы финансирования на межквартальный ремонт дорог, ремонт магистральных дорог.
В городе строятся социальные объекты. С конца 2017 года и по настоящее время введены в эксплуатацию пять детских садов, пять школ, а также крытый каток в Орджоникидзевском районе. В рамках Республиканской адресной инвестиционной программы проводится реконструкция инженерных сооружений берегоукрепления на реке Белая.
Ведутся работы по благоустройству общественных территорий, проводится капитальный ремонт парков.
Кроме того, впервые, в целях обеспечения экологической безопасности города Уфы, выделяются денежные средства в сумме 97,3 млн рублей на осуществление капитального ремонта системы перехвата сточных вод бывшего цеха №41 ОАО «Уфахимпром» на паритетных условиях софинансирования из городского и республиканского бюджетов.
С 2019 года планомерно ведется работа по ремонту и обновлению муниципальных детских оздоровительных лагерей. И в непростой период эта работа не останавливалась. Всего на это за два года выделено 39,6 млн рублей.
По исполнению городского бюджета в текущем году были приведены следующие цифры. По итогам 8 месяцев 2020 года в бюджет города поступили доходы в сумме 17 млрд 752 млн рублей. Собственные налоговые и неналоговые доходы мобилизованы в объеме 8 млрд 254 млн рублей.
Проводилась активная работа с Министерством финансов Республики Башкортостан по привлечению дополнительной финансовой помощи. По состоянию на 1 сентября 2020 года, сверх утвержденного объема поступила дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности в сумме 561 млн рублей. Из вышестоящего бюджета в отчетном периоде поступили средства в сумме 9 млрд 557 млн рублей.
Расходы бюджета профинансированы в объеме 16 млрд 359 млн рублей, или 47,4% от годовых назначений. На социальную сферу и городскую инфраструктуру направлено более 14 млрд рублей, что составило 87,6% общих расходов.
- Изменился подход к планированию бюджета. Создана комиссия по принятию бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности учреждений. Иными словами, мы для себя в течение трех лет проводим бюджетирование каждого учреждения. Надо отметить, что это дает свои результаты, - подчеркнула Гульнара Валиева.
Целевые показатели по заработной плате педагогическим работникам муниципальных учреждений образования и работникам учреждений культуры достигнуты.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации во время нерабочих дней, связанных с санитарно-эпидемиологической обстановкой, в период приостановления деятельности учреждений заработная плата работников сохранена и выплачена в необходимом размере.
Одним из приоритетов в работе также является реализация мероприятий национальных проектов.
При исполнении бюджета в 2020 году муниципалитет ориентируется на сложившуюся экономическую ситуацию, проявляя сдержанность в расходах. Расставлены приоритеты для первоочередных расходов бюджета в условиях борьбы с коронавирусом. На первоочередные противоэпидемиологические мероприятия направлено 157 млн. рублей. За счет этих средств осуществлялась дезинфекционная обработка общественных территорий города, приобретались антисептики, маски, перчатки, рециркуляторы.
С 2019 года в целях рассмотрения материалов ревизий и проверок контрольных (надзорных) органов в Администрации города создана Комиссия по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета городского округа. Ее основными задачами являются координация деятельности структурных подразделений администрации, администраций районов города по обеспечению эффективного и целевого использования средств бюджета, осуществлению внутреннего финансового аудита, ведомственного контроля в сфере закупок для нужд городского округа.
Организована работа в форме проведения совещаний под руководством главы Администрации по вопросам своевременного и эффективного освоения средств, выделенных дополнительно из вышестоящих и городского бюджетов, на которых заслушиваются главные распорядители, отслеживаются этапы освоения средств, что дает возможность оперативно и вовремя выявлять причины низкого освоения, принимать оперативные меры и направлять сложившуюся в результате проведения конкурсов экономию на другие, важные для города цели.
Уфа — столица Республики Башкортостан, один из крупнейших промышленных, культурных и научных центров Российской Федерации, крупнейший центр нефтепереработки в России и важнейший транспортный узел. Основу обрабатывающих производств составляют производство нефтепродуктов, машиностроение, нефтехимическая промышленность. В городе расположен один из крупнейших нефтеперерабатывающих комплексов в России.
Экономика г. Уфы является основой и точкой роста экономики Республики Башкортостан. В столице Башкортостана трудится каждый четвертый житель Республики, производя более 50 % объема продукции собственного производства.
В числе основных положительных тенденций развития экономики г. Уфы за 2010–2019 гг. следует выделить:
1. Устойчивый рост объемов отгруженной продукции собственного производства как в фактических, так и в сопоставимых ценах. За этот период объем продукции возрос в 2,9 раза в фактических ценах (с 376,0 до 1070 млрд руб.) и в 1,5 раза в сопоставимых ценах (с 376,0 до 567,7 млрд руб.).
2. По объему производства продукции на душу населения предприятия г. Уфы более чем в 2 раза превышают среднереспубликанский уровень с тенденцией к увеличению разрыва по данному показателю благодаря более высоким темпам роста производимой продукции, что позволяет позиционировать г. Уфу как точку роста экономики Республики Башкортостан.
3. Устойчиво положительный сальдированный финансовый результат предприятий г. Уфы с тенденцией роста балансовой прибыли начиная с 2016 г. За период с 2010 по 2019 гг. балансовая прибыль возросла в фактических це-нах более чем в 20 раз и составила 266,8 млрд руб. Отрицательная динамика показателя наблюдалась только в кризисные 2014–2016 гг. и связана в основном с неблагоприятной конъюнктурой рынка углеводородного сырья.
4. Устойчивый рост номинальной и реальной заработной платы, превышающей средний уровень по Республики Башкортостан. Имеется тенденция к увеличению разрыва по этому показателю между Уфой и среднереспубликанским уровнем.
Таким образом, предприятиям г. Уфы удалось преодолеть негативные тенденции 2014–2015 гг. и обеспечить устойчивое развитие экономики. Вместе с тем в 2008–2017 гг. накопился спектр внутренних проблем предприятий, которые могут снизить устойчивость экономического развития города в средне- и долгосрочной перспективах, в особенности в условиях ухудшения факторов внешней среды.
В числе основных негативных тенденций развития экономики г. Уфы следует выделить следующие.
1. Устойчивое снижение числа занятых в экономике г. Уфы. Снижение показателя связано как с влиянием демографической ямы 1990-х гг., так и с оттоком высококвалифицированных кадров в другие города и регионы РФ. Так, число занятых в экономике г. Уфы в 2008–2017 гг. сократилось на 14,5 %: с 352,6 тыс. чел. до 307 тыс. чел. Наметившаяся тенденция может усугубить проблему нехватки специалистов в различных сферах экономики города.
2. Сохранение зависимости экономики от одного вида экономической деятельности — производства нефтепродуктов (60 % в экономике г. Уфы по доле отгруженной продукции собственного производства), что увеличивает риски для развития экономики города в случае неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на углеводородной сырье.
3. Устойчивый рост износа основных фондов. За период 2008–2016 гг. износ основных фондов в г. Уфе увеличился на 16,7 процентных пункта: с 38,2 до 54,9 %.
Дальнейший рост показателя износа основных фондов при снижении инвестиций в основной капитал может усу-губить проблемы с производством продукции, повысит риски аварийных ситуаций на предприятиях города в средней и долгосрочной перспективах.
Необходимо учитывать, что особенно в современных условиях геополитической напряженности у предприятий города, как и по Российской Федерации в целом, имеется проблема доступа к передовому зарубежному оборудованию и технологиям. В этой связи в среднесрочной и долгосрочной перспективе необходимо решить проблему импортозамещения технологий, оборудования и продукции за счет развития собственной инновационной системы, наиболее полного использования достижений научно-исследовательского и образовательного комплексов города.
При этом необходимо учитывать, что в условиях современных глобальных вызовов крупные города России конкурируют за различные виды ресурсов. В связи с этим важным приоритетом развития становится обеспечение высокого уровня конкурентоустойчивости города.
Понятие конкурентоустойчивости тесно связано с понятием конкурентоспособности, но не тождественно ему.
В наиболее широком плане под конкурентоспособностью понимают способность побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентоустойчивость — способность наращивать и сохранять высокий уровень конкурентоспособности в течение периода времени.
Конкурентоустойчивость города — это способность города достигать и удерживать высокие конкурентные позиции на основе создания более благоприятных условий, чем у конкурентов, для привлечения и использования ресурсов при условии сбалансированного развития экономической, социальной, инновационной и экологической подсистем как в текущий период времени, так и средне- и долгосрочной перспективах. Достигается конкурентоустойчивость за счет более результативного использования имеющихся конкурентных преимуществ, нивелирования слабых сторон развития города, формирования и развития новых конку-рентных преимуществ, создания более выгодных условий для привлечения ресурсов развития, чем у конкурентов. При этом главным итогом достижения городом устойчиво высоких конкурентных позиций, в отличие от предприятий, является не максимизация прибыли с увеличением и сохранением высокой доли рынка, а устойчивый рост качества жизни населения города.
Конкуренция между городами за трудовые ресурсы в современных условиях с учетом демографической ямы 90-х гг. прошлого века в ближайшее десятилетие будет только возрастать, даже несмотря на пенсионную реформу. Тенденция к снижению численности населения в трудоспособном возрасте, наметившаяся в последние годы, будет сохраняться. Тем самым города, конкурируя за трудовые ресурсы, в первую очередь заинтересованы в привлечении и удержании не только высококвалифицированных специалистов, но и работников со среднеспециальным образованием.
В условиях санкций стран Запада в отношении Российской Федерации обострилась конкуренция городов за привлечение инвестиций, как федеральных, так и частных. В достижении высокого уровня конкурентоустойчивости успеха достигают те города, в которых созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций — одного из ключевых ресурсов социально-экономического развития. Высокий износ основных фондов, и прежде всего в промышленном секторе экономики, характерен для большинства городов России. Без своевременного их обновления будут возникать угрозы банкротства хозяйствующих субъектов.
Конкуренция городов России за привлечение и создание на своей территории инновационных видов экономической деятельности 5-6 технологического укладов будет только возрастать. В частности, уже в настоящее время успехов в повышении производительности труда и улучшении качества жизни населения достигли те города, которые повсеместно внедряют и используют информационно-коммуникационных технологии, и не только импортные, но и свои собственные. Особое место здесь принадлежит информатизации процессов принятия управленческих решений [11].
Важнейшим конкурентным ресурсом для социально-экономического развития является реализация инфраструктурных проектов. При этом возрастает конкуренция городов за реализацию международных и федеральных инфраструктурных проектов. Безусловно, преимущество в развитии получают те города, которые побеждают в конкурентной борьбе с другими городами за проведение на своей территории крупных международных спортивных соревнований, в том числе чемпионата мира по футболу, Олимпийский игр, всемирных студенческих игр, крупных международных саммитов, культурных фестивалей и т. д. Еще более значима для социально-экономического развития городов встроенность в планируемые к строительству международные транспортные коридоры, и здесь значение имеет не только выгодное месторасположение, но и поли-тика городских властей.
Россия - развитая индустриальная и аграрная страна . Страна также является членом-учредителем Евразийского экономического союза, который существует с 1 января 2015 года . Ведущие отрасли промышленность инженерные и железа и обработки цветных металлов . Также хорошо развиты химическая и нефтехимическая промышленность, а также деревообрабатывающая , легкая и пищевая промышленность .
Проблема выделения страхования как отдельного направления - один из основных обсуждаемых вопросов. Чтобы правильно ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать основные критерии организации страхового финансирования, источники формирования фондов и направления распределения прибыли.
Переход экономики к рыночным отношениям, развитие предпринимательской деятельности, расширение ассортимента товаров и бартерных операций, а также взаимные договорные обязательства между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемых страховыми компаниями. Только на основе страхования становится возможным защищать общественные и личные интересы, возникающие при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ.
Страхование - это особая форма перераспределительных отношений, связанная с формированием и использованием трастовых фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба в случае неблагоприятных событий и происшествий.
Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие ряда страховых услуг, соответствующих характеру экономического развития государства. В рыночной экономике помимо традиционного использования вариантов страхования для защиты от стихийных бедствий (землетрясения, оползни, наводнения и т.д.), антропогенные риски (пожары, аварии, взрывы и т.д.) и кредитные обязательства, банкротство контрагента и воздействие других экономических факторов, которые приводят к упущенной прибыли и прибыли.
Страхование жизни, здоровья, трудоспособности и материального благополучия граждан также неразрывно связано с их экономическими интересами и реализуется через услуги имущественного, личного и социального страхования.
Из фондов, традиционно связанных с учреждениями социального обеспечения, в нашей компании действуют только следующие:
- Пенсионный фонд, который выполняет совсем другие функции и по большей части не относится к сфере социального обеспечения;
- Фонд социального страхования, который также не может служить основой для создания целостной системы социального обеспечения в России;
- Медицинская страховая компания, которая на самом деле также имеет очень отдаленные отношения со страхованием и воплощает ту же бытовую медицину с немного другими домашними источниками.
Вследствие разнообразия объектов страхования весь комплекс страховых отношений можно разделить на пять направлений: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование бизнес-рисков.
Социальное страхование - это система взаимоотношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды для материальной поддержки людей, которые не имеют физической возможности работать или не могут работать по разным причинам.
Социальное страхование как финансовая категория является частью валютных отношений для распределения и перераспределения национального дохода с целью создания и использования средств для содержания людей, не участвующих в социальной работе.
Страхование имущества - это отрасль страхования, в которой объектами страховых отношений являются имущество в различных формах. Под собственностью понимается совокупность вещей и материальных ценностей, которые принадлежат физическому или юридическому лицу и находятся под его управлением. Собственность включает деньги и акции, а также право собственности на получение вещей или другого имущественного удовлетворения от других людей.
Экономическое содержание имущественного страхования заключается в организации специального страхового фонда, предназначенного для возмещения его участникам ущерба, причиненного причинением ущерба.
Страхование имущества защищает интересы страхователя в отношении владения, использования, продажи имущества и инвентаря. К традиционным и преобладающим видам страхования имущества относятся агрострахование, морское страхование, страхование имущества граждан и страхование имущества компаний различных форм собственности. Для российского страхового рынка очень перспективными считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков и страхование от пожарных рисков, характеризующихся высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности.
В современной рыночной экономике есть два способа перераспределения финансовых ресурсов и, соответственно, два способа организации финансовой структуры экономики:
- Экономика финансовых рынков (система экзогенной денежной массы) - американская система с преимущественно финансированием через финансовые рынки;
- долговая экономика французского (японского) типа (система эндогенной денежной массы) с преимущественно банковским кредитным финансированием.
Экономика финансовых рынков предъявляет чрезвычайно высокие требования к самим рынкам (к качеству соответствующих институтов и инструментов), а также к циркулирующей рыночной информации и способности отдельных рынков усваивать ее. Эффективное перераспределение на рынке требует, чтобы у инвесторов была достаточная, полная и надежная информация об облигациях, выставленных на продажу на рынке, и чтобы они могли надлежащим образом сравнивать отдельные обязательства в отношении цен, ликвидности и качества - те, которые принимаются на рынке. Долг должен быть хорошо структурирован. Для того, чтобы эти сравнения были возможны, необходимы стабильные ожидания основных параметров общеэкономического процесса, по крайней мере, в среднесрочной перспективе.
В сегодняшней России, где рынки только зарождаются, торговый долг неструктурирован, и его качество сложно оценить. Поэтому не следует ожидать высокой эффективности функций перераспределения финансового рынка.
Экономика, основанная на банковском финансировании, предлагает гораздо более жесткое операционное регулирование, менее склонна к асимметрии в экономической информации и практически не имеет ограничений на возможности преобразования ресурсов (при соответствующем участии кредитора последней инстанции - центрального банка). Таким образом, эффективная организация финансирования в России в ближайшие годы предполагает преобладание банковских форм финансового перераспределения.
В то же время последние события в финансовом секторе экономики сильно обострили проблему устойчивости банковской системы, и в настоящее время она не может нормально выполнять свою перераспределительную функцию, а значит, не может организовать нормальную финансовую поддержку экономического роста. В то же время финансовые рынки (за исключением валютного) практически не функционируют и не могут в значительной степени перераспределять финансовые ресурсы.
В то же время полное самофинансирование - далеко не самый эффективный способ организации финансовой структуры экономики. С одной стороны, предложение финансов не может адекватно отвечать требованиям финансово неадекватных экономических субъектов; H. Экономика остается относительно недофинансированной. С другой стороны, значительная часть свободных остатков средств финансово избыточных агентов не может быть использована для финансирования экономического роста, и они объективно идут на спекулятивные операции.
В этом контексте на первый план выходит задача реструктуризации и укрепления банковской системы, чтобы она могла реально переводить капитал.
На практике наиболее ответственной и сложной частью реализации денежно-кредитной политики является обеспечение поступления банковских кредитов в реальный сектор экономики. Для повышения ликвидности реального сектора экономики необходимы обычные рыночные ссуды по нормальным рыночным ставкам. В то же время текущие процентные ставки по банковским кредитам существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями реального сектора, что существенно ограничивает объемы кредитования производства. Процентные ставки по банковским кредитам нельзя считать полностью рыночными, поскольку оценка кредитного риска включает слишком большой вес системного риска кредитования российской экономики российской банковской системой. Задача государства в этой ситуации - устранить системные риски и обеспечить бесперебойное функционирование всего финансового сектора.
Увеличение потока финансовых ресурсов в реальный сектор означает увеличение потока долга из реального сектора в банковский сектор. В связи с этим основной задачей органов денежно-кредитного регулирования является организация регистрации и структурирования соответствующих долговых обязательств для обеспечения поддержки их качества. У органов денежно-кредитного регулирования есть широкие возможности для повышения качества и структурирования обязательств реального сектора за счет создания ряда новых институтов и инструментов. Создав систему гарантий и залогов, можно ограничить кредитный риск, а рефинансирование центрального банка может ограничить риск несбалансированной ликвидности.
Основную роль в развитии финансовой системы России должно сыграть улучшение информационного обеспечения финансового рынка и его сегментов: необходимо создать комплексную рыночную инфраструктуру, позволяющую заемщику найти подходящего инвестора. У инвестора есть некоторая задолженность, чтобы эффективно распределить и, возможно, рефинансировать свои средства, не тратя никаких денег. лишнее время и деньги.
Важным элементом является также создание института для изучения коммерческих проектов, возможно, с иерархической структурой. В этом случае это институт, а не институт, т.е. соответствующие функции могут быть распределены между многочисленными банками, например, путем лицензирования финансовых знаний.
В нашей стране с регуляторной точки зрения финансовой системы нет, она развивается стихийно и основывается на определенных интересах исполнительной и других ветвей власти. Следовательно, нет официальных затрат на операцию, ее структуру и т. д.
Финансы - довольно сложное социальное явление. Они охватывают широкий спектр отношений обмена и продаж, которые отражаются в различных потоках платежей. При единой сущности этих отношений в них выделяются отдельные элементы, каждый из которых имеет свои характерные особенности и свойства. Финансовая степень основана как на понимании их потребностей, их природы и роли в обществе, так и на детальном усвоении конкретных форм финансовых отношений.
Назначение форм финансовых отношений показывает относительное разделение отдельных финансовых составляющих. Комбинация этих компонентов известна как «финансовая система». Как и любая другая система, это не простой набор отдельных элементов, а скорее набор взаимосвязанных элементов с однородными свойствами.
Финансовая система государства отражает формы и способы конкретного использования финансовых ресурсов в экономике и соответственно во многом указывает на рассматриваемую экономическую модель.
Финансовые системы некоторых стран могут различаться по своей структуре, но все они имеют одну общую характеристику - это разные финансовые ресурсы, которые различаются методами мобилизации и их использования, но тесно связаны и оказывают прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы. иметь. в государстве, а также по формированию и использованию ресурсов в контексте индивидуальных отношений.
В рыночной экономике основной целью финансовой системы является обеспечение с помощью своих конкретных методов и инструментов макроэкономической стабильности или, другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта происходит при полной занятости населения и низкой инфляции.
Финансовая система Российской Федерации, как и финансовая система государства, включает в себя все государственные учреждения и организации, обеспечивающие денежное обращение внутри страны. В то же время финансовая система России состоит из государственной финансовой системы, которая связана с оборотом средств в бюджете Российской Федерации, и финансовой системы банка, которая позволяет проводить операции со средствами между хозяйствующими субъектами, а также их кредитование.
Структурно финансовая система России состоит из нескольких связей, каждое из которых выполняет определенную функцию. Первое звено финансовой системы - государственные финансы. Второе звено - это финансы субъектов Российской Федерации. Третье звено финансовой системы - это финансы компаний и организаций (включая паевые инвестиционные фонды). И четвертое звено - это финансы граждан.
Эксперт РА видит миссию финансовой системы России в будущем в обеспечении высокого уровня инновационного экономического роста, поддержании социальной стабильности и высокого уровня жизни населения, а также в сохранении экономического суверенитета страны.
1. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2011. - 496 с.
2. Аллахвердян, Д.А. - Финансово-кредитная система СССР. - М.: Наука, 2009. - 368 с.
3. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 432 с.
4. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 540 с.
5. Литовченко, В.П. Финансы-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.-588с.
6 Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы-М.: Финансы и статистика, 2011.-504с.
7. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России- М.:ИНФРА-М, 2010.-248с.
8. Криволапов, В.С. История финансовой системы России. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2001.-154с. - ISSN 3527-2165
9. Дробозина, Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2000.-527с.
10. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы- М.:Экономистъ, 2011. -682с.
11. Нестерова, В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика- М.:Финансы и статистика,2004.-432с. - Библиогр.: с. 430-431 и в примеч. - ISBN 5-279-02680-8
12. Веселкова, Е.Г. Природа финансовых органов // Финансы. - 2011. - №11. - С. 66-70.
13. Родионова, В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. - 2011. - №6. - С.75-79.
14. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. - 2010. - №6. - С.15-19.
15. Повышение устойчивости финансовой системы страны - важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. - 2010. - №5. - С.3-14.
16. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2010.-№6.С.95-98
17. Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2010.-№7-С.62-75
18. Назаров, Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2010.- №19 -С.6-10.
19. Запольский, С.В. О природе понятия «финансовая система России» // Финансовое право - 2011.-№8- С.2-8
20. Лахтина, Т.А. О сущности финансовой системы как элемента современного государства // Финансовое право. -2010. -№4- С.24-26
21. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / К.Т. Анисина, Б.Г. Бадмаев, И.В. Бит-Шабо и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2019. 320 с.
22. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой; отв. ред. А.Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. 592 с.
23. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. М.: Юстицинформ, 2018. Т. 2. 480 с.
24. Финансовый мониторинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.Г. Братко, И.Е. Волуевич, В.И. Глотов и др.; под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. Серия "Бакалавр и магистр. Академический курс". М.: Юстицинформ, 2018. Т. 1. 696 с.
25. Цинделиани И. А., Батяева А. Р., Бадмаев Б. Г. Финансовое право. Учебник для бакалавров.-3-е изд. / под. ред Цинделиани И.А. — М.: Проспект, 2020. 656 с.
26. Шелищ П.Б., Койтов А.В. Права потребителя в мире финансов: что нужно знать плательщику, вкладчику, заемщику. Москва: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 16. 176 с.