Санкт-Петербург – 2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 2
Глава 1. Анализ основных проблем создания тренажерных комплексов для обучения операторов и постановка задачи исследования. 5
Глава 2. Функциональная структура тренажерных комплексов для обучения операторов технологических процессов. 9
Глава 3. Методология моделирования технической системы в тренажерных комплексах для обучения операторов технологических процессов. 17
Глава 4. Исследование и разработка методов и алгоритмов создания и использования тренажерных комплексов для обучения процессам выхода из нештатных ситуаций. 22
Заключение. 26
Список опубликованных работ. 27
Актуальность темы.
Во многих видах человеческой деятельности, благодаря высочайшему уровню автоматизации, применяются ТС, в тоже время человек-оператор остается необходимым составляющим СУ, позволяющим находить оптимальные решения в нештатных ситуациях и прогнозировать хода ТП.
Происходит быстрое развитие практических навыков эксплуатирующего персонала, в дополнение к теоретическим знаниям в результате создания информационно-моделирующих комплексов, позволяющих оператору имитировать управление ТО. Современные тренажеры и программы подготовки и обучения, которые на них основаны, имеют возможность развиваться вместе с обучаемым.
Анализ темы диссертационного исследования выявил, что основной проблемой широкого внедрения тренажерных систем являются отсутствие единого подхода к их разработке. Решение этой проблемы-создание и совершенствование специализированных математических моделей ТП для процесса обучения.
В основе данной работы приведены результаты системного анализа и основные методологические аспекты создания тренажеров для операторов СТО, проведен анализ деятельности оператора, как элемента СУ, а также решена задача создания методического и алгоритмического обеспечения информационно-моделирующих учебных комплексов.
Целью исследования является исследование и разработка методов и алгоритмов создания и использования тренажерных комплексов для обучения операторов ТС выходам из нештатных ситуаций.
Обоснованность и достоверность научных положений и выводов подтверждается:
Научная новизна результатов. Разработана типовая модель системы управления, включающая основные элементы реальных СУ процессами-исполнительные механизмы, средства измерения и преобразования информации.
Разработана ИМ СЗГ блоков РН, позволяющая воспроизводить аварийные ситуации в ручном и автоматических режимах.
Теоретическая и практическая значимость работы. Создан компьютерный обучающий комплекс, который позволяют изучать ТП заправки горючим блоков РН и оценивать уровень подготовки оперативного персонала.
Апробация результатов. Результаты диссертационной работы были представлены и обсуждены на: Санкт-Петербург, апрель 2016 года, научной сессии ГУАП, посвященной дню Космонавтики. Санкт-Петербург, апрель 2017 года, научной сессии ГУАП, посвященной дню Космонавтики. Самара, сентябрь 2017 года, Всероссийской научно-технической конференции «Актуальные проблемы ракетно-космической техники» (V Козловские чтения). Санкт-Петербург, апрель 2018 года, научной сессии ГУАП, посвященной дню Космонавтики.
Публикации по теме диссертации. Результаты диссертационной работы опубликованы в 6 печатных работах и 1 электронной работе.
Выводы на основе научных и практических исследований, следующие: