Москва
2020
Аннотация
В настоящей выпускной квалификационной работе рассматриваются вопросы, связанные с исследованием и использованием космических ресурсов на основании действующих международных договоров в области космического права.
Отдельная часть исследования посвящена анализу ответственности государств за национальную и международную деятельность в космическом пространстве на основании статей VI и VII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами, как самих государств, так и правительственных и неправительственных организаций.
Также было проанализировано национальное законодательство в области освоения космоса и добычи ресурсов, их вклад в развитие космического права и проблемы, возникшие из-за такой деятельности, а также подход государств к национальным законам. Рассмотрен закон США О конкурентоспсобности коммерческих запусков в космическое пространство и закон Люксембурга о разведке и использовании космических ресурсов.
Отдельно была проанализирована деятельность Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами, определив и сформулировав основные структурные элементы правовой модели регулирования деятельности в области космических ресурсов, изложенные и упомянутые в проекте ключевых положений, который должен привести государства к консенсусу в их деятельности и подходе, связанных с освоением космоса
Проект положений по своей форме носит рекомендательный характер и содержит многочисленные отсылки на необходимость соответствия модели управления ресурсами космоса действующему международному космическому праву и его основополагающим принципам.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
Глава I. Международно-правовой режим использования природных ресурсов небесных тел. 8
1.1. Международно-правовые основы регулирования космической деятельности и концепция общего наследия человечества. 8
1.2. Принцип исследования и использования космического пространства на благо и в интересах всех государств. 20
1.3. Ответственность государств за деятельность в космическом пространстве юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией. 30
Глава II. Национальное законодательство и позиции государств в отношении режима использования природных ресурсов небесных тел. 42
2.1. Анализ закона США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. 42
2.2. Анализ закона Люксембурга об исследовании и использовании космических ресурсов 2017 г. 43
2.3. Международно-правовая позиция Российской Федерации к вопросу использования ресурсов небесных тел. 46
Глава III. Современные подходы к правовому регулированию исследования и использования ресурсов небесных тел. 50
3.1. Международно-правовой подход к определению понятия "космическое тело" и "космический ресурс". 50
3.2. Анализ деятельности Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами. 52
Заключение. 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
Использование природных ресурсов Луны и других небесных тел является одной из новых возможностей в развитии человечества. В нынешнее время Луна, и другие небесные тела, стали восприниматься как надежда на улучшение жизни на Земле и возможность освоения новых территорий и пространств как с научной, так и с экономической точек зрения. Небесные тела содержат в себе огромное количество природных ресурсов, которые могут быть использованы для производства энергии как на этих же телах, так и на Земле. Было подсчитано, что использование внеземных ресурсов в качестве источника энергии будет иметь не только огромное влияние на дальнейшее развитие человечества, но также предотвратит ряд проблем, которые имеют глобальный характер, такие как ограниченность Земных ресурсов и вытекающий из этого энергетический кризис.
Стоит отметить, что отечественные юристы-международники еще в 1970-х годах затрагивали вопросы исследования международно-правовых проблем освоения планет и других небесных тел и их природных ресурсов[1]. Профессора Г.П. Жуков и Ю.М. Колосов отмечали, что в будущем по мере эксплуатации природных ресурсов Луны и использования внеземного материала для сооружения обитаемых станций могут возникнуть сложности из-за возможности распространения основных космических соглашений на подобного рода деятельность.[2]
В настоящее время крупные космические договоры не содержат какой-либо конкретной нормы, касающееся внеземных ресурсов, таким образом не существует чёткого режима, регулирующего этот вопрос, который получил бы всеобщее признание государств. По мнению В.С. Верещетина, который подчеркивает особую роль и ответственность государств, а также сотрудничество между ними при проведении космической деятельности, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г. (далее – Договор по космосу)[3] не допускает участие в такой деятельности других акторов. Однако деятельность последних должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства[4].
Договор по космосу провозгласил космическое пространство и небесные тела открытыми для исследования и использования всеми государствами на основе равенства и в соответствии с международным правом[5].
Степень разработанности темы. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых позволяет сделать вывод о том, что международно-правовое регулирование исследования и использования природных ресурсов небесных тел является предметом обсуждения в научных кругах и в международных отношениях.
Большую помощь в работе над исследованием оказало изучение общетеоретических и специальных работ представителей советской и российской доктрины международного права А.Х. Абашидзе, Э.Г. Василевской, В.С. Верещетина, Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова, Е.А. Коровина, С.Б. Крылова, М.И. Лазарева, А.С. Пирадова, А.А. Рубанова, А.М. Солнцева, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушакова, Д.И. Фельдмана, И.А. Черных и др.
Автор также использовал работы известных иностранных специалистов в области международного космического права, таких как М. Герхарда, Г.М. Гоха, Р.С. Джакху, Ф. вон дер Дунка, А. Керреста, В. Мандля, И. Марбо, С. Маркизио, Т. Массон-Цван, Дж. Ноймана, Л. Дж. Смит, Ф. Тронкетти, М. Ферраццани, С. Хобэ, М. Хофманн, Б. Шмидт-Тедда, П. Штаббе, К.-У. Шрогля, Н. Ясентулиана и др.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие между субъектами международного права по поводу регулирования исследования и использования природных ресурсов небесных тел.
Предметом исследования являются международно-правовые и национально-правовые нормы, регулирующие исследование и использование природных ресурсов небесных тел.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа международных договоров, актов международных организаций, выявить теоретические и практические проблемы регулирования исследования и использования природных ресурсов небесных тел и предложить возможные правовые решения.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
комплексно проанализировать международно-правовые основы регулирования космической деятельности и концепцию общего наследия человечества;
определить понятия «исследования» и «использования» космического пространства на благо и в интересах всех государств;
определить ответственности государств за деятельность в космическом пространстве юридических лиц, находящихся под его юрисдикцией;
проанализировать закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г.;
проанализировать закон Люксембурга об исследовании и использовании космических ресурсов 2017 г.;
проанализировать международно-правовую позицию Российской Федерации к вопросу использования ресурсов небесных тел;
показать современные международно-правовые подходы к определению понятия "космическое тело" и "космический ресурс";
проанализировать деятельность Гаагской рабочей группы по управлению космическими ресурсами.
Теоретическая и практическая значимость работы. Выводы, полученные в результате, могут быть использованы при дальнейшем международно-правовом анализе регулирования исследования и использования природных ресурсов небесных тел.
Структура исследования обусловлена его целью и задачами и включает в себя введение, три главы, состоящие из восьми параграфов, заключение и список использованных документов и литературы.
[1] См. Василевская Э.Г. Правовые проблемы освоения Луны и планет. -М.: Наука, 1974. 129 с.; Верещетин B.C. Правовые вопросы исследования ресурсов Земли из космоса и перспективы международного сотрудничества в этой области. — В кн.: Космические исследования земных ресурсов. М., 1976. С. 366-375; Василевская Э.Г. Правовой статус природных ресурсов Луны и планет: (Проблемы и суждения). М.: Наука, 1978. 143 с.
[2] Международное космическое право / отв. ред. Г.П. Жуков, Ю.М. Колосов. - М: Международные отношения, 1999. - С. 80.
[3] Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. (вступил в силу 10 октября 1967 г.) // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017 / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. – С. 3–9.
[4] Кёльнский комментарий к космическому праву. Договор по космосу / под ред. С. Хоба, Б. Шмидта-Тедда, К.-У. Шрогля. Берлин: Берлинер Виссеншафтс-Ферлаг. 2017. С. 7.
[5] См. ст. 1 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. (вступил в силу 10 октября 1967 г.) // Международное космическое право: документы Организации Объединенных Наций. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2017 / Документ ООН ST/SPACE/61/Rev.2. – С. 3.
Отсутствие международно-правового регулирования добычи ресурсов на космических телах является фактором, замедляющим развитие деятельности в данной области. В настоящее время основные международные договоры, регулирующие отношения государств в области использования и исследования космического пространства не содержат какой-либо конкретной нормы, касающейся внеземных ресурсов, таким образом, не существует чёткого режима, регулирующего этот вопрос, который получил бы всеобщее признание государств. Проблемы, возникшие из-за отсутствия норм, отвечающим современным реалиям в международном праве ведут к разногласиям государств и разделению их на два блока: США, Люксембург, ОАЭ, Япония, которые создают национальные механизмы регулирования коммерциализации деятельности по добыче внеземных ресурсов, и блока государств, которые выступают против создания национальных норм, без всеобщего одобрения международного сообщества и создания единых норм международного права по регулированию данного вопроса.
Гаагская рабочая группа по управлению космическими ресурсами работает над проектом положений с учётом международно-правового опыта, специфики регулируемой космической деятельности, а также стратегических, экономических и технических реалии на момент разработки проекта, который в перспективе сможет урегулировать возникающие и уже возникшие вопросы по исследованию и использованию космических ресурсов, тем самым приостанавливая противостояние государств в области исследования и добычи ресурсов на Луне и других небесных телах.