СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА I. Биография Джона Эрнста Стейнбека. 6
1.1. Жизнь Джона Эрнста Стейнбека. 6
1.2. Характеристика эпохи Джона Эрнста Стейнбека. 8
ГЛАВА II. Путевые записки «Русский дневник». 11
1.1. Появление замысла создания книги «Русский дневник», включающей в себя иллюстративный материал. 11
1.2. Образ главного героя-фоторепортера в произведении «Русский дневник». Его восприятие действительности через фотографию. Его отношение к работе фоторепортером. 14
1.3. Отношение американского и советского общества к фотографии. Отношение правительства обеих стран к фотографии. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 24
ПРИЛОЖЕНИЕ.. 27
Знакомство с жизнью и культурой другого народа, особенностями его быта и установившимися традициями издавна интересовало людей. В русской и зарубежной литературе можно обнаружить множество произведений, посвященных путешествию по своей собственной стране или рассказывающих о жизни людей в самых далеких уголках планеты. Так, например, Александр Николаевич Радищев в тексте «Путешествие из Петербурга в Москву» повествует о положении дел в русских провинциальных городах конца XVIII века. Благодаря этому произведению высший класс смог узнать о трудностях крестьянской жизни и несовершенствах внутренней политики своего государства. В качестве другого примера можно привести памятник древнерусской литературы «Хождение за три моря», написанный тверским купцом Афанасием Никитиным и посвященный такой стране, как Индия. В этом произведении читатель узнает о политической структуре, торговле и сельском хозяйстве далекой для него страны с совершенно другим укладом жизни и традициями.
Формат путевых записок потерпел кардинальные изменения в связи с техническим развитием: в частности, благодаря появлению фотографии в начале XIX века. Писатели получили возможность подкрепить художественное слово наглядным иллюстративным материалом, на котором правда открывается взгляду и утверждается реальным. Одним из примеров произведения, где текст неразрывно связан с фотографией, можно считать травелог Джона Эрнста Стейнбека «Русский дневник», который был написан в результате путешествия американского писателя и фотографа Роберта Капы в СССР в 1947 году. Автор повествует об экономике, внутренней политике, социальной ситуации в Советском Союзе, а также подробно описывает внешний вид, характер и эмоциональное состояние советского народа, подкрепляя свои впечатления от увиденного иллюстративным материалом и тем самым позволяя читателям самостоятельно пережить происходящее на фотографиях.
Объект исследования – текст произведения Джона Эрнста Стейнбека «Русский дневник», включающий в себя фотографию, и непосредственно снимки, сделанные Робертом Капой во время поездки в СССР. В ходе работы рассматривались не только те фотографии, которые были опубликованы при издательстве книги, но и те, которые не были пропущены советским правительством при выезде Стейнбека и Капы из страны, что помогает проанализировать отношение разных стран и народов к такому техническому изобретению, как фотография.
Выбранная тема данной курсовой работы является актуальной, так как мало русскоязычных исследований посвящено именно взаимодействию текста и фотографии в таком произведении, как «Русский дневник» Джона Эрнста Стейнбека. Кроме того, рассмотрение особенностей восприятия советским и американским народами фотографии и анализ различного отношения правительств двух разных стран к данному изобретению может послужить исследовательским полем для дальнейшего ознакомления с самобытной культурой и мышлением таких стран, как СССР и США, с точки зрения научно-технического прогресса.
Основной целью работы является исследование взаимодействия художественного слова и фотографии в произведении «Русский дневник» Джона Эрнста Стейнбека, а также изучение отношения людей к работе фоторепортера и непосредственно к самой фотографии.
Сформулированная цель предусматривает постановку и решение
следующих задач:
Материалом исследования является текст произведения «A Russian Journal» Джона Эрнста Стейнбека («Русский дневник» в переводе Кручина Евгения Николаевича).
В данной работе был проведен анализ образа фоторепортера в путевых заметках Джона Стейнбека «Русский дневник», и в ходе исследования были сделаны следующие выводы:
Таким образом, Джон Эрнст Стейнбек в произведении «Русский дневник» по-разному раскрывает образ фоторепортера: с одной стороны, после личного наблюдения за работой Роберта Капы писатель выделяет определенные черты стиля, характерные отчасти для всех снимков, привезенных фоторепортером из поездки в СССР. С другой стороны, в произведении «Русский дневник» показано, как советский и американский народ и правительства двух этих стран относятся к фотографии, что делает образ фоторепортера более многогранным.