Кемерово 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
Глава I. Основные принципы, стратегические ориентиры и этапы формирования внешней политики Республики Азербайджан. 5
Глава II. Азербайджан в региональной системе международных отношений. 12
2.1. Политика Азербайджана по решению Карабахский проблемы.. 13
2.2. Развитие отношений Республики Азербайджан с Турцией, Ираном и Грузией. 19
Глава III. Азербайджано-российские отношения. 41
Глава IV. Западное направление внешней политики Республики Азербайджан. 56
4.1. Отношения Республики Азербайджан и США.. 56
4.2. Отношения Республики Азербайджан и ЕС.. 60
Заключение. 66
Список источников и литературы.. 66
Приложения. 78
Актуальность темы.
С распадом СССР в системе международных отношений произошли серьезные изменения, возникли совершенно новые политические реалии. Новые государства, возникшие на территории бывшего СССР, начали проводить внешнюю политику, направленную на обеспечение своих национальных интересов путем интеграции в систему международных отношений. Это привело к новой геополитической ситуации в мире.
Одной из основных задач Азербайджанской Республики, которая после обретения независимости занимает очень выгодное геополитическое положение, было обеспечение своих национальных интересов по защите независимости, суверенитета и территориальной целостности страны в пределах ее международно признанных границ и безопасности.
Объектом исследования выступает Республика Азербайджан в системе международных отношений.
Предмет исследования - внешняя политика государства в системе международных отношений.
Целью исследования является комплексный анализ эволюции внешней политики Азербайджана.
Задачи исследования:
- выявить основные принципы, стратегические ориентиры и этапы формирования внешней политики Республики Азербайджан;
- проанализировать политику Азербайджана по решению Карабахский проблемы;
- рассмотреть основные этапы и проблемы развития отношений Республики Азербайджан с соседями по южно-кавказскому региону (Турцией, Ираном и Грузией), Россией, США и ЕС.
Хронологические рамки: с 1991 года по настоящее время. Данный период выбран в связи с образованием Республики Азербайджан как самостоятельного актора на международной арене.
В ходе работы над темой с применением проблемно-хронологического подхода были использованы сравнительно-исторический и историко-генетический методы исследования.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам по целям и задачам, поставленным во Введении:
За 30 лет независимого существования внешняя политика РА прошла путь от стартового для нее национального унижения в Карабахе до статуса самой благополучной и сильной страны Закавказья. Этого удалось добиться в опоре на принцип многовекторности внешней политики и грамотно выстроенную систему внешнеполитических приоритетов, в основу которой было положено стремление к решению Карабахской проблемы.
Основными целями внешней политики Республики Азербайджан является урегулирование армяно-азербайджанского конфликта, расширение сотрудничества с международными организациями, сохранение приверженности национальным духовным и религиозным ценностям, завершение проектов TANAP и TAP, работ по транспортным коридорам Восток - Запад, Север - Юг. Среди основных направлений обеспечения безопасности Азербайджана во внешней политике на первом месте стоит восстановление территориальной целостности, и только далее - сотрудничество с международными организациями, с «региональными государствами»
Азербайджанской дипломатии удалось сформировать выгодную для разрешения Карабахской проблемы региональную СМО на Южном Кавказе путем налаживания многостороннего регионального сотрудничества с Грузией, Ираном, и военно-политического сотрудничества Турцией, изолировав Ереван на региональном уровне.
Азербайджан пытается проводить многовекторную политику и балансировать между различными региональными и мировыми игроками. Сбалансированность и прагматизм являются краеугольными камнями во внешней политике республики. Значимой является и попытка доминирования на Южном Кавказе, в первую очередь за счет использования своего взаимодействия с Турцией и сбалансированных отношений с Москвой. На данный момент Азербайджан является одним из пяти государств постсоветского пространства, которое в наибольшей степени подвергалось и подвергается влиянию Турецкой Республики. В частности, наблюдается усиление турецкого влияния на внешнеполитический курс Азербайджана, что связано с активной политикой Анкары по использованию «мягкой силы» в отношении своих партнеров по «тюркскому миру». Особого внимания в этом контексте заслуживают инфраструктурные коридоры по линии Азербайджан - Турция через Грузию.
Для укрепления международного баланса Баку пытается усиливать восточное направление сотрудничества. Например, с Ираном Азербайджан сегодня старается выстраивать сотрудничество вопреки внерегиональному влиянию, исходя из собственных интересов по концентрации на себе потоков по линии Восток - Запад и Север - Юг.
Азербайджанской дипломатии удалось также обеспечить внерегиональные условия для усиления позиций Баку на международной арене (РФ, ЕС, CША) и, в особенности, по принципу территориальной целостности Азербайджана на в Карабахском вопросе с точки зрения международного права.
Несмотря на центробежные тенденции на постсоветском пространстве и особенности внешнеполитического курса Азербайджана, в т. ч. в контексте противостояния с Арменией, Баку удается поддерживать стратегические отношения с Москвой. Это связано с партнерско-дружескими отношениями между руководством двух стран, историей семьи Алиевых, а также тесным экономическим и этническим (диаспоральным) взаимодействием между народами России и Азербайджана. Значимой проблемой во взаимодействии Москвы и Баку остается фактор нерешенной карабахской проблемы. Очевидно, что со временем могут сыграть свою негативную роль и усилившееся взаимодействие Азербайджана с НАТО, сложное взаимодействие с ОДКБ, а также усиливающееся турецкое влияние, которое уже начинает проявляться на уровне элиты.
На наш взгляд, Баку всячески избегает участи вассала США, ЕС и Турции, отстаивая взаимоотношения с ними на уровне взаимовыгодного партнерства. Поэтому, в обозримой перспективе Азербайджан сможет сохранить за собой статус относительно самостоятельного субъекта МО, если сможет и далее умело использовать внешний фактор и принцип многовекторности для достижения своих целей. Несмотря на то, что Азербайджан в своей внешней политике усиливает сотрудничество с НАТО и ЕС, государство сохраняет возможность расширения направлений сотрудничества с другими государствами, а также укрепляет способности по реализации интересов и ценностей как в регионе, так и в мире.