Оглавление
Введение……………………………………………………………………… |
4 |
Глава 1. Теоретические основы проблемы организации проектной деятельности в начальной школе |
8 |
1.1. Понятие проектной деятельности в психолого-педагогической литературе |
8 |
1.2. Возможности внеурочной деятельности в организации проектной деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной школе |
11 |
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации проектной деятельности в начальной школе |
19 |
2.1. Диагностика уровня знаний по литературному чтению в начальной школе |
19 |
2.2. Содержание работы по организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе |
29 |
2.3. Результаты исследования |
36 |
Заключение |
44 |
Список используемой литературы ………………………………………… |
46 |
Приложение А Количественные результаты по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента……………………………………… |
49 |
Приложение Б Количественные результаты контрольного среза состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах |
51 |
Приложение В Перспективное планирование……………………………... |
53 |
Приложение Г Конспекты занятий…………………………………………. |
56 |
В современном мире информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, и у школьников появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала.
Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.
В связи с этим школе необходимо искать новые способы и формы обучения современных детей.
Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно необходимые, личностно значимые, требуется постановка проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему предстоит применить полученные знания и умения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит методу учебного проекта.
Наиболее эффективной технологией для этого является введение проектной деятельности.
Анализ практики показывает, что некоторые учителя не осознают в полной мере полезность данного вида деятельности, а, следовательно, не желают отступать от консервативных методов обучения и воспитания, что может привести к различного рода проблемам, начиная со снижения мотивации учащихся к обучению и заканчивая отсталостью уровня знаний учащихся от современных требований.
Большинство источников определяют проектную деятельность как форму организации совместной деятельности обучающихся, а также совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели [9].
Формирование у детей младшего школьного возраста знаний по литературному чтению посредством проектной деятельности является объектом большого числа исследований отечественных и зарубежных ученых.
В настоящее время актуализируется необходимость организации проектной деятельности обучающихся.
На основании вышесказанного представляется актуальным изучить тему организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе.
Отметим, что огромное влияние на приобретение детьми младшего школьного возраста знаний по литературному чтению оказывает проектная деятельность.
В последнее время область применения метода проектов существенно расширилась, и она набирает популярность и у педагогов начального образования.
Однако практики использования проектной деятельности как средства формирования у детей младшего школьного возраста знаний по литературному чтению недостаточно.
Нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста знаний по литературному чтению и недостаточным использованием проектной деятельности в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: какова возможность приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по литературному чтению посредством проектной деятельности?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Организация проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе».
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность формирования у детей младшего школьного возраста знаний по литературному чтению посредством проектной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по литературному чтению.
Гипотеза исследования: процесс приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по литературному чтению посредством проектной деятельности будет эффективен, если:
Поставленная цель обусловила выбор задач, которые необходимо решить в процессе исследования.
Задачи исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и
контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе может быть использовано в образовательном процессе школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №6 г. Жигулёвска.
В данном исследовании испытуемые – 40 детей в возрасте 7-8 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (31 источник) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 10 рисунками.
Проведенное исследование позволило установить, что одной из особенностей младшего школьного возраста является то, что дети лучше усваивают причинно-следственные связи в практической деятельности.
По этой причине одним из эффективных методов обучения детей младшего школьного возраста становится проектная деятельность. Проектную деятельность И.В. Штанько рекомендует использовать в основном в работе с младшими школьниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении является одной из обязательных составляющих отечественной общеобразовательной системы. Внеурочная деятельность включает в себя работу разнообразных объединений (творческих, спортивных, интеллектуальных), проведение разного рода мероприятий (экскурсии, походы и т.д.). Все они направлены на всестороннее и комплексное решение образовательных целей и задач. Задача педагога в организации проектной деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной школе заключается в том, чтобы организованная внеурочная деятельность не была оторвана от окружающей действительности и изолирована от интересов общества и ребенка. Таким образом, правильно организованная внеурочная деятельность по организации проектной деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной школе, является мощнейшим способом формирования личности учащихся. Значимость внеурочной деятельности по организации проектной деятельности обучающихся по литературному чтению в начальной школе доказывается и тем, что она организуется не по желанию родителей или педагога, а включается в основной учебный план и находится в тесном взаимодействии с общими образовательными целями и
задачами.
На этапе констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем знаний по литературному чтению 45% детей, средним 55%, высокого уровня не выявлено. В контрольной группе выявлено, что 45% детей обладает низким уровнем, у 55% детей был выявлен средний уровень и высокого уровня не выявлено. Полученные результаты исследования обосновали необходимость проведения работы по организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе. Нами установлено и экспериментально проверено, что процесс приобретения детьми младшего школьного возраста знаний по литературному чтению посредством проектной деятельности будет эффективен, если:
Посредством повторной диагностики (контрольным срезом) было выявлено, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня упал до 20%, когда на констатирующем этапе он составлял 45%. Средний уровень возрос с 55% до 70%, высокий с 0% до 10%, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дела обстоят в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 45% (45% констатирующий этап). Средний уровень 55% (было также 55%). Других изменений не наблюдается. Наблюдаемые изменения не существенны в сравнении с изменениями в экспериментальной группе.
Анализ результатов показал, что используемые средства по организации проектной деятельности обучающихся через внеурочную деятельность по литературному чтению в начальной школе являются эффективным.