Работа 2021 года
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................... 2
Глава 1.Организация и структура системы управления водными ресурсами РФ............................................................................................ 4
Глава 2. Законодательное обеспечение системы управления водными ресурсами в РФ....................................................................................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................... 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 34
Актуальность темы курсовой работы обусловлена необходимостью внедрения общественного мониторинга водных ресурсов в государственную систему управления водными ресурсами. Необходимость обеспечение сбалансированности взаимодействия всех уровней государственной власти, органы местного самоуправления в решении проблем владения, пользование и распоряжение водных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В существующей системе управления водными ресурсами отсутствует взаимодействие всех участников водного сектора, включая все виды деятельности, так как деятельность государственного мониторинга, контроля и надзора также осуществляется различными ведомствами, что не позволяет получить достоверные данные о водных ресурсах из определенного района бассейна и на всей территории Российской Федерации. Законодательное обеспечение не дает возможности сформировать полное представление о реальности состояния водных объектов, соответственно, не работает конституционное право на чистую воду, доступность информации о качестве воды в публичном пространстве отсутствует. Развитие территории в комплексе без взаимодействия всех участников на одном сайте в рамках управления водными ресурсами не учитывает интересы всех и не дает возможности для рационального использования стратегически важного ресурса как вода.
Анализ и исследование современной системы управления показывает необходимость включения общественного мониторинга, рабочих групп, исследовательских институтов в управление водными ресурсами. Внедрение интегрированного управления водными ресурсами при наличии общественного мониторинга на территории региона предполагает публичность данных, результатов исследований, ответственных за определенный участок водного объекта, на основании которых можно будет исключить случаи серьезное загрязнение водоемов, необходимо, чтобы скоординировать интересы различных отраслей и уровни иерархии водопользования, привлечь все заинтересованные стороны в процесс принятия решений, содействовать эффективному использованию водных, земельных и других природных ресурсов в интересах устойчивого обеспечение потребностей природы и общества в качественной воде [1].
Цель исследования: оценить эффективность российской системы управления водными ресурсами.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
Объект исследования – система управления водными ресурсами РФ.
Предмет исследования – социально-экономические отношения формирующиеся в процессе развития системы управления водными ресурсами РФ.
В качестве методов исследования использовались сравнительный анализ, классификация и другие методы.
Водные ресурсы – очень ценное богатство, которым располагает Россия. Большие запасы пресной воды позволяют сегодня обеспечивать население и городские инфраструктуры, снабжать сельскохозяйственную и промышленную отрасль необходимыми для прогрессивного развития ресурсами. Можно сказать, что от состояния водных ресурсов и их способности удовлетворять потребности государства в значительной степени зависит социально-экономическое развитие российского общества.
Поэтому сегодня обеспечение рационального природопользования является важной стратегической задачей, признанной на высшем федеральном уровне. После хозяйственного упадка, вызванного разрушением командной системы, усилиями действующего правительства было создано новое водное хозяйство государства и налажено его относительно стабильное функционирование.
Однако это не значит, что удалось решить все проблемы функционирования водного хозяйства, с которыми сталкивается данная отрасль природопользования на современном этапе. Анализ состояния водных ресурсов, эффективности их использования, безопасности водных объектов внушает серьезные опасения.
Обозначим основные проблемы российского водного хозяйства, выявленные в ходе проведенного исследования:
Эти данные позволяют сделать вывод о том, что система водного хозяйства не может сегодня обеспечить рациональное водопользование, и мы уже сегодня сталкиваемся с тяжелыми последствиями сложившейся ситуации. Пресная вода, запасы которой ограничены, расходуется нерационально, в засушливых регионах все сильнее проявляются дефициты воды, плохо работает система предотвращения водных катастроф; это является причиной большого материального ущерба и дополнительных экономических затрат на восстановление разрушенных объектов инфраструктуры.
Система существующего водного законодательства представлена Водным кодексом РФ и множеством смежных законов, регулирующих те или иные аспекты водных отношений. Нормативно-правовая база водного хозяйства совершенствуется и в настоящее время.
Эксперты прогнозируют, что потребность в воде российской хозяйственной системы значительно вырастет уже в ближайшие годы. Проблемы, обозначенные выше, требуют немедленного решения уже сегодня. Только в этом случае можно рассчитывать на сохранение высокого уровня обеспеченности населения нашей страны пресной водой, стабильные показатели функционирования хозяйственной системы государства и удовлетворительное экологическое состояние водоемов[1].
[1] Лебедева А. Н., Лаврик О. Л. Природоохранное законодательство развитых стран: Аналитический обзор. Новосибирск: 1992.